Понятие безналичного денежного оборота


Основной частью денежного оборота является безналичный денежный оборот, в котором движение денег происходит путем перечислений по счетам в кредитных организациях или зачетов взаимных требований (клиринг).

Замещение расчетов наличными деньгами безналичными платежами и их рациональная организация в условиях рыночной экономики имеют важное значение для регулирования денежного обращения, образования банковских ресурсов, организации кредитных отношений, контроля за работой предприятий и сокращения издержек обращения, связанных с денежными расчетами. В развитых странах 80% совокупного платежного оборота составляет безналичный денежный оборот, и только 20% приходится на наличное денежное обращение, а в некоторых странах это соотношение еще больше. В России это соотношение составляет около 60 и 40%. Большая часть безналичного платежного оборота (около 80%) приходится на расчеты по товарным операциям, т.е. на платежи за отгруженные товары, выполненные работы и оказанные услуги, остальная часть платежного оборота — это расчеты по нетоварным операциям, т.е. расчеты с бюджетом, внебюджетными фондами и другими структурами.

В безналичном денежном обороте деньги функционируют в качестве средства платежа. Это определяется тем, что перечисления по счетам не обусловлены временем движения материальных ценностей, которые они опосредуют, погашение денежных обязательств происходит после их возникновения. При зачете взаимных требований на счетах в банках отражается лишь дебетовое или кредитовое сальдо, которое полностью погашается, а сумма зачитываемых средств включается в объем безналичного денежного оборота.

Механизм проведения безналичных расчетов осуществляется через платежную систему, которая имеет следующую структуру:

§ платежи и расчеты в нефинансовом секторе экономики (между предприятиями);

§ платежи и расчеты в финансовом секторе, т.е. между банками. Эти расчеты осуществляются следующим образом:

§ расчеты через учреждения Банка России, т.е. путем открытия корреспондентского счета коммерческими банками в РКЦ ЦБ РФ (они составляют примерно 60%);

§ прямые расчеты кредитных организаций через взаимные корреспондентские счета ностро и лоро (такие расчеты составляют примерно 10%);

§ расчеты путем клиринга — через негосударственные расчетные и клиринговые центры (такие расчеты составляют всего лишь 0,2%);

§ расчеты через счета межфилиальных расчетов (такие расчеты составляют около 29,8%);

§ расчеты в личном секторе (безналичные расчеты населения — чеками, платежными картами и т.д.).

Таким образом, платежная система представляет собой совокупность учреждений, правовых норм, инструментов, процедур, программно-технических, коммуникационных и информационных средств, обеспечивающих проведение расчетов между участниками.

Поскольку все безналичные расчеты совершаются путем списания или зачисления денежных средств на банковские счета, то организации или физическому лицу необходимо открыть такой счет (расчетный, депозитный, ссудный, валютный, текущий или иной банковский счет), а коммерческие банки будут выполнять функцию расчетно-кассового обслуживания клиентов банка.

Расчетный счет открывается организациям, имеющим самостоятельный баланс и функционирующим в соответствии с правилами коммерческого расчета, а их структурным подразделениям открываются расчетные субсчета и текущие счета.

Каждой организации открывается один (или несколько — в разных банках) расчетный счет, на котором отражается движение денежных средств. Для открытия расчетного расчета организации необходимо предоставить банку следующие документы:

§ заявление установленной формы;

§ нотариально заверенные копии учредительных документов;

§ свидетельство о постановке на учет в налоговом органе;

§ карточка с образцами подписей и оттиском печати;

§ документы, подтверждающие полномочия лиц, указанных в карточке.

Для открытия счетов нерезидентам Российской Федерации дополнительно представляются выписки из торгового или банковского реестра, определяющие юридический статус нерезидента в соответствии с законодательством страны его местонахождения, копия разрешения национального иностранного банка. Все документы должны быть переведены на русский язык, нотариально заверены и легализованы в посольстве Российской Федерации либо в посольстве иностранного государства.

В соответствии с ГК РФ (ст. 855) установлена следующая очередность списания денежных средств. При наличии на счете денежных средств, сумма которых достаточна для удовлетворения всех требований, списание этих средств со счета осуществляется в порядке календарной очередности. При недостаточности денежных средств на счете списание осуществляется в следующей очередности:

§ в первую очередь осуществляется списание по исполнительным документам, предусматривающим перечисление или выдачу денежных средств со счета для удовлетворения требований о возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью, а также требований о взыскании алиментов;

§ во вторую очередь производится списание по исполнительным документам, предусматривающим перечисление или выдачу денежных средств для расчетов по выплате выходных пособий и оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору, в том числе по контракту, по выплате вознаграждений авторам интеллектуальной собственности;

§ в третью очередь производится списание по платежным документам, предусматривающим перечисление или выдачу денежных средств для расчетов но оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору (контракту), а также по отчислениям в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ и в фонды обязательного медицинского страхования;

§ в четвертую очередь производится списание денежных средств по платежным документам, предусматривающим платежи в бюджет и внебюджетные фонды, отчисления в которые не предусмотрены в третьей очереди;

§ в пятую очередь производится списание денежных средств по исполнительным документам, предусматривающим удовлетворение других денежных требований;

§ в шестую очередь производится списание денежных средств по другим платежным документам в порядке календарной очередности.

Экономика любого государства — это сложные взаимоотношения миллионов хозяйствующих субъектов. Основой этих взаимосвязей являются расчеты и платежи, в ходе которых удовлетворяются взаимные требования и обязательства. Через платежную систему страны реализуются экономические отношения. Денежный оборот — это совокупность всех платежей, которые опосредуют движение стоимости в денежной форме между всеми агентами как во внутренней, так и во внешней экономической сфере.

Денежный оборот делится на наличный и безналичный. Основную часть денежного оборота составляет платежный оборот, в котором деньги функционируют как средство платежа, используются для погашения долговых обязательств. Весь безналичный оборот является платежным, поскольку существует определенный разрыв во времени между движением товаров и денег. Безналичный платежный оборот является преобладающим (90%), осуществляется в виде записей по счетам в банках либо путем зачета взаимных требований. Все расчеты в экономике — это совокупность экономических отношений, которые связаны с возникновением и урегулированием взаимных требований и обязательств субъектов рынка в процессе осуществления операций.

Расчетные отношения включают в себя следующие элементы:

§ участники расчетов (поставщики, покупатели);

§ объекты расчетных операций (услуги, работы, финансовые требования, валюта);

§ органы, которые осуществляют платежи (банки, РКЦ, клиринга вы е орга н и за ци и);

§ посредники в расчетах (факторинговые компании, гаранты и другие посредники).

В расчетах принимают участие два контрагента, если в одном лице совпадают поставщик и получатель денежных средств, покупатель и плательщик, если не совпадают — то возможны разные варианты:

§ поставщик не является получателем денежных средств;

§ грузополучатель является плательщиком, но оплата идет в пользу третьих лиц;

§ поставщик и получатель денежных средств является одним лицом;

§ плательщик не является грузополучателем и не является третьим лицом.

Классификация расчетов предполагает наличие разных признаков:

§ по участникам расчетов (нефинансовый и финансовый секторы — банки; расчеты в финансовом секторе называются межбанковскими, в нефинансовом — межхозяйственными);

§ по объектам расчетов (по назначению платежа — по товарным и нетоварным операциям, нетоварные операции — это налоги, платежи по ссудам, векселям);

§ по месту проведения расчетов (одногородние, иногородние и межгосударственные);

§ по времени платежа (срочные, долгосрочные, плановые, отсроченные и просроченные, срочные — до начала торговой операции, авансовые платежи, сразу после операции и через определенный срок после операции. При отсрочке платежа возникают отношения коммерческою кредита — эти операции обслуживаются векселями). Вексель — удобная форма краткосрочного кредита, особенно в торговле в случае временного отсутствия денег;

§ по форме расчетов (переводы, открытый счет, аккредитив и инкассо);

§ по способу платежа (валовой — списание средств со счета в полной сумме, зачет взаимных требований — клиринг, списание со счета суммы сальдо зачета);

§ по платежным инструментам:

§ инструменты кредитных переводов (это платежные поручения о кредитовых перечислениях или платежные требования-поручения);

§ инструменты дебетовых переводов (векселя, чеки, инкассовые поручения о дебетовых списаниях);

§ промежуточные инструменты (могут применяться и дебетовые, и кредитовые переводы — аккредитивы, пластиковые карты);

Носителями платежных инструментов выступают бумага, пластиковые карты, дискеты, импульсы.

По наличию гарантий платежи делятся на гарантированные (с помошью векселей, чеков, аккредитивов) и негарантированные (платежные поручения на списание средств по обязательствам в бюджетные и внебюджетные фонды, помещенные в картотеку № 2, а также платежные требования).

Банковская система в целом выступает началом кругооборота наличных денег и безналичных платежей, создание платежных средств является ее важнейшей функцией. При проведении расчетов деньги выполняют функцию средства платежа (погашения долгов). Безналичные расчеты приобретают в ряде случаев кредитный характер, поскольку существует разрыв между началом и окончанием платежа. Денежная масса приобретает форму движения встречных потоков: активный выпуск денег через банки и более медленный возврат денег должниками. В результате денежная масса имеет тенденцию к увеличению. В области денежно-кредитной политики важное значение имеет управление денежной массой, объемом кредитов, валютным курсом путем исследования тенденций в объемах и направлениях денежных и кредитных оборотов. анализа осуществляемых сделок.



Система безналичных расчетов. Ее роль, элементы. Формы безналичных расчетов

Безналичные расчеты — это расчеты, осуществляемые между физическими и юридическими лицами без применения наличных денег путем перевода средств через банк с расчетного (текущего) счета плательщика на счет их получателя. Безналичные расчеты нашли широкое применение в развитии банковской системы.
Принципы организации безналичных расчетов:
1.Все предприятия и организации обязаны хранить свои средства на счетах в банках. В кассах предприятий разрешается оставлять суммы наличных денег в пределах установленных норм.
2.Подавляющая часть безналичных расчетов должна осуществляться через банк.
3.Требование платежа должно выставляться либо перед отгрузкой товаров, либо вслед за ней, чтобы не допускалась задержка платежей.
4. Платежи производятся со счетов клиентов в банке лишь с их согласия.
5.Установлено несколько форм расчетов и видов платежей, которые предприятия могут выбирать по своему усмотрению.
Безналичные расчеты способствуют уменьшению издержек обращения в виде дополнительных затрат на печать, хранение, перевозку и т.д. Основа безналичных расчетов — межбанковские расчеты.
Существуют следующие формы безналичных расчетов.
Платежные поручения — это расчетный документ, содержащий поручение плательщика банку о перечислении с его счета определенной суммы на счет получателя.
Расчеты чеками. Владелец счета (чекодатель) дает письменное распоряжение плательщику (банку, выдавшему расчетные чеки) уплатить определенную сумму, указанную в чеке, получателю средств (чекодержателю).
Расчеты аккредитивами. Аккредитив— это поручение банка покупателя банку поставщика производить оплату счетов этого поставщика за отгруженный товар или оказанные услуги на условиях, предусмотренных в аккредитивном заявлении.

Покупателю открываются следующие виды аккредитивов:
1) покрытые (депонированные)— аккредитивы, при открытии которых банк-эмитент, открывший аккредитив, перечисляет собственные средства плательщика или предоставленный ему кредит в распоряжение банка поставщика на отдельный счет, на весь срок действия обязательств по аккредитивам;
2) непокрытый (гарантированный) аккредитив может применяться, если два банка, обслуживающих рассчитывающихся клиентов, имеют корреспондентские счета друг у друга. Каждый аккредитив должен указывать, является ли он отзывным или безотзывным.
Преимущество такой формы расчетов — отсутствие задержки оплаты продукции и услуг, деньги заранее приготовлены и получатель средств уверен, что сразу, даже в день отгрузки, он может получить полагающиеся ему деньги.
Расчеты платежными требованиями-поручениями.Платежное требование-поручение — это расчетный документ, содержащий требование получателя средств плательщику об уплате определенной суммы через банк. Оба бланка заполняются поставщиком. Платежное требование — от его имени, а платежное поручение — от имени плательщика. Расчеты платежными требованиями.Широко применяются при акцептной форме расчетов, когда платежи совершаются не сразу после отгрузки товара и выписки товарных документов. Отгрузив товар, поставщик выписывает в соответствующем количестве экземпляров платежные требования и сдает их на инкассо. Банк, принимая документы на инкассо, берет на себя обязательство вовремя переслать их в учреждение банка, обслуживающее покупателя, взыскать там с него средства и перечислить на расчетный счет поставщика.
Расчеты в форме пластиковых карточек.По экономическому содержанию различают дебетовые и кредитовые карточки. Кредитовые карточки связаны с открытием кредитной линии в банке, что дает возможность владельцу пользоваться кредитом при покупках товаров и при получении кассовых ссуд. Дебетовые карточки предназначены для получения наличных в банковских автоматах или покупки товаров с использованием электронных терминалов. Деньги при этом списываются со счета владельца карточки в банке.



Принципы безналичного денежного оборота

Принципы организации безналичных расчетов - это основополагающие начала их осуществления. Соблюдение принципов предпринимательскими фирмами и банками позволяет обеспечить соответствие безналичных расчетов предъявляемым к ним требованиям своевременности, надежности, эффективности.

При осуществлении безналичных расчетов соблюдаются следующие основные принципы:

1) первый принцип - правовой режим осуществления безналичных расчетов. Этот принцип требует, чтобы поведение участников расчетных взаимоотношений соответствовало нормам права, правовой ответственности;

2) второй принцип - осуществление безналичных расчетов по банковским счетам, которые открываются клиентам для хранения и перевода денежных средств. Необходимая предпосылка осуществления безналичных расчетов - это наличие банковских счетов как у фирм-поставщиков, так и у фирм-покупателей;

3) третий принцип - свобода выбора форм безналичных расчетов предпринимательскими фирмами в процессе осуществления производственно-хозяйственной деятельности;

4) четвертый принцип - наличие согласия плательщика на совершение платежа по его банковскому счету, т.е. перечисление средств по счетам фирм осуществляется по поручению плательщика или с его согласия (акцепта). Это дает возможность предприятию-покупателю контролировать выполнение поставщиком основных условий договора, нарушение которых может вызвать частичный или полный отказ от акцепта платежа;

5) пятый принцип - осуществление платежей с расчетного счета в пределах имеющихся на нем средств. При наличии на счете денежных средств, сумма которых достаточна для удовлетворения всех требований, предъявленных к счету, списание этих средств со счета осуществляется в порядке поступления распоряжений от фирмы и других документов на списание (календарная очередность). При недостаточности денежных средств на счете для удовлетворения всех предъявленных к нему требований списание денежных средств осуществляется в следующей очередности:

по. исполнительным документам, предусматривающим перечисление или выдачу денежных средств со счета для удовлетворения требований о возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью, а также требований о взыскании алиментов;

по исполнительным документам, предусматривающим перечисление или выдачу денежных средств со счета для расчетов по выплате выходных пособий и оплате труда лицам, работающим по трудовому договору, в т.ч. по контракту, по выплате вознаграждений по авторскому договору;

по платежным документам, предусматривающим платежи в бюджет и внебюджетные фонды (Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ и Государственный фонд занятости РФ);

пo исполнительным документам, предусматривающим удовлетворение других денежных требований;

по другим платежным документам в порядке календарной очередности.

6) шестой принцип - срочность платежа. Значение этого принципа заключается в том, что средства, непрерывно расходуемые на производство товаров, оказание услуг, должны возмещаться за счет платежей покупателей в сроки, предусмотренные заключенными хозяйственными договорами. Сбои в соблюдении сроков платежей ведут к нарушению кругооборота средств и в конечном итоге - к платежному кризису предпринимательской фирмы;

7) седьмой принцип - списание средств со счета плательщика производится только на основании первого экземпляра расчетного документа;

8) восьмой принцип - контроль всех участников безналичных расчетов за правильностью совершения расчетов, соблюдением установленных положений о порядке их проведения;

9 ) девятый принцип - принцип имущественной ответственности за соблюдение договорных условий. Данный принцип заключается в том, что нарушения договорных обязательств в области безналичных расчетов влекут за собой возможность применения гражданско-правовой ответственности в форме возмещения убытков, уплаты неустойки (ГК РФ. Гл. 25. Ст. 395).

Наши рекомендации