Процессный, системный и ситуационный подходы

Процессный подход в управлении

Процессный или функциональный подход интенсивно разрабатывался в 50 - 70 годы, широко применяется и в настоящее время. Особенностью является повышенное внимание управленцев к самоуправлению. Такие действия получили название управленческих функций. Слово “функция” латинского происхождения и означает выполнение, деятельность, обязанность. Этот подход был впервые предложен основоположниками школы административного управления, которые пытались описать функции управления. Однако в то время (1920 - 1950) эти функции рассматривались как независимые друг от друга.

Эту концепцию первоначально разработал А. Файоль, выделив исходные функции. По его мнению, “Управлять - означает предсказывать, планировать, организовывать, распоряжаться, координировать и контролировать”. Другие авторы разработали иные перечни функции.

В противоположность этому, процессный подход рассматривает функции управления как взаимосвязанные.

Управление рассматривается как процесс, так как работа по достижению целей с помощью других является не единовременным действием, а серией непрерывно связанных действий. Их называют управленческими функциями, каждая из которых тоже представляет собой процесс, потому, что также состоит из серии взаимосвязанных действий.

Процесс управления является общей суммой всех функций, которые можно представить в виде схемы.

Процессный, системный и ситуационный подходы - student2.ru Процессный, системный и ситуационный подходы - student2.ru Процессный, системный и ситуационный подходы - student2.ru Планирование Организация Мотивация Контроль
Процессный, системный и ситуационный подходы - student2.ru Процессный, системный и ситуационный подходы - student2.ru      

Процессный, системный и ситуационный подходы - student2.ru

Функции управления

Представленные первичные функции управления - являются общими, универсальными функциями управления. Они объединены связующими процессами: коммуникации и принятия решения.

Коммуникация - это процесс обмена информацией, ее смысловым значением между двумя и более людьми.

Принятие решения, в самых общих чертах, составляет основное содержание деятельности менеджера.

Системный подход

Теория систем впервые была применена в точных науках и в технике в конце 50-х годов. Эта теория дала возможность интегрировать вклады всех школ теории и практики управления. Системный подход можно считать универсальной методологией менеджмента, суть которой - формирование образа мышления, рассматривающего в единстве все явления внешней и внутренней среды.

Исходные положения теории системного управления:

1. Система - это некоторая целостность, состоящая из взаимосвязанных частей, каждая из которых вносит свой вклад в характеристики целого.

2. Организация (предприятие, фирма) является системой.

3. Подсистема (например отделы предприятия).

Крупные составляющие сложных систем, таких как организация, человек или машина, зачастую сами являются системами. Эти части называются подсистемами.

4. Организация представляет собой открытую систему, т.е. она взаимодействует с внешней средой.

Все организации являются системами, а все ее части взаимосвязаны и взаимозависимы. Существуют два основных типа систем: закрытые и открытые.

Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы от внешней среды. (Пример с часами).

Открытая система характеризуется взаимодействием с внешней средой. Она зависит от энергии, информации и материалов, поступающих извне и имеет способность приспосабливаться к изменениям во внешней среде.

Все организации являются открытыми системами зависящими от внешнего мира.

ВХОД ПРЕОБРАЗОВАНИЯ ВЫХОД  
  Информация Материалы Капитал Трудовые ресурсы   Обработка и преобразование входов (зависит от эффективности управления) Продукция или услуги. Прибыль (в бизнесе). Социальная ответственность. Доля рынка. Рост удовлетворенности работников

Организация как открытая система

Черты и свойства Характеристика, обоснование
1. Компоненты Система состоит из некоторого количества частей, называемых элементами
2. Связи Компоненты системы связаны между собою
3. Структура Форма связи организационно закреплена в структуре
4. Взаимодействие Компоненты воздействуют друг на друга своим нахождением в системе и выходом из нее
5. Процесс Это изменения, происходящие в результате взаимодействия
6. Целостность Проявляющиеся свойства системы возникают только в результате взаимодействия ее компонентов
7. Идентификация Свойства системы, на основании которых ее можно определить и отличить от других явлений, не входящих в систему
8. Окружение Это окружающая среда системы которая не являясь частью системы оказывает существенное влияние на нее
9. Концептуализм Система - это концепция которая отражает цели и ценности индивидуума или группы, разработавших эту концепцию


Честер Бернард впервые рассмотрел предприятие как социальную систему; сформулировав концепцию социальной ответственности корпорации.

Сущность системного подхода к управлению - мысленный охват всех явлений как единое целое, их объективная оценка, обеспечение развития всей системы в учетом внутренних переменных (цель, структура организации, персонал, техника, технология), предвидение положительных и отрицательных последствий принимаемых управленческих решений.

На системной основе синтезируются новые знания и теории, которые будут разрабатываться и появляться в будущем.

Одной из наиболее известных концепций этого времени (60 - 80 г.г.) была концепция организационного поведения, центром которой стал институт Карнеги. Поведение людей является результатом взаимодействия организации и человека. Задача менеджмента - это координация всех элементов организации, в которую входит и сам человек.

Ситуационный подход

В 60 - 70 г.г. наука об управлении получила достаточное развитие, чтобы справиться с переменными, влияющими на эффективность управления в различных ситуациях.

Центральным моментом является ситуация, т.е. конкретный набор обстоятельств, которые сильно влияют на организацию в данное конкретное время.

Ситуационный подход тесно связан с системным и подчеркивает непрерывную взаимосвязь между управленческими функциями (процессный подход).

Ситуационный подход был предложен в конце 60-х годов в Гарвардской школе бизнеса (США), однако еще в 20-е годы М.П. Фоллетт говорила о “законе ситуации”, что “различные ситуации требуют различные типы знаний”. В 1948 г. Ральф Стогдилл (университет штата Огайо) проведя исследование проведя исследование характерных качеств лидеров также пришел к выводу, что именно ситуация по большей части определяет, какие черты и навыки нужны лидеру.

Ситуационный подход не является набором качеств, предписываемых руководству. Это способ мышления об организационных проблемах и их решениях. Главный тезис - не существует унифицированного эффективного управления во всех ситуациях.

Данный подход составил одну из основ активного разрабатываемой в настоящее время концепции стратегического управления (Игорь Ансофф).

Ситуационный подход пытается увязать конкретные приемы и концепции с определенными конкретными ситуациями для того, чтобы достичь целей организации наиболее эффективно. Если не правильно определены факторы влияющие на ситуацию, то нельзя полностью оценить и приспособить метод к решению ситуации.

Методология ситуационного подхода состоит из следующих 4-х шагов:

1. Руководитель должен быть знаком со средствами профессионального управления, которые доказали свою эффективность.

2. Каждая из управленческих концепций и методик имеет свои сильные и слабые стороны, или сравнительные характеристики в тех случаях, когда они применяются в конкретной ситуации (Руководитель должен уметь предвидеть вероятные последствия, как положительные, так и отрицательные).

3. Интерпретация ситуации - необходимо определить, какие факторы являются наиболее важными в данной ситуации и какие последствия повлекут за собой изменение одной или нескольких переменных.

4. Руководитель должен знать и уметь увязывать конкретные приемы, которые вызвали бы наименьший отрицательный эффект, тем самым обеспечивая эффективное достижение целей организации в условиях существующих обстоятельств.

Установление конкретных ситуационных переменных, в особенности в области лидерства, поведения организационных структур и количественных оценок явилось наиболее важным вкладом ситуационного подхода в управление.

Наши рекомендации