Классификация себестоимости продукции, работ и услуг
1. в зависимости от объема производства и реализации продукции:
* переменные– находятся в прямой зависимости от объемов производства и реализации (стоимость сырья, материалов, полуфабрикатов, сдельная заработная плата). Их динамика пропорциональна динамике объемов основной деятельности предприятия.
* постоянные – не зависят от изменения объема выпуска продукции (амортизационные отчисления, вспомогательные материалы, повременная зарплата).
2. в зависимости от способа распределения затрат между видами продукции:
* прямые – относятся на конкретный вид продукции по нормам их расхода и расценкам (сырье, материалы).
* косвенные – связаны с производством всех видов продукции (общехозяйственные, общепроизводственные). Относятся на себестоимость пропорционально определенному показателю.
Различают следующие виды себестоимости:
Производственная себестоимость – совокупность затрат, сопровождающих процесс производства.
Коммерческая себестоимость– совокупность расходов по реализации продукции.
Полная себестоимость – совокупность затрат на производство и реализацию продукции, работ и услуг.
Планирование затрат на производство и реализацию продукции
С целью планирования общего объема затрат на предприятиях разрабатываются различные сметы. Наиболее важными являются смета затрат на производство и калькуляция себестоимости продукции.
Плановый расчет себестоимости товарной продукции проводится в смете затрат на производство и реализацию. В смете отражают все затраты на производство продукции в разрезе экономических элементов. Полную себестоимость определяют путем суммирования затрат по элементам.
Однако смета затрат не раскрывает уровень себестоимости каждого изделия в составе товарной продукции. Для этого составляется второй финансовый расчет – калькуляция себестоимости продукции.
Калькуляция себестоимости продукции основана на определении суммы затрат в разрезе калькуляционных статей исходя из целевого назначения расходов и с использованием действующих на предприятии норм расходов сырья, материала, топлива на единицу производимой продукции.
Это позволяет планировать цену реализации каждого вида продукции, определять ее прибыльность.
Результаты сводной плановой калькуляции себестоимости всей товарной продукции сравниваются с результатами сметы затрат на производство и реализацию продукции. Таким образом, через разные подходы к исчислению себестоимости продукции проверяется правильность проведенных расчетов, устраняются ошибки.
Методы расчета затрат при планировании себестоимости:
1. прямой метод, при котором расчет затрат на планируемый год осуществляется путем их суммирования по элементам и статьям калькуляции. Такой метод характеризуется большой степенью конкретности и определенности на момент составления расчетов. Но в условиях инфляции плановые расчеты постепенно теряют свою значимость, поэтому многие предприятия отказываются от финансового планирования, однако, особенно в кризисных ситуациях нельзя осуществлять хозяйственную деятельность методом проб и ошибок.
2. аналитический метод предполагает раздельное планирование переменных и постоянных затрат и обоснование оптимального размера производственных запасов. Динамика роста переменных затрат сопровождается увеличением объемов производства и выручки. Считается, что инфляционный фактор роста затрат погашается соответствующим повышением цен на реализованную продукцию. Динамика постоянных затрат оказывает существенное влияние на финансовый результат, так как значительные изменения в объеме выпуска продукции могут вызвать и большие изменения в себестоимости. При росте объемов производства даже при неизменной сумме постоянных затрат уровень затрат на единицу продукции, сокращается, а прибыль увеличивается.
Установление соотношения постоянных и переменных затрат в пределах возможностей предприятия позволяет решить вопрос оптимизации величины прибыли посредством воздействия эффекта производственного рычага, который определяется по формуле:
ЭПР = (В-Зпер) / П (3.1),
где В – выручка от реализации продукции, работ и услуг;
Зпер – переменные затраты;
П – прибыль от реализации продукции, работ и услуг.
Чем больше доля постоянных затрат в структуре общих затрат, тем сильнее воздействие производственного рычага. Однако бесконтрольное увеличение постоянных расходов резко повышает предпринимательский риск.
В процессе осуществления затрат производится контроль за их направлениями.