Бюджет движения денежных средств
Бюджет движения денежных средств отражает прогнозируемое поступление и выбытие денежных средств и других платежных инструментов в результате хозяйственной деятельности в предстоящем бюджетном периоде.
По сути это план движения денежных средств по расчетному счету и кассе.
Бюджет движения денежных средств должен обеспечить безусловную сбалансированность поступлений и использования денежных средств.
Если в бюджете доходов и расходов в некоторые промежутки времени расходы могут превышать доходы, то в бюджете движения денежных средств в каждом периоде конечное сальдо должно быть положительным.
При подготовке бюджета денежных средств используется информация из рассмотренных выше бюджетов. Например, из бюджета продаж берется информация о суммах поступления денежных средств от реализации продукции. Из бюджета прямых материальных затрат – информация о суммах выплат, связанных с заготовлением материалов. Из бюджета прямых затрат на оплату труда – информация о сумме выплат по заработной плате и ЕСН.
Таблица 22
Бюджет движения денежных средств
Источники поступления и направления выплат | Сумма |
1. сальдо на начало периода 2. Поступления, в том числе: выручка от продажи по обычным видам деятельности, погашение дебиторской задолженности, по текущей реализации, полученные авансы, бюджетное и целевое финансирование, кредиты и займы, дивиденды и проценты к получению, штрафы и пени к получению, 3. Выплаты, в том числе: по обычным видам деятельности: – оплата материалов и энергии, – оплата услуг со стороны, – оплата труда, по инвестиционной деятельности: – оплата за машины и оборудование, – оплата услуг со стороны, – выплата по кредитам и займам, расчеты с бюджетом. 4. Конечное сальдо. |
Бюджет движения денежных средств должен согласовываться с отчетом о движении денежных средств.
Отчет (форма №4) входит в состав годовой бухгалтерской отчетности организации. Его содержание и форма регламентируется правовыми актами по бухгалтерскому учету (ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации»; приказом Минфина РФ от 22.07.2003 №67н «О формах бухгалтерской отчетности организаций»).
Виды бюджетов
В системе бюджетирования различают основные и вспомогательные бюджеты.
Вспомогательные бюджеты призваны обеспечить составление основных бюджетов. Например, для составления бюджета движения денежных средств могут составляться вспомогательные бюджеты: график поступления денежных средств от продаж и график налоговых выплат.
Совокупность основных бюджетов, составленных для организации в целом называют генеральным бюджетом (или мастер-бюджетом).
В организациях разрабатывают бюджеты отдельных структурных единиц организации (центров ответственности) и консолидированные бюджеты (для организации в целом).
Среди основных бюджетов выделяют также:
1. Операционные бюджеты или бюджеты текущей деятельности:
– бюджет продаж,
– бюджет производства,
– бюджет прямых материальных затрат,
– бюджет потребности в мощностях,
– бюджет общепроизводственных затрат,
– бюджет производственной себестоимости,
– бюджет коммерческих расходов,
– бюджет общехозяйственных расходов.
2. Финансовые бюджеты:
– бюджет доходов и расходов,
– бюджет инвестиций,
– бюджет движения денежных средств,
– прогнозный баланс.
Выделяют также непрерывные (скользящие) бюджеты. Их особенность заключается в том, что по окончании очередного бюджетного периода к бюджету прибавляется новый. Например, по окончании января месяца пересматривается бюджет на февраль и составляется бюджет на январь следующего года. Таким образом, обеспечивается неизменность планового горизонта, в любой момент существует бюджет на год вперед.
На практике принято выделять статические и гибкие бюджеты.
Статический бюджет – бюджет, составленный для определенного уровня деловой активности.
Понятие гибкого бюджета можно трактовать двояко. Гибкий бюджет – совокупность бюджетов, рассчитанных для нескольких уровней деловой активности (диапазона). В этом смысле гибкий бюджет является совокупностью статических бюджетов. В этой трактовке гибкий бюджет используется до начала отчетного периода, когда менеджеры рассматривают и оценивают несколько вариантов развития событий. Согласно второй трактовке, гибкий бюджет – бюджет, рассчитанный для фактического уровня деловой активности, но с использованием плановых показателей. Например, с использованием плановых цен реализации продукции, плановой стоимости приобретенных ресурсов и т.д.
Во второй трактовке гибкий бюджет используется после окончания отчетного периода для анализа отклонений между фактическими и бюджетными показателями.
Так как бюджеты могут создаваться для организации в целом (консолидированные бюджеты) и для отдельных структурных единиц, называемых центрами финансовой ответственности, уровень финансовой отчетности – те же самые уровни, то есть организация в целом и центры финансовой ответственности.
Закрепление основных и вспомогательных бюджетов за центрами финансовой ответственности определяется в первую очередь статусом уровня финансовой отчетности.
Под статусом понимается совокупность показателей, отражающих характер ответственности структурной единицы. В зависимости от статуса принято выделять:
– уровень расходов (ответственность за понесенные расходы);
– уровень доходов (ответственность за понесенные доходы);
– уровень прибыли (ответственность, как за понесенные расходы, так и доходы);
– уровень инвестиций (ответственность за отдачу от инвестиций).
Например,если уровень финансовой отчетности несет статус уровня расходов, потенциально возможными для него будут:
– план или бюджет производства;
– бюджет прямых материальных затрат;
– бюджет затрат на оплату труда;
– план потребности в мощностях;
– бюджет производственной себестоимости.
Для уровня финансовой отчетности со статусом уровня прибыли к перечисленным видам планов может добавиться:
– план продаж;
– план общехозяйственных затрат;
– план коммерческих затрат;
– бюджет доходов и расходов.