Экономическая сущность и виды инвестиций. Формы инвестиционного вклада.

Переоценка по товарной массе в целом (методика GPL).

Переоцениваются только собственный капитал и нематериальные активы.

Пересчет делается по общему уровню цен:

M + N*(1 + r) = L + E*(1 + r) + r*(L – M).

M – монетарные активы; N – немонетарные активы; r – общий индекс цен; L – заемные средства; E – собственные средства; r*(L – M) – инфляционная прибыль

Т.о., в результате переоценки, часть общего прироста авансированного капитала, складывающегося под влиянием инфляции, количественно выражается в общем индексе цен. Она состоит из двух частей:

- первая часть количественно выражается в приросте собственного капитала на величину, обеспечивающую сохранение его совокупной покупательной способности;

- вторая часть представляет собой инфляционную прибыль, обусловленную превышением кредиторской задолженности над монетарными активами.

Переоценка по ценам на отдельные товары (методика ССА).

Поскольку методика GPL ориентирована на общий индекс цен, а предприятие инвестирует свои средства в конкретные виды активов, то его больше интересует не общий индекс цен, а изменение цен на конкретные виды ресурсов. Поэтому при пересчете отчетности наиболее рациональным считается использование индивидуального индекса цен.

В основу методики положена доминанта актива, т.е. предприятие рассматривается, как совокупность определенных материальных и нематериальных ценностей.

Считается, что предприятие само по себе не подвержено влиянию инфляции, поэтому величина собственного капитала не пересчитывается.

M + ∑Ni*(1 + Ki) = L + E + ∑Ni*Ki.

Ki – индекс изменения цен по i-му виду ТМЦ.

∑Ni*Ki – инфляционная прибыль.

Смешанная методика.

Предполагает переоценку собственных средств предприятия на общий индекс цен, а переоценку активов по индивидуальному индексу цен.

Суть методики состоит в предположении, что предприятие все-таки подвержено влиянию инфляции. Прирост авансированного капитала под влиянием инфляции состоит из двух частей:

- прирост собственного капитала на величину, обеспечивающую сохранение его совокупной покупательной способности, рассчитанный через общий индекс цен;

- инфляционная прибыль, обусловленная изменением цен на активы, которыми владеет предприятие, и превышением кредиторской задолженности над монетарными активами.

M + ∑Ni*(1 + Ki) = L + E*(1 + r) + ∑Ni *(K – r) + r*(L – M).

  1. Управление собственным капиталом предприятия. Дивидендная политика.

Под собственным капиталом понимается общая сумма средств, принадлежащих предприятию на правах собственности и используемых им для формирования активов. К собственным средствам относятся: эмиссия; вклады участников; прибыль предприятия; амортизация (обычная, ускоренная); средства, полученные от реализации основных фондов; страховые суммы возмещения убытков; резервы. В РФ преобладает финансирование за счет собственных источников.

Дивидендная политика – часть финансовой политики предприятия, включающая выработку концепции распределения чистой прибыли и формирования доли собственника в ней в соответствии с его вкладом, установление оптимального соотношения между потребляемой и капитализируемой частями прибыли, а также определение конкретных мер, направленных на увеличение рыночной стоимости акций.

Дивиденд представляет собой часть имущества компании, которую ее собственники могут получить по окончании очередного периода, согласно решению высшего органа управления и в соответствии со своей долей в уставном капитале.

При определении величины дивидендов, чистая прибыль отчетного периода распределяется следующим образом:

1. Из чистой прибыли вычитаются сформированные за ее счет обязательные отчисления в резервный фонд и другие фонды специального назначения.

2. Оставшаяся часть чистой прибыли распределяется на капитализируемую и потребляемую.

3. Сформированный фонд потребления распределяется на фонд дивидендных выплат и фонд потребления персонала предприятия.

Основной целью разработки дивидендной политики является установление необходимой пропорциональности между текущим потреблением прибыли собственниками и будущим ее ростом, максимизирующим рыночную стоимость предприятия и обеспечивающим его стратегическое развитие.

Рефинансирование прибыли является одним из главных источников развития фирмы. С этих позиций менеджеры за­интересованы в уменьшении доли чистой при­были, выплачиваемой в виде дивидендов. Но с другой стороны, по величине дивидендов большинство акционеров судит о целесообразности инвестиций. Дивиденды оказывают прямое вли­яние на курс акций. Таким образом, финансовые менеджеры призваны решать задачу определения наилучшего соотношения div I EPS (EPS – ожидаемая чистая прибыль на 1 акцию), называемо­го дивидендным выходом. Это главная задача ди­видендной политики фирм. Другие (дополнитель­ные) задачи:

- обеспечение стабильности дивидендов. Ста­бильность дивидендов - фактор устойчивости, низкого риска;

- определение целесообразности выплаты дивидендов акциями или другими ценными бумагами.

Обычно акционеры предпочитают получать, а предприятия выплачивать определенный доход в виде дивидендов, т.к.:

· любой инвестор желает иметь как можно большую отдачу (и более быструю) на вложенный им капитал и предпочтение отдает гарантированному текущему доходу, а не будущему и не гарантированному;

· рядовые акционеры не всегда способны оценить стратегическую целесообразность какого-либо распределения прибыли.

Важное значение для характеристики дивидендной политики предприятия имеют показатели прибыльности, текущей и общей доходности обыкновенных акций.

1.

Прибыль на 1 акцию = Чистая прибыль – Дивиденды по привилегированным акциям
Количество обыкновенных акций

2.

Текущая доходность акции (норма дивиденда на 1 акцию) = Дивиденд на 1 акцию
Рыночная стоимость 1 акции

3.

Доходность акции с учетом ее курсовой стоимости = Дивиденд+ Прирост(снижение) курсовой стоимости акции
Цена приобретения акции
Подходы Типы дивидендной политики
1. Консервативный 1. Остаточная политика дивидендных выплат. 2. Политика стабильного размера дивидендных выплат.
2. Умеренный (компромиссный) 3. Политика минимального стабильного размера дивидендов с надбавкой в отдельные периоды.
3. Агрессивный 4. Политика стабильного уровня дивидендов. 5. Политика постоянного возрастания размера дивидендов.

Дивидендная политика АО формируется по следующим основным этапам:

1. Оценка основных факторов, определяющих формирование дивидендной политики.

В практике финансового менеджмента все факторы принято подразделять на 4 группы:

1) Факторы, характеризующие инвестиционные возможности предприятия:

- стадия жизненного цикла компании (на ранних стадиях – больше средств инвестируется в развитие предприятия, ограничивается выплата дивидендов);

- необходимость расширения инвестиционных программ (возрастает потребность в капитализации прибыли);

- степень готовности инвестиционных проектов с высоким уровнем эффективности (обуславливает необходимость концентрации собственных финансовых ресурсов в эти периоды).

2) Факторы, характеризующие возможности формирования финансовых ресурсов из альтернативных источников:

- достаточность резервов, сформированных в предыдущих периодах;

- стоимость привлечения дополнительного акционерного капитала;

- стоимость привлечения дополнительного заемного капитала;

- уровень кредитоспособности предприятия.

3) Факторы, связанные с объективными ограничениями:

- уровень налогообложения дивидендов;

- уровень налогообложения имущества предприятия;

- достигнутый эффект финансового левериджа (чем гибче структура капитала, тем меньше стоимость фирмы зависит от дивидендной политики);

- размер прибыли и коэффициент рентабельности собственного капитала.

4) Прочие факторы:

- конъюнктурный цикл товарного рынка (в период подъема конъюнктуры прибыль значительно возрастает);

- уровень дивидендных выплат предприятиями-конкурентами;

- неотложность платежей по ранее полученным кредитам (они более приоритетны в сравнении с дивидендными выплатами);

- возможность утраты контроля над управлением предприятием (низкий уровень дивидендных выплат снижает рыночную стоимость акций, уходят акционеры и т.д., следовательно, увеличивает риск финансового захвата конкурентами).

2. Выбор типа дивидендной политики – осуществляется в соответствии с финансовой стратегией предприятия с учетом факторов.

3. Механизм распределения прибыли:

1) На первой стадии – из суммы чистой прибыли вычитают отчисления в обязательные фонды («очищенная» прибыль представляет собой «дивидендный коридор», в рамках которого определяется тип дивидендной политики);

2) На второй стадии – оставшаяся часть прибыли распределяется на капитализируемую и потребляемую (образуется фонд потребления);

3) На третьей стадии – если на второй стадии был образован фонд потребления, то он распределяется на фонд дивидендных выплат и фонд потребления персонала (основой распределения является тип дивидендной политики и условия коллективного трудового договора).

4. Определение уровня дивидендных выплат:

УДВоб.а. = ФДВ – ВП = Фонд дивид.выплат - Фонд выплат по привилег. акциям
Коб.а. Количество обыкновенных акций

5. Оценка эффективности дивидендной политики – основывается на использовании следующих показателей:

Коэф. дивидендных выплат (%) = Фонд дивид. выплат * 100%
Чистая прибыль

1)

или

Коэф. дивид. выплат (в долях единицы) = Дивиденд на 1 акцию
Чистая прибыль на 1 акцию

2)

Коэф. соотношения цены и дохода по акции (Кц/д) = РЦа = Рыночная цена 1 акции
Да Дивиденд на 1 акцию

Экономическая сущность и виды инвестиций. Формы инвестиционного вклада.

Термин «инвестиции» происходит от латинского слова «invest», что означает «вкладывать». Свое первоначальное значение данный термин не утратил и в настоящее время. Федеральный закон «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» (от 25.02.1999 г. № 39-ФЗ) дает следующее определение понятия «инвестиция»:

Инвестиции – денежные средства, ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права, иные права, имеющие денежную оценку, вкладываемые в объекты предпринимательской и/или иной деятельности в целях получения прибыли и/или достижения иного полезного (социального) эффекта.

Термин «инвестиции» появился в отечественной экономике сравни­тельно недавно. Ранее использовалось понятие «валовые капитальные вложения», означающее единовременные совокупные затраты на вос­производство основных фондов. Однако на сегодняшний день в большей степени распространена точка зрения, согласно которой инвестиции — более широкое понятие, чем капитальные вложения. Подтверждением служит перечень объектов инвестирования, который будет рассмотрен нами далее.

Инвестиции являются ключевой экономической категорией и игра­ют исключительно важную роль, как на макро-, так и на микроуровне в системе товарно-денежных отношений.

Инвестиции на макроуровне призваны обеспечить:

♦ осуществление политики расширенного воспроизводства и ускорение научно-технического прогресса;

♦ реформирование отраслевой структуры общественного произ­водства и сбалансированное развитие как отраслей, производящих продукцию, так и сырьевых отраслей;

♦ улучшение структуры внешнеторговых операций;

♦ решение социальных и экологических проблем и др.

Таким образом, инвестиции как экономическая категория выполня­ют важные функции роста отечественной экономики. В макроэконо­мическом масштабе сегодняшние инвестиции закладывают основы завтрашнего роста производительности труда и более высокого бла­госостояния населения.

В микроэкономическом масштабе инвестиции необходимы в пер­вую очередь для обеспечения нормального функционирования пред­приятия в будущем. Они необходимы для того, чтобы обеспечить:

♦ расширение производства;

♦ предотвращение морального и физического износа основных фондов и повышение технического уровня производства;

♦ повышение качества продукции предприятия;

♦ осуществление мероприятий по охране окружающей среды и др.

Инвестиционная деятельность представляет собой процесс, кото­рый охватывает:

♦ вложение инвестиций или инвестирование;

♦ совокупность практических действий юридических лиц, граждан и государства по реализации инвестиций.

С понятием «инвестиции» тесно связана такая категория, как «инвестиционная деятельность». Инвестиционная деятельность – представляет собой вложение инвестиций и осуществление практических действий в целях получения прибыли и/или достижения иного полезного эффекта. Таким образом, под инвестиционной деятельностью понимается последовательность поступков инвестора по выбору и/или созданию инвестиционного объекта, его эксплуатации и ликвида­ции, по осуществлению необходимых дополнительных вложений и привлечению внешнего финансирования. Таково «широкое» понимание инвестиционной деятельности.

С другой стороны, инвестиционная деятельность может рассматриваться как процесс преобразования инвестиционных ресурсов во вложения, что также называется «инвестированием».

Движение инвестиций включает две основные стадии. Содержанием первой стадии «инвестиционные ресурсы - вложение средств» является собственно инвестиционная деятельность. Вторая стадия, «вложение средств - результат инвестирования» предполагает окупаемость осуществленных затрат и получение дохода в результате использования инвестиций.

С одной стороны, инвестиционная деятельность связана с вложением средств, с другой стороны, целесообразность этих вложений определяется их отдачей. Без получения дохода (эффекта) отсутствует мотивация инвестиционной деятельности, вложение инвестиционных ресурсов осуществляется с целью возрастания авансированной стоимости. Поэтому инвестиционную деятельность в целом можно определить как единство процессов вложения ресурсов и получения доходов в будущем.

В теории инвестиционного анализа применяются различные классификации инвестиций. Рассмотрим классификацию инвестиций в соответствии со следу­ющим общепринятым набором классификационных признаков.

1. По признаку «объект инвестирования» различают:

1. Реальные инвестиции (их еще иногда на­зывают капиталообразующими, производственными или материальными): вложения в основные фонды; Экономическая сущность и виды инвестиций. Формы инвестиционного вклада. - student2.ru инвестиции в запасы товарно-материальных ценностей земельные участки, средства производства, запасы, покупные комплектующие, другое имущество, т.е. вложение средств в реаль­ные активы (как материальные, так и нематериальные).

2. Финансовые инвестиции – это вложения средств в раз­личные финансовые инструменты (активы), среди которых наиболее значимую долю занимают вложения средств в ценные бумаги, а также вклады в сберегательные банки; деньги, депозиты, долевое участие, приобретение долговых прав.

3. Инвестиции в нематериальные активы (исследования и разработки, ноу-хау, приобретение лицензий, обучение персонала, рекла­ма, фирменный имидж, социальная сфера и пр.).

2. По признаку «область инвестирования» инвестиции классифицируются в зависимости от сферы деятельности, в которую они направляются. Так, например, можно выделить следу­ющие области инвестирования: снабжение; производство; сбыт.

3. По признаку «форма собственности инвестиций» вы­деляются:

♦ государственные инвестиции – осуществляются государственны­ми органами власти различных уровней за счет соответствующих бюджетов, внебюджетных фондов и заемных средств, а также ре­ализуемые государственными предприятиями и предприятиями с участием государства за счет собственных и заемных средств;

♦ частные инвестиции российских резидентов – осуществляемые частными лицами и предприятиями негосударственной формы собственности;

♦ иностранные инвестиции – инвестиции, осуществляемые ино­странными юридическими и физическими лицами, а также не­посредственно иностранными государствами и международны­ми организациями;

♦ совместные инвестиции (субъектов Российской Федерации и иностранных государств) - осуществляемые совместно отечественными и иностранными инвесторами.

4. По признаку «характер участия в инвестировании» выделяют:

Пря­мое участие в инвестировании - непосред­ственное участие инвестора в выборе объектов инвестирования и вло­жении средств. Прямое инвестирование осуществляют в основном подготовленные инвесторы, имеющие достаточно точную информа­цию об объекте инвестирования и хорошо знакомые с механизмом ин­вестирования.

И непрямое участие в инвестировании - понимается инвести­рование, опосредствуемое другими лицами (инвестиционными или иными финансовыми посредниками). Не все инвесторы имеют доста­точную квалификацию для эффективного выбора объектов инвести­рования и последующего управления ими. В этом случае они приоб­ретают ценные бумаги, выпускаемые инвестиционными и другими финансовыми посредниками, а послед­ние собранные таким образом инвестиционные средства размещают по своему усмотрению — выбирают наиболее эффективные объекты инвестирования, участвуют в управлении ими, а полученные доходы распределяют потом среди своих клиентов.

5. По признаку «период инвестирования» различают краткосрочные и долгосрочные инвестиции.

Под краткосрочными инвестициями понимают вложения капитала на период не более одного года (например краткосрочные депозитные вклады, покупка краткосрочных сберегательных серти­фикатов и т. п.).

Под долгосрочными инвестициями понимаются вложения капитала на период свыше одного года. Этот критерий принят в прак­тике учета, но, как показывает опыт, он требует дальнейшей детализа­ции. В практике крупных инвестиционных компаний долгосрочные инвестиции детализируются следующим образом: а) до 2 лет; б) от 2 до 3 лет; в) от 3 до 5 лет; г) свыше 5 лет.

6. Последний признак — «региональный характер инвестиций» предполагает их классификацию на три группы:

♦ инвестиции за рубежом — вложение средств в объекты инвести­рования, размещенные за пределами государственных границ данной страны;

♦ внутренние инвестиции — вложение средств в объекты, разме­щенные на территории данной страны;

♦ региональные инвестиции — вложение средств в пределах конк­ретного региона страны.

Подобная классификация, позволяя выделить основные направле­ния инвестиционной деятельности, тем не менее не учитывает ряда специфических особенностей инвестиционного процесса, оказывающих суще­ственное влияние на процесс оценки. Можно использовать для клас­сификации инвестиций и дополнительные признаки:

1) по масштабам инвестирования — инвестиции в малые, средние и крупные проекты;

2) по степени подверженности влиянию других инвестиций — неза­висимые инвестиции; требующие сопутствующих инвестиций; инвестиции, чувствительные к принятию конкурирующих инве­стиционных решений;

3) по отношению к росту прибыльности - пассивные инвестиции (поддержание производства) и активные инвестиции (расширение производства);

4) в зависимости от места в инвестиционном процессе - начальные (нетто) инвестиции и брутто-инвестиции (складываются из нетто-инвестиций и реин­вестиций);

5) по характеру инноваций (нововведений) - экстенсивные инвестиции (расширение на прежней технической основе) и интенсивные инвестиции (расширение на новой технической ос­нове).

Наши рекомендации