Основные методы закупок. Правила работы с поставщиками
Закупки могут осуществляться следующим образом:
1. Закупка товара одной партией. Метод предполагает поставку товаров большой партией за один раз (оптовые закупки).
Его преимущества: простота оформления документов, гарантия поставки всей партией, повышенные торговые скидки.
Недостатки: большая потребность в складских помещениях, замедление оборачиваемости капитала.
2. Регулярные закупки мелкими партиями. Покупатель заказывает необходимое количество товаров, которое поставляется ему партиями в течение определенного периода.
Преимущества: ускоряется оборачиваемость капитала, так как товары оплачиваются по мере поступления каждой партии; достигается экономия складских помещений; сокращаются затраты на документирование поставки, поскольку оформляется только заказ на всю поставку.
Недостатки: вероятность заказа избыточного количества; необходимость оплаты всего количества, определенного в заказе.
3. Ежедневные (ежемесячные) закупки по котировочным ведомостям. Метод закупки широко используется там, где закупаются дешевые и быстро используемые товары. Котировочные ведомости составляются ежедневно (ежемесячно) и включают следующие сведения:
Ø полный перечень товаров;
Ø количество товара, имеющегося на складе;
Ø требуемое количество товаров.
Преимущества: ускорение оборачиваемости капитала; снижение затрат на складирование и хранение; своевременность поставок.
Недостатки: необходимо вести четкий учет заказываемых товаров.
4. Получение товара по мере необходимости. Этот метод похож на регулярную поставку товаров, но характеризуется следующими особенностями:
Ø количество не устанавливается, а определяется приблизительно;
Ø поставщики перед выполнением каждого заказа связываются с покупателем;
Ø оплачивается только поставленное количество товара;
Ø по истечении срока контракта заказчик не обязан принимать и оплачивать товары, которые еще только должны быть поставлены.
Преимущества: отсутствие твердых обязательств по покупке определенного количества; ускорение оборота капитала; минимум работы по оформлению документов.
5. Закупка товара с немедленной сдачей. Сфера применения этого метода — покупка эпизодически используемых товаров и (или) когда их невозможно получать по мере необходимости. Товар заказывается тогда, когда он требуется, и вывозится со складов поставщиков.
Недостаток метода — в увеличении издержек, связанных с необходимостью детального оформления документации при каждом заказе, мелкие партии заказов и множество поставщиков.
Этапы выбора поставщика:
1. Поиск потенциальных поставщиков.
Ø Метод поиска информации:
Ø Объявление конкурса;
Ø Изучение рекламных материалов;
Ø Посещение специализированных выставок;
Ø Личные контакты.
В результате причисленных мероприятий формируется список потенциальных поставщиков, которые постоянно обновляется и дополняется.
2. Анализ потенциальных поставщиков.
Анализ проводится по определённым критериям, количество критериев определяется руководством предприятия. Главными чаще являются критерии цены и качества продукции, а также надежность поставок, под которыми понимаются соблюдение поставленных обязательств по срокам поставки, ассортименту, количеству и т.д.
Кроме основных критериев выбора поставщика, применяют и другие:
Ø удаленность поставщика от потребителя;
Ø сроки выполнения текущих и экстренных заказов;
Ø наличие у поставщика резервных мощностей;
Ø организация управления качеством продукции у поставщика;
Ø кредитоспособность и финансовое положение поставщика.
В результате анализа потенциальных поставщиков формируется перечень конкретных поставщиков, с которыми производится работа по заключению договорных отношений.
3. Оценка результатов работы с поставщиками.
На этом этапе происходит оценка взаимодействия с поставщиками и делается вывод о продолжении договорных отношений с поставщиком.
Логистика запасов. Виды запасов. Основные виды затрат на создание и содержание запасов.
Запасы - это материальные ценности, ожидающие производственного или личного потребления, форма существования материального потока, имеющая место в определенное время в определенном месте.
Виды запасов:
1.Производственные - сырье, материалы, полуфабрикаты, ПКИ, тара и тарные материалы, отходы производства и запасные части.
2.Незавершенного производства - продукция частичной готовности, продукция, не принятая заказчиком, остатки товаров вспомогательного производства и запасные части.
Цели управления запасами:
- обеспечение и поддержание ликвидности и текущей платежеспособности предприятия
- сокращение издержек производства
- правильное и своевременное документирование всех операций, связанных с движением материальных ценностей
- контроль качества запасов, выявление излишних, неиспользуемых запасов и их реализация
Задачи управления запасами:
Ø оценка рациональности структуры запасов
Ø определение сроков и объемов закупаемых МЦ
Ø выборочное регулирование запасов, предполагающее что особое внимание необходимо уделять дорогостоящим материалам и материалам высокой потребительской привлекательности
Ø расчет показателей оборачиваемости основных групп запасов и их сравнение с аналогичными показателями предыдущих периодов для установления наличия запасов текущим потребностям предприятия.
Классификация запасов:
1. по местоположению
· производственные
· товарные
2. по функциональному назначению
· текущие
· подготовительные
· гарантийные\страховые – предназначены для непрерывного снабжения потребителя или производственного процесса в случае непредвиденных обстоятельств:
v отклонение периодичности и\или в величине партий поставок от запланированной
v изменение интенсивности потребления
v задержки поставок в пути
Запасы имеют постоянный размер и при нормальных условиях работы они неприкосновенны.
· сезонные
· переходящие – остатки материальных ресурсов на конец отчетного периода предназначены для обеспечения непрерывности производства и потребления в следующем за отчетным периодом до следующей поставки.
· неликвидные – длительно неиспользуемые производственные и товарные запасы. Они образуются из-за ухудшения качества товаров во времени хранения, морального износа или переориентации производства.
3. по времени:
· максимально желательные запасы
· пороговый уровень
· гарантийный заказ
· текущий заказ
Затраты на содержание запасов продукции состоят из стоимости выполнения заказа и стоимости хранения запасов.
Затраты на формирование и хранение запасов – затраты предприятия, связанные с отвлечением оборотных средств в запасы продукции.
Затраты, связанные с хранением единицы запаса:
1) складские затраты (плата за площадь, энергоснабжение, отопление, воду, канализацию);
2) заработная плата складского персонала;
3) налоги и страховые взносы, зависящие от стоимости запаса;
4) плата за производственные фонды;
5) потери от иммобилизации средств в запасах;
6) издержки вследствие порчи продукции, ухудшения качества, уценки, списания, естественной убыли от усушки, утряски, морального старения, кражи;
7) затраты на регламентные работы, проводимые с хранимой продукцией;
8) оплата персонала, связанного с инвентаризацией, профилактикой, осмотром и уборкой склада;
9) затраты на регистрацию поступающих требований (заявок и заказов);
10) затраты на подготовку кадров;
11) затраты на комплектацию продукции и ее упаковку. Издержки, связанные с дефицитом запасов