Анализ оборачиваемости дебиторской и кредиторской задолженности

Уровень дебиторской и кредиторской задолженности определяется многими факторами в том числе:

- виды выпускаемой продукции

- емкость рынка

- степень насыщенности рынка данной продукцией

- принятая на предприятии система расчетов

Контроль за дебиторской и кредиторской задолженностью включает в себя: ранжирование задолжености по срокам ее возникновения. Наиболее распространенным является классификация предусмотрена след-я группировка (дней): 1) 0-30 2) 31-60 3) 61-90 4) 91-120

5)121-360 6) свыше года 7 безнадежная

Контроль безнадежных долгов осуществляется с целью образования необходимого резерва, а также для своевременности погашения задолженности.

Контроль уровня Д и К задолженностей можно проводить с помощью абсолютных и относительных показателей рассматриваемых в динамике.

Самыми распространенными являются коэфициенты погашения задолженности.

К. пог. Деб. Зад. = ( Задолженность за товары и услуги по векселям полученным и авансы выданные поставщикам)/ нетто выр от реализ

Критическое значение данного коэфициента 1/26, если выше то проблемы с дебиторами.

Анологично кредиторская

В зависимости от размеров анализ ур-ня задолженности как сплошным, так и выборочным методом.

Общая схема контроля и анализа уровня Деб зад-ти включает этапы:

1. Задается критический уровень дебиторской задолженности. Все расчетные документы относ-ся к задолженности превышают критический уровень подвергаются проверке в обязательном порядке.

2. Из оставшихся расчетных документов делается контрольная выборка т.е. проверяются например каждый документ или по времени возникновения задолжености и по ден. измерителю.

3. Проверяется реальность сумм дебиторской задолжености в отобранных расчетных документах

4. Оценивается существенность выявленных ошибок, т.е. опред. Отклонения между учетной и подтвержденной в рез-те контрольной проверки суммами:

- превыш 10% - существенное

- 5-10% - решение о существенности на усмотрение

- менее 5% несущественное.

21. Цена капитала: базовая концепция.

Любое предприятие нуждается в источниках средств, чтобы финансировать свою деятельность. В зависимости от длительности существования в данной конкретной форме активы предприятия, равно как и источники средств, можно подразделить на кратко- и долгосрочные. Привлечение того или иного источника финансиро­вания связано для предприятия с определенными затратами: акционерам нужно выплачивать дивиденды, банкам — проценты за предоставленные ими ссуды и др. Общая сумма средств, которую нужно уплатить за использование определенного объема финансо­вых ресурсов, выраженная в процентах к этому объему, называется гиеной капитала. В идеале предполагается, что текущие активы финансируются за счет краткосрочных, а средства длительного пользования — за счет долгосрочных источников средств. Благода­ря этому оптимизируется общая сумма расходов по привлечению средств.

Концепция цены капитала является одной из базовых в те­ории капитала. Она не сводится только к исчислению процентов, которые нужно уплатить владельцам финансовых ресурсов, но также характеризует ту норму рентабельности инвестированного капитала, которую должно обеспечивать предприятие, чтобы не уменьшить свою рыночную стоимость.

Следует различать два понятия — цена капитала данного пред­приятия и цена предприятия в целом как субъекта на рынке капи­талов. Первое понятие количественно выражается в сложившихся на предприятии относительных годовых расходах по обслужива­нию своей задолженности перед собственниками и инвесторами. Второе может характеризоваться различными показателями, в частности величиной собственного капитала. Оба эти понятия количественно взаимосвязаны. Так, если предприятие участвует в инвестиционном проекте, доходность которого меньше, чем цена капитала, цена предприятия по завершении этого проекта умень­шится. Таким образом, цена капитала является ключевым элемен­том теории и практики решений инвестиционного характера.

Анализ структуры пассива баланса, характеризующего источ­ники средств, показывает, что основными их видами являются: внутренние источники (средства собственников или участников в виде уставного капитала, нераспределенной прибыли и фондов собственных средств), заемные средства (ссуды и займы банков и прочих инвесторов), временно привлеченные средства (кредито­ры). Причины их образования, а также величина и доля в общей сумме источников средств могут быть различными.

Уставный капитал изначально формируется как основа стар­тового капитала, необходимого для создания предприятия. При этом владельцы или участники предприятия формируют его ис­ходя из собственных финансовых возможностей и в размере, достаточном для выполнения той деятельности, ради которой оно создается. Фонды собственных средств, представляющие со­бой по сути отложенную к распределению прибыль, формируют­ся либо вынужденно (например, резервный фонд), либо осознан­но владельцы предполагают, что достигаемое таким образом расширение объемов деятельности представляет собой более вы­годное размещение капитала, чем изымание прибыли и направле­ние ее на потреб л ение или в другую сферу бизнеса. Временно привлеченные средства образуются на предприятии, как правило, в результате временного лага между получением товарно-мате­риальных ценностей и их оплатой.

Цена каждого из приведенных источников средств различна, поэтому цену капитала предприятия находят по формуле средней арифметической взвешенной. Основная сложность заключается в исчислении стоимости единицы капитала, полученного из конкретного источника средств. Для некоторых источников ее можно вычислить достаточно легко (например, цена банковского кредита), по другим источникам это сделать довольно трудно, причем точное исчисление в принципе невозможно. Тем не менее даже приблизительное знание цены капитала предприятия весьма полезно как для сравнительного анализа эффективности авансирования средств в его деятельность, так и для осуществления его собственной инвестиционной политики.

Таким образом, экономическая интерпретация показателя «цена капитала» очевидна — он показывает, какую сумму следу­ет заплатить за привлечение единицы капитала из данного источ­ника. Показатель исчисляется в процентах и, как правило, по годовым данным.

Наши рекомендации