Построение экономических прогнозов в системе управления риском
Прогнозирование – это научное предвидение вероятных изменений в будущем, в развитии определенных процессов, явлений, суждения об альтернативных путях, методах и сроках достижения тех или иных состояний экономической системы. Составной частью построения любых экономических прогнозов является комплексный анализ перспектив развития организации. Он предполагает оценку:рынка деятельности и тенденций его развития;макроэкономической среды;объективного положения и возможностей организации;факторов, способных препятствовать развитию организации.Исходя из результатов такого анализа, менеджмент способен:1) разработать несколько сценариев развития событий (оптимистический, пессимистический, реальный), тем самым повысить готовность как к благоприятным возможностям, так и к опасностям, эффективно приспособить деятельность к окружающим условиям;2) внутренне скоординировать работу структурных подразделений, достичь эффективной интеграции всех реализуемых операций;3) учитывая прошлый опыт, правильно оценивать текущие процессы и с учетом этого определять рациональные направления вложения капитала.
Привлекая широкий спектр аналитической информации, экономическое прогнозирование значительно уменьшает риск выбора и реализации неэффективного решения, содействует повышению готовности организации к изменениям рыночной ситуации. Одновременно в процессе разработки экономических прогнозов происходит снятие неопределенности, связанной с субъективными оценками руководителя.
18. Понятие и основные направления диверсификации риска.Диверсификация (лат.) – «разный» и «делаю», т.е. достижение разнообразия. Основными направлениями диверсификации в системе риск-менеджмента являются:1. Диверсификация деятельности – ее осуществление в различных сферах, где определяющими являются разные экономические, политические, культурные условия. Тогда негативные процессы в одной из сфер не приведут организацию к краху, а будут компенсированы за счет расширения масштабов деятельности в других сферах.2. Распределение риска между фирмами-участниками осуществления проекта (поставщиками, транспортными организациями и др.) посредством заключения многостороннего договора, фиксирующего ответственность в случае наступления рисковых событий. Типичным примером являются международные правила доставки грузов (INCOTERMS). 3. Распределение закупок сырья и материалов, комплектующих, товаров между несколькими поставщиками и одновременно продаж – между несколькими покупателями. Это позволяет выбрать наиболее стабильного партнера, а также переложить объем поставок (продаж) от отказавшегося поставщика (покупателя) на всех остальных без ущерба для своей деятельности. 4. Передача риска страховой компании – самый простой, но и наиболее дорогостоящий способ диверсификации риска. Поэтому рассматривается бизнесом как стабилизирующий фактор деятельности и используется в качестве гарантии против тех видов риска, которые способны поставить под угрозу саму возможность дальнейшего развития.
19.Страхование как способ диверсификации риска: понятие, объекты, формы и виды. Биржевые инст-ты страхования риска.Страхование представляет собой отношения по защите интересов организации (страхователя) при наступлении определенных рисковых событий (страховых случаев) за счет денежных фондов, формируемых из уплачиваемых ею страховых взносов (страховых премий). Набор услуг страховых организаций ограничен теми видами риска, которые отвечают следующим критериям: риск связан с угрозой большому числу клиентов;наступление убытка есть дело случая и не подвластно воле страхователя;убытки должны поддаваться измерению.Объектами страхования в бизнесе, как правило, выступают имущество, ответственность, транспорт и персонал.По степени регламентации страхование может быть обязательным и добровольным. Расходы по всем видам обязательного страхования относятся на себестоимость продукции. Добровольное страхование финансируется за счет чистой прибыли (за исключением отдельных позиций, оговоренных законодательством). Основной документ, регулирующий вопросы страхования в Республике Беларусь – Указ Президента «О страховой деятельности» от 25.08.2006 г. № 530 (с изменениями и дополнениями), которым утверждено Положение о страховой деятельности в РБ.Как способ передачи риска страхование охватывает не только деятельность специализированных страховых компаний, но и ряд других операций. Так, например, в биржевой торговле используются инструменты передачи за определенную плату риска, связанного с возможным колебанием цен в перспективе. Форвардные, фьючерсные сделки и прочие операции по хеджированию могут рассматриваться как разновидность страхования.
20. Экономическая сущность, источники и формы создания, направления использования резервных фондов. Экономическая сущность резервного фонда состоит в обеспечении финансовой устойчивости организации в период временного ухудшения ее производственно-финансовых показателей. Поэтому средства резервного фонда, по сути, не должны вовлекаться в оборот, что превращает их в «мертвый» капитал, не приносящий прибыли. В этой связи целесообразность наличия резервного фонда должна быть обоснованна и возникает в тех случаях, когда:
1) стоимость страхуемых средств и величина возможных потерь относительно невелики по сравнению с имущественными и финансовыми параметрами всего бизнеса;2)стоимость страховых услуг на рынке очень высока, и организации выгоднее создать собственный резерв. Формирование резервных фондов может осуществляться в двух формах:В виде натуральных запасов;В денежной форме.
Размер резервного фонда должен ежегодно пересматриваться и зависит от статистики совокупных потерь организации в прошлые периоды, величины ожидаемых будущих потерь, ситуации на страховом рынке, стоимости используемых ресурсов, текущих активов, величины распределяемой прибыли и пр. параметров деятельности.
В странах с рыночн экономико , при определении размера РФ учитывают оазные параметры, в частности его могут определ как 1 % от стоимсоти всех активов, или как 1-5 % от объемов продаж компании, или 3-5 % от годового фонда выплат акционеров,т.е. размер считается от разных показателей. Государство может своими методами регулирования стимулировать создание резервных фондов для отдельных субъектов хозяйствования. Во многих странах такой РФ формируется из прибыли до налогооблажения.
Организации Республики Беларусь формируют резервный фонд из прибыли, остающейся в их распоряжении после уплаты налогов. Исключение составляют субъекты, формирующие финансовый сектор – банки, небанковские кредитно-финансовые и страховые организации. Необходимость формирования, размеры отчислений средств в резервный фонд и направления его использования предпринимательский сектор республики определяет самостоятельно и утверждает в принимаемой учетной политике или отдельным локальным нормативным актом. Своеобразным пограничным звеном между механизмом страхования и самострахования (в виде формирования резервных фондов) является так называемое кэптивное страхование. Кэптив – это страховая или перестраховочная компания, принадлежащая одному или нескольким субъектам бизнеса, но не являющаяся активной страховой фирмой. Ее задача – страхование риска материнской компании. Кэптив является средством страхования частых рисковых событий невысокого уровня и одновременно используется как инструмент финансирования для специфических редких рисковых событий, возможности покрытия потерь от которых на рынке страхования ограничены или недоступны.
Сред-ва РФ могут направл на : 1) для выплат раб-м средств при ЧС 2) для покрытия убытка отчет года 3) для обеспеч выплаты дивидентов по привилигированным акциям (ОАО) 4) для комплекс ущерба от наступления рисков событий.
Содержание политики риска в организации. Методика составления профиля риска.
В рамках управления риском организация разрабатывает политику риска – сов-ть мер, которые направлены на сокращение возможных негативных результатов и последствии риска уже принятых к реализации решений.
Политика риска осуществл в режиме реального времени и предполагает: 1) постоянное отслеживание источников опасности и выявления характерных для организации профиля риска. 2) обоснование допустимости ( в частности правовых норм) и приемлемости риска 3) Осуществление комплекса мер по профилактике снижения потерь.
Оценку профиля риска проводят путем построения матрицы риска. Это своеобразная таблица в которой по вертикале определяют все характеристики возможн для данной организации рисков события (от стих бедствий до изменений на полит коньюнктуры). По горизонтали определяют все объекты имущества, которые могут пострадать ( от недвижимости до ценных бумаг). На пересечении матрицы указывают 2 оценки. Вероятность наступления рисков/ ущерб.
R/Q | Q1 | Q2 | ….. | Qn |
R1 | Р1/У1 | - | - | P1/Yn |
….. | - | P2/Y2 | - | - |
Rn | - | - | - | - |
На основе проведенных оценок все рисковые события ранжируются и определяется наиболее значимые из них. После этого оценивается общественн и индивидуальн целесообразность принятия на себя риска. И разрабатывается план управления орг-цией в случае наступления рисковых событий.
Разработка этого плана изначально определяется возможностями страхования. Если риск страх, и это экономически выгодно, то ответсвенный ведет работу по поиску соответсв страховой орг-ции и заключ договор.
Одновременно оценивается целесообразность и определ размеры создания резервных фондов ( в рамках самострахования).
При нестрахуемых рисках проробатывается план управления организацией в чрезвычайных или кризисных ситуациях – План обороны – позволяет уменьшить ущерб и сохранить жизнеспособность организации в случае периодически повторяющегося ЧС (отключ электроэнерг, тел связи, комп сети)
В плане оговаривается действия конкретных сотрудников и распределяется ответственность за имущество. Кроме того, бизнес оборона предусматривает не только реакцию на наступление риска, но и процедуру максимального быстрого восстановления работоспособности орг-ции.
22. Кризис как крайне негативная форма проявления риска хоз деят-ти. Признаки, виды .рез-ты и последствия кризиса.Кризис – это крайне негативная форма проявления ее риска, которая характеризуется состоянием, блокирующим нормальное функционирование и угрожающим собственно существованию. Признак (симптом) кризиса – это первоначальное внешнее его проявление через величину и динамику определенных показателей развития организации. Важнейшие признаки наступления кризиса можно сгруппировать следующим образом:1) Экономического характера (снижение уровня производительности труда, рост затрат на ведение бизнеса, падение объемов продаж, наличие убыточных подразделений, превышение нормативов запасов и др.);2) Социального характера (падение уровня доверия к организации со стороны партнеров, нарастание конфликтности отношений в коллективе, снижение репутации в глазах потенциальных потребителей и т.п.);3) Финансового характера (отсутствие денежных средств для выполнения финансовых обязательств, ухудшение структуры капитала, ухудшение отношений с кредитными организациями и пр.).Кризис может наступать в разных формах: общий и локальный, затяжной и кратковременный, острый и мягкий. В условиях конкуренции для организации характерны 4 основных типа кризиса: кризис сбыта, кризис издержек, финансовый кризис, кризис менеджмента.
По масштабу проявления : 1) Общие(системные) –охватывают всю орг-цию 2) Локальные – затрагива отд структурные элементы,но особенность кризиса является возможность наступления цепной реакции,т.е. начиналась как локальн приотсутствии соовтествующей управл реакции охватывает всю систему,т.е. становится системным.
23. Диалектика связи стадий развития кризиса и конкурентоспособности организации. Для классического цикла развития кризиса характерны 4 основные стадии:1) скрытая (продромальная) фаза – неявное накапливание противоречий, которое имеет в реальном проявлении лишь отдельные «слабые сигналы»;2) острая фаза кризиса (спад) – явное резкое ухудшение деловой активности и финансовых показателей деятельности, сокращение объемов реализации продукции и доли рынка, нарушение денежных потоков и др. нарушения жизнедеятельности с ярко выраженными негативными проявлениями для бизнеса; 3) депрессия (стагнация) – приспособление хозяйственной жизни организации к новым условиям и потребностям, создание предпосылок для преодоления кризиса, поиск нового состояния равновесия;4) завершение кризиса (выход из кризиса в новом качестве или уход с рынка) – как правило, сопровождается рядом организационных и технологических преобразований, выходом на новые рынки либо переходом организации в состояние хронической неплатежеспособности с последующим банкротством и ликвидацией.
24. Основные признаки выхода организации из кризиса.Выход организации из кризиса просматривается по определенным внутренним и внешним признакам.Основные внутренние признаки – укрепление финансового состояния организации, повышение уровня ее управляемости, улучшение социально-психологического климата в коллективе, наращивание инновационного потенциала, развитие информационных технологий и др.Внешние признаки положительной динамики –повышение имиджа и кредитоспособности, появление новых бизнес-контактов, рост уровня конкурентоспособности на рынках труда, капитала, целевых рынках.
25. Сущность и принципы антикризисного управления организацией. Этапы реализации технологии антикризисного управления. Антикризисное управление – это самостоятельная область менеджмента, которая ориентирована на диагностику и вывод организации из состояния кризиса. Важнейшими ее задачами являются:1) ограничение масштабов кризиса для организации, у которой возникли временные трудности на рынке;2) реализация комплекса мер, направленных на эффективный выход из кризиса с повышением конкурентного статуса организации;3) оперативная ликвидация неперспективного и не обладающего реальными возможностями для дальнейшего развития субъекта бизнеса.К числу основных принципов реализации антикризисного управления относятся: постоянная готовность к возможным нарушениям и ранняя их диагностика; оперативность реагирования; обеспечение максимальной подконтрольности и управляемости развития кризисных процессов; адекватность избранных мер управляющего воздействия тяжести выявленного состояния; полное привлечение внутренних резервов выхода организации из кризисного состояния.Технология антикризисного управления – особым образом реализуемый во времени и пространстве процесс комбинации множества операций по предупреждению, преодолению кризиса, ограничению размеров его негативных результатов и последствий. Основные его этапы:1) периодическое исследование состояния организации на предмет распознавания и мониторинга первых симптомов кризиса;2) диагностика причин возникновения кризиса и прогнозирование направлений и масштабов его дальнейшего развития;3) определение целей и задач антикризисного управления;4) определение устаревших и перспективных элементов организации на основе комплексного анализа ее финансово-экономического состояния;5) обоснование возможных способов разрешения кризиса и необходимых для их реализации ресурсов;6) разработка системы антикризисных мер и составление программы действий;7) организация и координация работы персонала по выходу из кризиса;8) регулирование и контроль осуществления процедур антикризисного управления в процессе их реализации;9) анализ уроков кризиса.,
26. Экономическая политика в сфере антикризисного управления. Цель, функции, виды государственного антикризисного регулирования. Политика в сфере антикризисного управления заключается в реализации системы методов предварительной диагностики угрозы кризиса и своевременном задействовании комплекса экономических и организационно-управленческих механизмов на его предотвращение и преодоление с минимальными негативными результатами и последствиями. На макроэкономическом уровне эту политику реализует государство посредством комплекса мер регулирующего характера. На микроэкономическом уровне ее реализуют сами организации через программы антикризисного управления. Основная цель государственного антикризисного регулирования состоит в разработке и осуществлении мер, стабилизирующих состояние экономики и предотвращающих трансформацию отдельных локальных кризисов в общесистемный. Виды государственного регулирования:1) нормативно-правовое регулирование – формирование и развитие законодательной базы в сфере антикризисного управления;2) организационное регулирование – создание условий для эффективного разрешения споров по поводу несостоятельности партнера;3) методическое обеспечение проведения анализа состояния субъектов хозяйствования, профилактики их банкротства, судебных процедур;4) прямое управление деятельностью государственных организаций, организаций с долей государственной собственности в условиях кризиса;5) социальное регулирование – предоставление гарантий социальной защищенности работников обанкротившейся организации;6) кадровое регулирование – подготовка специалистов в сфере антикризисного управления, повышение уровня их квалификации;7) финансовое регулирование через прямое государственное финансирование выхода из кризиса на безвозвратной или возвратной основе из бюджетов разных уровней, предоставление налоговых льгот и т.д.Реализация государственного антикризисного регулирования основана на применении совокупности методов экономического (налоги, политика перераспределения доходов и ресурсов, механизм ценообразования, кредитно-финансовые механизмы, реструктуризация задолженности, приватизация и т.п.) и административного (корректировка законодательства, контроль его соблюдения, лицензирование и пр.) характера.
27. Содержание политики антикризисного регулирования в Республике Беларусь.
Важнейшим элементом антикризисного регулирования является законодательство о несостоятельности организации. В Республике Беларусь основу формирования этого института составляет Закон «Об экономической несостоятельности (банкротстве)» – утв. 13.07.2012 г. N 415-З с изм. и доп. Он устанавливает правовые рамки для признания организации банкротом, а также регулирует порядок и условия проведения производства по делу о банкротстве.
Банкротство – неплатежеспособность, имеющая или приобретающая устойчивый характер, признанная решением хозяйственного суда о банкротстве с ликвидацией должника – юридического лица, прекраще- нием деятельности должника – индивидуального предпринимателя (далее – решение об открытии ликвидационного производства).
Экономическая несостоятельность – неплатежеспособность, имеющая или приобретающая устойчивый характер, признанная решением хозяйственного суда об экономической несостоятельности с санацией должника (далее – решение о санации).
Правом на подачу в хозяйственный суд заявления об экономической несостоятельности (банкротстве) должника в связи с неисполнением денежных обязательств обладают: должник; кредитор, если иное не установлено настоящим Законом; прокурор; представитель работников должника; орган государственного управления по делам об экономической несостоятельности (банкротстве) , иные лица. Должник вправе подать в хозяйственный суд заявление о своей экономической несостоятельности (банкротстве) (далее – заявление должника) при наличии одного из следующих оснований: неплатежеспособность должника приобретает устойчивый характер; неплатежеспособность должника имеет устойчивый характер.
При рассмотрении дела об экономической несостоятельности (банкротстве) должника – юридического лица применяются следующие процедуры экономической несостоятельности (банкротства): защитный период; конкурсное производство; мировое соглашение.
защитный период – процедура экономической несостоятельности (банкротства), применяемая к должнику с момента принятия хозяй- ственным судом заявления об экономической несостоятельности (банкротстве) в целях завершения досудебного оздоровления, а также проверки наличия оснований для открытия конкурсного производства и обеспечения сохранности имущества должника;продолжительность которого не может превышать трех месяцев. По ходатайству должника, органов, принявших решение о прове- дении досудебного оздоровления, хозяйственный суд вправе установить защитный период сроком до трех лет в целях завершения досудебного оздоровления. При введении защитного периода в определении хозяйственного суда о возбуждении производства по делу об экономической несостоятельности (банкротстве) должника указывается о назначении временного управляющего, а также указывается дата рассмотрения хозяйственным судом заявления об экономической несостоятельности (банкротстве) должника для решения вопроса об открытии в отношении должника конкурсного производства и подготовке дела к судебному разбирательству. конкурсное производство – процедура экономической несостоя- тельности (банкротства), осуществляемая в целях максимально возможного удовлетворения требований кредиторов в соответствии с установленной очередностью, защиты прав и законных интересов должника, а также кредиторов и иных лиц в процедуре санации, а при невозможности проведения санации или отсутствии оснований для ее проведения – в процедуре ликвидационного производства должника; Конкурсное производство включает следующие процедуры: завершение подготовки дела к судебному разбирательству; санацию; ликвидационное производство.
ликвидационное производство – процедура конкурсного произ- водства, применяемая к должнику, признанному банкротом, в целях ликвидации должника – юридического лица или прекращения деятель- ности должника – индивидуального предпринимателя, продажи имущества должника и удовлетворения требований кредиторов в соот- ветствии с установленной очередностью;
санация – процедура конкурсного производства, применяемая в целях обеспечения стабильной и эффективной хозяйственной (экономи- ческой) деятельности, восстановления платежеспособности должника;
мировое соглашение в производстве по делу об экономической несостоятельности (банкротстве) – процедура экономической несостоя- тельности (банкротства) в виде соглашения между должником, конкурсными кредиторами, а также третьими лицами об уплате долгов, в котором предусматриваются освобождение должника от долгов, или уменьшение сумм долгов, или рассрочка (отсрочка) их уплаты, а также срок уплаты долгов и тому подобное, применяемого на любой стадии конкурсного производства в целях прекращения производства по делу об экономической несостоятельности (банкротстве) и утверждаемого хозяйственным судом, рассматривающим дело об экономической несостоятельности (банкротстве) (далее – мировое соглашение);
временный (антикризисный) управляющий – индивидуальный предприниматель, юридическое или физическое лицо (гражданин Респуб- лики Беларусь либо иностранный гражданин, лицо без гражданства, имеющие вид на жительство в Республике Беларусь), назначаемые хозяйственным судом для осуществления своих полномочий в процедурах экономической несостоятельности (банкротства) (временный управля- ющий – в защитном периоде, антикризисный управляющий – в конкурсном производстве) (далее, если иное не установлено настоящим Законом, – управляющий);
В целях эффективной реализации политики антикризисного регулирования, а также обеспечения условий для осуществления процедур банкротства в республике функционируют специально созданные структуры:1. Департамент по санации и банкротству Министерства экономики Республики Беларусь. Он выполняет функции:разработки и реализации государственной политики по предупреждению экономической несостоятельности;контроля деятельности временного (антикризисного) управляющего в производстве по делу об экономической несостоятельности (банкротстве);осуществления процедуры банкротства отсутствующего должника;проведения аттестации на соответствие физических лиц требованиям, предъявляемым к управляющим в производстве по делам об экономической несостоятельности (банкротстве); участия в работе комиссий по предупреждению экономической несостоятельности (банкротства);2. Комиссии по предупреждению экономической несостоятельности (банкротства), созданные при Национальном банке, Управлении делами Президента Республики Беларусь, других государственных органах и организациях, подчиненных Президенту Республики Беларусь, Национальной академии наук Беларуси, республиканских органах государственного управления и иных государственных организациях, подчиненных Правительству Республики Беларусь, местных исполнительных и распорядительных органах, государственных объединениях (их задачи определены в ст. 16 закона «Об экономической несостоятельности (банкротстве)»);3. Совет по координации деятельности комиссий по предупреждению экономической несостоятельности (банкротства) при Совете Министров Республики Беларусь. Для выполнения всех процедур по делопроизводству в сфере экономической несостоятельности субъектов хозяйствования в строгом соответствии с принятым законодательством в республике действуют Республиканский и областные суды.
28. Неплатежеспособность как основной внешний признак кризиса в организации: ее причины и стадии развития.В соответствии с Законом РБ «Об экономической несостоятельности (банкротстве)», неплатежеспособность организации – это ее неспособность удовлетворить в полном объеме требования кредитора (кредиторов) по платежным обязательствам, а также по обязательствам, вытекающим из трудовых и связанных с ними отношений. В самом общем случае к причинам возникновения такого положения в деятельности организации относятся факторы, вызывающие: 1) снижение или недостаточный рост выручки от реализации (падение спроса, задержка платежей за отгруженную продукцию, ограничение доступа на рынок путем ввода квот, запретов, таможенных барьеров и пр.); 2) опережающий по сравнению с выручкой рост обязательств (неэффективные долгосрочные вложения, убыточность деятельности, формирование избыточных запасов, которые не увеличивают выручки, рост кредиторской задолженности, не имеющей отношения к выручке и пр.)
29 Виды неплатежеспособности и их диагностика. В зависимости от продолжительности нахождения организации в состоянии неплатежеспособности различают: временную неплатежеспособность, которая характеризует неспособность организации выполнить свои обязательства в определенное время, тогда как результативность деятельности и состав активов позволяют ей рассчитаться с задолженностью позже; неплатежеспособность, приобретающую устойчивый характер, которая прослеживается в течение четырех кварталов, предшествующих составлению последнего бухгалтерского баланса организации;неплатежеспособность, имеющую устойчивый характер, которая длится в течение четырех кварталов, предшествующих составлению последнего бухгалтерского баланса, и сопровождается наличием на дату составления последнего бухгалтерского баланса значения коэффициента обеспеченности финансовых обязательств активами, превышающего его нормативное значение. Такая ситуация указывает на хронические проблемы в ведении бизнеса и невозможность урегулирования долгов обычными способами. В этом случае возникает необходимость возбуждения производства по делу об экономической несостоятельности организации.В практике хозяйствования принято также различать: относительную неплатежеспособность(означает, что стоимость имущества организации-должника превышает сумму ее обязательств);абсолютную неплатежеспособность (размер обязательств организации выше стоимости ее имущества).
Диагностика неплатежеспособности организации является составной частью процесса финансовой диагностики и основана на применении специальных критериев. В Республике Беларусь эти критерии определены для коммерческих государственных и негосударственных организаций (кроме банков, небанковских кредитно-финансовых и страховых организаций) в Постановлении Совета Министров РБ от 12.12.2011 г. № 1672 «Об определении критериев оценки платежеспособности субъектов хозяйствования». В соответствии с этим постановлением в качестве показателей оценки платежеспособности рассчитываются:1) коэффициент текущей ликвидности;2) коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами;3) коэффициент обеспеченности финансовых обязательств активами.Для каждого из этих коэффициентов в постановлении приведены нормативные значения, которые дифференцированы по видам экономической деятельности.
Коэффициент текущей ликвидности определяется как отношение стоимости краткосрочных активов к краткосрочным обязательствам субъекта хозяйствования.
Коэффициент текущей ликвидности (К1) рассчитывается как отношение итога раздела II бухгалтерского баланса к итогу раздела V бухгалтерского баланса по следующей формуле:
КА
К1 = --,
КО
где КА - краткосрочные активы (строка 290 бухгалтерского баланса);КО - краткосрочные обязательства (строка 690 бухгалтерского баланса).
Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами определяется как отношение суммы собственного капитала и долгосрочных обязательств за вычетом стоимости долгосрочных активов к стоимости краткосрочных активов.Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами (К2) рассчитывается как отношение суммы итога раздела III бухгалтерского баланса и итога IV бухгалтерского баланса за вычетом итога раздела I бухгалтерского баланса к итогу раздела II бухгалтерского баланса по следующей формуле:
СК + ДО - ДА
К2 = ------------,
КА
где СК - собственный капитал (строка 490 бухгалтерского баланса);ДО - долгосрочные обязательства (строка 590 бухгалтерского баланса);ДА - долгосрочные активы (строка 190 бухгалтерского баланса);КА - краткосрочные активы (строка 290 бухгалтерского баланса).
Коэффициент обеспеченности финансовых обязательств активами определяется как отношение долгосрочных и краткосрочных обязательств субъекта хозяйствования к общей стоимости активов.Коэффициент обеспеченности финансовых обязательств активами (К3) рассчитывается как отношение суммы итогов разделов IV и V бухгалтерского баланса к итогу бухгалтерского баланса по следующей формуле:
КО + ДО
К3 = -------,
ИБ
где КО - краткосрочные обязательства (строка 690 бухгалтерского баланса);ДО - долгосрочные обязательства (строка 590 бухгалтерского баланса);ИБ - итог бухгалтерского баланса (строка 300).
30. Соотношение понятий неплатежеспособности, экономической несостоятельности, банкротства организации. Виды банкротства. Понятия неплатежеспособности, экономической несостоятельности и банкротства взаимосвязаны, но каждое имеет собственное содержание.С экономической точки зрения проблема неплатежеспособности организации означает, что такая организация: своевременно не возвращает ресурсы и не оплачивает услуги кредиторам, тем самым дестабилизирует их деятельность;нарушает принятый порядок выплат по налогам и иным обязательным платежам, что блокирует исполнение в полной мере бюджетов разных уровней управления;ухудшает свое финансовое положение за счет выплаты штрафов, пени, неустоек, невыгодных процентов по кредитам и т.п., еще более дестабилизируя свое состояние.Проблема банкротства также носит, прежде всего, экономический характер и представляет собой крайнее проявление кризиса в деятельности организации. Однако решается она в строгом соответствии с действующим законодательством.Закон Республики Беларусь от 13.07.2012 г. № 415-З определяет экономическую несостоятельностькакпризнанную решением хозяйственного суда неплатежеспособность организации, имеющую или приобретающую устойчивый характер, влекущую за собой необходимость проведения в установленные сроки санации должника. Одновременно Закон определяет банкротство как признанную решением хозяйственного суда неплатежеспособность организации, которая имеет или приобретает устойчивый характер, и влечет за собой проведение мероприятий по ликвидации организации и прекращению ее деятельности.Таким образом, факт непосредственно банкротства устанавливается судом как крайняя мера в цепочке оздоровления экономики организации.Банкротство может быть обычным, присущим рыночной экономике явлением и криминальным, вызванным злонамеренным умыслом. Различают следующие виды банкротства:Реальное банкротство Неосторожное банкротство Несчастное банкротство Преднамеренное (умышленное) банкротство Ложное (фиктивное) банкротство Техническое банкротство.Соответственно, причины банкротства могут носить объективный и субъективный характер, быть общими и весьма специфичными для каждой организации, происходить из ее внутренней и внешней среды.