Современные подходы в управлении предприятием: системный, процессный, ситуационный подходы

Школы/годы

Научное управление 1895-1920
Административная школа 1930-1950
С точки зрения человеческих отношений 1930-1950
С точки зрения науки о поведении 1950-2004
С точки зрения количественных методов 1950-2004-
Процессный подход 1960-сегодня
Системный подход 1960 -сегодня
Ситуационный подход 1960- сегодня

1). Основателем школы научного управления был Фредерик Уинслоу Тейлор (1856-1915). Тейлор сформулировал основные принципы управления предприятием в своем главном труде "Принципы научного менеджмента". (что работа по управлению – это отдельная специальность.) Учение Тейлора базируется на механическом понимании человека. Т. считал, что рабочие по своей природе ленивы и не хотят работать, а рационализация приведет к росту прибыли.

2)Классическая (административная) школа.Основатель - Анри Файоль (1841-1925) первым предложил формальное описание работы управляющих в организации по их функциональным признакам. Цель школы выработка подходов к совершенствованию управления организации в целом. Представитель административной школы – Макс Вебер (1864-1920) разработал бюрократическую теорию организации, ввел понятия "власти" и "авторитета"

3) Школа человеческих отношений. (1930-е гг.) Основатель - Элтон Мейо. – считал, что поведение человека на работе и результаты его труда зависят от того, в каких социальных условиях он находится на работе, какие отношения существуют у рабочих между собой, а также какие отношения существуют между рабочими и менеджерами.

Позднее (1950-е) на базе этой школы была создана школа поведенческих наук (А. Маслоу, Мак-Грегор ) основной вклад которой состоял в разработке и обосновании мотивационных теорий; количественный подход к принятию управленческих решений опирается на инженерные науки, математику, статистику и позволяет использовать количественные модели, методы и критерии оценки при принятии управленческих решений.

4) Школа поведенческих наук.Основатель - Бернард. Новизна этой школы заключалась в стремлении оказать помощь работнику в осознании его возможностей для управления организацией. Основная цель этой школы - повышение эффек-ти орга-ии за счет повышения эфф-ти ее человеческих ресурсов.

5) Количественный подход.Опирается на экономико-математические методы (математика, статистика, инженерные науки). Суть - замена словесных рассуждений и описательного анализа моделями, символами и количественными значениями.

6)Процессорный подход. Этот подход рассматривает управление как процесс, объединяющий основные функции менеджмента в серию непрерывных взаимосвязанных действий. Оптимальный набор включает: планирование, организацию, распорядительство, мотивацию, руководство, координацию, контроль, коммуникацию, исследования, подбор персонала, представительство, ведение переговоров и заключение сделок.

7)Системный подход - это подход, в кот. организация понимается как система -некая целостность, состоящая из взаимозависимых частей, каждая из которых вносит свой вклад в харак-ки целого, все части взаимосвязаны

8)Ситуационныйподход предполагает, что пригодность различных методов определяется ситуацией. Это способ мышления, нацеливающий на доскональный анализ ситуации, применение различных методик и концепций к различным ситуациям.

Б-3 Системный и ситуационный подходы в менеджменте

Современные подходы в управлении предприятием: системный, процессный, ситуационный подходы

Эволюция теории и практики менеджмента нашла свое отражение в многообразных современных подходах.

Системный подход - это подход, в кот. организация понимается как система -некая целостность, состоящая из взаимозависимых частей, каждая из которых вносит свой вклад в харак-ки целого, все части взаимосвязаны.( пытается увязать конкретные методы, технологии с конкретными ситуациями для достижения целей предприятия при рациональном использовании ресурсов, предполагает анализ ситуационных переменных.) Системный подход рассматривает организацию как открытую систему, состоящую из нескольких взаимосвязанных подсистем. Применение системного подхода тесно связано с использованием общей теории систем для принятия управленческих решений. Огромный вклад в это научное направление сделали такие ученые, как Дж. Лорш, П. Лоу-ренс, Э. Г. Юдин и др.

Основная идея системной теории заключается в том, что любое решение (действие) имеет последствия для всей системы. Системный подход в управлении позволяет избежать ситуации, когда принятое решение в одной области превращается в проблему для другой.

Ситуационный подход предполагает, что пригодность различных методов определяется ситуацией. Это способ мышления, нацеливающий на доскональный анализ ситуации, применение различных методик и концепций к различным ситуациям. Выделяются четыре обязательных шага, которые должны быть осуществлены менеджером для того, чтобы добиться эффективного управления в каждой конкретной ситуации:- анализ ситуации с точки зрения требований, предъявляемых ситуацией; ситуационное управление; управление должно создавать потенциал и необходимую гибкость для перехода к новому управленческому стилю; управление должно произвести соответствующие изменения, позволяющие подстроится к ситуации.

С точки зрения этой теории из-за большого количества разнообразных факторов не существует единого лучшего способа управлять организацией. Ситуационный подход концентрируется на ситуационных различиях между предприятиями и внутри самих предприятий, пытается определить значимые переменные ситуации и их влияние на эффективность деятельности предприятия.Именно вариативность внутренних переменных предопределяет возможность решения проблемы гибкости и адаптивности к внешней среде.

Ситуационный подход внес большой вклад в развитие теории управления. Он содержит конкретные рекомендации по применению научных концепций, принципов, методов в зависимости от сложившейся ситуации и условий внешней среды.

Б-4 Функции менеджмента

Наши рекомендации