Ключевые факторы в управлении стоимостью.

Стоимость компании определяется ее дисконтированными будущими денежными потоками, и новая стоимость создается лишь тогда, когда компании получают такую отдачу от инвестированного капитала, которая превышает затраты на привлечение капитала.

Управление стоимостью играет решающую роль в организационных преобразованиях, поскольку в нем соблюдаются четыре ключевых принципа.

1. Эффективность — это главная цель. Управление стоимостью помогает определять конкретные задачи финансовой деятельности, которые компаниям следует перед собой ставить.

2. Стратегия и структура по-прежнему важны. Управление стоимостью помогает компаниям выбрать одну из альтернативных стратегий и оценить ресурсы, необходимые для реализации намеченных стратегических планов.

3. Рабочие группы представляют собой основные структурные элементы организации. Им нужны четкие целевые нормативы эффективности и правильные показатели для ее измерения. Управление стоимостью помогает компаниям вырабатывать эти нормативы и показатели.

4. Очень важно определить зоны особого внимания. А это требует компромиссов. Выявляя ключевые факторы стоимости, управление стоимостью создает основу для нахождения правильных компромиссов между конкурирующими целями компании.

Управление стоимостью вернее всего понимать как союз стоимостного мышления и управленческих процессов и систем, необходимых для перевода этого мышления на язык конкретных действий. Одной из этих составляющих явно недостаточно для успеха. Только в совокупности они могут принести заметный и устойчивый положительный результат.

6. Средневзвешенная стоимость капитала: расчет, интерпретация результата.

Общая цена капитала представляет собой среднее значение цен каждого источника, в общей сумме капитала. Показатель характеризует относительный уровень общей суммы расходов по обеспечению каждого источника финансирования и представляет собой средневзвешенную стоимость капитала.

WАСС = ∑ Ki x Ci

WАСС – средневзвешенная стоимость капитала.

Ki – удельный вес i-го источника средств в общей величине капитала.

Ci – стоимость i-го источника средств. Экономический смысл данного показателя состоит в том, что предприятие может принимать любые решения в рамках осуществления основной деятельности, реализовывать любые инвестиционные проекты, если уровень их рентабельности превышает текущее значение показателя – средневзвешенная цена капитала.

Может ли фирма неограниченно привлекать капитал при сохранении его прежней средневзвешенной цены? Нет, по мере увеличения потребности в дополнительном капитале, его стоимость будет возрастать. В этой связи, важное значение для финансового менеджера имеет предельная, или маржинальная, стоимость капитала, под ней понимают издержки на привлечение его дополнительной единицы.

До определенных границ предельная стоимость дополнительно привлекаемой единицы капитала, независимо от его источника, будет равна величине WACC.

7. Гудвилл: трактовка, оценка, отражение в отчетности.

В специальной литературе по бухгалтерскому учету и финансовому анализу термины «деловая репутация организации» или «гудвилл» подразумеваются как синонимы и представляют собой русскоязычные аналоги используемого в английском языке понятия «goodwill». Что касается отечественных нормативных документов, то в них используется понятие «деловая репутация» (см., например, ПБУ 14/2000 «Учет нематериальных активов»). Термин «деловая репутация» используется также в ряде статей ГК РФ.

Применительно к бизнесугудвилл - это положительное отношение потребителя товаров или услуг к их производителю, обусловленное высоким качеством предлагаемых товаров (услуг), удобным месторасположением предприятия, качественным обслуживанием.

В приложении к конкретном предприятию принято выделять два вида гудвилла – внутренне созданный и приобретенный.

Любое спешно функционирующее предприятие должно иметь положительный внутренний гудвилл. Он не приводится в балансе, но отражается в рыночной цене ценных бумаг предприятия. Отрицательный гудвилл означает неудовлетворительную оценку деятельности топ-менеджеров предприятия.

Любая оценка гудвилла является условной до тех тор пока не будет осуществлена операция купли-продажи предприятия в целом; если предприятие не продается, то присущий ему внутренне созданный гудвилл может быть оценен только приблизительно.

Подход к оценке стоимости с ориентацией на затраты практически не применим к гудвиллу, так как затраты, связанные с его созданием и наращением практически невозможно идентифицировать. Приобретая акцию конкретного предприятия, отражая эту операцию на балансе как финансовый актив, инвестор платит стоимостную оценку доли чистых активов предприятия и его гудвилла, который нарабатывался предприятием годами, т.е. здесь имеет место косвенное отражение ранее созданного гудвилла. Чтобы воспользоваться доходным подходом следует оценить величину гудвилла, исходя из оценки его влияния на изменение дохода предприятия. Более реалистична следующая формула, согласно которой величина гудвилла находится как разность между стоимостью предприятия (рыночная капитализация) и величиной чистых активов в рыночной оценке.

Нахождение стоимости чистых активов предприятия в рыночной оценке сопряжено с определенными сложностями, поскольку величина чистых активов – в значительной степени субъективна. Это обусловлено следующими обстоятельствами:

1. если расчет ведется по отчетному балансу, то величина чистых активов, как правило, занижена из-за использования в балансе исторических цен, которые чаще всего ниже текущих рыночных цен;

2. если расчет ведется по ликвидационному балансу, то условность расчета предопределяется условностью рыночных ликвидационных цен; кроме того, если речь идет о ликвидируемом предприятии, то величина чистых активов может быть рассчитана на начало ликвидационного периода как оценка денежных[ средств, которые достанутся собственникам, т.е. будут распределены между ними согласно участию в уставном капитале;

В практическом плане стоимость чистых активов предприятия в рыночной оценке определяется как разность между рыночной оценкой активов предприятия и задолженностью предприятия перед сторонними лицами.

Под первым слагаемым подразумевается справедливая стоимость активов предприятия. В практическом плане она рассчитывается как комбинация рыночных оценок для активов, по которым существует рынок, и оценок, предоставленных профессиональными оценщиками для прочих активов, либо как оценка профессиональных оценщиков для всех активов. Второе слагаемое – это долгосрочная и краткосрочная кредиторские задолженности, определенные и зафиксированные в учете.

Методологически возможен один из четырех вариантов трактовки приобретенного гудвилла и его отражения в учете и отчетности:

1.Гудвилл должен капитализироваться, но он не подлежит амортизации. Невозможно предложить разумную схему амортизационных отчислений гудвилла. Кроме того, если исходить из стандартного принципа непрерывно действующего предприятия, то гудвилл должен не уменьшаться, а расти. В подобном случае любая амортизация будет выглядеть искусственной.

2.Гудвилл капитализируется, т.е. показывается в балансе как долгосрочный актив и амортизируется. Любой актив отражается в балансе только если он генерирует доходы в будущем. Согласно принципам бухгалтерского учета при расчете прибыли за отчетный период необходимо соотнести полученные доходы с затратами, понесенными на генерирование этих доходов, поэтому в составе этих затрат должна быть представлена часть, относящаяся к гудвиллу, как одному из факторов полученных доходов, т.е. следует предложить схему амортизации гудвилла и воспользоваться ею. Что касается вновь появившегося гудвилла, связанного с функционированием купленного предприятия, то он постепенно вытесняет «старый» гудвилл, должен трактоваться как внутренне созданный и не может отражаться на балансе. «Старый» гудвилл амортизируется, а «новый» постепенно формируется и проявляется только в текущих котировках акций и в случае перепродажи купленного предприятия.

3.Гудвилл трактуется как расходы текущего периода и подлежит немедленному списанию. Гудвилл вряд ли можно трактовать как полноценный актив, так как он не имеет материальной основы, его нельзя продать по частям, его оценка все время колеблется и нельзя с уверенностью сказать, какая ее часть может быть отнесена на затраты в очередном отчетном периоде. Поэтому его проще списать на затраты или уменьшение ранее сделанных резервов, например, нераспределенной прибыли.

4.Гудвилл, как специфический фактор уменьшения капитала собственников, предполагает его немедленное списание за счет добавочного капитала.

Таким образом, гудвилл – это важная рыночная категория, но в отличие от других активов предприятия обладает специфическими рассмотренными выше особенностями.

Наши рекомендации