Методы оценки эффективности инвестиционного проекта

При принятии управленческих решений инвестиционного характера учитываются оценки и сравнения объема предполагаемых инвестиций и будущих денежных поступлений (доходов).

Чистая приведенная (текущая) стоимость NPV – разница между текущей стоимостью будущих денежных притоков денежных средств, получаемый в результате реализации проекта, и суммой первоначальной инвестиции. NPV = PV – IC, где IC-первон.инв-ции.

ТС рассчитывается с использованием стоимости капитала (минимальной нормы прибыли) в качестве учетной ставки. Если годовые периодические поступления денежных средств равны, то РV = Сn/ (1+ rn). Если выплаты не равны NPV=-∑(ICn/(1+rn) Если NPV положителен, то проект принимается, если меньше 0, то отменяется. Плюсы NPV в том, что он учитывает временную стоимость денег и доступен для расчетов.

Индекс рентабельности PI = PV/IC. Этот коэффициент используется в качестве средства расположения проектов в убывающем порядке их привлекательности. Если PI >1, тогда проект принимается. Преимущество метода в том, что проекты рассматриваются с использованием одного способа сравнения независимо от их объема.

Внутренняя норма доходности IRR – это такое значение ставки дисконтирования, при которой NPV проекта = 0. Показывает max допустимый относительный уровень расходов которые м.б. связаны с проектом.

Срок окупаемости – время, необходимое компании для возмещения ее первоначальных инвестиций.

Срок окупаемости РВР = первоначальная инвестиция/ накопление стоимости.

Проект с более коротким сроком окупаемости считается менее рискованным и имеет большую ликвидность. Преимущества этого метода в том, что он прост в расчетах и эффективно учитывает инвестиционные риски. Недостатки – не учитывает временную стоимость денег и значение денежных притоков после истечения срока окупаемости, которые определяют рентабельность проекта.

Учетная (внутренняя) норма прибыли = чистая прибыль/ инвестиция

УНП оценивает рентабельность сравнением требуемых инвестиций с будущим годовым чистым доходом. Проект выбирается с большей нормой прибыли. Плюсы: прост в понимании и в расчетах и учитывает важное значение рентабельности. Минусы: не учитывает временную стоимость денег и использует данные бух.учета вместо показателей движения денежных средств.

Бизнес-план инвестиционного проекта.

Бизнес-план – документ установленной формы, который служит технико-экономическим обоснованием для претворения в жизнь того или иного инвестиционного проекта.

Состав бизнес-плана инвестиционного проекта согласно методике ООН в части промышленного разв-я (ЮНИДО) выглядит таким образом:

1. общие условия осуществления проекта и его исходные данные:

· авторы проекта;

· исходные данные;

· необходимые инвестиции.

2. рынок и производственная мощность предприятия:

· спрос и рынок;

· прогноз продаж и сбыта;

· производственная программа;

· производственная мощность.

3. материальные факторы пр-ва:

· сырьё и основные материалы;

· вспомогательные материалы и фурнитура;

· полуфабрикаты и комплектующие;

· топливо и энергия;

· сис-ма снабжения.

4. местоположение:

· место нахождения или размещения;

· стоимость земельного участка.

5. проектно-конструкторские изыскания:

· границы или рамки проекта;

· технология и оборудование;

· расположение строительных объектов;

· стройматериалы;

· обоснование строительных затрат.

6. трудовые ресурсы:

· потребность в работниках по категориям;

· расходы на содержание персонала.

7. сроки осуществления проекта:

· примерный график реализации проекта;

· смета затрат.

8. оценка проекта:

· общие инвестиционные издержки:

· финансирование проекта;

· эксплуатационные расходы;

· финансовый баланс;

· социально-экономические результаты.

9. форма страхования:

· гос-венная;

· частная;

· совместная.

Более конкретно в пределах отрасли или региона структура бизнес-плана инвестиционного проекта фирмы (компании) может быть детализирована примерно так:

1. титульный лист:

· название и адрес фирмы (компании);

· имена и адрес учредителей;

· краткое содержание проекта;

· ссылка на конфиденциальность.

2. вводная часть:

· главная цель;

· актуальность;

· основные положения.

3. ситуация на рынке:

· анализ рынка отрасли (региона);

· потенциальные конкуренты;

· возможные потребители.

4. сущность проекта:

· продукт (услуга);

· размещение и оборудование офиса;

· персонал;

· управление проектом;

· сведения о партнёрах.

5. план маркетинга:

· прогноз новой продукции;

· доля на рынке:

· каналы сбыта;

· реклама;

· цены;

· отношения с общественностью.

6. производственный план:

· программа выпуска;

· субподрядчики:

· производственные помещения;

· технологическое оборудование;

· оснастка и инструменты;

· поставщики сырья.

7. организационный план:

· форма собственности;

· сведения об учредителях (пайщиках);

· ответственность учредителей (пайщиков);

· состав руководителей;

· организационная структура;

· распределение обязанностей;

· делегирование полномочий.

8. оценка рисков:

· SWOT-анализ;

· вероятность потерь;

· альтернативные стратегии.

9. финансовый план:

· источники доходов;

· доходы;

· денежные поступления;

· расходы;

· платежи;

· использование средств;

· баланс доходов и расходов;

· точка самоокупаемости;

· накопления;

· резервный и страховой фонды.

10. приложения:

· письма;

· сообщения;

· копии лицензий;

· копии контрактов;

· прочие документы по проекту.

Важность разработки любого бизнес-плана инвестиционного проекта заключается в следующем:

а) он позволяет установить жизнеспособность будущего предприятия;

б) с его помощью определяются возможные перспективы разв-я;

в) на его основе строится текущая хозяйственная политика фирмы (компании);

г) при его обоснованной разработке чаще привлекаются внешние инвесторы.

Наши рекомендации