Составление операционного бюджета

Понятие о бюджетировании

В западных системах управленческого учета для характеристики процесса планирования чаще всего применяется термин «бюджетирование».

Бюджетирование является важнейшей стадией процесса управления предприятием. Путем бюджетирования осуществляется формирование технико-экономических и финансовых показателей, которые должны быть достигнуты предприятием за определенный промежуток времени.

Это необходимо для того, чтобы осуществлять следующее:

- четко обозначить и количественно измерить цели, стоящие перед предприятием;

- распределить функциональные обязанности и закрепить определенные центры ответственности за соответствующими исполнителями;

- обеспечить четкую координацию и взаимодействие между отдельными службами и структурными подразделениями предприятия.

Система бюджетирования на предприятии, как правило, включает следующие этапы:

             
   
Этапы бюджетирования
  Составление операционного бюджета - student2.ru
 
   
Стратегическое (долгосрочное)
 
   
Тактическое (среднесрочное)
 
   
Оперативное
 

По каждому из этих этапов определяют, в какие сроки должны быть достигнуты поставленные цели, что для этого нужно сделать и кто несет ответственность за решение той или иной проблемы.

Стратегическое (долгосрочное) бюджетирование охватывает 5-10 лет. Оно основывается на долговременной концепции развития предприятия и преследует достижение наиболее общих и глобальных целей его существования. Посредством стратегического бюджетирование описывается:

- долгосрочная перспектива предприятия;

- сохранение стабильного положения на рынке;

- расширение доли рынка;

- максимизацию прибыли;

- повышение рентабельности;

- поддержание и обеспечение ликвидности (платежеспособности);

- расширение экспортных возможностей и др.

Осуществление стратегических направлений деятельности предусматривается вей системой разрабатываемых на предприятии планов.

Тактическое (среднесрочное) бюджетирование охватывает 3-5 лет. Оно направлено на осуществление детализации стратегических целей и задач предприятия. В рамках системы среднесрочного бюджетирования обеспечивается разработка конкретных программ, направленных на постепенное и последовательное внедрение в жизнь намеченных долгосрочных целей предприятия. В них предусматривается увязка целей развития с ресурсами и определяются пропорции между различными показателями.

Оперативное бюджетирование обеспечивает ритмичность работы предприятия в течение дня, декады, месяца, квартала и года.

Оперативные планы разрабатываются на основе утвержденных программ, имеют узкую направленность, высокую степень детализации и характеризуются использованием различных приемов и методов при их обосновании.

Бюджеты разрабатываются как в целом для предприятия – сводный (главный) бюджет, так и для его структурных подразделений (частные бюджеты).

Сводный (главный) бюджет предприятия состоит из двух основных бюджетов:

- операционного бюджета;

- финансового бюджета.

Главный бюджет представляет собой скоординированный по всем подразделениям план работы для предприятия в целом. Он помогает собственникам (акционерам) предприятия в обеспечении контроля за эффективностью использования инвестированных в него средств, позволяет четко определить цели и задачи, стоящие перед руководителями предприятия на планируемый период и контролировать ход выполнения производственной программы, процесс формирования доходов и расходов, состояние расчетов и платежей.

На основании утвержденного руководством предприятия бюджета строятся ежемесячные бюджеты доходов и расходов, которые обязательны для исполнения всеми службами. Через эти бюджеты осуществляется управление затратами на предприятии и обеспечивается достижение необходимого уровня экономических показателей (объем продаж, чистая прибыль и др.), без чего невозможно гибкое развитие предприятия.

Эффективность и обоснованность принятых бюджетов выявляется тогда, когда сопоставляются плановые показатели с фактическими. Для этого на предприятии могут быть составлены как статические, так и гибкие бюджеты.

Статический бюджет рассчитывается на конкретный уровень деловой активности предприятия. В нем доходы и расходы определяются исходя только из планируемого объема продажи. На основе статического бюджета проводится сравнительный анализ результатов. Это видно из нижеприведенных данных:

Статический бюджет производственного предприятия(тыс.руб.)

№ п/п Показатели Главный бюджет Фактическое выполнение Отклонение от главного бюджета
Объем реализации, шт. 10 000 8 000 -2 000
Выручка от продаж 5 000 3 600 -1 400
Производственные затраты 3 800 2 700 -1 100
Маржинальный доход 1 200 900 -300
Общехозяйственные расходы 1 000 1 000 -
Коммерческие расходы 50 50 -
Операционная прибыль 150 -150 -300

Приведенные данные в таблице свидетельствуют о том, что производственным предприятием показатели, предусмотренные в главном бюджете, не были достигнуты. По всем показателям имеются отрицательные значения.

Возможности более детального анализа статический бюджет не предоставляет. В этих целях используют гибкий бюджет.

Гибкий бюджет учитывает изменение затрат и доходов в зависимости от изменения уровня продаж и представляет собой динамическую базу для сравнения достигнутых результатов с запланированными показателями.

Гибкий бюджет включает доходы и расходы, скорректированные на фактический объем продаж. Если в статическом бюджете показатели планируются, то в гибком бюджете они рассчитываются. При использовании гибкого бюджета применяется факторный анализ результатов.

Данные гибкого бюджета приведены ниже.

Гибкий бюджет производственного предприятия
(тыс.руб.)

№ п/п Показатели Главный бюджет Фактическое выполнение Главный бюджет, скорректированный на фактическое выполнение Отклонение от скорректированного главного бюджета
Объем реализации, шт. 10 000 8 000 8 000 -
Выручка от продаж 5 000 3 600 4 000 -400
Производственные затраты 3 800 2 700 3 040 -340
Маржинальный доход 1 200 900 960 -60
Общехозяйственные расходы 1 000 1 000 1 000 -
Коммерческие расходы 50 50 50 -
Операционная прибыль 150 -150 -90 -60

Как видно из приведенных данных, главным бюджетом, составленным на планируемый объем реализации 10 000 шт., предусматривалось 3 800 тыс. руб. производственных затрат. Это означает, что плановые производственные затраты на единицу продукции составляют 380 руб. (3 800 000 : 10 000). Умножая их на фактически достигнутый объем реализации, получим 3 040 тыс. руб. производственных затрат (8 000 х 380).

Сравнение статического и гибкого бюджетов показывает, что гибкий бюджет предоставляет более объективные данные для анализа показателей предприятия. Так, например, недовыполнение плана по прибыли по статическому бюджету составляет 300 тыс. руб., а по гибкому бюджету - 60 тыс. руб. Это связано с тем, что статический бюджет не учитывает влияния фактического объема реализации продукции, т.е. он оторван от реальной действительности.

В гибком бюджете для производственных затрат вначале определяют норму в расчете на единицу продукции, а затем на основе этих норм определяется плановый объем производственных затрат в зависимости от уровня фактической реализации.

Для того чтобы Главный бюджет оказался действенным документом, требуется некоторая подготовительная работа. Для начала необходимо провести стратегический анализ развития предприятия, который включает следующие этапы работ:

1) Какие цели ставит перед собой предприятие?

2) Какие тенденции складываются на рынке? На сколько сильно на предприятие влияют общеэкономические и отраслевые факторы, а также его конкуренты?

3) Какая организационная структура является наилучшей для предприятия?

4) Какая финансовая структура предприятия является наилучшей?

5) Какой путь является наилучшим для организации прикладных исследований, дизайна, производства, распределения, маркетинга и административной деятельности?

6) На сколько рискованны альтернативные стратегии?

7) Нужно ли определять последовательность действий на тот случай, если план провалится?

При проведении стратегического анализа определяются цели, а пути их достижения. Затем составляются долгосрочные и краткосрочные бюджеты.

С помощью бюджета предприятие координирует использование имеющихся ресурсов. Координация означает взаимоувязывание и балансировку ресурсов предприятия для обеспечения поставленных перед ним целей: менеджеры закупок увязывают свои планы с требованиями производственных подразделений. Подразделения, в свою очередь, используют бюджет продаж как основу для разработки программ выпуска продукции.

С помощью бюджета легче продумать взаимоотношения между структурными подразделениями предприятия. Бюджет расширяет кругозор менеджеров, помогает конкретизировать должностные обязанности.

Бюджет является мощным инструментом внутреннего контроля предприятия. Сравнивая фактические и бюджетные показатели, менеджеры могут своевременно выявить недостатки и контролировать процесс их исправления.

Таким образом, бюджет помогает более объективно оценить результаты работы менеджеров и усовершенствовать систему мотивации персонала.

Составление операционного бюджета

Операционный бюджет включает следующие бюджеты:

 
  Составление операционного бюджета - student2.ru

Рассмотрим составление операционного бюджета на следующем примере.

Исходные данные:

Завод пластмассового литья, выпускающий два основных вида продукции:

- корпуса для бытовых помп (КБП);

- корпуса для насосов высокого давления (КНВД);

Таблица 1

Нормы расхода и цены основных прямых материальных затрат.
Нормы и стоимость трудозатрат

Показатели Цена за единицу материала и стоимость трудозатрат Натуральные нормы расхода на единицу продукции (на одну штуку). Виды продукции
КБП КНВД
1. Материал А 2. Материал Б 3. Прямые трудозатраты 8 у.е. за кг 10 у.е. за кг 20 у.е. за кг 10 кг 6 кг 4 ч 10 кг 8 кг 6 ч

Таблица 2

Основные базовые показатели по объему предполагаемых
продаж, цены продаж и запасы готовой продукции

Показатели Виды продукции
КБП КНВД
1. Ожидаемый объем продаж за год 2. Цена продаваемой продукции за одну штуку 3. Фактические натуральные остатки готовой продукции на начало планируемого периода 4. Стоимость фактических натуральных остатков готовой продукции на начало планируемого периода 5. Планируемые натуральные остатки готовой продукции на конец планируемого периода 6000 шт. 700 у.е. 200 шт. 30 000 у.е. 1000 шт. 2000 шт. 900 у.е.. 150 шт. 20 000 у.е. 500 шт.

Таблица 3

Запасы прямых материальных ресурсов

Показатели Материал А Материал Б
1. Фактические натуральные остатки на начало планируемого периода 2. Планируемые натуральные остатки на конец планируемого периода 7000 кг 8000 кг 6000 кг 2400 кг

1) Составление бюджета продаж

Бюджет продаж является отправной точкой формирования операционного бюджета. Когда предприятие знает, сколько будет продано товаров, можно определить, сколько их нужно произвести.

Объем продаж зависит от:

· правильной оценки текущей и потенциаль­ной емкости товарных рынков изделий, предназначенных для производ­ства и продажи;

· правильного прогноза соотношения между спросом и предложением;

· объективной оценки требований, предъявляемых потребителями к качеству продукции;

· наличия производственных мощностей и целого ряда других факторов.

Условиями, способными в известной степени ограничить объемы продаж, являются производственная мощность предприятия, техническое состояние оборудования, возможность приобретения в нужных количе­ствах материальных ресурсов, наличие трудовых ресурсов соответствую­щей квалификации и некоторые другие.

С учетом перечисленных факторов на заводе составлен следующий бюджет продаж:

Таблица 4

Бюджет продаж

Виды продукции Плановый объем продаж в натуральном выражении (шт.) Цена реализации единицы продукции (у.е.) Плановый объем продаж в стоимостном выражении (у.е.)
1. Корпус для бытовых помп 2. Корпус для насосов высокого давления 3. Всего 6000 2000 700 900 4 200 000 1 800 000 6 000 000

2) Составление бюджета производства

На основе информации о том, какое количество продукции может быть реально продано, составляется бюджет производства.

Производственная программа разрабатывается с учетом имеющихся на начало планируемого периода непроданных изделий исходя из произ­водственных мощностей предприятия и ожидаемых остатков готовой про­дукции на конец планируемого периода.

Таким образом, количество производимых в плановом году товаров можно выразить следующим уравнением:

Товары к производству = продажи (в шт.) + запасы товаров на конец года – запасы на начало планового периода

Таблица 5

Бюджет производства

Показатели Виды продукции
КБП КНВД
1. Натуральный плановый объем продаж 2. Планируемые натуральные остатки готовой продукции на конец планируемого года 3. Всего потребность (стр. 1 + стр. 2) 4. Фактические остатки готовой продукции на начало планируемого года 6 000 1 000 7 000 200 2 000 500 2 500 150

После того как стало известно, сколько изделий будет производить предприятия, можно рассчитать, сколько для этого требуется материалов (сырья).

3) Составление бюджета использования материалов

На основе объема производства осуществляется разработка бюджета использования материалов. К ним относятся затраты важнейших видов материалов, которые составляют вещественную основу продукции и являются одним из основных элементов ее себестоимости.

При составлении сметы прямых материальных затрат исходят из неизменности норм расхода материалов и цен на них. В случаях изменения этих параметров в течение планируемого периода показатели сметы пересчитываются.

Изменение норм расхода обычно бывает следствием внедрения новых видов технологического оборудования, оснастки, новых технологий. Цены на материалы зависят от качественных характеристик их потребительских свойств, колебаний спроса и предложения, от объемов закупок, от способов доставки и других факторов.

При формировании данного бюджета с учетом имеющихся в условии норм расхода материалов определим, сколько требуется материалов для производства продукции по формуле:

Количество материалов = норма расхода материала (из условия) х количество изделий к производству

Таблица 6

Бюджет использования материалов

Показатели Материал А Материал Б Всего
1. Натуральный расход на запланированное производство корпусов для бытовых помп (из табл.2 и табл.1, 6800 шт. соответственно умножить на 10 и 6 кг) 68 000 кг 40 800 кг  
2. Натуральный расход на запланированное производство корпусов для насосов высокого давления (из табл.2 и табл.1, 2350 шт. соответственно умножить на 10 и 8 кг) 23 500 кг 18 800 кг  
3. Всего натуральный расход прямых материальных ресурсов 91 500 кг 59 600 кг  
4. Цена за 1 кг материала (из табл.1) 8 у.е. 10 у.е.  
5. Общая стоимость прямых материальных затрат (стр. 3 х стр. 4) 732 000 у.е. 596 000 у.е. 1 328 000 у.е.

Теперь, когда знаем, сколько требуется материалов для выполнения производственной программы, можем определить объем закупок материалов в плановом периоде.

4) Составление бюджета закупок материалов

Планирование размера закупок материалов осуществляется по формуле:

Закупки = Потребление + Плановые запасы на конец планируемого периода – Фактические запасы на начало планируемого периода

Таблица 7

Бюджет закупок материалов

Показатели Материал А Материал Б Всего
1. Всего натуральный расход на запланиро-ванный объем производства (из табл.6) 91 500 кг 59 600 кг  
2. Планируемые натуральные остатки на конец планируемого периода (из табл.6) 8 500 кг 2 400 кг  
3. Всего потребность (стр.1 + стр.2) 100 000 кг 62 000 кг  
4. Фактические натуральные остатки на начало планируемого периода (из табл.3) 7 000 кг 6 000 кг  
5. Общий натуральный объем закупок (стр.3 – стр.4) 93 000 кг 56 000 кг  
6. Закупочная цена 1 кг (из табл.1) 8 у.е. 10 у.е.  
7. Стоимость закупок (стр.5 х стр.6) 744 000 у.е. 560 000 у.е. 1 304 000 у.е.

Стоимость закупок определяется как произведение количества закупленного материала на цену закупки.

План закупок детализируется в разрезе отдельных поставщиков материалов, по срокам поставок, условиям доставки и формы оплаты.

После того как определены прямые материальные затраты на производство в плановом периоде и объемы закупок, необходимо рассчитать прямые затраты труда.

5) Составление бюджета прямых трудовых затрат

От количества труда основных рабочих напрямую зависит объем производства продукции, поэтому планирование трудозатрат строится на основе плана производства, а также норм расхода рабочего времени и его стоимости.

В данном бюджете сначала определяется количество человеко-часов работы основного производственного персонала, необходимое для выполнения производственной программы. Количество человеко-часов рассчитывается как произведение количества изделий на трудоемкость одного изделия. Стоимостная оценка прямых затрат труда (сумма) определяется как произведение количества человеко-часов на ставку оплаты 1ч. (по условию 20 у.е. за 1ч.).

Таблица 8

Бюджет прямых трудовых затрат

Виды продукции Плановый объем производства (из табл.5) Трудоемкость одного изделия (из табл.1) Общая трудоемкость (графа 2 х графу 3) Прямые трудозатраты по стоимости (графа 4 х 20 у.е. из табл.1)
1. Корпус для бытовых помп 2. Корпус для насосов высокого давления 3. Всего 6 800 шт. 2 350 шт. 4 ч 6 ч 27 200 ч 14 100 ч 41 300 ч 544 000 у.е. 282 000 у.е. 826 000 у.е.

Правильное планирование величины прямых трудовых затрат имеет важное значение в связи с тем, что этот показатель нередко служит базой для распределения косвенных расходов и поэтому влияет на точность калькулирования себестоимости единицы продукции.

После определения прямых затрат на материалы и прямых трудовых затрат планового периода необходимо рассчитать косвенные производственные расходы.

6) Составление бюджета общепроизводственных расходов

Любой производственный процесс связан не только с прямыми материальными и трудовыми затратами, но также и с расходами по обслуживанию производства, обеспечению работоспособности технологического оборудования, освещению, отоплению зданий цехов и т.п. расходами. Эти расходы объединяются в категорию так называемых общепроизводственных расходов.

Таблица 9

Бюджет общепроизводственных расходов

Статьи Сумма у.е.
1. Вспомогательные материалы непрямого использования 2. Оплата труда вспомогательных рабочих 3. Энергия на технологические цели 4. Ремонтные работы (переменная часть) 5. Всего условно-переменные общепроизводственные расходы 6. Амортизация (износ основных средств) 7. Оплата труда линейных руководителей 8. Энергия на нетехнологические цели 9. Ремонтные работы (постоянная часть) 10. Налоги на недвижимость 11. Затраты по страхованию 12. Всего условно-постоянные общепроизводственные расходы 13. Всего общепроизводственные расходы (стр.5 + стр.12) 14. Общепроизводственные расходы на один час общей прямой трудоемкости производственной программы (1 652 000 у.е. / 41300 ч) 400 000 300 000 200 000 100 000 1 000 000 250 000 200 000 150 000 30 000 20 000 2 000 652 000 1 652 000 40

Исходные данные для формирования бюджета общепроизводственных расходов приведены в условии. Завершающей стадией формирования бюджета общепроизводственных расходов является определение коэффициента пересчета, который показывает, насколько увеличатся косвенные общепроизводственные расходы на 1ч. работы основного производства.

Имея информацию о нормах расхода материалов, трудоемкости, выпускаемых изделий и коэффициенте пересчета общепроизводственных расходов, можно рассчитать себестоимость единицы продукции.

Таблица 10

Себестоимость единицы продукции

Показатели Цена за 1 кг или стоимость одного часа, у.е. Виды продукции
КБП КНВД
норма расхода сумма, у.е. (гр.2. х гр.3) норма расхода сумма, у.е. (гр.2 х гр.5)
Б
1. Материал А 2. Материал Б 3. Прямые трудозатраты 4. Общепроизводственные расходы 5. Всего себестоимость единицы продукции 20 40   10 кг 6 кг 4 ч 4 ч     80 160 380 10 кг 8 кг 6 ч 6 ч     120 240 520

На основании данных о цене закупки материалов и себестоимости производства одного изделия можно определить стоимость складских запасов на конец планового года.

7) Бюджет складских остатков материалов и готовой продукции на конец планового года

Важным этапом процесса планирования является определение остатков (запасов) материалов и готовой продукции, которые предполагается иметь по состоянию на конец планируемого периода. От этой величины зависят показатели объема закупок материалов, обоснованность плана производства продукции, а также ряд важных финансовых показателей и характеристик, применяемых при расчетах денежных потоков, конечных финансовых результатов и расчетной балансовой таблицы.

Запасы материалов на конец планового периода определяется как произведение нормативных запасов на стоимость закупки одной единицы.

Стоимость запасов готовой продукции определяется как произведение норм запасов готовой продукции в натуральном выражении на конец планового периода на себестоимость производства одного изделия.

Таким образом, запасы на конец планового года стоят столько, сколько предприятие потратило на их формирование.

Таблица 11

Бюджет складских остатков материалов и готовой
продукции на конец планового периода

Показатели Виды прямых материалов
Материал А Материал Б Всего
1. Планируемые натуральные остатки на конец планируемого периода (из табл.7) 2. Цена за 1 кг (из табл.1), у.е. 3. Стоимость остатков производственных запасов на конец планируемого периода (стр. 1 х стр. 2) 8 500 кг 68 000 у.е. 2 400 кг 24 000 у.е. х х 92 000 у.е.
Показатели Виды продукции
КБП КНВД Всего
4. Планируемые натуральные остатки готовой продукции на конец планируемого периода (из табл.2) 5. Себестоимость единицы продукции (из табл.10) 6. Стоимость остатков готовой продукции на конец планируемого периода 7. Всего стоимость производственных и товарных запасов (стр. 3 + стр. 6) 1 000 шт. 380 у.е. 380 000 у.е. 5 000 шт. 520 у.е. 260 000 у.е. х х 640 000 у.е. 732 000 у.е.

Важнейшим этапом формирования операционного бюджета является определение себестоимости проданной продукции.

От этого показателя во многом зависят конечные финансовые результаты (прибыли или убытки) хозяйственной деятельности предприятия в планируемой периоде.

8) Составление бюджета прямых затрат и общепроизводственных расходов в себестоимости проданной продукции

Для того чтобы рассчитать себестоимость проданной продукции на первом этапе определяют производственные затраты планового года.

Производственные затраты планового года – это сумма прямых материальных затрат (табл. 6), прямых затрат труда (табл. 8) и сумма общепроизводственных расходов (табл. 9).

В плановом году будет продаваться как продукция планового периода, так и те изделия, которые были произведены ранее и уже имелись на складе готовой продукции на начало планового периода.

Таким образом, на втором этапе определяются затраты на производство продукции, пригодной для продажи, которые являются суммой производственных затрат планового периода и остатков готовой продукции на начало планового периода.

Поскольку часть продукции будет продана в плановом году, а часть перейдет в виде остатков готовой продукции на следующий год, можно представить затраты на производство, пригодной для продажи, как сумму себестоимости проданной продукции и остатков готовой продукции на конец планового года.

Значит себестоимость проданной продукции можно определить по следующей формуле:

Себестоимость проданной продукции =
Затраты на производство готовой продукции –
Стоимость остатка готовой продукции на конец отчетного периода.

Основными элементами себестоимости проданной продукции являются прямые и общепроизводственные затраты.

Таблица 12

Бюджет прямых затрат и общепроизводственных расходов
в себестоимости проданной продукции

Статьи Сумма у.е.
1. Стоимость фактических остатков готовой продукции на начало планируемого периода (табл.2), 30 000 + 20 000 2. Общая стоимость прямых материальных затрат (табл.6) 3. Общая стоимость прямых трудовых затрат (табл.8) 4. Общая величина общепроизводственных расходов (табл.9) 5. Всего производственная себестоимость произведенной продукции (стр. 2 + стр. 3 + стр. 4) 6. Всего себестоимость продукции, которая может быть продана (стр.1 + стр.5) 7. Стоимость остатков непроданной готовой продукции на конец планируемого периода (табл.11) 8. Плановая сумма прямых и общепроизводственных затрат в себестоимости проданной продукции (стр. 6 – стр. 7) 50 000 1 328 000 826 000 1 652 000 3 806 000 3 856 000 640 000 3 216 000

Следующим элементом себестоимости проданной продукции являются коммерческие расходы. К ним относятся расходы, связанные со сбытом продукции, ее рекламой и проведением различных маркетинговых исследований

9) Составление бюджета коммерческих и общехозяйственных расходов в себестоимости проданной продукции

Некоторые из коммерческих расходов могут прямо рассчитываться исходя из запланированных объемов продаж (например, выплата комиссионных продавцам продукции). Остальные затраты устанавливаются на основе схем товародвижения; способов поставки и транспортировки готовой продукции покупателям; применяемой схемы управления сбытом продукции, а также с учетом других организационных факторов.

Таблица 13

Бюджет коммерческих и общехозяйственных расходов в себестоимости проданной продукции

Статьи расхода Сумма у.е.
1. Комиссионные выплаты продавцам продукции 2. Реклама 3. Оплата труда продавцов по твердым ставкам (окладам) 4. Командировочные расходы 5. Итого коммерческих расходов (стр. 1 + стр. 2 + стр. 3 + стр. 4) 6. Оплата труда работников централизованного управления предприятием (бухгалтерия, финансовый отдел, секретариат, канцелярия и другие службы по обеспечению общего руководства предприятием) 7. Почтово-телеграфные расходы 8. Расходы на канцелярские принадлежности 9. Прочие расходы 10. Итого общехозяйственных расходов 11. Всего коммерческих и общехозяйственных расходов (стр.5 + стр.10) 200 000 100 000 100 000 90 000 490 000 260 000 70 000 40 000 10 000 380 000 870 000

10) Составление сводного расчета операционных финансовых результатов хозяйственной деятельности предприятия

Значительную часть описанных выше предварительных плановых расчетов можно рассматривать в качестве подготовительных для определения конечных финансовых результатов, которых может добиться предприятие при условии обеспечения запланированных объемов продаж и производства при заданном уровне затрат на производство и продажу продукции. Обобщается информация о планируемых финансовых результатах в специальном нижеприведенном сводном расчете.

Таблица 14

Сводный расчет операционных финансовых результатов хозяйственной деятельности предприятия

Наши рекомендации