Процессный и системный подходы в управлении качеством
Процессных подход.
Означает, что качество формирует в результате процесса. И там где это возможно, процессом нужно управлять, заменяя этим выбраковочный контроль, как средство повышения качества. Важность процессного подхода- на 90% успех японской эк-ки обусловлен управляемостью процесса. Процессный подход во многом является альтернативой функционального, поскольку разрушает функциональную автономию и ориентирует вовлеченных в процесс на конечный результат.
Схема
Это линейно-функциональная схема, но она д. дополняться некой подструктурой, которая объединяет участников процесса и есть тот, кто является владельцем процесса. Владелец процесса отвечает за него даже находясь в отпуске, т.е. он ни на кого не перекладывает ответственности. Он д. полностью распоряжаться внутри цепочки. Никто, выполнивший операцию в рамках процесса не будет считать дело законченным, пока не достигнут окончательный результат.
Процесс – это целенаправленная последовательность взаимоувязанных действий, преобразующая входы в выходы с привлечением ресурсов, технологии и упр-ния.
С точки зрения эк-ки целью процесса является создание добавленной стоимости, которая не всегда очевидна.
Схема ресурсы
* *
Несколько
Входов 2 выхода
Входной конт техно упр-е приемо-сдаточные испытания
роль логия
Вход – это то, что является целью преобразования в процессе.
1-й выход – это преднамеренный продукт, т.е. то, что являлось целью процесса.
2-й выход – непреднамеренный продукт, это то, что получается в ходе выполнения процесса пассивно. Непреднамеренным продуктом также являются отходы и разные виды брака.
Процессы – это процессы жизненного цикла продукции.
Схема
Начиная с верха по часовой стрелке: маркетинг, техн. Задание и техн. Предлог, эскизный проект, НИОКР, рабочий проект, изготовление опытных образцов, техническая и технологическая подготовка производства ( разработка серийного проекта), изготовление серийных образцов, испытание серийныйх образцов, реализация, эксплуатация, списание, утилизация.
Эти процессы делятся на:
- оперативные, результат которых виден после их исполнения
- специальные, результат которых становится ясен только при эксплуатации. И оперативное упр-ние такими процессами невозможно.
Огр-я д. выделить процессы, влияющие на качество, полностью детерминировать эти процессы, т.е. все знать о них. Необходимо эти процессы поставить в управляемое состояние, т.е. к ним д.б. применимы все 5 функций упр-ния: планирование, огр-я, мотивация, контроль, регулирование.
При входном контроле мы проверяем чужой процесс, который был до нас. И этот контроль не так легко обеспечить корректирующими действиями.
При выходном контроле заказчиком при приемо-сдаче является потр-ль, и здесь легче провести корректирующие действия.
Оперативное упр-ние с обратной связью применимо для оперативных процессов.
Если процесс специальный, то эта схема не осуществима и необходимо применить идеологию валидации, т.е. применить контроль с последующим выводом: надо ли применять корректирование процесса.
Владелец процесса может решать вопросы о перераспределении ресурсов этого процесса, 6-15 процессов выделяется в огр-и.
Схема.
Вход выход
Подпроцессы:
- упр-ние
- осн. технологические процессы
- обслуживание.
При процессном подходе осн. проблема:
- декомпозиция процесса на подпроцессы
- обеспечение стыковки подпроцессов между собой.
Ради осуществления техн-х процессов создана огр-я. Возникает проблема увязки между собой. Декомпозиция процессов осуществляется до отдельных операций, когда выделенный подпроцесс осуществляется неудовлетворительно, т.е.не получается процесс. Для мен-та мельчайшей деталью процесса является операция. Операция- это часть процесса, которая харак-ся постоянством исполнителей, рабочего места и постоянным воздействием на объект при отсутствии складирования.
Что нам дает выделение операции: ответственность, привязка ресурсов, все в руках.
Существуют программы и среды, которые позволяют логико-графическим методом представить декомпозицию процесса.
В системах качества не обязательно все процессы включаются в систему. И система качества может охватывать только часть огр-и.
Системный подход.Система – целесообразное соед-ние взаимозависимых эл-тов, облад-щих св-ом синергии. Основа – связь м/у эл-тами. Система предусматривает, чтобы объект находился под воздействием окружающей среды и взаимодействует с переходной зоной. Внешняя среда оказывает действие, а обратной связи нет. Переходная зона – та часть внешеней среды, где в силу близости к объекту имеет место взаимовлияние. При системном подходе рук-ль постоянно применяет анализ и синтез, один метод переходит в др. Любой управленец ищет критические, болевые точки – это анализ, затем как эти точки влияют на организацию – это синтез.
Система проявляет себя в 3-х свойствах: постоянство, повсеместность, естественная воспроизводимость результата. Постоянство и повсеместность как следствие приводят к необходимости документировать систему только в 2-х составляющих: либо она есть, либо ее нет. Оба требования очень тяжелые. Естественная воспроизводимость результата требует, чтобы система м. работать самостоятельно без внешних воздействий хотя бы 1 цикл. Если система нуждается во внешних воздействиях, то их нужно делать внутри системы. При системном подходе мы м обеспечить такие понятия как идентификация и прослеживаемость (жизненный цикл развернуть в обратном направлении). Они обеспечивают прозрачность упр-ния и производства, что повышает ответственность и управленца и произ-ля.
Система имеет место там и тогда, где и когда она определена. Значит она д.б. документирована и соответствовать своей модели.
53. Деловая культура. Классификация деловых культур.
Классификация культур.
Выделяют три вида культур: национальная, деловая, организационная.
Культура – это установленная совокупность ценностных ориентиров, поведенческих норм, традиций и стереотипов, принятых в данной стране или группе стран.
С 1967-1973 гг. Герт Хофстеде проводил исследования для выявления классификации, по которой можно выделить параметры дифференциации культур.
Принято выделять следующие параметры классификации:
1) отношение ко времени; 2) отношение к природе; 3) межличностные отношения; 4) типы организационных культур.
1. отношение ко времени. Здесь выделяют 2 типа культур:
- монохронный - все действия представителя этой культуры последовательны. Наличие четкого плана. Деловое поведение (опоздание недопустимо, на перегвоорах речь идет только о делах с участием только заинтересованных лиц).
- полихронный – представитель не ограничивает себя временными рамками. Перескакивает с одного дела на другое. Наличие отвлеченных тем. Опоздания являются частью этикета.
2. отношение к природе. 3 типа культур: а) культура, в рамках которой человек относится к природе как к поставщику ресурсов. б) культура, в рамках которой человек является частью природы, и поэтому он должен жить в гармонии с природой (природа – это храм). в) Фаталистический типа – подчиненное отношение к природе. Природа для человека является Богом, человек боится природы (устаревший тип).
3. межличностные отношения.Выделяют 5 культурных измерений – индексы Хофстеде:
а) соотношение коллективизма и индивидуализма
б) дистанция власти
в) степень избежания неопределенностей
г) соотношение мужественности и женственности
д) степень конфуцианского динамизма.
Для каждого из индексов была разработана шкала и рассматривались они на 3 моделях: семья, школа и деловые отношения.
Фонм Тромпенаарс – последователь Хофстеде. Он выделял: культуру универсальных и конкретных истин (законов).
Культура универсальных истин – культура, в которой законы и правила одинаковы для всех. Общество, в котором максимально уважительное отношение к законам, стремление поддерживать, исполнять.
Культура конкретных истин – главным являются человеческие отношения, присутствуют двойные стандарты.
Эдвард Холл.
1) Он классифицировал культуры:
- Высококонтекстуальные – человека определяет его окружение: родители, друзья, религия, раса и т.д. Личные качества вторичны.
- Низкоконтекстуальные – человека определяют его качества, независимо от расы, религии и тп. «человек, который сделал себя сам»
2) Холл делил культуры на:
- эмоциональные – принято выражать свои эмоции, преобладают невербальные и паравербальные коммуникации.
- нейтральные – не принято проявлять эмоции, разговор идет по очереди, не торопятся с мнением. Конфликт идет «на уровне глаз».
Кросскультурный шок
Кросскультурный шок— состояние
растерянности и беспомощности, вызванное
потерей обычных ценностных ориентиров и
неспособностью дать ответы на вопросы: где, когда
и как поступать правильно?
Кросскультурный шок— стрессовое состояние,
при котором:
- исход ситуации неизвестен;
- невозможно прибегнуть к бегству или
борьбе;
- достижение цели заблокировано;
- отсутствует осмысленная коммуникация.
Знание кросскультурных проблем, умение определить и понять причины их возникновения становиться жизненно важным фактором не только для бизнесменов и политиков, но и для представителей разных профессий. Понимание кросскультурных особенностей поведения людей позволяет во-первых, повысить эффективность управления, во-вторых, дает возможность предвидеть и точно просчитать реакцию на деловые предложения, в-третьих поможет избежать трудностей общения, состояния растерянности и беспомощности с представителями других культур.
Вот почему все большее место в последнее время уделяется проблематике кросскультурного менеджмента - менеджмента на стыке культур. Кросскультурный менеджмент предполагает признание и уважение кросскультурных различий, осознания культурных ценностей других стран. Этическое кредо кросскультурного менеджмента гласит: " Плохих культур не бывает! Бывают просто разные культуры”. Менеджеры, воспринявшие данное кредо, обладают рядом неоспоримых преимуществ:
· их отличает позитивный подход к людям;
· они способны к переосмыслению норм и образа действий ;
· они быстро адаптируются к новому образу жизни, к новым условиям;
· обладают способностью вести переговоры и достигать в этом успеха;
· они готовы к восприятию и вживанию в иную культурную среду;
· владеют иностранными языками и обладают знанием перспектив развития бизнеса;
Наряду с высокими адаптационными способностями, в условиях рынка получило распространение такое явления как Кросскультурный шок, характеризующийся состоянием нерешительности, беспомощности, подавленности, неудовлетворенностью собой. Почти все без исключения бизнесмены пережили это состояние. Это связано не только с переездом в другую страну, но и со сменой вида деятельности, изменением служебного положения, переходом из одной компании в другую и т.д.
Многие исследователи считают, что основой кросскультурного шока является нарушение межкультурных коммуникаций. Обычно выделяют четыре классические фазы кросскультурного шока.
1. Фаза эйфории. Эту фазу часто называют “медовым месяцем" кросскультурного шока. Этот период характеризуется высокой степенью ожиданий, желанием сосредоточиться на позитивных ценностях.
2. Фаза собственно культурного шока. Симптомы данной фазы включают тоску по дому, чувство беспокойства, депрессии, усталости, раздражительности и даже агрессивности. У многих это состояние сопровождается развитием комплекса неполноценности, нежеланием воспринимать новую культуру, ограничением общения только со своими соотечественниками.
3. Фаза третья- фаза постепенного приспособления. В этот период происходит осмысление новой культурной среды, возвращается позитивное восприятие окружающего мира, крепнет чувство надежды на лучшее.
4. Четвертая фаза - фаза полного приспособления. Эта фаза характеризуется осознанием ценностей новой культуры и одновременно критическим осмыслением культуры собственной страны.
Успех на рынке во многом зависит от культурной приспособляемости фирмы, ее работников, от их компетенции в области межкультурных коммуникаций. Культурная некомпетентность, негибкость при межкультурном общении подвергает риску, в том числе и денежному, успех фирмы. При совершении неудачной сделки и здесь, возможно, не последнюю роль играет неумение общаться с иностранным партнером, незнание обычаев .истории, культуры страны партнерах может снизиться обьем продаж и покупок, ухудшиться отношение покупателей к фирме. Важной составляющей эффективности кросскультурных контактов является знание иностранных языков. Язык играет важную роль при сборе информации и ее оценке, язык дает доступ к пониманию культуры других людей, они становятся более открытыми. Кросскультурные исследования показывают, что без знания иностранного языка крайне сложно, если вообще возможно, серьезно изучать и понимать культуру другой страны. Вхождение в глобальный мир, успешное ведение международного бизнеса требует формирования кросскультурной грамотности. Другим барьером в межкультурных коммуникациях может стать стереотипизация, упрощенное восприятие и стандартизация явлений действительности. Менеджер, который доверился прежнему опыту, стереотипу часто совершает ошибки. Коммуникационные способности его затруднены и чаще всего ведут к кросскультурному шоку. Строго говоря, стереотипизация парализует творческое мышление, губительно сказывается на способности к восприятию нового. В условиях кросскультурного окружения важное место занимает система ценностей. норм и традиций той или иной страны. Уважительное отношение не только к культурному достоянию страны, но знание религиозных, этических норм данной страны необходимо для менеджера, связанного с международной деятельностью. К сожалению, до сих пор важнейшей причиной нарушения кросскультурной коммуникации и возникновения кросскультурного шока является этноцентризм, который связан чувством превосходства, которое представители одной культуры испытывают по отношению к другим. Нет ничего более разрушительного для сотрудничества, чем пренебрежительное отношение к партнеру, желание навязать ему свою систему ценностей и взглядов. Проявление этноцентризма и эгоцентризма всегда губительно для бизнеса и обычно сопровождается утратой конкурентоспособности. Невозможно в современных условиях достичь делового успеха, не уважая культуру и традиции других стран, так же как и невозможно достичь карьерного успеха в фирме, деловую культуру которой менеджер не приемлет и осуждает. В бизнесе , как и в любом виде деятельности, по-прежнему актуально золотое правило нравственности: Относись к другим так, как ты хочешь, чтобы относились к тебе.
55. Теория конкурентоспособности нации. Портер.
От чего зависит конкурсп.нации?
1. конкурсп-ть нации связана с конкурсп-тью государства.
2. в основе конкурсп.нации и государства лежит конкурсп-ть промышленно-развитого ядра.
3. конкурсп.нации не может быть абсолютной, она всегда относительна (не может быть нация конкурсп-на во всех сферах, конкурсп-ть не вечна)
Группы факторов, влияющих на конкурсп.нации:
Схема – конкурсп-ый ромб.
1. факторные условия
2. условия внутреннего спроса
3. наличие развитых, смежных и инфраструктурных отраслей.
4. современные структуры и стратегии компании.
5. гос.политика
6. случай
1 – факторные условия:
- природные ресурсы, полезные ископаемые, леса, вода, естественные транспортные пути, границы
- люди (общ.численность, уровень образования, капитал, технологии, информация, рождаемость/смертность).
Факторные условия:
- основные – изначально существовали на территории страны
- развитые – развились на территории государства
Факторные условия:
- общие – характерны для всех стран.
- специализированные – характерны для одной страны в данной группе стран.
Вывод: конкурсп.нации и гос-ва определяются развитыми и специализированными факторными условиями.
2 – условия внутреннего спроса:
- структура внутр.спроса должна быть близка структуре мирового спроса (в данных исторических условиях).
- капризность/привередливость потребителя. Чем больше привередливость, чем больше стандарты, тем меньше конкурсп-ть производства.
3 – наличие развитых, смежных и инфраструктурных отраслей.
Должна существовать гос.структура, поддержка отраслей, притягивать их к центральному ядру.
4 – современные структуры и стратегии компании. Компании, инфраструктуры должны иметь внутреннее ядро, быть гибкими, сильная внутриотраслевая конкуренция.
5 – гос.политика должна способствовать росту конкурсп-ти, росту центр.ядра, следовательно, гос.политика не способствует развитию конкурсп-ти. Если укрепляются позиции на международном рынке, то ослабляются позиции на внутреннем и наоборот. Часто государство делает ставку на краткосрочную политику (4-7 лет), а конкур борьба на международном рынке требует долгосрочной политики.
По Портеру: протекционизм вреден с точки зрения конкурсп-ти (гос-во закрывает свои границы). Гос-во должно снижать свое вмешательство в междунар.бизнес.
6 – случай.
- экологические, природные события;
- научно-технические открытия и изобретения;
- финн.потрясения на мир.фин.рынках;
- войны, эпидемии;
- искусственно форсированные события.
По Портеру: если нация желает быть конкурсп-ой в долгосрочном периоде, она должна задействовать все углы ромба, все группы факторов.
Проблемы и пути выхода рос.п/п на мировой рынок.
Рос. п/п играют на мировом рынке маленькую роль. Причины:
1. отсутствует исторический опыт
2. отсутствие информации (она есть и доступна, но не сформирована система информационного обеспечения).
3. остаточная враждебность зарубежных стран (империя зла).
4. недостаточная помощь гос-ва.
5. временная критичность задач по выходу на международный рынок.
И у отечественных п/п есть пути выхода на междунар.рынок. все п/п могут иметь большую уонкурсп-ть по некоторым факторам.
Пути:
1. Наличие рыночной памяти. При помощи СССР строились п/п в Африке, Азии (электроэнергетика, тяжелая пром-ть, плотины, и т.д.).
2. выход на мировой рынок с передовыми технологиями (есть отрасли, в которых по технологиям мы находимся на равных - оборона).
3. соразмерный экспорт. Наши товары являются конкурсп-ми во многих странах (не входящих в 10ку). Плюсы: надежность, простота, ремонтопригодность, дешевизна.
4. встраивание в технологическую цепочку зарубежных производителей. Большая часть импортируемых товаром производиться на территории нескольких стран. Технол.цепочка разбита по неск.странам.
Любую технол.цепочку можно улучшить. РФ может быть конкурсп-м в отдельных звеньях производства (наличие природных ресурсов, близость к тому или иному рынку). Наша раб.сила является нац.конкур.преимуществом. (при достаточно высокой квалификации раб.сила относительно дешевая).
56. Режимы защиты прав на интеллектуальную собственность.
При определении прав м.б. использованы 3 режима:
1)патентно-правовой. Он самый мощный, защищает суть разработки. Патент
защищает проект на 20 лет. Этот режим устанавливает самый высокий режим на входе.
Он связан не со стоимостью, а с попыткой его обойти.
2)авторско-правовой. Он почти не применяется в инноватике, т.к. он защищает
форму , а не суть.
3)режим засекречивания. Применяется на 1х 2х стадиях инновационного процесса.
Слабость патента заключается в том, что он публикуется. Все в курсе, в каком
направлении Вы двигаетесь. Режим засекречивания более приемлем для России. На 1х
стадиях разработка не д.б. известна никому. Разработчик обращается к рук-ву с тем, что
он выходит на коммерчески интересный результат.
Логика и этапы управления правами на интеллектуальную собственность.
В определении прав зинтересованы все участники :
1) разработчик, т.к боится копирования и несанкц-го исп-я
2)заказчик не хочет делиться\
3)инвестор борется за доказательство приоритета.
При приеме на работу организация в контракте должна давать ссылку на положение
о разделе прав на создаваемый объект ин-й соб-ти. С тем, чтоб сохранять долю соб. прав и
давать возможность раз-ку распоряжаться своей долей ( для мотивации). Вообще для
лучше, ели в организации будет спец отдел по управлению новыми разработками, чтобы
сотрудники (разарботчики) в случае несогласия с решениями могли туда обратиться
(облегчает работу), безусловно там должны быть юристы.
Когда разработчик находит интересную идею, что надо делать, чтоб сохранить
права:
1) обращается к руководству, говорит, что есть коммерчески интересная идея\
2) ЗАКЛЮЧАЕТ ДОГОВОР АВТОРСТВА
3) завершение работы (наименование продукта...затраты и тд)\
4) бух процедуры ( кому сколько полагается)
5) ограничение доступа к разработке.
Цели и задачи защиты прав на ИС по этапам реализации проекта.
Разработчик обращается к руководству с тем, что он выходит на коммерчески
интересный результат:
- заключает договор об авторстве
- актируется завершение работы (по затратному принципу для бух учета)
- по известной бух процедуре под данным названием и данной стратегией продукт
вводится во нематериальные активы, чтобы заявить его в свою собственность,
активизируется налогооблагаемая база организации
- издается приказ об ограничении доступа к объекту разработки, такие ограничения
могут быть в виде 3-х типов: ДЛЯ СЛУЖЕБНОГО ПОЛЬЗОВАНИЯ (в инноватике не
рекомендуется), СЕКРЕТНАЯ (требование: документы могут находиться только в одном
специальном помещении, причем выносить их нельзя! Документация переносится с места
на место секретной почтой), СОВЕРШЕННО СЕКРЕТНАЯ (=гос тайна, значит в инноватике не может быть применена по определению).
Особенности научных открытий как объектов интеллектуальной собственности
с позиций инновационного процесса.
Открытиями являются: законы, явления, эффекты. Открытие не фигурирует как идея
инновационного развития. Открытия не охраняются ни патентным, ни авторским
правом, тем не менее, согласно Конвенции, учреждающей ВОИС, имеют право на
охрану. Открытиям не предоставляется правовая охрана в виде специальных
законодательных актов. Результаты не являются чем-то самодостаточным, они
существуют не сами по себе, а отражают процесс развития науки, техники, общества в
целом.