Процессный, системный и ситуационный подходы в менеджменте

В настоящее время известно четыре важнейших подхода, внесших существенный вклад в развитие теории и практики управления.

1. Процессный подход рассматривает управление как непрерывную серию взаимосвязанных управленческих функций.

2. В системном подходе подчеркивается то, что руководители должны рассматривать организацию как совокупность взаимозависимых элементов, таких как люди, структура, задачи и технология, которые ориентированы на достижение различных целей в условиях меняющейся внешней среды.

3. Ситуационный подход концентрируется на том, что пригодность различных методов управления определяется ситуацией. Поскольку существует такое обилие факторов как в самой организации, так и в окружающей среде, нет единого, «лучшего» способа управлять организацией. Самым эффективным методом в определенной ситуации является тот, который наиболее соответствует данной ситуации.

Анализ теории и практики управления различными объектами позволяет установить необходимость применения к менеджменту 13 научных подходов (табл. ).

13 подходов к менеджменту

Таблица

Название Краткое содержание
Административный При административном подходе регламентируется функции, права, обязанности, элементы системы менеджмента в нормативных актах
Воспроизводственный Воспроизведенный подход ориентирован на постоянное возобновление производства товара для удовлетворения потребностей рынка с меньшими затратами
Динамический При динамическом подходе объект управления рассматривается в диалектическом развитии, в причинно – следственных связях и соподчиненности
Интеграционный При интеграционном подходе устанавливаются взаимосвязи между отдельными подсистемами и элементами системы менеджмента, уровнями, субъектами управления
Количественный Сущность количественного подхода заключается в использовании количественных оценок при помощи математических, статистических, инженерных расчетов и.т.д.
Комплексный При комплексном подходе учитываются технические, экономические, социальные и другие аспекты менеджмента
Маркетинговый Маркетинговый подход предусматривает ориентацию управляющей подсистемы на потребителя
Нормативный При нормативном подходе устанавливаются нормативы в управлении
Поведенческий Поведенческий подход заключается в том, чтобы помочь работнику осознать собственные возможности
Процессный При процессном подходе управление рассматривается как совокупность взаимосвязанных функций
Системный При системном подходе любая система рассматривается как совокупность взаимосвязанных элементов
Ситуационный Ситуационный подход предполагает, что применение различных методов управления определяется конкретной ситуацией
Функциональный Сущность функционального подхода состоит в том, что потребность рассматривается как совокупность функций, которые нужно выполнять для ее удовлетворения


В 1981 г. американский профессор Уильям Оучи предпринял попытку создания единого подхода к управлению. Он пришел к выводу, что может быть предложен эффективный тип японского подхода к управлению. Исходным пунктом его концепции является положение о том, что человек является основой любой организации, и от него в первую очередь зависит успех ее функционирования. Им были сформированы основные положения и правила управления людьми, опираясь на которые, можно добиться эффективного управления.

Так, например, идеи теории «Z» сводятся к следующему:

¾ долгосрочный наем кадров;

¾ групповое принятие решений;

¾ индивидуальная ответственность;

¾ медленная оценка кадров и их умеренное продвижение;

¾ всесторонняя забота о работниках.

Литература по теме «Эволюция менеджмента»:

История менеджмента:

  1. Классики менеджмента. М. Маг Консалтинг», 2005
  2. Кравченко А.И. История менеджмента. М. МГУ им М.В. Ломоносова. Трикста. 2005

Системный, ситуационный, процессный подходы к менеджменту

  1. Елиферов В.Г. , Репин В.В. Бизнес-процессы. Регламентация и управление. М. ИНФРА-М, 2004

2. Ершов В.Ф. Бизнес-проектирование. Руководство по применению. С-Пб, Питер, 2005

  1. Идьдеменов С.В., Ильдеменов А.С., Лобов С.В. Операционный менеджмент, М ИНФРА-М, 2005
  2. Липунцов Ю.П. Управление процессами. М. АйТи, 2003
  3. Робсон М., Уллах Ф. Реинжиниринг бизнес-процессов. М. ЮНИТИ, 2003

Системный, ситуационный, процессный подходы в гостеприимстве

  1. Лесник А.Л., Чернышов А.В. Корпоративное бизнес-планирование в гостиничной индустрии. М. Интел Универсал, 2000

3. Функции менеджмента

Краткое содержание темы: Понятие и виды функций менеджмента. Общие и специализированные функции менеджмента. Функция организации (организовывания), планирования, мотивации и контроля. Примеры в туризме и гостеприимстве.

Общими функциями управленияявляются: прогнозирование и планирование; организация; координация и регулирование; мотивация; контроль, учет и анализ. Они представляют собой части управленческого цик­ла, определяют специализацию труда. Характерной особенностью об­щих функций является их взаимное проникновение друг в друга. На­пример, планирование организуется, координируется, стимулирует­ся, контролируется, анализируется. Организация планируется, коор­динируется, стимулируется, контролируется и т. д.

Взаимосвязь задач управления, функций и результатов их действия

Таблица

Общие задачи управления Общие функции Результаты решения
1. Обоснование темпов планомерного развития организации   Прогнозирование и планирование Планы-прогнозы, стратегический план, план экономического, научно-технического, социального развития
2. Образование структурных подразделений системы производства и установление взаимосвязей между ними   Образование структурных подразделений системы управления, установление связей между объектом и субъектом управления Организация Утверждение структур производства и управления взаимосвязями     Утверждение штатов, положений, инструкций и т.п.
3. Установление взаимодействия подразделений производства, согласование действий управленческих подразделений руководителей, управленческого персонала   Сохранение установленных режимов, устойчивости стабильности системы производства Координация и регулирование Утверждение графиков взаимодействия и распорядка работ     Утверждение стандартов, обязательств, норм
Создание условий для эффективной творческой работы и поддержание постоянной заинтересованности в результатах труда Мотивация Утверждение материальных и моральных стимулов труда
4. Количественная и качественная оценка, а также учет результатов деятельности. Проверка решений по развитию производства   Контроль, учет, анализ Решения по результатам ревизий, проверок, учета, анализа хозяйственной деятельности

Планирование дает ответы на следующие вопросы:

· каково положение организации в настоящее время? Для это­го нужно оценивать положение в области финансов, маркетинга, производства и других сферах;

· каковы должны быть цели организации? С помощью оценки возможностей и угроз в окружающей среде следует определить цели организации;

· как организация может достичь целей? В этом случае нужно решить, что делать персоналу для достижения целей.

Виды планов и формы из реализации

Системы планирования Формы реализации результатов планирования Период плани-рования
Прогнозирование Разработка общей стратегии и политики по основным направлениям деятельности предприятия До 3-х - 5-ти лет
Текущее планирование деятельности Разработка текущих планов по отдельным аспектам деятельности предприятия 1 год
3.Оперативное планиро-вание деятельности Разработка и доведение до исполнителей бюджетов, платежных календарей и других форм оперативных плановых заданий по всем основным вопросам деятельности предприятия Месяц, квартал

Организация — это создание структуры. Структурировать необходимо множество элементов — работу, конкретные задания всему предприятию и отдельным работникам. Руководитель подбирает людей, поручает им работу, делегирует отдельным людям полно­мочия или права использовать ресурсы организации. В конечном итоге создается структура предприятия в целом.

Мотивация заключается в том, чтобы стимулировать членов организации выполнять работу в соответствии с возложенными на них обязанностями и планом.

До середины XX в. считалось, что мотивирование — это предложение соответствующих денежных и других форм вознаграждений в обмен на прилагаемые сотрудником усилия. Ныне известно, что мотивация — создание внутреннего побуждения к действиям, — является результатом сложной совокупности потребностей, которые постоянно меняются. Для того чтобы мотивировать, руководителю следует определить, каковы на самом деле эти потребности, обеспечить работнику способ удовлетворения потребности с помощью хорошей работы.

В теории мотивации большое значение уделяется потребностям (первичные и вторичные). По теории Абрахама Маслоу, по­требности первых, т. е. нижних уровней, требуют немедленного удовлетворения и, следовательно, влияют на поведение человека в первую очередь, после чего начинают проявляться потребности более высоких уровней. В каждый момент времени человек будет стремиться к удовлетворению той потребности, которая для него является более важной или сильной. Прежде чем потребность сле­дующего уровня станет наиболее мощным определяющим факто­ром в поведении человека, должна быть удовлетворена потребность более низкого уровня.

 
 
Вторичные
Процессный, системный и ситуационный подходы в менеджменте - student2.ru

Само-

выражения

Уважения

Социальные

 
  Процессный, системный и ситуационный подходы в менеджменте - student2.ru

Первичные
Безопасность и защищенность

Физиологические

Рис. Иерархия потребностей по Маслоу

Стимулы могут быть материальными и нематериальными (табл. ).

Таблица

Виды стимулирования труда

Материальные стимулы Нематериальные стимулы
Прямые денежные: заработная плата, премии; Моральные: уважение со стороны друзей, родственников, награды;
Косвенные денежные[16]: путевки, лечение, транспорт. Социальные: престижность труда, возможность роста;
Творческие: возможность самосовершенствования, самореализации.

Наши рекомендации