Подходы к классификации ресурсов для хозяйственной деятельности
Ресурсные основы корпоративных отношений.
Бизнес (коммерческая деятельность) – это форма социального взаимодействия, направленная на организацию социальной системы, обеспечивающей генерацию заданного ресурсного потока. Это деятельность, которая обеспечивается и запускается посредством формирования набора ресурсов.
Возможность и эффективность этой деятельности определяется структурой ресурсов – наличием или отсутствием определенных ресурсов, соотношением.
Компания – социальная организация, обеспечивающая генерацию целевого ресурсного потока за счет концентрации и распределения ресурсов между участниками корпоративных отношений (УКО). УКО - источник ресурсов.
Корпоративные отношения – добровольные отношения субъектов в соответствии с правилами, определенными условиями компании. Условия и, соответственно, правила распределения ресурсов определяются институциональной средой компании – сочетанием внешних и внутренних социальных институтов. Социальные институты: правила, принципы, стереотипы, слухи и другие.
С понятием ресурсов непосредственно связано понятие системной устойчивости компании.
Ресурсы – любые материальные или нематериальные феномены, которые могут быть использованы для обмена вследствие того, что представляют ценность для потенциальных участников корпоративных отношений (УКО).
Эта ценность определяется следующими факторами:
· возможностью использовать ресурсы для удовлетворения потребностей самого человека; (Это, например, такие ресурсы, как еда, вода, в отдельных случаях – воздух, жилье, деньги, некоторые иные материальные ресурсы, некоторые информационные ресурсы и т.п.)
· возможностью использовать ресурсы для создания условий, в которых можно обменять эти или иные ресурсы на то, что можно использовать для удовлетворения потребностей человека. (В качестве примера, можно привести такие ресурсы, как некоторые информационные ресурсы, которые позволяют организовать деятельность – технологии и правила, например; некоторые материальные ресурсы, необходимые для производства продукции; информация о потребностях клиентов, позволяющая точнее рассчитать рекламные материалы и т.п.)
Иными словами, ресурсами являются, как объекты непосредственно обмена, так и феномены, позволяющие снизить издержки обмена.
Подходы к классификации ресурсов для хозяйственной деятельности
Классифицировать ресурсы, используемые в бизнесе, будем по степени значимости, по виду и по степени расходования в процессе деятельности.
По степени значимости для деятельности компании, можно выделять ключевые и дополнительные ресурсы:
1) Ресурсы, без которых невозможна или затруднена деятельность в бизнес-системе, являются ключевыми ресурсами.
2) Ресурсы, используемые в хозяйственной деятельности, но не являющиеся ключевыми ресурсами, относятся к категории дополнительных ресурсов. Они способствуют повышению эффективности деятельности, но без них деятельность в принципе возможна.
(Например, кондиционер или музыкальный центр в автомобиле. Они, конечно, делают эксплуатацию автомобиля более комфортной и влияют на моральное состояние водителя, что приводит к повышению его мотивации и, соответственно, позволяет добиться более высокой производительности. Но на возможность реализации целевой функции этой системы, – перевозка груза, – данные ресурсы непосредственно не влияют.) Соответственно, их устранение не разрушает саму систему, хотя, может быть, и делает ее менее эффективной.
По виду, ресурсы коммерческой деятельности можно классифицировать следующим образом:
1. Материальные (традиционный капитал) – все то, что можно купить без значительных трансакционных издержек (материальные и условно материальные ресурсы), что можно пощупать руками:
1.1. Деньги.
1.2. Станки, оборудование, транспорт, здания, сооружения и т.п. – все, что является более или менее стандартным, может быть приобретено на рынке без значительных усилий, необходимости использования дополнительных ресурсов.
1.3. Информация структурированная, с определенными характеристиками, в достаточной степени распространенная на рынке, не требующая значительных ресурсов (времени и сил, особых условий, например, большого времени для изучения) для ее использования.
2. Информационные (информационный капитал) – систематизированная информация, либо возможность ее получения:
2.1. Методологическая база – набор теорий и концепций, позволяющий сформировать адекватную модель системы.
2.2. Информация о необходимых для достижения целей ресурсах, возможных вариантах сочетания ресурсов.
2.3. Информация о потенциальных участниках – наличие у них ресурсов, нужных нам и других.
2.4. Информация о предпочтениях и ожиданиях потенциальных и действующих УКО.
2.5. Информация о системе: элементах, каналах распределения информации, их параметрах. (Например: нацеленность определенных каналов на определенные группы УКО, свойства каналов распространения информации, другие).
3. Человеческие (человеческий капитал) – ресурсы, не отделимые от человека.
3.1. Знания и навыки действующих УКО, способствующие деятельности системы. Также знания и навыки потенциальных клиентов.
(Например: квалификация потенциальных клиентов может обеспечить спрос на качественный инструмент, профессиональные услуги – люди будут понимать значение качества, критерии качества, это сформирует определенные потребности и, соответственно, поставщик, обеспечивающий качественные услуги получит преимущества)
3.2. Интеллектуальные ресурсы – способность сформировать необходимую информацию (в том числе, информационные и организационные ресурсы в компании).
3.3. Навыки и знания, позволяющие настраивать систему, формировать организационные ресурсы.
3.4. Личностные качества, позволяющие более или менее эффективно взаимодействовать субъектам в корпоративной системе. Наличие определенных личностных качеств может создать условия эффективной/неэффективной координации без наличия организационных ресурсов.
3.5. Знания и навыки вовлеченных в систему УКО, представляющие ценность для других УКО (действующих или потенциальных), которые могут послужить основой конкурентной борьбы за ресурсы.
4. Организационные ресурсы (системные, организационный капитал).
4.1. Правила и процедуры взаимодействия, обеспечивающие координацию участников в процессе взаимодействия и, тем самым, снижение энтропии (как следствие – снижение системных издержек).
4.2. Миссия, стратегия, политики компании, обеспечивающие эффективную настройку системы на определенные группы УКО, обладающих необходимыми ресурсами и/или настройку отдельных УКО или групп УКО.
4.3. Каналы распространения информации с определенными характеристиками (избирательность, шумы, помехи и т.п.).
4.4. Технологии производства, организации и координации, другие.
5. Социальные (социальный капитал).
5.1. Социальные институты, их сочетание, которое может быть более или менее благоприятно для компании.
5.2. Наличие противоречий в социальных институтах (точнее - их отсутствие).
5.3. Распространенные установки на взаимодействие, обучение, формирующие готовность изменяться, подстраиваться под систему.
5.4. Благоприятные факторы, способствующие формированию социальных институтов.(Это могут быть определенные личностные факторы населения, например, наивность населения – это позволяет меньше сил тратить на информационные воздействия, чтобы сформировать соответствующие социальные институты).
Ресурсы социальной системы можно, также, классифицировать по степени их расходования в процессе деятельности:
· Ресурсы, расходуемые в процессе обмена. (Например, деньги, сырье и материалы, комплектующие и товары, труд людей)
· Ресурсы, не расходуемые, но требующие обновления и адаптации, поддержания в актуальном состоянии. (Например, информация о том, что и как делать в данной системе и в данных условиях – она требует обновления вследствие изменения условий деятельности; брэнд и другие элементы социального капитала; знания о рынке, товаре, клиентах требуют актуализации вследствие изменения рынка, динамики потребностей клиентов, совершенствования товара.)
· Не расходуемые ресурсы - те, которые не изменяются вследствие использования их в рассматриваемой системе. (В коммерческой деятельности, это, например помещения, здания и сооружения; фундаментальные знания и другая информация, которая служит основой для принятия решений, но уже устоялась и не требует обновления и актуализации (например, умение считать, говорить, читать и писать; основные знания в области экономики; общеобразовательные знания и др.); информация о прошлом опыте; устоявшиеся технологии работы, принципы и методы принятия решений; устойчивые поведенческие модели и социальные институты, их определяющие).