Пояснительная записка. 1.1. Основная цель преподавания курса «Бизнес-планирование» для студентов, обучающихся по специальности «Бизнес-администрирование» на социально-экономическом
1.1. Основная цель преподавания курса «Бизнес-планирование» для студентов, обучающихся по специальности «Бизнес-администрирование» на социально-экономическом факультете Института, состоит в том, чтобы сформировать у них необходимые профессиональные навыки в области обоснования бизнес-проекта, разработки, оценки и выбора оптимального варианта социально-экономического развития предприятия.
1.2. Задачи изучения курса состоят в следующем:
– углубить знания в области конкретной экономики;
– овладеть методами, приемами и техникой разработки бизнес-плана;
– сформировать практические навыки в области бизнес-планирования;
– приобрести навыки анализа бизнес-плана при принятии решения о кредитовании;
– уяснить порядок работы банков с предприятиями при разработке бизнес-плана;
– уяснить роль бизнес-планов для руководителей предприятия;
– понять принципы оценки и отбора банками, финансово-кредитными организациями и органами государственного управления наиболее перспективных бизнес-проектов.
1.3. Формы обучения: массовая, групповая и индивидуальная (при преобладании первых), соответствующие лекционно-семинарской системе обучения в высших учебных заведениях.
1.4. Методы обучения: пассивный, активный и интерактивный.
1.5. Оценка качества самостоятельной работы студентов обеспечивается механизмами разделения работы на обязательную и контролируемую.
Обязательная самостоятельная работа состоит в подготовке студента к аудиторным занятиям. Степень реализации этой части самостоятельной работы выражается в активности студента на занятиях, в качестве итоговых работ, обсуждение которых выносится на семинары (индивидуальные доклады, их презентации, выполнение индивидуальных и групповых ситуационных задач). Результаты подготовки студента к аудиторным занятиям оцениваются преподавателем, набранные баллы формируют рейтинговую оценку текущей успеваемости студента по дисциплине.
Контролируемая самостоятельная работа направлена на углубление и закрепление знаний студента, развитие аналитических навыков по проблемам организации и практического осуществления процесса бизнес-планирования в компании. Контролируемая самостоятельная работа включает выполнение и презентацию индивидуальных и групповых бизнес-проектов. Подведение итогов и оценка результатов этой формы самостоятельной работы осуществляется преподавателем отдельно, в специально отведенные, предусмотренные графиком учебного процесса часы. Баллы, полученные по этим видам работы, формируют оценку по контролируемым самостоятельным работам студента и учитываются при итоговой аттестации по курсу.
1.6. В результате изучения курса студент должен знать структуру и содержание всех разделов бизнес-плана, понимать последовательность и порядок и разработки, уметь проводить все необходимые финансовые расчеты, а также оценку эффективности, жизнеспособности и финансовой реализуемости проекта с использованием специального программного обеспечения (Project Expert, COMFAR и т.п.).
1.7. Требования к академическим компетенциям:
– владеть и применять базовые научно-теоретические знания для решения теоретических и практических задач;
– владеть системным и сравнительным анализом;
– владеть исследовательскими навыками;
– уметь работать самостоятельно;
– быть способным порождать новые идеи (креативность);
– владеть междисциплинарным подходом при решении проблем;
– иметь навыки, связанные с использованием технических устройств, управлением информацией и работой с компьютером;
– иметь лингвистические навыки (устная и письменная коммуникация);
– уметь учиться, повышать свою квалификацию в течение всей жизни.
1.8. Требования к социально-личностным компетенциям:
– обладать качествами гражданственности;
– быть способным к социальному взаимодействию;
– обладать способностью к межличностным коммуникациям;
– уметь работать в команде;
– обладать критическим мышлением;
– вести здоровый образ жизни.
1.9. Требования к профессиональным компетенциям:
организационно-управленческая деятельность:
– обеспечивать устойчивое плановое развитие основных производственных и функциональных подразделений организации (предприятия);
– своевременно обновлять номенклатуру выпускаемых изделий на основе высоких технологий;
– управлять персоналом подразделения организации (предприятия) организационно-распорядительными, экономическими и социально-психологическими методами;
– владеть современными техниками принятия управленческих решений;
– использовать компьютерные информационные технологии в процессе трудовой деятельности;
– осуществлять контроль выполнения заданий, технологических процессов, культуры производства, трудовой, финансовой и технологической дисциплины;
– анализировать хозяйственную деятельность;
– осуществлять организационную, проектно-конструкторскую и технологическую подготовку производства, а также постановку инновационных управленческих и экономических задач;
– проводить деловые совещания и переговоры, переписку с зарубежными партнерами;
– готовить распоряжения, проекты приказов, планов мероприятий и контрактов;
– планировать карьеру персонала;
– разрабатывать рациональную организационную структуру управления организацией (предприятием);
– организовывать модернизацию и производство новых видов изделий;
планово-экономическая деятельность:
– разрабатывать перспективные, среднесрочные и текущие планы экономического и социального развития организации (предприятия) и его структурных подразделений;
– планировать производство;
– проводить комплексный экономический анализ всех видов деятельности организации (предприятия) и разрабатывать меры по эффективному использованию ресурсов, производственных мощностей с целью повышения эффективности производственно-хозяйственной деятельности;
– проводить систематический контроль за соблюдением подразделениями организации (предприятия) плановой дисциплины, ходом выполнения плановых заданий;
– подготавливать данные для периодической отчетности в сроки и по формам, установленным государственными органами статистики и анализа;
– разрабатывать проекты цен на продукцию организации (предприятия), а также планово-расчетных цен на продукцию и услуги структурных подразделений;
– составлять проекты плановых калькуляций на изделия (работы, услуги) и их структурные элементы, сметы затрат на различные виды деятельности организации (предприятия);
– обосновывать мероприятия по совершенствованию и расширению сферы действия коммерческого и внутрихозяйственного расчета;
– рассчитывать экономический эффект от внедрения инновационных проектов;
– разрабатывать нормативы затрат на основные виды сырья, материалов, топлива, энергии, потребляемые в производстве;
– определять конкурентоспособность товаров, услуг, работ и организации (предприятия) в целом;
информационно-аналитическая деятельность:
– систематизировать статистические материалы, характеризующие количественные и качественные показатели деятельности организации (предприятия) и его подразделений;
– изучать результаты работы организации (предприятия) и его структурных подразделений и сопоставлять их с показателями других организаций (предприятий);
– выявлять внутрихозяйственные резервы и разрабатывать мероприятия по их использованию;
– проводить оперативный экономический анализ хода выполнения плановых заданий и мероприятий по использованию резервов повышения эффективности производственно-хозяйственной деятельности;
– обосновывать мероприятия по внедрению передовых методов хозяйствования, методов и приемов труда, улучшению организации и обслуживания рабочих мест, созданию благоприятных условий труда;
– разрабатывать предложения по внесению соответствующих корректировок в планы организации (предприятия) и отдельных подразделений в случае изменения производственно-хозяйственной ситуации;
– изучать и распространять передовой опыт планово-экономической деятельности и структурных подразделений организации (предприятия);
– уметь создавать и поддерживать в актуальном состоянии информационно-аналитическую базу организации (предприятия) с использованием современных средств и методов обработки данных;
производственно-хозяйственная деятельность:
– владеть навыками ведения отдельных стадий производственно-хозяйственной деятельности организации (предприятия), включая: исследования и разработки, производство, маркетинг, формирование и использование ресурсов, продвижение товаров;
– уметь принимать обоснованные решения;
– разрабатывать оперативные графики освоения новой продукции и осуществлять контроль за их выполнением;
– составлять оперативные задания структурным подразделениям на изготовление и сдачу комплектующих изделий, запасных частей, товаров народного потребления, продукции, поставляемой на экспорт;
– разрабатывать нормативы для оперативно-календарного планирования;
– осуществлять оперативный контроль за ходом производства, за обеспеченностью производства инструментом, материалами, за выполнением работ по внутрипроизводственной кооперации;
– планировать и анализировать производственную мощность, выявлять узкие места, готовить предложения по их устранению, вести учет простоя оборудования;
– разрабатывать и внедрять наиболее эффективные методы оперативно-производственного планирования и текущего учета производства;
– принимать меры к ликвидации задержек в ходе производства, неполадок, аварий;
– проводить анализ производственной деятельности цехов по выполнению плана производства по объему, номенклатуре и ритмичности производства;
научно-исследовательская деятельность:
– изучать и анализировать тенденции развития национальной экономики, ее отраслей и предприятий;
– использовать экономические законы и закономерности в управлении инновациями и инвестициями;
– проводить исследования в области методологии и методики планирования, ценообразования, учета и анализа результатов производственно-хозяйственной деятельности организации (предприятия) и его структурных подразделений;
– обосновывать систему показателей и методы оценки экономической эффективности функционирования организации (предприятия), отдельных видов деятельности и структурных подразделений;
– разрабатывать нормативно-технические и методические материалы, регулирующие хозяйственную деятельность организации (предприятия), логистические операции;
– разрабатывать стратегию и тактику осуществления производственно-хозяйственной деятельности организации (предприятия); исследовать механизм экологизации хозяйственных процессов;
инновационная деятельность:
– осуществлять поиск, систематизацию и анализ информации по перспективам развития отрасли, инновационным технологиям, проектам и решениям;
– определять цели инноваций и способы их достижения;
– работать с научной, технической и патентной литературой;
– разрабатывать бизнес-планы создания новых технологий;
– оценивать конкурентоспособность и экономическую эффективность разрабатываемых технологий;
– применять методы анализа и организации внедрения инноваций.
Содержание учебного материала
№ п/п | Название темы | Содержание темы | Лекций | Пр. занятий |
1. | Бизнес-план инвестиционного проекта: назначение, состав и разработчики. Национальное законодательство в области бизнес-планирования | 1. Определение бизнес-плана. Основные задачи, решаемые бизнес-планом. 2. Законодательство Республики Беларусь в области бизнес-планирования. 3. Состав и разделы бизнес-плана инвестиционного проекта. 4. Разработчики и бизнес-плана и основные этапы его создания. | ||
2. | Стратегия маркетинга предприятия. Оценка конкурентоспособности предприятия и его продукции. | 1. Характеристика предприятия и стратегии его развития. 2. Анализ рынков сбыта продукции и оценка конкурентов предприятия. 3. Оценка конкурентоспособности продукции предприятия. 4. Содержание маркетинговой стратегии предприятия. | ||
3. | Процесс производства продукции: его содержание и направления совершенствования | 1. Описание программы производства и реализации продукции. 2. Оценка производственных мощностей предприятия. 3. Материально-техническое обеспечение проекта предприятия. 4. Оценка стоимости производства и сбыта продукции. | ||
4. | Разработка календарного, организационного и юридического плана инвестиционного проекта | 1. Разработка календарного плана (графика) реализации проекта. 2. Разработка организационного плана проекта. 3. Разработка юридического обоснования реализации проекта. 4. Информация о разработчике бизнес-плана. | ||
5. | Риски проекта предприятие и разработка мер по их страхованию | 1. Анализ рисков проекта, описанного в бизнес-плане. 2. Оценка рисков проекта, описанного в бизнес-плане. 3. Методы снижения рисков проекта. | ||
6. | Разработка инвестиционного плана и прогнозирование финансово-хозяйственной деятельности по проекту | 1. Разработка инвестиционного плана проекта. 2. Разработка стратегии финансирования проекта. | ||
7. | Оценка эффективности инвестиционного проекта | 1. Принципы оценки эффективности инвестиций в проект. 2. Расчет интегральных показателей эффективности инвестиционного проекта. 3. Расчет показателей чувствительности проекта. | ||
Итого: |
Тема 1. Бизнес-план инвестиционного проекта: назначение, состав и разработчики. Национальное законодательство в области бизнес-планирования
Определение бизнес-плана и решаемые им задачи. Состав разработчиков бизнес-плана.
Источники финансирования проекта, описываемого в бизнес-плане.
Требования к составу бизнес-плана инвестиционного проекта предприятия.
Законодательство Республики Беларусь в области бизнес-планирования: Инвестиционный Кодекс Республики Беларусь, Постановления Совета Министров республики, касающиеся совершенствования методологии анализа, текущего и перспективного планирования и разработки бизнес-планов предприятиями, консалтинговыми фирмами и другими организациями, а также проведения экспертизы бизнес-планов.
Программное обеспечение для разработки бизнес-планов.