Безналичный денежный оборот как составная часть совокупного денежного оборота. Экономические и нормативные основы организации безналичного денежного оборота
Безналичный денежный оборот как составная часть совокупного денежного оборота. Экономические и нормативные основы организации безналичного денежного оборота
Способы, источники и очерёдность платежей
Формы безналичных расчётов
Расчёты платёжными поручениями
Расчёты по инкассо
Чековая форма расчётов
Расчеты с помощью аккредитива
Вексельная форма расчётов
Расчёты путём зачёта взаимных требований
Межбанковские расчёты
Классификация безналичных расчётов
Безналичный денежный оборот как составная часть совокупного денежного оборота. Экономические и нормативные основы организации безналичного денежного оборота
Безналичный денежный оборот занимает большую часть совокупного денежного оборота.
Безналичный денежный оборот формируется в ходе выполнения безналичных расчётов, выполнение которых на территории РФ регулируется Гражданским Кодексом РФ и нормативными документами ЦБ.
Основным из них является «Положение о безналичных расчётах в РФ» (от 13 октября 2002 года, 2П). Это положение регламентирует общие подходы к организации расчётов и единый документооборот в банках.
Контроль за безналичным денежным оборотом осуществляет Центробанк России, значение контроля заключается в обеспечении эффективного и бесперебойного функционировании платежной системы при целевом уровне инфляции.
Структура безналичного денежного оборота:
Преобладающая часть безналичного оборота (75%) приходится на расчёты по товарным операциям, т.е. за отгруженные товары, оказанные услуги, выполненные работы.
Остальная часть денежного оборота – это платежи по нетоварным операциям, включающим в себя расчёты с бюджетом, с кредитными организациями, органами страхования и т.д.
Факторы, определяющие изменение объема, структуры безналичного денежного оборота — объем продукции, реализуемой предприятиями; уровни цен; звенность расчетов; размеры распределения и перераспределения денежных средств в безналичной форме.
Система безналичных расчётов состоит из следующих элементов:
1) принципы организации безналичных расчётов;
2) способы, источники и очерёдность платежей;
3) формы безналичных расчётов.
Основополагающие принципы организации безналичного денежного оборота:
1) расчёты производятся путём перечисления средств со счёта на счёт в банках, поэтому предприятия и организации должны хранить свои денежные средства в банках;
2) хозяйствующие субъекты самостоятельно выбирают форму расчёта, которая закрепляется в договорах, банку отводится роль посредника в расчётах;
3) платежи со счетов должны осуществляться только по распоряжению владельцев счёта в порядке установленной ими очерёдности и в пределах остатка средств на счёте;
4) взаимные претензии по расчётам между субъектами разрешаются без участия банка;
5) банк несёт материальную ответственность за несвоевременное или неправильное списание или зачисление средств в размере 0,5% за каждый день просрочки от просроченной или неправильной суммы.
Для осуществления безналичных расчётов необходимо, чтобы деньги предприятия хранились в безналичном виде. Для этого банки открывают предприятиям следующие виды счетов:
а) расчётный счёт;
б) текущий счёт;
в) бюджетный счёт.
Расчётный счёт открывается всем предприятиям и организациям, работающим на принципах коммерческого расчёта, которые ведут самостоятельный баланс и платят налоги. Владельцы р/с обладают экономической независимостью и могут использовать средства р/с по своему усмотрению.
Текущий счёт открывается общественным организациям, а также филиалам коммерческих организаций. Владельцы текущих счетов ограничены в использовании средств своего счёта, т.к. они могут использовать эти средства только в соответствии со сметой, утверждённой вышестоящей организацией. По текущему счёту может производиться ограниченное число операций, перечень которых оговаривается при открытии счёта.
Бюджетный счёт – это счёт, открытый бюджетным организациям в РКЦ, на которые поступают средства из бюджетов разного уровня для их последующего использования в соответствии с установленной сметой. Владельцев бюджетных счетов не имеют права самостоятельно оформлять кредит в банке. Бюджетной организации, если она ведёт коммерческую деятельность, помимо бюджетного счета в РКЦ открывается и расчётный счёт в коммерческом банке.
Безналичные расчёты производятся с обязательным использованием следующих видов расчётных документов:
1) платёжные поручения;
2) аккредитивы;
3) чеки;
4) платёжные требования;
5) инкассовые поручения;
6) векселя.