Методы оценки эффективности инвестиционного проекта
При принятии управленческих решений инвестиционного характера учитываются оценки и сравнения объема предполагаемых инвестиций и будущих денежных поступлений (доходов).
Чистая приведенная (текущая) стоимость NPV – разница между текущей стоимостью будущих денежных притоков денежных средств, получаемый в результате реализации проекта, и суммой первоначальной инвестиции. NPV = PV – IC, где IC-первон.инв-ции.
ТС рассчитывается с использованием стоимости капитала (минимальной нормы прибыли) в качестве учетной ставки. Если годовые периодические поступления денежных средств равны, то РV = Сn/ (1+ rn). Если выплаты не равны NPV=-∑(ICn/(1+rn) Если NPV положителен, то проект принимается, если меньше 0, то отменяется. Плюсы NPV в том, что он учитывает временную стоимость денег и доступен для расчетов.
Индекс рентабельности PI = PV/IC. Этот коэффициент используется в качестве средства расположения проектов в убывающем порядке их привлекательности. Если PI >1, тогда проект принимается. Преимущество метода в том, что проекты рассматриваются с использованием одного способа сравнения независимо от их объема.
Внутренняя норма доходности IRR – это такое значение ставки дисконтирования, при которой NPV проекта = 0. Показывает max допустимый относительный уровень расходов которые м.б. связаны с проектом.
Срок окупаемости – время, необходимое компании для возмещения ее первоначальных инвестиций.
Срок окупаемости РВР = первоначальная инвестиция/ накопление стоимости.
Проект с более коротким сроком окупаемости считается менее рискованным и имеет большую ликвидность. Преимущества этого метода в том, что он прост в расчетах и эффективно учитывает инвестиционные риски. Недостатки – не учитывает временную стоимость денег и значение денежных притоков после истечения срока окупаемости, которые определяют рентабельность проекта.
Учетная (внутренняя) норма прибыли = чистая прибыль/ инвестиция
УНП оценивает рентабельность сравнением требуемых инвестиций с будущим годовым чистым доходом. Проект выбирается с большей нормой прибыли. Плюсы: прост в понимании и в расчетах и учитывает важное значение рентабельности. Минусы: не учитывает временную стоимость денег и использует данные бух.учета вместо показателей движения денежных средств.
Бизнес-план инвестиционного проекта.
Бизнес-план – документ установленной формы, который служит технико-экономическим обоснованием для претворения в жизнь того или иного инвестиционного проекта.
Состав бизнес-плана инвестиционного проекта согласно методике ООН в части промышленного разв-я (ЮНИДО) выглядит таким образом:
1. общие условия осуществления проекта и его исходные данные:
· авторы проекта;
· исходные данные;
· необходимые инвестиции.
2. рынок и производственная мощность предприятия:
· спрос и рынок;
· прогноз продаж и сбыта;
· производственная программа;
· производственная мощность.
3. материальные факторы пр-ва:
· сырьё и основные материалы;
· вспомогательные материалы и фурнитура;
· полуфабрикаты и комплектующие;
· топливо и энергия;
· сис-ма снабжения.
4. местоположение:
· место нахождения или размещения;
· стоимость земельного участка.
5. проектно-конструкторские изыскания:
· границы или рамки проекта;
· технология и оборудование;
· расположение строительных объектов;
· стройматериалы;
· обоснование строительных затрат.
6. трудовые ресурсы:
· потребность в работниках по категориям;
· расходы на содержание персонала.
7. сроки осуществления проекта:
· примерный график реализации проекта;
· смета затрат.
8. оценка проекта:
· общие инвестиционные издержки:
· финансирование проекта;
· эксплуатационные расходы;
· финансовый баланс;
· социально-экономические результаты.
9. форма страхования:
· гос-венная;
· частная;
· совместная.
Более конкретно в пределах отрасли или региона структура бизнес-плана инвестиционного проекта фирмы (компании) может быть детализирована примерно так:
1. титульный лист:
· название и адрес фирмы (компании);
· имена и адрес учредителей;
· краткое содержание проекта;
· ссылка на конфиденциальность.
2. вводная часть:
· главная цель;
· актуальность;
· основные положения.
3. ситуация на рынке:
· анализ рынка отрасли (региона);
· потенциальные конкуренты;
· возможные потребители.
4. сущность проекта:
· продукт (услуга);
· размещение и оборудование офиса;
· персонал;
· управление проектом;
· сведения о партнёрах.
5. план маркетинга:
· прогноз новой продукции;
· доля на рынке:
· каналы сбыта;
· реклама;
· цены;
· отношения с общественностью.
6. производственный план:
· программа выпуска;
· субподрядчики:
· производственные помещения;
· технологическое оборудование;
· оснастка и инструменты;
· поставщики сырья.
7. организационный план:
· форма собственности;
· сведения об учредителях (пайщиках);
· ответственность учредителей (пайщиков);
· состав руководителей;
· организационная структура;
· распределение обязанностей;
· делегирование полномочий.
8. оценка рисков:
· SWOT-анализ;
· вероятность потерь;
· альтернативные стратегии.
9. финансовый план:
· источники доходов;
· доходы;
· денежные поступления;
· расходы;
· платежи;
· использование средств;
· баланс доходов и расходов;
· точка самоокупаемости;
· накопления;
· резервный и страховой фонды.
10. приложения:
· письма;
· сообщения;
· копии лицензий;
· копии контрактов;
· прочие документы по проекту.
Важность разработки любого бизнес-плана инвестиционного проекта заключается в следующем:
а) он позволяет установить жизнеспособность будущего предприятия;
б) с его помощью определяются возможные перспективы разв-я;
в) на его основе строится текущая хозяйственная политика фирмы (компании);
г) при его обоснованной разработке чаще привлекаются внешние инвесторы.