Органы государственного регулирования страховой деятельности рынка в России
Страховая деятельность практически во всех странах находится под надзором государственных служб страхового надзора.
Из истории страхового надзора в России
В дореволюционной России деятельность страховых обществ подлежала надзору со стороны Министерства внутренних дел, что предписывалось законами 1894 и 1898 гг. Первоначально надзор осуществлялся учрежденным в 1894 г. Страховым комитетом, позднее, с 1904 г. - Отделом страхования и противопожарных мер в Главном управлении по делам местного хозяйства Министерства внутренних дел. В функции надзора входило наблюдение за исполнением правил о страховании, за сохранностью и правильностью помещения капиталов; рассмотрение проектов уставов и изменений в них, рассмотрение полисных условий, отчетов и балансов; назначение в случае необходимости ревизии акционерных страховых обществ и их ликвидация и многое другое.
Задачи страхового надзора были достаточно широкими, однако в полной мере они никогда не выполнялись. После введения службы по надзору акционерные страховые общества стали уплачивать сбор на возмещение ее расходов. Размер платежа определялся законодательными органами на каждые три года.
Одновременно на страховые компании были возложены обязательства в отношении государственного бюджета - уплата страховой пошлины и гербового сбора. Эти налоги входили в страховые тарифы и уплачивались страхователями вместе со страховой премией. Страховая пошлина в разные годы колебалась от 75 до 25 коп. с 1000 руб. застрахованной суммы, но не могла превышать 20% страховой премии. Она вносилась ежемесячно правлением страховой компании в местное губернское казначейство. Гербовый сбор по страховым документам уплачивался за каждый лист в зависимости от величины премии. Максимальная ставка составляла 51 коп. со 100 руб. премии, начиная с премий свыше 300 руб. Гербовый сбор вносился также в местное казначейство, абсолютные размеры этих двух сборов были невелики.
Дореволюционное российское законодательство строго регламентировало инвестирование капиталов страховщиков. Разрешалось инвестировать в государственные процентные бумаги и гарантированные правительством облигации, в закладные листы учреждений поземельного кредита, в облигации городских кредитных обществ и городских займов, в ссуды под заклад ценных бумаг, в городскую недвижимость и в ссуды под залог городских домов, в ссуды и авансы под полисы по страхованию жизни, на вклады и на текущие счета коммерческих банков. В пределах этого списка действовали известные ограничения. В наибольшей мере они касались взаимоотношений страховых компаний и банков. Помещать средства в частные банки страховщики имели право лишь с разрешения МВД и Министерства финансов России.
Регламентации затрагивали и другие каналы инвестирования. Так, в городскую недвижимость можно было вкладывать не более 40% свободных средств и не более чем на пятилетний срок. Действовали правительственные решения о ссудных операциях страховых компаний, например, ссуды под ценные бумаги ограничивались сроками и не должны были превышать ссуды Государственного банка и т.п.
Необходимость введения государственного страхового надзора в России обусловливалась нестабильностью финансового состояния отдельных страховщиков. Так,
Страховое дело
страховое общество «Россия» в начале XX века было убыточным, особенно по финансовым отчетам 1906 г., вследствие принятия в перестрахование рисков из Сан-Франциско, где в то время произошло землетрясение. Убытки составили 7,5-8,0 млн. руб., что превышало основной и запасной капиталы общества. Во время падения курса ценных бумаг в период русско-японской войны и революционных беспорядков (1904-1906 гг.) многие страховщики временно не смогли выполнять требования к платежеспособности, однако страховой надзор, принимая во внимание исключительность ситуации, не стал настаивать на применении санкций. Отметим, что аналогично поступил и страховой надзор Минфина РФ после финансового кризиса 1998 г.
Обязательные отчисления в страховые резервы по действующим в начале века нормативам должны были составлять не менее 40% страховой премии, оставленной страховщиком на собственном удержании по огневому страхованию, и до 30% плюс 10% чистой прибыли по операциям с запасным капиталом. Фактически же у многих страховщиков обязательные отчисления оказались значительно ниже, в частности, страховое общество «Россия» в 1898 г. отчисляло в резервы 26% собранной премии, а в 1907 г.-8,84%.
В результате уже в 1916 г. отдельные экономисты стали призывать к введению государственной монополии на страхование как единственному способу защиты страхователей. Эта идея и была позже реализована ленинским декретом «О государственном имущественном страховании» от 6 октября 1921 г., непосредственным поводом к подписанию которого послужило, по мнению историков, письмо крестьян Весьегон-ского уезда Тверской губернии с просьбой возобновить окладное страхование строений от огня, проводимое со второй половины XIX века земскими страховыми компаниями и прекратившееся в период гражданской войны. Дальнейшее развитие событий хорошо известно, отметим лишь, что государство, став собственником страхового фонда, использовало его для решения задач экономического и социального развития, в том числе и не имеющих отношения к страхованию. В результате изъятия страховых резервов в конце 80-х годов из системы Госстраха СССР государственные страховые компании не смогли провести индексацию взносов по смешанно-накопительному страхованию. Только в 2001 г. в федеральном бюджете впервые были предусмотрены средства на частичную индексацию этих взносов.
В социалистической экономике роль государственного регулирования в области страхования ограничивалась управлением и контролем за деятельностью двух страховых организаций, являвшихся государственными учреждениями - Ингосстраха и Госстраха СССР.
При переходе к рынку механизмом, обеспечивающим защиту интересов страхователей, стала система лицензирования страховых организаций до начала их деятельности и последующий контроль за исполнением действующего законодательства в области страхования.
Для реализации системы государственного регулирования страховой деятельности в России Указом Президента Российской Федерации в феврале 1992 г. была образована Федеральная служба России по надзору за страховой деятельностью - Росстрахнадзор. На него были возложены функции контроля за соблюдением требований законодательства в сфере страхования и регулирования этой деятельности посредством лицензирования, ведения единого реестра страховых и перестраховочных организаций, регистрации страховых брокеров. В 1996 г. функции Росстрахнадзора были переданы Департаменту страхового надзора Министерства Финансов РФ, далее по тексту - страховому надзору. В
Регулирование страховой деятельности
2004г. страховому надзору был возвращен статус Федеральной службы, однако нормо-творческие функции в сфере страхования остались у Минфина России.
Система государственного страхового надзора в современной России опирается на действующую систему законодательства, которая включает общие правовые акты, специальное страховое законодательство и комплект подзаконных актов и ведомственных нормативных документов, принимаемых в пределах компетенции различными органами исполнительной власти. Государственный надзор за деятельностью субъектов страхового дела (страховой надзор) осуществляется в целях соблюдения ими страхового законодательства, предупреждения и пресечения нарушений участниками отношений, регулируемых законом о страховании, страхового законодательства, обеспечения защиты прав и законных интересов страхователей, иных заинтересованных лиц и государства, эффективного развития страхового дела.
Цитата из закона «Об организации страхового дела в РФ»
Статья 30. Государственный надзор за деятельностью субъектов страхового дела
1. Государственный надзор за деятельностью субъектов страхового дела (далее -
страховой надзор) осуществляется в целях соблюдения ими страхового законодатель
ства, предупреждения и пресечения нарушений участниками отношений, регули
руемых настоящим Законом, страхового законодательства, обеспечения защиты прав
и законных интересов страхователей, иных заинтересованных лиц и государства, эф
фективного развития страхового дела.
2. Страховой надзор осуществляется на принципах законности, гласности и ор
ганизационного единства.
3. Страховой надзор осуществляется органом страхового надзора и его террито
риальными органами.
Орган страхового надзора опубликовывает в определенном им печатном органе:
1) разъяснения вопросов, отнесенных к компетенции органа страхового надзора;
2) сведения из единого государственного реестра субъектов страхового дела, рее
стра объединений субъектов страхового дела;
3) акты об ограничении, о приостановлении или о возобновлении действия ли
цензии на осуществление страховой деятельности;
4) акты об отзыве лицензии на осуществление страховой деятельности;
(в ред. Федерального закона от 07.03.2005 N 12-ФЗ)
5) иную информацию по вопросам контроля и надзора в сфере страховой дея
тельности (страхового дела);
6) нормативные правовые акты, принимаемые органом страхового регулирования.
4. Страховой надзор включает в себя:
1) лицензирование деятельности субъектов страхового дела, аттестацию страхо
вых актуариев и ведение единого государственного реестра субъектов страхового де
ла, реестра объединений субъектов страхового дела;
2) контроль за соблюдением страхового законодательства, в том числе путем про
ведения на местах проверок деятельности субъектов страхового дела, и достоверности
представляемой ими отчетности, а также за обеспечением страховщиками их финан
совой устойчивости и платежеспособности;
3) выдачу в течение 30 дней в предусмотренных настоящим Законом случаях раз
решений на увеличение размеров уставных капиталов страховых организаций за счет
средств иностранных инвесторов, на совершение с участием иностранных инвесторов
сделок по отчуждению акций (долей в уставных капиталах) страховых организаций,
Страховое дело
на открытие представительств иностранных страховых, перестраховочных, брокерских и иных организаций, осуществляющих деятельность в сфере страхового дела, а также на открытие филиалов страховщиков с иностранными инвестициями.
5. Субъекты страхового дела обязаны:
представлять установленную отчетность о своей деятельности, информацию о своем финансовом положении;
соблюдать требования страхового законодательства и исполнять предписания органа страхового надзора об устранении нарушений страхового законодательства;
представлять по запросам органа страхового надзора информацию, необходимую для осуществления им страхового надзора (за исключением информации, составляющей банковскую тайну).
Более подробно функции страхового надзора определены Постановлением Правительства Российской Федерации «Вопросы Федеральной службы страхового надзора» от 08.04.2004 г. № 203.
Для осуществления своих функций страховой надзор вправе запрашивать необходимую информацию у страховщиков и других субъектов страхового дела, производить проверки деятельности страховщиков, давать им предпи- сания по устранению недостатков, а в случае невыполнения предписаний приостанавливать или ограничивать действие лицензий, обращаться в арбитражный суд с иском о ликвидации страховщика в случае неоднократного нарушения последним законов РФ, принимать участие в экспертизе учебных программ по страхованию. Для этого страховой надзор может создавать временные советы, комиссии, привлекать экспертов, назначать уполномоченных для проведения проверок страховых организаций.
Согласно ст. 31 Закона о страховании предупреждение, ограничение и пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции на страховом рынке обеспечивается федеральным антимонопольным органом в соответствии с антимонопольным законодательством РФ. В настоящее время эти функции обеспечиваются Федеральной антимонопольной службой в соответствии с антимонопольным законодательством РФ, а также Федеральным Законом «О защите конкуренции на рынке финансовых услуг» от 23.06.99 № 117-ФЗ (с последующими изменениями и дополнениями).
Лицензирование деятельности субъектов страхового дела, согласно ст. 32 Закона о страховании, осуществляется на основании их заявлений и документов, представленных в соответствии с законом о страховании.
Лицензия на осуществление страхования, перестрахования, взаимного страхования, страховой брокерской деятельности (далее также - лицензия) выдается субъектам страхового дела. Право на осуществление деятельности в сфере страхового дела предоставляется только субъекту страхового дела, получившему лицензию.
Наряду с правилами страховщики, для получения лицензии, представляют в страховой надзор учредительные и регистрационные документы, сведения об акционерах (участниках), руководителях и актуарии страховщика, расчеты страховых тарифов, положение о формировании страховых резервов, экономическое обоснование осуществления видов страхования.
При лицензировании перестраховочной деятельности правила не представляются, но необходимо представить образцы документов, используемых при перестраховании.
Регулирование страховой деятельности
Для получения лицензии на осуществление страховой брокерской деятельности представляются учредительные и регистрационные документы, образцы брокерских договоров и документы, подтверждающие квалификацию брокера.
Соискатели лицензий, имеющие долю иностранных инвесторов в своих уставных капиталах более 49%, дополнительно представляют в порядке, предусмотренном законодательством страны пребывания иностранных инвесторов, согласие в письменной форме соответствующего органа по надзору за страховой деятельностью на свое участие в уставных капиталах страховых организаций, созданных на территории РФ, или уведомляют страховой надзор об отсутствии таких требований.
Выдача лицензии является платной.
Должностные лица органа страхового надзора не вправе разглашать в какой-либо форме сведения, составляющие коммерческую и иную охраняемую законом тайну субъекта страхового дела, за исключением случаев, предусмотренных российским законодательством (ст. 33 Закона о страховании).