МЕНЕДЖМЕНТ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ. среднему», имеется серьезный недостаток: они ориентируют на то, как нельзя работать хуже (задают «нижнюю планку»)
среднему», имеется серьезный недостаток: они ориентируют на то, как нельзя работать хуже (задают «нижнюю планку»), но отнюдь не стимулируют работать лучше (известная коллизия «передовик-нормировщик»).
Поэтому больший интерес, особенно применительно к потреблению (и производству) услуг в сфере культуры, является разработка и применение целевых норм и нормативов потребления культурных услуг. Такие нормы и нормативы могут определяться различным образом. Это могут быть утверждаемые в региональном масштабе нормативы годовых объемов работы по учреждениям культуры различного типа и категории. Опыт таких «нормативных годовых планов» в Российской Федерации накоплен немалый. Могут быть разработаны целевые нормативы потребления культуры для отдельных групп населения, особенно — нуждающихся в социальной защите и поддержке. Примером может быть «культурный минимум» для детей и молодежи, разработанный и действующий в Чешской Республике. Могут также разрабатываться целевые нормативы для различных категорий и групп населения. В основу такой разработки может быть положена методика «опережающих групп потребления». Согласно этой методике разработка состоит из нескольких этапов:
Ш определение базовых групп потребителей; 11 выделение в каждой из групп «опережающих групп потребления» («социально развитых», «социально продвинутых»), чей образ жизни принимается наиболее соответствующим ряду социальных критериев (социальной активности, уровню достатка и т. п.); Ш анализ структуры и интенсивности потребления этими группами услуг в сфере культуры; утверждение показателей потребления «опережающими группами» в качестве целевых для соответствующих категорий потребителей. Целевые нормативы могут выражаться в простых натуральных показателях, таких как количество посещений за определенный период. Могут использоваться и более сложные показатели, например, показатели освоения свободного времени. Подобная методика может с успехом применяться как в региональном масштабе, так и отдельными учреждениями, в том числе — по конкретным видам услуг.
ТЕХНОЛОГИЯ ПЛАНИРОВАНИЯ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ 187
ЦЕЛЕВОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПЛАНОВ
Существует несколько методик разработки целей на планируемый период. Однако, в принципе, разработка любого плана предполагает последовательное прохождение цепочки (рис. 7).
Задача, таким образом, заключается в последовательном расписывании (декомпозиции) главных целей на задачи, которые необходимо решить для достижения це- | лей. Задачи затем расписываются на направления и фор-1 мы работы и так далее, вплоть до конкретных операций с I требуемой степенью конкретизации. Графически эта процедура может быть представлена в виде древовидного графа — так называемого «дерева целей», напоминающего перевернутое дерево, последовательное прохождение по «ветвям» которого сверху вниз дает представление о кон- 1 кретизации целей работы на планируемый период.
Главной проблемой при этом является формулировка ! целей. Следует помнить, что цель — это конкретное опи- ] сание желаемого результата. Поэтому для формулировки целей не могут использоваться глаголы или отглагольные существительные типа «улучшить» («улучшение»), «расширить» («расширение»), «увеличить» («увеличение») и т. п.
Методики целевого обоснования различаются, прежде всего, по источнику формулировки целей. Таким источником могут быть организационные документы — уставы, положения и инструкции, нормативные документы, положения которых используются в качестве формулировки целей (уставные цели и задачи, виды деятельности, функциональные обязанности).
Цели могут браться из директивных и распорядительных документов (приказов, распоряжений, постановлений). В простейшем случае конкретного тематического плана в качестве цели может фигурировать конк-
ЦЕЛИ —
представления о желаемом результате
**Ж
^^^l^'.'.'.i.i.'.,.'.'.'.'.,.3;.'.'.'.'.'.'-'.'.,.'.'.'.'.,.'-i.i.,.,.'.':>:■<г
'-----------------------------\
ЗАДАЧИ, которые необходимо решить для достижения каждой цели
ДЕЙСТВИЯ
(работы), которые необходимо выполнить для решения задач
ОБЕСПЕЧЕНИЕ
материальное, финансовое,
организационное и т. д.,
необходимое для выполнения
работ
Рис. 7
Цепочка разработки
плана
МЕНЕДЖМЕНТ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ
Рис. 8
Пример
«дерева целей»
плана подготовки
и проведения
праздника
О — новогодний праздник; 1 — привлечение посетителей на праздник; 1.1 — обеспечение рекламы; 1.2 — распространение приглашений; 2 — привлечение в кружки и коллективы; 2.1 — выставка-продажа изделий; 2.2 — концертные программы; 2.3 — конкурс-викторина; 3 — организация отдыха и развлечений; 3.1 — представление; 3.2 — игры и аттракционы.
ретная форма работы, план подготовки и проведения которой разрабатывается (рис. 8).
Каждая из этих позиций может быть при необходимости еще более детализирована, и итогом такой проработки может стать конкретный сценарный план.
В качестве целей могут использоваться также нормы и нормативы, в том числе целевые, о которых шла речь выше.
Во всех этих случаях цели как бы задаются «сверху». В случае же отсутствия нормативно или директивно заданных целей, последние могут быть выведены, получены аналитически в результате осмысления предшествующего опыта (см. Аналитическое планирование) или в результате маркетингового анализа. В последнем случае формулировке целей предшествует дифференциация потребителей (категоризация, сегментация рынка) и характеристика каждой из групп.
Следующим этапом будет формулировка целей как изменения характеристики.
Дифференциация потребителей может быть построена на основе классификации по различным признакам, на основе типологии и на основе простой группировки.
В случае классификации могут быть проведены различные дифференциации потребителей: географические (региональные — по районам, микрорайонам, домам, населенным пунктам, областям, странам и т. п.); поведенческие (активное, пассивное, индифферентное поведение); психологические (по темпераменту, характеру и т. д.); возрастные, образовательные, этнические; по интенсивности
з. технология планирования в сфере культуры
потребления и т. д. Такая сегментация может проводиться по самым различным основаниям. Выбор зависит от"* целей и конкретного товара (услуг). В одном случае это социально-экономические особенности региона, численность и плотность населения. В другом — возраст, образование, пол, семейное положение, уровень достатка, национальность, вероисповедание и конфессиональная при-; надлежность, профессия и т. д. В третьем — образ и стиль жизни, субкультуры и т. д. Кроме того, классификационная установка соответствует, скорее, теоретическим (социологическим, педагогическим и т. п.) требованиям, но не требованиям практического менеджмента. Так, развивавшийся в методике КПР «дифференцированный подход» к аудитории предполагал ряд социально-демографических классификаций: по роду занятий, по профессии, по возрасту и т. п. Но эти важные для социолога классификации не срабатывали в сфере свободного времени, поскольку предполагалось и в ней относиться к человеку как молодому рабочему, полеводу, животноводу, ИТР и т. д.
Простая классификация является массовидной и безличной «инвентаризацией» потребителей, которые как бы раскладываются по классификационным ячейкам, взятым отдельно и изолированно. В этом плане более плодотворным является применение типологии, отличие которой от классификации состоит в рассмотрении признаков не в отдельности, а в органическом единстве и целостности, выраженной в типе или наборе типов потребителей. Примером такой типологии может служить типология читателей библиотеки. Подобная типология для других учреждений культуры может быть построена в несколько этапов. На первом этапе потребители делятся в зависимости от интенсивности посещения учреждения, например, на потребителей постоянных, эпизодических и случайных. Затем определяется, на какие виды культурной деятельности (массовую, групповую или индивидуальную, информационную или активную творческую, по жанрам и видам искусства и т. п.) ориентируются представители каждой из групп. И наконец, на последнем этапе каждой из полученных подгрупп дается социально-демографическая характеристика (по полу, возрасту, роду занятий, профессии и т. п.). В результате такой типологии получается как бы «фоторобот» типичных потребителей, и уже
МЕНЕДЖМЕНТ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ
из таких описаний легко и просто формулируются цели работы с ними.
В основу аналитики может быть положена и простая группировка потребителей (сегментация рынка).
Каждой из полученных в конечном счете групп или типов может быть дана характеристика, которая должна давать ответы, как минимум, на следующие вопросы: II В чем главный дискомфорт данных потребителей? Ш Каковы их возможности, прежде всего в плане платежеспособности (их самих или социальных сил их поддержки и защиты)? II На какие виды культурной деятельности они ориентируются? Ш Каковы их уровень образования и социально-демографические характеристики? Ш Сколько потребителей насчитывает данная группа?
Затем, исходя из характеристики, формулируются цели работы. Пример целевой проработки плана приводится в таблице 2. Цели могут быть «воспитательными» и «коммерческими». В первом случае цели указывают на содержание и формы работы.
«Коммерческие» цели могут быть определены в результате специфических маркетинговых методов анализа товарной, ценовой и других стратегий, подробно описанных в главе «Маркетинг в сфере культуры».
Та блица 2 Пример целевой проработки фрагментаплана
Категория, группы | Молодые рабочие |
Характеристика | В основном— молодежь, окончившая средние специальные учебные заведения и прошедшая службу в армии. Иногда проявляется неустоявшееся мировоззрение, низкий уровень личной культуры, безответственность. Нередки проблемы адаптации к жизни в мегаполисе |
Цели работы | Условия для самообразования, знакомство с культурной жизнью СПб., историческими и трудовыми традициями города и предприятия. Социальная защита и поддержка |
Задачи | Учебно-образовательная информация. Участие в городской культурной жизни, традиционных мероприятиях фирмы. Консультирование по правовым, экономическим, социально-психологическим вопросам |
Формы работы | Учебно-консультационный пункт. Экскурсии, выставки. Культурные программы. Телефон (служба) доверия. Консультации специалистов. Нрставничество. Циклы лекций, бесед |
3. ТЕХНОЛОГИЯ ПЛАНИРОВАНИЯ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ 191
ПЛАНИРОВАНИЕ МАТЕРИАЛЬНОГО
И ФИНАНСОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
(БАЛАНСОВЫЕ МЕТОДЫ ПЛАНИРОВАНИЯ)
Важнейшим аспектом обоснования реальности планов и программ является планирование финансового и материального обеспечения их реализации. Для решения этой задачи чаще всего используют балансовый метод планирования, состоящий в приведении в соответствие (баланс) имеющиеся ресурсы и требуемые затраты. В зависимости от природы ресурсов и затрат различают три основных вида балансов: материальный (натуральный), финансовый (стоимостный) и трудовой.
Трудовой баланс в сфере культуры в настоящее время практикуется преимущественно на региональном и федеральном уровне управления — как выявление и планирование степени обеспечения сети учреждений квалифицированными кадрами. Однако по мере расширения нормативной базы в планировании трудозатрат трудовые балансы должны получить распространение и в планировании работы отдельных организаций и программ.
Составление материального (натурального) баланса (табл. 3) практикуется не столь часто, как финансового, однако при планировании достаточно масштабного мероприятия весьма целесообразно составить такой баланс и только затем переходить к стоимостному.
Наиболее распространена практика составления стоимостного (финансового) баланса или сметы доходов и расходов (табл. 4). В случае расхождения двух частей баланса производят его корректировку: либо сокращают объем расходов,
Таблица 3 Пример материального баланса
Имеющиеся ресурсы | Требуемые ресурсы | ||||
№ 1 Наименование | Количество | № | Наименование | Количество | |
1. | . Помещение | 1. | Помещение | ||
2. | Банкетки в зале | б | Банкетки в зале | ||
3. | Елочные игрушки | 3. | Елочные игрушки | ||
4. | Оформление зала, фойе (гирлянды, плакаты) | 3. | Оформление зала, фойе (гирлянды, плакаты) | ||
б. | Зеркальные шары | 5. | Зеркальные шары |
МЕНЕДЖМЕНТ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ
Про д о л оке н ие табл. 3
Имеющиеся ресурсы | Требуемые ресурсы | ||||
№ | Наименование | Количество | № | Наименование | Количество |
6. | Костюмы: | 6. | Костюмы: | ||
Дед Мороз | Дед Мороз | ||||
Снегурочка | Снегурочка | ||||
Новый год | Новый год | ||||
Иванушка | Баба-Яга | ||||
Кощей | |||||
Конек-Горбунок | |||||
Маски | |||||
Иванушка | |||||
7. | Аппаратура: | 7. | Аппаратура: | ||
Микрофоны | Микрофоны | ||||
Усилители | Усилители | ||||
Гитары | Гитары | ||||
Ударная установка | Ударная установка | ||||
Орган | Орган | ||||
8. | Светотехника: | 8. | Светотехника: | ||
Пистолеты | Пистолеты | ||||
Цветные прожекторы | Цветные прожекторы | ||||
Тоже с вертушкой | То же с вертушкой | ||||
Требуется дополнительно | Источники получения | ||||
№ | Наименование | Количество | |||
1. | Банкетки в зал | Заимствование в музыкальной школе | |||
2. | Елочные игрушки | Приобретение | |||
3. | Оформление (гирлянды, плакаты) | Изготовление | |||
4. | Зеркальные шары | Приобретение | |||
5. | Костюмы | Прокат | |||
6. | Маски | 400 , | Приобретение | ||
7. | Микрофоны | Заимствование в музыкальной школе | |||
8. | Цветные прожекторы с вертушкой | Приобретение |
3. ТЕХНОЛОГИЯ ПЛАНИРОВАНИЯ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ 193
Та блица 4 Пример стоимостного баланса (сметы доходов и расходов)
Имеющиеся средства и доходы | Требуемые средства (расходы) | ||||
№ | Наименование | Сумма (руб.) | № | Наименование | Сумма (руб.) |
1. | Входные билеты 400 х 60 | 20 000 | 1. | Печатание афиш и пригласительных билетов | |
2. | Аренда помещения | 2. | Елка | ||
3. | Лотерея 150 х 10 | 3. | Елочные игрушки | ||
4. | Входные билеты в «Ледяную избушку» (выставка-продажа поделок) 120 х 10 | 4. | Материалы для оформления | ||
6. | Призы лотереи | ||||
6. | Прокат костюмов | ||||
7. | Зеркальные шары | ||||
8. | Маски | ||||
9. | Прожектор с вертушкой | ||||
Всего: | 37 700 | Всего: | 24 730 | ||
Превышение расходов над доходами | — | Превышение доходов над расходами | 12 970 | ||
Баланс | 37 700 | Баланс | 37 700 |
либо планируют необходимые дополнительные поступления в доходную часть, чтобы покрыть нехватку средств.
При расчете дохода от реализации входных билетов в плановую смету не стоит закладывать полный аншлаг. Обычно в смету закладывают от 40% до 60% аншлага. Во-первых, это подстраховывает от возможных накладок (мало ли, например, погода испортится). Во вторых, — тем радостнее будет видеть полный аншлаг и пополнение бюджета*
При определении затрат на оплату труда (фонд заработной платы) в них надо не забыть включить подоходный и единый социальный налоги.
Стоимостные балансы необходимы также при определении издержек (совокупных затрат) и ценообразовании. Только на основе такого баланса может быть составлена калькуляция — смета затрат на единицу продукции (услуги). Разновидностью финансового баланса является бухгалтерский баланс, однако его рассмотрение относится к предмету бухгалтерского учета и выходит за рамки данного пособия.
194МЕНЕДЖМЕНТ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ
ПЛАНИРОВАНИЕ
ОРГАНИЗАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
(МАТРИЧНЫЙ И СЕТЕВОЙ ПЛАН)
Для планирования организационного обеспечения, координации деятельности соисполнителей и партнеров также могут использоваться специальные методики и технологии.
Матричный план заключается в построении таблицы (матрицы), в которой соотносятся перечень необходимых работ и круг должностных лиц и подразделений, которые обеспечивают их выполнение (табл. 5).
В клеточках (перекрестиях) таблицы указывается, что конкретно должны делать конкретные исполнители и подразделения на соответствующем этапе реализации программы.
Еще более технологически выстроена и эффективна технология сетевого планирования, состоящего в упорядочении необходимых работ в зависимости от их последовательности и длительности.
Сетевой план разрабатывается в три этапа:
1 этап: составление полного перечня работ. На этом этапе вся планируемая работа расчленяется на операции, из которых она складывается, и составляется полный перечень этих операций с указанием их длительности (в рабочих днях, часах или месяцах — в зависимости от характера плана). От обычного плаза-перечня мероприятий такой перечень отличается только тем, что вместо даты, к которой та или иная операция должна быть исполнена, указывается именно рабочее время, необходимое для ее выполнения.
Из этого следует, что точности сетевого планирования во многом способствует наличие норм времени на проведение конкретных операций. При отсутствии норм необходимое время может определяться исходя из имеющихся
Табли ца 5 Примерная форма матричного плана
Этапы, виды работ | Исполнители, подразделения | ||||||||
3. ТЕХНОЛОГИЯ ПЛАНИРОВАНИЯ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ 195
возможностей и предшествующего опыта. Удобно также определять необходимое время по эмпирическим формулам типа:
ЧТ + 2Т
" ± мин ^ " х макс
или Т
Т + 4Т + Т
мин г ^ норм ' * макс
5 6
где Т — ожидаемое время по графику, Тмин — минимально допустимое время для выполнения работы, Тмако — максимально допустимое время, Тнорм — нормально допустимое время.
Нумерация работ в перечне практически никакой роли не играет. Главное на этом этапе — не пропустить ни одной из необходимых операций (табл. 6). Характер и масштаб членения планируемой работы на операции полностью зависят от кадровых возможностей, масштабов планируемой работы, накопленного опыта.
Таблица вПример перечня операций для сетевого плана