Виды, функции и формирование прибыли

Важными показателями, характеризующими степень деловой активности организации за текущие отчетные периоды и за отчетный год, являются данные о величине и составляющих финансового результата работы коммерческой организации - прибыли от обычной (предпринимательской, основной, производственно-эксплуатационной) деятельности, составляющей предмет работы организации, а также инвестиционной и финансовой деятельности. В отчете эти стороны деятельности организации находят полноценную денежную оценку, выражаемую в виде системы показателей финансовых результатов.

Таким образом прибыль предприятия формируется следующим образом = Сальдо денежных средств от основной деятельности предприятия + Сальдо денежных средств от финансовой деятельности + Сальдо денежных средств от инвестиционной деятельности.

Основным показателем прибыли, используемой для оценки производственно-хозяйственной деятельности выступает: балансовая прибыль, прибыль от реализации выпускаемой продукции, валовая прибыль, налогооблагаемая прибыль, прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия (чистая прибыль).

Данные отчета о прибылях и убытках занимают значимую часть бухгалтерской отчетности, которая дополняет, разъясняет, уточняет и расширяет информационный поток, представленный в бухгалтерском балансе как совокупность итоговых показателей работы организации за отчетный период. По данным отчета о прибылях и убытках:

- проводят экономический анализ уровня и динамики показателей финансовых результатов деятельности, факторный анализ прибыли от продажи продукции, работ, услуг;

- выявляют влияние на общую величину прибыли от продажи продукции, работ, услуг изменений продажных цен, цен исходных сырья, материалов, топлива, энергии, изменений объема продаж, а также влияние уровня себестоимости продукции, работ, услуг;

- осуществляют анализ уровня рентабельности и др.

По итогам анализа финансовых результатов выявляются резервы их роста и разрабатываются мероприятия, внедрение которых позволит улучшить экономические показатели работы организации.

В отчете о прибылях и убытках представляется информация о доходах и расходах организации, прибылях и убытках, полученных за отчетный период и аналогичный предшествующий период (месяц, квартал, 6 мес., 9 мес., год). Данные показатели формируются в соответствии с нормами Положений по бухгалтерскому учету «Доходы организации» ПБУ 9/99, «Расходы организации» ПБУ 10/99, а также «Учет расчетов по налогу на прибыль организаций» ПБУ 18/02. Отчет о прибылях и убытках (ф. N 2) подписывается руководителем организации и главным бухгалтером. (см.приложение)

Рассмотрим как формируется прибыль в отчете о прибылях и убытках.

1.Валовая прибыль = Выручка от реализации продукции, работ, услуг (за минусом НДС, акцизов и аналогичных обязательных платежей)-Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг

2.Прибыль (убыток от продаж) = Валовая прибыль -коммерческие расходы - управленческие расходы.

3.Прибыль (убыток) до налогообложения = Прибыль (убыток от продаж) +Проценты к получению -Проценты к уплате + Доходы от участия в других организациях + Прочие доходы- Прочие расходы.

4.Расчет налога на прибыль = налог на прибыль*20%/100%. Необходимо отметить, что значительные изменения внесены в главу 25 НК РФ «Налог на прибыль организаций». Снижена ставка налога на прибыль с 24 до 20 процентов за счет сумм налога, подлежащих зачислению в федеральный бюджет. Данное изменение вступило в силу с 1 января 2009 года.

5.Чистая прибыль (убыток) отчетного периода = Прибыль (убыток) до налогообложения - текущий налог на прибыль.

По видам хозяйственной деятельности в соответствии с группировкой деятельности, предложенной МСФО, выделяют:

а) прибыль от основной деятельности, ее же называют операционной прибылью, полученной от производства и реализации продукции, выполнения работ и оказания услуг. Рассчитывается она разницей между чистым объемом продаж и затратами на производство и реализацию продукции;

б) прибыль от инвестиционной деятельности образуется от передачи ресурсов в долгосрочные проекты: вложения денежных средств, материальных и иных ценностей в ценные бумаги других юридических лиц (корпоративные акции и облигации, государственные обязательства, векселя), процентные облигации государственных и местных займов, уставные (складочные) капиталы других юридических лиц, а также предоставление займов другим организациям (депозитные вложения);

в) прибыль от финансовой деятельности, полученная от размещения средств на краткосрочной основе, может формироваться за счет выданных займов другим юридическим лицам на срок не более 1 года, краткосрочных депозитных вкладов и инвестиций в государственные, муниципальные ценные бумаги, а также ценные бумаги других организаций.

Такая классификация видов прибыли позволяет разграничить долгосрочный, краткосрочный и текущий периоды получения финансовых результатов, что имеет большое значение для управления прибылью.

По составу включаемых элементов кроме показателей, рассмотренных выше, выделяют:

а) маржинальную прибыль (маржинальный доход), которая исчисляется разницей между выручкой от реализации продукции, товаров и услуг и переменными затратами, приходящимися на реализованную продукцию или как разность между продажной ценой единицы продукции и удельными переменными расходами. Служит оценкой способности предприятия покрывать постоянные издержки для формирования необходимого размера прибыли от продаж. Маржинальная прибыль лежит в основе разрабатываемых альтернативных управленческих решений;

б) общий финансовый результат отчетного периода до выплаты процентов и налогов. Этот показатель используется при анализе риска в целях управления его негативным воздействием для принятие последующих решений.

По величине полученного результата прибыль может быть:

а) минимальная - наименьшая, которая необходима для сохранения предприятия, продолжения его функционирования и предотвращения краха;

б) сверхприбыль (монопольная) - крайне высокий уровень прибыли, достигаемый за счет монопольного поведения предприятий - изготовителей товаров и поставщиков товаров на рынок;

в) нормальная прибыль - уровень прибыли, необходимый и достаточный для того, чтобы ресурсы, задействованные в производстве конкретного продукта, не были пущены на другие цели. Практически это прибыль на вложенный в производство капитал, которая могла бы быть получена при альтернативном размещении средств владельцев предприятия (ссуды, аренда и др.).

По степени учета инфляционного фактора прибыль подразделяется на реальную, скорректированную на темп инфляции отчетного периода, и номинальную, зафиксированную в форме N 2 «Отчет о прибылях и убытках».

По экономическому содержанию выделяют:

бухгалтерскую (фактическую) и экономическую прибыль, определяемую разницей между совокупными доходами и совокупными экономическими издержками фирмы, включающими в том числе и альтернативные издержки, которые не отражаются в бухгалтерском учете (например, затраты на содержание основных средств, принадлежащих владельцу фирмы). Ее важно отличать от фактической прибыли, которая измеряется разницей только между доходами и действительными издержками, включая амортизационные отчисления. В случае отрицательного значения экономической прибыли целесообразен пересмотр стратегии бизнеса или его реструктуризация ввиду неэффективности.

По отражению в бухгалтерском учете можно выделить:

а) реализованную прибыль, образовавшуюся в результате совершенной операции;

б) внутреннюю прибыль, возникающую при продаже продукции одной из дочерних компаний другой дочерней компании, при этом конечная продукция остается не реализованной на рынке и учитывается в запасах. Таким образом, промежуточная прибыль не входит в общую прибыль всей компании, поэтому внутренняя прибыль вычитается из величины чистой прибыли компании в консолидированных отчетах о прибыли;

в) консолидированную прибыль, представляющую собой сводные финансовые результаты материнских и дочерних предприятий на основе объединения их отчетности.

По характеру использования принято подразделять прибыль на:

а) нераспределенную - прибыль, остающуюся после уплаты налогов, выплаты дивидендов и отчислений в резервный фонд. Это часть чистой прибыли, которая направляется на финансирование прироста активов предприятия, на развитие производства;

б) потребляемую прибыль, часть чистой прибыли, которая расходуется на выплату дивидендов, персоналу предприятия, на социальные программы.

По месту получения прибыль может быть:

а) биржевая - полученная от торговли ценными бумагами и товарами на товарной и фондовой биржах;

б) эмиссионная - прибыль от размещения ценных бумаг, которую получают банки, другие кредитно-финансовые учреждения в результате посредничества между эмитентами ценных бумаг и их покупателями. Эмиссионная прибыль выступает обычно в виде разницы между эмиссионным и рыночным курсами ценных бумаг.

По возможности планирования величины результативного показателя:

а) прибыль плановая (расчетная) - это ожидаемая прибыль отчетного года, определяется аналитическими методами. Используется в целях обоснования принятия того или иного решения, при оценке степени риска; для расчета базовой рентабельности;

б) упущенная прибыль - потенциальная прибыль, которая не была реализована.

По характеру влияния внешних факторов:

а) прибыль спекулятивная - полученная прибыль при благоприятной рыночной конъюнктуре от реализации имущества, ценных бумаг по цене, превышающей цену их приобретения. Получение такой прибыли основано на нормах действующего законодательства и является естественным следствием рыночных отношений;

б) учредительская прибыль - доход учредителей акционерного предприятия, формируемый в виде разности между суммой, полученной от продажи акций этого предприятия, и действительно вложенным в предприятие капиталом. Учредительская прибыль возникает либо за счет продажи акций выше их номинальной стоимости, либо за счет увеличения объема продаж акций сверх установленного акционерного капитала;

в) курсовая прибыль - разница между курсом, по которому реализуется ценная бумага, и курсом, по которому она приобретена, представляет собой доход, полученный в результате покупки и последующей продажи ценной бумаги;

г) складская прибыль - прибыль, возникающая в результате роста цен на материалы, ранее приобретенные по более низкой цене.

Многообразие видов прибыли не ограничивается рассмотренными классификационными рамками.

Проведенный обзор различных показателей прибыли доказывает необходимость их четкой дифференциации и понимания экономического содержания и механизма формирования. В условиях рыночной экономики исследование прибыли с целью альтернативного использования ресурсов, а также поиска факторов, которые влияют на ее размер, имеет приоритетное значение, поскольку от глубины познания и правильности использования полученного результата зависит эффективность функционирования бизнеса.

Прибыль выполняет ряд функций:

1. Прибыль является показателем эффективности производства, она ориентирует предприятие на достижение лучших результатов при меньших затратах труда.

2. Распределительная функция заключается в том, что при ее участии происходит распределение прибыльного продукта между сферой производства и непроизводственной сферой, между предприятием и обществом, предприятием и работниками.

3. Стимулирующая функция. Прибыль стимулирует применение технического прогресса в производстве, стимулирует повышение результативности или эффективности работы фирмы. Эффективность определяется отношением результата хозяйственной деятельности к затратам.

4. Прибыль является основным элементом денежных накоплений, одним из главных источников образования доходной части государственного бюджета.

Наши рекомендации