Организация коммерческой работы оптового торгового предприятия в сфере закупок. Источники закупок, их оценка и выбор поставщиков оптовым предприятием

Закупочная работа является основой коммерческой деятельности в торговле. Её главная задача – рациональное и выгодное приобретение товаров с целью реализации продукции народного потребления, удовлетворяющих потребительский спрос. Рационально закупить – значит приобрести товар в нужном количестве, необходимого качества, в требуемое время, у надёжного поставщика и по приемлемой цене.

Закупочная работа основывается на следующих принципах:

- планомерность – соблюдение графика поставок;

- ритмичность – доставка товаров через установленные промежутки времени;

- оперативность – поставка в режиме нарастания или сокращения, в зависимости от колебаний спроса;

- технологичность – использование современных технологических решений на задействованных этапах продвижения товаров;

- экономичность – чётко разработанные варианты и схемы организации товародвижения при минимальных издержках по доставке и хранению.

От правильной организации коммерческой работы по закупкам во многом зависит удовлетворение потребительского спроса, создание конкурентоспособного ассортимента, финансовое состояние организации.

Закупочная деятельность включает в себя комплекс операций:

- отбор, обработку и анализ информации необходимой для обоснования коммерческих решений по оптовым закупкам;

- определение потребности в товарах, формирование конкурентоспособного ассортимента, управление им (обоснование объёма и структуры закупок)

- выявление и изучение источников закупки, выбор поставщиков и каналов движения товаров;

- установка хоз. связей с поставщиками товаров;

- контроль исполнения договоров поставки товаров.

Этот процесс можно разделить на преддоговорные, собственно закупочные и заключительные коммерческие операции.

К преддоговорным операциям можно отнести: изучение рынка, спроса населения, источников поступления и поставщиков, обоснование потребности в товарах и определение источников финансирования закупок, разработка проектов договоров.

Собственно закупочные операции состоят из заключения договоров и разовых сделок на поставку товаров, своевременные расчёты за закупленный товар.

Заключительные коммерческие операции по закупкам включают: контроль за ходом выполнения договоров поставок; исковую работу, включающую оформление и предъявление штрафных санкций за нарушений условий договора; управление товарными ресурсами, закупленными предприятием.

Эффективность оптовых закупок зависит от правильного выбора поставщиков (источников поступления товаров). Источниками поступления товаров являются отрасли народного хоз-ва, частный сектор экономики, оптовые посредники. Поставщиками выступают конкретные субъекты хозяйствования, с которыми оформлены договорные отношения.

Поставщиков можно классифицировать по разным признакам (функциональным, территориальным, форма собственности, ведомственная принадлежность и др.) В обобщённом виде всех поставщиков можно разделить на поставщиков – изготовителей и поставщиков посредников, по территориальному признаку на местных поставщиков, внеобластных и внереспубликанских. По принадлежности к хоз. системе все поставщики подразделяются на внутрисистемных (когда поставщик и покупатель принадлежат одной системе), и межсистемных.

Оптовые закупки могут осуществляться централизованно (закупка товаров стратегической важности) , по гос. заказу и в порядке свободной купли – продажи.

С развитием рыночных отношений расширяется практика свободной закупки товаров на основе инициативы продавца и покупателя в соответствии с их договорённостью. В этом случае значительно возрастает ответственность за правильный выбор поставщика. Выбор поставщика является основной частью планирования оптовых закупок.

Основные этапы выбора поставщиков :

1) Определение потребностей (определение внутрифирменных потребностей)

2) Формирование требований к размеру, весу, параметрам поставки и т.п.

3) Определение типов закупок

4) Выявление потенциальных поставщиков (возможные поставщики данного вида товаров выявляются с использованием информации о конкурсах, выставках и ярмарках, специальных каталогах)

5) Анализ и выявление поставщиков – проводится оценка финансового положения предприятия, уровня цен и условий платежей, географического положения, возможных сроков выполнения экстренных заказов, резервных мощностей предприятия, качественных характеристик продукции, частоты и надёжности поставок. После проведённого анализа поставщиков оставшиеся оцениваются с точки зрения максимального удовлетворения потребностей предприятия в обеспечении товарами.

6) Доставка материальных ресурсов и товаров включает логистические операции, как заключение договоров, процедуры заказов, транспортировки, складирования, грузопереработки, хранения и т.п.

7) Контроль и оценка за выполнением закупок – оценивается в результате непрерывного контроля за выполнением условий договоров по срокам, ценам, параметрам поставок, качеству товаров, качеству сервиса.

Кроме определённых количественных критериев оценки поставщика существует большая группа качественных показателей, которые играют важную роль в процедуре выбора поставщиков, но трудно поддаются определению (имидж предприятия – поставщика, отсутствие негативных сообщений о нём от партнёров по бизнесу или в СМИ, способность к длительным партнёрским отношениям и т.п.)

Правильный выбор поставщика в конечном итоге определяет эффективность коммерческой деятельности по оптовым закупкам. От этого зависит на каких условиях будет заключён договор, но ещё более значительную роль этот выбор играет при исполнении договора.

Наши рекомендации