Организационная структура управления
По данному разделу студент должен изучить:
- организационную структуру управления деятельностью предприятия с учетом его организационно-правовой формы;
- характер организационных отношений между структурными подразделениями;
- компоненты организационной структуры: линейные подразделения (управление основным производством), функциональные структурные подразделения (совещательные функции и функциональные полномочия), обеспечивающие структурные подразделения;
- методы, применяемые на предприятии для совершенствования и поощрения организационных структур управления на каждом уровне;
- структуру и функции аппарата управления предприятия;
- регламентацию деятельности структурных подразделений, их внутреннюю структуру, связи с другими структурными подразделениями.
Управление персоналом
Исследовать состояние деятельности организации в области управления персоналом, особое внимание, обратив на следующие составляющие:
- структура службы управления персоналом, ее задачи и функции;
- принципы, методы и критерии подбора персонала;
- анализ должностных инструкций (должностная инструкция практиканта, сотрудников отдела и т.д., оценить соответствие должностных инструкций рабочему месту);
- наличие системы профессиональной подготовки и обучения персонала, алгоритм и методы профессиональной подготовки;
- система аттестации персонала и ее формы (периодичность, формализованность, уровень эффективности);
- система мотивирования персонала (административные, экономические и социальные методы).
Управление маркетингом
Исследовать состояние маркетинговой деятельности и оценить уровень организации маркетинга базы практики по следующим направлениям:
- макро- и микросреда организации;
- конкурентная среда организации;
- ассортиментное предложение товаров и(или) услуг со стороны организации, тенденции сбыта в различных сегментах рынка;
- стимулирование продаж: реклама, персональные продажи, PR-программы, стимулирование закупок и продавцов продукции;
- организационная структура маркетингового подразделения (департамента, отдела, бюро);
- состав и содержание реально выполняемых функций маркетинга и место маркетингового подразделения в системе управления.
Экономические службы и финансовое состояние предприятия
Данный раздел включает следующие составляющие:
- описание содержания финансовой работы на предприятии, выявление существующих проблем;
- выяснение места финансово-экономической службы в системе управления и определение ее организационной структуры;
- выявление существующих взаимосвязей финансово-экономической службы с другими структурными подразделениями организации;
- анализ и оценка финансового состояния предприятия: активов, источников средств, финансовой устойчивости, ликвидности предприятия, деловой активности, финансовых результатов, рентабельности деятельности;
- анализ и оценка состояния и методов финансового планирования на предприятии (методы годового и оперативного финансового планирования, бюджетирование и степень его внедрения, финансовый раздел бизнес-плана, внутрифирменное финансовое планирование).
SWOT-анализ предприятия
Завершающим этапом практики является выполнение SWOT-анализа предприятии (организации). При выполнении данной задачи рекомендуется использовать следующие методические указания.
Внешняя среда, в которой приходится действовать российским компаниям, становится качественно иной: обострение конкурентной борьбы на насыщенном рынке ведет к повышению степени его неопределенности, а значит, появляются непредсказуемые факторы риска. Очевидно, что и приоритеты управления смещаются при этом в область управления изменениями (управления организационным развитием). Неожиданные изменения во внешней среде, требующие быстрой и адекватной реакции компании для поддержания и усиления своей конкурентоспособности, обостряют интерес к проблемам стратегического управления. Его сущность заключается в постоянном пересмотре ответов на следующие вопросы:
- где сейчас находится организация;
- в каком направлении она должна развиваться в будущем;
- как она собирается попасть в то положение, где ее хочет видеть руководство.
Даже для упрощенных вариантов данного контура, необходима постановка следующего управленческого цикла:
- мониторинг и анализ факторов внешней и внутренней среды,
- выработка решения и моделирование будущего состояния компании,
- разработка стратегического плана,
- контроль реализации и выработка регулирующих воздействий при отклонении от намеченных показателей
Как основной инструмент регулярного стратегического управления многие компании выбирают матрицу «качественного» стратегического анализа, которую еще называют матрицей SWOT (аббревиатура начальных букв английских слов: Strengths - силы; Weaknesses - слабости; Opportunities - возможности; Threats - угрозы)
Методология построения матрицы первичного стратегического анализа заключается в том, что сначала весь мир делится на две части — внешнюю среду и внутреннюю (саму компанию), а затем события в каждой из этих частей - на благоприятные и неблагоприятные:
· Внешняя - Внутренняя
· Сила - Слабость,
· Возможности - Угрозы
Аналитическое резюме
В ходе разработки аналитического резюме следует:
- проанализировать и обобщить результаты изучения деятельности организации и ее системы управления;
- выявить и предложить основные направления устранения имеющихся недостатков;
- представить рекомендации по совершенствованию системы управления, нормализации, рационализации и повышению эффективности деятельности организации как системы в целом и отдельных ее элементов.
Основными источниками информации для выполнения указанных заданий являются:
- положения, инструкции, методики, другие нормативные документы, разработанные предприятием;
- данные оперативного и бухгалтерского учета;
- ежеквартальная финансовая отчетность предприятия;
- другие виды отчетности предприятия;
- работники предприятий, их опыт.
Результаты выполнения заданий 1 – 5 ложатся в основу отчета студента о прохождении производственной практики.
Руководителем практики от кафедры могут быть внесены изменения и дополнения в задания в зависимости от особенностей организации – базы практики.