Менеджмент, основанный на управлении стоимостью предприятия. VBM-подход
Принципы формирования долгосрочной финансовой устойчивости предприятия
Финансовая устойчивость предприятия — состояние, распределение и использование финансовых ресурсов, обеспечивающие развитие предприятия на основе роста прибыли и капитала при сохранении платежеспособности в условиях допустимого риска.
Финансовая устойчивость определяется исходя из соотношения разных видов источников финансирования и его соответствия составу активов. Знание предельных границ изменения источников средств для покрытия вложений капитала в основные средства или производственные запасы позволяет генерировать направления хозяйственных операций, способствующие улучшению финансового состояния и повышению устойчивости предприятия.
Финансово устойчивым является хозяйствующий субъект, который за счет собственных средств покрывает средства, вложенные в активы, не допускает неоправданной дебиторской и кредиторской задолженности и расплачивается в срок по своим обязательствам.
При управлении финансовой устойчивостью необходимо использовать следующие основные
важнейшие принципы: принцип реальной оценки стоимости предприятия и его активов, а также при-нцип целеполагания.
Принцип реальной оценки стоимости пред-приятия и его активов основывается на понимании
реальной стоимости как суммы денежных средств, которую можно выручить от продажи предприятия в целом или его активов в течение ограниченногопериода времени (срока экспозиции). При этом необходимо учитывать, что бухгалтерский учет активов и обязательств предприятия, основанный на методе фактических затрат, не всегда обеспечивает достоверную оценку реальной стоимости, так как за время владения активами их реальная стоимость может существенно измениться по сравнению с их стоимостью на момент постановки актива на учет.Вторым основным принципом, используемым при анализе финансовой устойчивости предприятия, является принцип целеполагания и определения приоритетов его финансовой устойчивости. Процедура целеполагания основана на принципе целенаправленности и означает ориентацию всей деятель-ности предприятия на достижение программных стратегических целей. Для этого на основе анализа состояния финансовой устойчивости формируется упорядоченная структура будущей деятельности,
и строится ее функциональная характеристика.
Менеджмент, основанный на управлении стоимостью предприятия. VBM-подход
Концепция управления стоимостью компании (Value-Based Management, VBM) – это построение системы оценки результатов деятельности на основе стоимости и выстраивание по этому интегрированному показателю рычагов управления. VBM ориентирует топ-менеджмент на максимизацию рыночной стоимости предприятия. Стоимость же предприятия определяется ее дисконтированными будущими свободными денежными потоками. Принципиальным различием по сравнению с классической концепцией управления является ориентация на стоимость предприятия, а не на текущую прибыль. Согласно концепции VBM, классические бухгалтерские критерии оценки деятельности компании неэффективны.
Для того чтобы менеджмент имел возможность управлять стоимостью и устанавливать показатели эффективности для персонала необходим стоимостной показатель на уровне фирмы. Условно показатели стоимости можно разделить на 2 уровня. Показатели первого уровня рассчитываются на рыночной базе и показывают, произошло ли приращение стоимости за анализируемый период или нет. Их можно использовать только для публичных компаний. К таким показателям относятся: общая акционерная рентабельность (TSR, total shareholder return) и рыночная добавленная стоимость (MVA, market value added). Показатели второго уровня рассчитываются на базе балансовой стоимости и/или денежных потоков и также показывают, произошло ли приращение стоимости за анализируемый период или нет. К таким показателям относятся: остаточная прибыль (RI, residual income), экономическая добавленная стоимость (EVA, economic value added), добавленная акционерная стоимость (SVA, shareholder value added) и денежная добавленная стоимость (CVA, cash value added).
Общая акционерная рентабельность (TSR)
Показатель TSR показывает доходность, которую получает акционер компании за все время владения акциями, если он реинвестирует полученные дивиденды. Показатель может также рассчитываться за определенный период.
Рыночная добавленная стоимость (MVA)
Показатель MVA рассчитывается как разница между рыночной капитализацией и балансовой стоимостью собственного капитала или как разница стоимости предприятия (рыночная капитализация + чистый долг) и инвестированным капиталом (балансовое значение собственного капитала + балансовое значение заемного капитала).
Экономическая добавленная стоимость или экономическая прибыль рассчитывается как разница между чистой операционной прибылью после налогообложения (NOPAT) и суммой расходов на обслуживание капитала компании (IC*WACC), или как разница между рентабельностью инвестированного капитала (ROIC) и средневзвешенной стоимостью капитала (WACC), умноженная на инвестированный капитал (IC). Показатель SVA был предложен Раппапортом в 1986 году и рассчитывается как сумма приведенной стоимости (PV) чистого денежного потока (NCF) и разницы между приведенными стоимостями (PV) остаточных ценностей, определенных на конец и начало прогнозного года (Волков, 2005).
Денежная добавленная стоимость (CVA).
Показатель был предложен консалтинговой компанией Boston Consulting Group в 1996 году и рассчитывается как разница между чистым денежным потоком до процентных расходов (CFBI) и произведением чистых активов по первоначальной стоимости (NA) и средневзвешенной стоимости капитала (WACC).