Анализ себестоимости продукции
Важным показателем, характеризующим работу промышленных предприятий, является себестоимость продукции. От ее уровня зависят финансовые результаты деятельности предприятий, темпы расширенного воспроизводства, финансовое состояние хозяйствующих субъектов.
Анализ себестоимости продукции, работ и услуг имеет исключительно важное значение. Он позволяет выяснить тенденции изменения данного показателя, выполнения плана по его уровню, определить влияние факторов на его прирост и на этой основе дать оценку работы предприятия по использованию возможностей и установить резервы снижения себестоимости продукции.
Объектами анализа себестоимости продукции являются следующие показатели:
полная себестоимость товарной продукции в целом и по элементам затрат;
затраты на рубль товарной продукции;
себестоимость сравнимой товарной продукции;
себестоимость отдельных изделий;
отдельные элементы и статьи затрат.
С/сть – это стоимость продукции для предприятия. Структура с/сти:
1. Прямые затраты – отчисления в ФОТ, стоимость материалов и з/п.
2. Косвенные затраты – отчисления на управление и обслуживание, аренда и т.п.
Выделяют следующие виды анализов с/сти:
1. Анализ калькуляции затрат на 1р. ТП
2. Анализ влияния факторов на уровень с/сти.
3. Анализ факторов и резервов снижения с/сти.
Анализ выполнения плана, динамика и структура затрат на производство и реализацию ТП
При проведении анализа необходимо сравнить плановые и фактические затраты на производство и реализацию продукции. Также анализируют динамику каждой из статей затрат. Рассматривают какие из статей затрат внесли наибольшее изменение в структуре с/сти и структуре реализации продукции.
3. Анализ калькуляции и с/сти ед. продукции и затрат на 1р ТП
3.1 Основная задача – установление влияния различных факторов на изменение затрат на 1р ТП и изменение степени выполнения плановой ТП.
ü Ф-6 годовой отчет “С/сть ГП”
ü Ф-1 квартальный отчет
Затраты на 1р ТП = полная с/сть всей ТП / ∑ ТП в оптовых ценах предприятия [без налога с оборота]
Объектом анализа явл. разность между фактическими и плановыми затратами на 1р ТП (сверх плановое снижения или повышение этих затрат). При этом необходимо опр. влияние на изменения затрат на 1р ТП следующих факторов:
1) Сдвиги в структуре продукции
2) Изменение уровня с/сти
3) Изменение уровня оптовых цен
3.2 анализ с/сти всей ТП
Осуществляется сравнением фактических и плановых затрат за предыдущий период и показателей других предприятий вырабатывающих такую же продукцию, а так же используется дополнительная информация Ф-7 “Расходы по обслуживанию и управлению” .
Анализ сравнимой ТП проводится:
Опр. стоимости сравнимой ТП по плану и отчету
Опр. абс. изменения стоимости сравнимой ТП (ф-п)
Опр. относительного изменения стоимости сравнимой ТП (ф/п*100)
Анализ по каждой статьи калькуляции ед. ТП производится аналогично по каждой статье калькуляции.
Анализ влияния факторов
4.1 На уровень с/сти влияют следующие факторы
а) изменение V продукции
ср. годовая с/сть за прошлый год * изменение с/сти по плану (в %) / 100
б) изменение структурных сдвигов в ассортименте выпущенной продукции
с/сть ВПпл – ср годовая с/сть ВП за прошлый год - а) изменение V продукции
в) сверхплановое снижение (повышение) с/сти отдельных видов изделий
ВП по фактической с/сти – ВП по плановой с/сти = по каждому изделию
г) ∑ экономии от снижения с/сти по плану
∑ сумма всех факторов и сравнить с абс. изменением с/сти в плановом и факт периуде
4.2 Снижение с/сти и их резерв
ü увеличение производительности труда
ü экономия прямых затрат
ü улучшение технического оборудования
--------
1.Vпроизводства = выпуск_продукции * Цена_продаж
2.Полная_себестоимость = выпуск_продукции * себестоимость_ед-цы.
3.Затраты_на_1_рубль = себестоимость_ед-цы / цена_продаж
4.Относительная_экономия(перерасход) = полная_себестоимость1 – полная_себестоимость0 * индекс_V