Общая характеристика хозяйственной деятельности. Государственное регулирование хозяйственной деятельности

Хозяйственная деятельность субъектов хозяйствования: понятие, виды.

Хозяйственная деятельность включает в себя:

a) деятельность, направленную на получение прибыли

b) деятельность, непосредственно не связанную с получением прибыли

Законодательное определение предпринимательской деятельности содержится в ГК РБ.

Предпринимательская деятельность - это самостоятельная деятельность юридических и физических лиц, осуществляемая ими в гражданском обороте от своего имени, на свой риск и под свою имущественную ответственность и направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи вещей, произведенных, переработанных или приобретенных указанными лицами для продажи, а также от выполнения работ или оказания услуг, если эти работы или услуги предназначаются для реализации другим лицам и не используются для собственного потребления.

К предпринимательской деятельности не относятся:

1) ремесленная деятельность,

2) деятельность по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма,

3) деятельность физических лиц по использованию собственных ценных бумаг, банковских счетов в качестве средств платежа или сохранения денежных приобретений,

4) разовая реализация физическими лицами на торговых местах на рынках и (или) иных местах, на которых торговля может осуществляться в соответствии с законодательством, произведенных, переработанных либо приобретенных ими товаров (за исключением подакцизных товаров, товаров, подлежащих маркировке контрольными (идентификационными) знаками), отнесенных к товарным группам, определенным законодательством.

В Законе «О предпринимательстве в Республике Беларусь», ст. 3 определены следующие формы предпринимательства:

– индивидуальное предпринимательство, осуществляемое субъектом предпринимательства на основе своей собственности или на основе имущества, полученного и используемого на законном основании;

– коллективное предпринимательство, осуществляемое предпринимателями на основе объединенного совместного имущества либо имущества, полученного и используемого на законном основании;

– особой формой предпринимательства является предпринимательская деятельность, осуществляемая руководителем предприятия, если он на основе контракта с собственником имущества наделен правами и обязанностями и несет ответственность, установленную для предпринимателя.

Формы государственного регулирования хозяйственной деятельности:

· Прогнозирование– является подготовкой представлений о возможном состоянии экономического и социального развития. Закон РБ от 5.05.1998 г. «О государственном прогнозировании и программах социально- экономического развития РБ» определяет основные цели разработки прогнозов, их временные рамки – долгосрочные, среднесрочные и краткосрочные, главные составляющие – систему научно аргументированных представлений (предположений) о направлениях, критериях, принципах, целях и приоритетах социально-экономического развития РБ на соответствующий период с указанием основных прогнозируемых показателей, способов и мер по обеспечению их достижения. Основные направления социально-экономического развития РБ на период до 2010 года утверждены Постановлением Совета Министров от 3 апреля 2000 г. № 445. Официальные прогнозы находят закрепление в планах. Прогнозирование является предпосылкой для планирования.

· Планирование – это «определение целей, задач, темпов, этапов, конкретных показателей и сроков достижения тех или иных результатов (экономических, социальных, оборонных и др.)». В экономике такой вид планирования называют индикативным, поскольку в этом случае используются индикаторы социально-экономического развития, характеризующие динамику, структуру и эффективность экономики, состояние финансово-кредитной системы, денежного обращения. При директивном планировании имеют место обязанность и ответственность соответствующих субъектов за невыполнение плановых показателей. Планы находят свое внешнее выражение, как правило, в нормативных правовых актах (например, Постановление Совета Министров от 30.09.2005 г. № 1081 «Об утверждении Национальной программы развития экспорта на 2006-2010 годы»). Денежная политика – использует такие инструменты, как цены, налоги, валютное регулирование. Антимонопольное регулирование – направлено на обеспечение условий для развития конкуренции как основы предпринимательства, создания и эффективного функционирования товарного рынка и защиты прав потребителей.

Государственное регулирование условий хозяйственной деятельности осуществляется Национальным собранием Республики Беларусь, Президентом Республики Беларусь, Советом Министров Республики Беларусь, другими государственными органами, органами местного управления и самоуправления. Оно призвано обеспечить создание для субъектов хозяйственной деятельности стабильных и благоприятных условий хозяйствования.

Прямое управление хозяйственной деятельностью осуществляется министерствами, другими республиканскими органами управления, государственными организациями, подчиненными Правительству Республики Беларусь, местными органами управления и самоуправления. Оно включает установление государственных заданий и заказов, выдачу плановых актов на получение (поставку) продукции (товаров), экспертизу инвестиционных проектов и иные конкретные действия по организации и осуществлению хозяйственной деятельности. Соответствующие государственные органы (Комитет государственного контроля Республики Беларусь, Национальный банк Республики Беларусь, Министерство экономики Республики Беларусь, Министерство финансов Республики Беларусь, Министерство по налогам и сборам Республики Беларусь, Государственный таможенный комитет Республики Беларусь, Государственный комитет по стандартизации и др.) контролируют соблюдение законодательства о предпринимательстве, антимонопольного законодательства, банковского законодательства, законодательства о рынке ценных бумаг, требований к качеству и порядку реализации товаров, работ и услуг, порядку ценообразования, осуществления внешнеэкономической деятельности и валютных операций и т. д.

Контроль за осуществлением хозяйственной деятельности, как способ государственного воздействия, представляет собой установление для органов государства возможности наблюдать и в определенных пределах проверять состояние дел предпринимателя, принимать соответствующие меры в предусмотренных законом случаях. Контролируются следующие сферы:

– ведение бухгалтерской и статистической отчетности;

– информация, необходимая для налогообложения (кроме коммерческой тайны);

– особые сферы деятельности, которые предусматривают экологический, санитарно-эпидемиологический контроль и т. п.;

– деятельность предприятий-монополистов;

Защита прав субъектов хозяйственной деятельностипредставляет собой деятельность управомоченных лиц и органов по реализации субъективных прав и охраняемых законом интересов в случаях их нарушения или оспаривания .

Право на защиту реализуется посредством способов, средств и форм защиты.

Способы защиты – это действия, которые непосредственно направлены на устранение препятствий, возникающих при осуществлении прав и законных интересов субъектов

В соответствии со ст. 11 ГК к ним относятся: признание права; восстановление положения, существовавшего до нарушения права; пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу нарушения; признание оспоримой сделки недействительной и применение последствий её недействительности, установление факта ничтожности сделки и применение последствий её недействительности; признание недействительным акта государственного органа или органа местного управления и самоуправления; присуждение к исполнению обязанностей в натуре; возмещение убытков; взыскание неустойки; иные способы защиты.

Средство защиты – это требование о применении соответствующего способа защиты .

В правоприменительной деятельности наибольшее распространение имеют такие средства защиты как иск; заявление; жалоба.

Форма защиты – это порядок, в котором осуществляется деятельность по защите прав и законных интересов.

Существует 3 основных формы защиты прав и законных интересов: судебная; административная; самозащита.

государство осуществляет управление государственным сектором экономики соответственно основам внутренней и внешней политики.

Правовое регулирование предпринимательства (общие положения)

Предпринимательская деятельность – это самостоятельная, лицензированная деятельность граждан, направленная на получение прибыли или личного дохода, осуществляемая от своего имени, на свой риск, на свою имущественную ответственность или от имени и под имущественную ответственность юридического лица (предприятия). Признаки предпринимательской деятельности:

1.Субъектами являются юридические лица независимо от форм собственности, место нахождения, характера деятельности, национальной принадлежности и физические лица, независимо от имущественного положения, национальной принадлежности, политических взглядов и т.д. 2.Предпринимательская деятельность должна осуществляться субъектами предпринимательской деятельности: в гражданском обороте, самостоятельно, от своего имени, на свой риск, под свою имущественную ответственность. 3.Целью является систематическое получение прибыли. 4.Источник прибыли выступают пользование имуществом, продажа вещей, переработанных, приобретённых, а так же выполнение работ и оказание услуг.

5.Работы или услуги предназначаются и реализуются другими лицами и не должны использоваться для собственного потребления. Источники правого регулирования предпринимательской деятельности:

Источники подразделяются на общие и специальные (регулируют определенные виды отношений).

К источникам относятся: 1 Конституция Республики Беларусь, 2. Декреты и указы Президента Республики Беларусь, 3. Кодексы Республики Беларусь, 4. Законы Республики Беларусь, 5. Подзаконные акты, 6. Международные договора Республики Беларусь Субъектами являются юридические лица независимо от форм собственности, место нахождения, характера деятельности, национальной принадлежности и физические лица, независимо от имущественного положения, национальной принадлежности, политических взглядов и т.д.

Формы предпринимательской деятельности:

1.Без образования юридического лица (индивидуальный предприниматель)

2.Предпринимательская деятельность в форме юридического лица – коммерческие организации получение прибыли, которых распределяются между участниками.

3.Деятельность осуществляемая руководителем предприятия на основе контракта.

Наши рекомендации