Введение. Планирование денежных средств - одна из главных задач управленческого учета в отличие от учета бухгалтерского
Планирование денежных средств - одна из главных задач управленческого учета в отличие от учета бухгалтерского.
Конечно, между УУ и БУ есть и другие существенные различие (разные требования к аналитике, к оценке и переоценке активов/обязательств, необходимость создания резервов и т.д.), но необходимость решать задачи планирования – это самая сложная из них.
Сложность планирования заключается не только в подготовке плана (его расчету, формированию по разным сценариям), но необходимо еще:
· Выполнять перепланирование;
· Актуализировать планы, переносить корректировки на следующие периоды;
· Проводить план – фактный анализ.
Самая первая, основная задача (которую и стараются решить) – это планирование денежных средств.
Движения денежных средств предприятия планируются путем ввода бюджетных операций.
Бюджетная операция похожа на проводку бухгалтерского учета. Главное различие между ними заключается в том, что бухгалтерская проводка довольно точно отражает уже свершившееся событие хозяйственной жизни предприятия, а бюджетная операция отражает будущее событие или несколько будущих событий и с меньшей точностью.
В бюджетной операции не указываются детали, которые не существенны для финансового планирования: конкретные расчетные банковские счета предприятия, с которых и на которые будут поступать денежные средства, конкретные подотчетные лица и т.д. Дату достаточно указывать с точностью до периода планирования, причем обычно указывается первая дата периода. В то же время в бюджетной операции фиксируются значения следующих аналитических разрезов:
· сценарий планирования;
· статья оборотов;
· валюта операции;
· центр финансовой ответственности (ЦФО);
· проект;
· контрагент;
· номенклатура.
Сценарий планирования — это средство для разделения нескольких вариантов финансовых планов в системе. В разрезе сценариев ведется планирование продаж, производства, закупок. Это позволяет сопоставлять данные бюджетов с данными системы планирования.
В сценарии определяются следующие параметры:
· детализация планирования (укрупненное планирование или планирование с точностью до элементов аналитического учета);
· периодичность (временной интервал, который определяет детализацию планирования по календарным периодам: год, квартал, месяц, неделя, день);
· способ планирования (циклическое планирование сразу на несколько последовательных периодов одинаковой продолжительности, скользящее планирование, когда очередной период планирования открывается по мере окончания предыдущего, планирование на определенный интервал времени);
· валюта планирования;
· признак использования отдельной линейки курсов валют для сценария (что позволяет подготовить несколько сценариев развития ситуации в зависимости от разных прогнозов динамики изменения курсов валют операций).
Статья оборотов — это средство классификации по видам оборотов денежных средств. Статьи оборотов характеризуются следующими параметрами:
· признаки ведения учета по сумме и по количеству;
· признаки ведения оборотов по номенклатуре и контрагентам;
· источники получения фактических данных (указание связи между статьей оборотов и реквизитами управленческого и бухгалтерского учета, что необходимо для автоматическое сопоставления плановых и фактических показателей) и др.
Статья оборота бюджетной операции; соответствует сочетанию счета дебета и счета кредита счетов бюджетирования или совокупности таких сочетаний, которые устанавливаются в свойствах статьи оборота.
Одному обороту соответствует одна или несколько бюджетных проводок, характеризующих перемещение денежных средств между счетами плана счетов бюджетирования. Причем в случае использования нескольких бюджетных проводок общая сумма оборота распределяется между ними пропорционально коэффициентам, указываемым в свойствах статьи оборота.
Счета бюджетирования — это средства хранения информации о планируемой структуре денежных средств и источниках финансирования. Совокупность этих счетов представлена планом счетов бюджетирования.
План счетов бюджетирования напоминает упрощенный план счетов бухгалтерского учета.
Счета бюджетирования служат для отражения планируемого остатка средств. Статьи оборотов служат для отражения планируемых оборотов средств. Но вы можете начинать работу по финансовому планированию, не разбираясь с соответствием статей оборотов бюджетов и счетов бюджетирования: конфигурация содержит необходимое количество счетов бюджетирования и статей оборотов с установленными связями между ними. Вы можете добавлять новые счета бюджетирования и новые статьи оборотов лишь по мере необходимости.
Центр финансовой ответственности (ЦФО) — это подразделение предприятия, которое является самостоятельными объектом бюджетного процесса. Конфигурация предусматривает несколько видов ЦФО: центр дохода, центр затрат и др. ЦФО является одним из реквизитов подразделения. Вы можете указать конфигурации, что определенное подразделение является центром финансовой ответственности, задав в соответствующем реквизите предприятия один из видов ЦФО.
Конфигурация предоставляет удобные средства для автоматизированного формирования бюджетных операций.
Новые бюджетные операции могут формироваться на основе ранее записанных бюджетных операций и на основе фактических данных управленческого и бухгалтерского учета.
Новые бюджетные операции можно формировать простым копированием имеющейся информации с переносом в другой период времени. Алгоритм формирования можно усложнить, в частности, суммы могут пересчитываться пропорционально повышающему или понижающему коэффициенту. На основании имеющихся укрупненных данных можно сформировать несколько новых бюджетных операций для сценария с более коротким периодом планирования. При этом возможно как равномерное распределение денежных сумм между бюджетными операциями, относящимися к разным периодам, так и распределение по так называемому профилю изменения планов по периодам. Указанный профиль представляет собой набор коэффициентов, пропорционально которым автоматически распределяется денежная сумма при ее детализации.
В конфигурации могут быть установлены зависимости между бюджетными операциями.
При записи новой бюджетной операции или изменении ранее записанной бюджетной операции с оборотом, установленным в качестве влияющего, автоматически формируются зависимые бюджетные операции.
Для выполнения сложных расчетов и формирования на их основе групп бюджетных проводок можно использовать документ "Расчет по модели бюджетирования".
Планирование денежных средств (далее д/c) разделяется на:
(1) Стратегическое (бюджетирование);
(2) Оперативное.
И если бюджетирование (конечно, при подходе к планированию «сверху-вниз»), можно осуществлять с помощью XLS, то выполнять оперативное планирование – нельзя. Суть в том, что с таблицами бюджетов чаще всего работают минимум пользователей (1-2 человека). Для большинства предприятий количество статей бюджетирования и пр. аналитик – их не так много. Т.е все можно обработать «ручками» в XLS.
А вот что касается оперативного планирования д/c, то здесь ситуация иная. Т.е часто бывает большое количество счетов на оплату, много регулярных платежей, ожидаемых оплат по заказам клиентов и т.д. И к тому же, все это может «завязано» на большое количество первичных документов, с которыми работают различные пользователи программы, документы корректируются, ситуация меняется и т.д.
Еще важным отличием оперативного планирования от бюджетирования является то, что оно чаще идет «снизу – вверх». Т.е от «Заявок на расход д/c», которые все время оформляют работники подразделений.
И эти заявки, соответственно, нужно вовремя обрабатывать, принимать / отклонять, «ставить в план» и оплачивать.
Итого: оперативное планирование д/с – это самая первая из задач планирования, которая должна быть автоматизирована в «1С» у любого предприятия.
И в результате планирования, финансовый департамент / казначейство должны «видеть» в системе:
· когда, кому, c какого расчетного счета/кассы, на какую сумму нужно оплатить;
· какой остаток д/c будет на «такую-то» дату c учетом текущих остатков, запланированных расходов и поступлений д/c. Нужно избегать т.н. «кассовых разрывов», т.е возникает необходимость работать с платежным календарем;
· какая задолженность с контрагентами будет на указанные даты, с учетом запланированных платежей, поступлений и текущего сальдо взаиморасчетов, т.е возникает необходимость работать с календарем расчетов.