Основные методы закупок. Правила работы с поставщиками

Закупки могут осуществляться следующим образом:

1. Закупка товара одной партией. Метод предполагает поставку товаров большой партией за один раз (оптовые закупки).

Его преимущества: простота оформления документов, гарантия поставки всей партией, повышенные торговые скидки.

Недостатки: большая потребность в складских помещениях, замедление оборачиваемости капитала.

2. Регулярные закупки мелкими партиями. Покупатель заказывает необходимое количество товаров, которое поставляется ему партиями в течение определенного периода.

Преимущества: ускоряется оборачиваемость капитала, так как товары оплачиваются по мере поступления каждой партии; достигается экономия складских помещений; сокращаются затраты на документирование поставки, поскольку оформляется только заказ на всю поставку.

Недостатки: вероятность заказа избыточного количества; необходимость оплаты всего количества, определенного в заказе.

3. Ежедневные (ежемесячные) закупки по котировочным ведомостям. Метод закупки широко используется там, где закупаются дешевые и быстро используемые товары. Котировочные ведомости составляются ежедневно (ежемесячно) и включают следующие сведения:

Ø полный перечень товаров;

Ø количество товара, имеющегося на складе;

Ø требуемое количество товаров.

Преимущества: ускорение оборачиваемости капитала; снижение затрат на складирование и хранение; своевременность поставок.

Недостатки: необходимо вести четкий учет заказываемых товаров.

4. Получение товара по мере необходимости. Этот метод похож на регулярную поставку товаров, но характеризуется следующими особенностями:

Ø количество не устанавливается, а определяется приблизительно;

Ø поставщики перед выполнением каждого заказа связываются с покупателем;

Ø оплачивается только поставленное количество товара;

Ø по истечении срока контракта заказчик не обязан принимать и оплачивать товары, которые еще только должны быть поставлены.

Преимущества: отсутствие твердых обязательств по покупке определенного количества; ускорение оборота капитала; минимум работы по оформлению документов.

5. Закупка товара с немедленной сдачей. Сфера применения этого метода — покупка эпизодически используемых товаров и (или) когда их невозможно получать по мере необходимости. Товар заказывается тогда, когда он требуется, и вывозится со складов поставщиков.

Недостаток метода — в увеличении издержек, связанных с необходимостью детального оформления документации при каждом заказе, мелкие партии заказов и множество поставщиков.

Этапы выбора поставщика:

1. Поиск потенциальных поставщиков.

Ø Метод поиска информации:

Ø Объявление конкурса;

Ø Изучение рекламных материалов;

Ø Посещение специализированных выставок;

Ø Личные контакты.

В результате причисленных мероприятий формируется список потенциальных поставщиков, которые постоянно обновляется и дополняется.

2. Анализ потенциальных поставщиков.

Анализ проводится по определённым критериям, количество критериев определяется руководством предприятия. Главными чаще являются критерии цены и качества продукции, а также надежность поставок, под которыми понимаются соблюдение поставленных обязательств по срокам поставки, ассортименту, количеству и т.д.

Кроме основных критериев выбора поставщика, применяют и другие:

Ø удаленность поставщика от потребителя;

Ø сроки выполнения текущих и экстренных заказов;

Ø наличие у поставщика резервных мощностей;

Ø организация управления качеством продукции у поставщика;

Ø кредитоспособность и финансовое положение поставщика.

В результате анализа потенциальных поставщиков формируется перечень конкретных поставщиков, с которыми производится работа по заключению договорных отношений.

3. Оценка результатов работы с поставщиками.

На этом этапе происходит оценка взаимодействия с поставщиками и делается вывод о продолжении договорных отношений с поставщиком.

Логистика запасов. Виды запасов. Основные виды затрат на создание и содержание запасов.

Запасы - это материальные ценности, ожидающие производственного или личного потребления, форма существования материального потока, имеющая место в определенное время в определенном месте.

Виды запасов:

1.Производственные - сырье, материалы, полуфабрикаты, ПКИ, тара и тарные материалы, отходы производства и запасные части.

2.Незавершенного производства - продукция частичной готовности, продукция, не принятая заказчиком, остатки товаров вспомогательного производства и запасные части.

Цели управления запасами:

- обеспечение и поддержание ликвидности и текущей платежеспособности предприятия

- сокращение издержек производства

- правильное и своевременное документирование всех операций, связанных с движением материальных ценностей

- контроль качества запасов, выявление излишних, неиспользуемых запасов и их реализация

Задачи управления запасами:

Ø оценка рациональности структуры запасов

Ø определение сроков и объемов закупаемых МЦ

Ø выборочное регулирование запасов, предполагающее что особое внимание необходимо уделять дорогостоящим материалам и материалам высокой потребительской привлекательности

Ø расчет показателей оборачиваемости основных групп запасов и их сравнение с аналогичными показателями предыдущих периодов для установления наличия запасов текущим потребностям предприятия.

Классификация запасов:

1. по местоположению

· производственные

· товарные

2. по функциональному назначению

· текущие

· подготовительные

· гарантийные\страховые – предназначены для непрерывного снабжения потребителя или производственного процесса в случае непредвиденных обстоятельств:

v отклонение периодичности и\или в величине партий поставок от запланированной

v изменение интенсивности потребления

v задержки поставок в пути

Запасы имеют постоянный размер и при нормальных условиях работы они неприкосновенны.

· сезонные

· переходящие – остатки материальных ресурсов на конец отчетного периода предназначены для обеспечения непрерывности производства и потребления в следующем за отчетным периодом до следующей поставки.

· неликвидные – длительно неиспользуемые производственные и товарные запасы. Они образуются из-за ухудшения качества товаров во времени хранения, морального износа или переориентации производства.

3. по времени:

· максимально желательные запасы

· пороговый уровень

· гарантийный заказ

· текущий заказ

Затраты на содержание запасов продукции состоят из стоимости выполнения заказа и стоимости хранения запасов.

Затраты на формирование и хранение запасов – затраты предприятия, связанные с отвлечением оборотных средств в запасы продукции.

Затраты, связанные с хранением единицы запаса:

1) складские затраты (плата за площадь, энергоснабжение, отопление, воду, канализацию);

2) заработная плата складского персонала;

3) налоги и страховые взносы, зависящие от стоимости запаса;

4) плата за производственные фонды;

5) потери от иммобилизации средств в запасах;

6) издержки вследствие порчи продукции, ухудшения качества, уценки, списания, естественной убыли от усушки, утряски, морального старения, кражи;

7) затраты на регламентные работы, проводимые с хранимой продукцией;

8) оплата персонала, связанного с инвентаризацией, профилактикой, осмотром и уборкой склада;

9) затраты на регистрацию поступающих требований (заявок и заказов);

10) затраты на подготовку кадров;

11) затраты на комплектацию продукции и ее упаковку. Издержки, связанные с дефицитом запасов

Наши рекомендации