Особенности формирования и государственного регулирования конъюнктуры агропродовольственного рынка России при переходе к фазе насыщения

К концу фазы послекризисного роста ситуация на рынке продовольствия по мере насыщения потребностей может коренным образом измениться. По мере выхода из кризиса, возрождения и повышения эффективности, конкурентоспособности отечественного сельского хозяйства начнется рост производства. Уровень предложения и производства по многим видам продуктов питания начнет превышать внутренние потребности страны, сформированные на уровне рациональных норм потребления. Замедление роста спроса при ускоряющемся росте производства и предложения продовольствия обусловливают постепенный переход к фазе неблагоприятной конъюнктуры, когда предложение начинает относительно устойчиво превышать потребности (третья фаза - фаза насыщения, которая по основным признакам совпадает с третьим этапом развития глобальных конъюнктурных процессов – с этапом полного насыщения, этапом рыночного либерализма). Такая смена конъюнктуры на рынке продовольствия в западных странах произошла на рубеже 70-80-х годов ХХ столетия. Изменение конъюнктуры на рынке продовольствия обусловливает необходимость смены ориентиров, направлений политики ее государственного регулирования. Требуется опережающая подготовка к внедрению новых форм и методов регулирования агропродовольственного рынка, чтобы успеть заблаговременно подготовиться к предстоящим в следующей фазе изменениям конъюнктуры.

Выбор политики государственного регулирования рыночной конъюнктуры в конце второй фазы цикла во многом будет предопределяться конъюнктурой на мировом рынке продовольствия, возможностями экспорта избыточной продукции, достигнутым уровнем эффективности, конкурентоспособности производства. Поэтому во второй, тем более в третьей фазах конъюнктурного цикла политика государства по регулированию аграрного рынка должна сопровождаться разработкой и осуществлением специальных государственных программ, обеспечивающих рост эффективности производства во всех сферах продовольственного комплекса. Это особенно важно, если учитывать то, что применяемая на предыдущей фазе экономического цикла экспансионистская политика расширения спроса и стимулирования роста предложения в определенной мере тормозит повышение эффективности производства. В частности, эта политика при применении такой меры, как установление гарантированных поддерживаемых цен делает “жизнеспособными” и слабые хозяйства, имеющие высокий уровень издержек производства.

Исследование и прогнозирование среднесрочного цикла конъюнктуры необходимо осуществлять в тесной взаимосвязи с анализом тенденций ее краткосрочных колебаний по годам, сезонам и регионам. По мере формирования и развития аграрного рынка, перехода к фазе его насыщения ожидается нарастание амплитуды краткосрочных колебаний цен и доходов на рынке продовольствия. Связано это с тем, что по мере повышения уровня насыщенности потребностей в продовольствии понижается эластичность спроса по ценам, повышается “гибкость цен” и начинает действовать “закон Кинга”. Действие этого закона проявляется в том, что даже небольшое изменение объема продаж, связанное с изменением предложения (производства) может вызвать значительное изменение цен. Это подтверждается, например, резким и значительным повышением цен на рынке зерна в 2006-2008, 2010-2011 гг. и означает, что при высоконасыщенных потребностях рынок не в состоянии выравнивать за счет изменений в спросе цены и доходы по годам даже при незначительных изменениях объемов производства.

Для уменьшения, или устранения амплитуды краткосрочных колебаний необходимо широко использовать политику стабилизации, политику создания “буферных” запасов. Уже во второй фазе цикла (фазе роста) и тем более при переходе к фазе насыщения рынка продовольствия должно осуществляться постепенное вытеснение политики экспансии политикой стабилизации, так как последняя в большей степени соответствует изменившейся рыночной конъюнктуре. Эта политика создает условия для более полного использования преимуществ рыночного механизма регулирования конъюнктуры, способствует повышению эффективности производства. Политика стабилизации должна использоваться не только во временном, но и в территориальном аспектах. Политика стабилизации конъюнктуры (политика создания «буферных» запасов) – товарно-закупочные интервенции государства на рынке сельскохозяйственной продукции с целью стабилизации и обеспечения устойчивости в динамике цен и доходов производителей.

Рассмотрим содержание и механизм политики стабилизации конъюнктуры на примере рынка зерна. Существенные межгодовые колебания производства зерна являются основной причиной неустойчивости конъюнктуры рынка зерна по годам. Эта неустойчивость конъюнктуры наглядно представлена на рис. 13.1, а также подтверждается реальной ситуацией на зерновом рынке России. В урожайный год резко возросший объем предложения S1зерна уравновешивается с величиной спроса D в точке равновесия А (см. рис. 13.1а). В среднеурожайный год кривая спроса пересекается с кривой предложения в точке O. Вследствие такого изменения соотношения спроса и предложения рыночные цены P1формируются на заниженном уровне по сравнению со среднегодовой рыночной равновесной ценой P0. Это, соответственно, существенно понижает и уровень доходов производителей. В неурожайные годы, как видно из рис. 13.1б, конъюнктура для производителей будет благоприятной вследствие сокращения величины предложения зерна с S до S2при данной величине
спроса D. Цены P2и доходы в этой ситуации формируются на более высоком уровне по сравнению с их среднегодовой величиной.

Анализ механизма стабилизации рынка зерна позволяет сделать выводы:

1. Для рынка зерна, в отличие, например, от рынков промышленных товаров, в связи с особенностью сельскохозяйственного производства в большей степени характерна неустойчивость рыночной конъюнктуры по годам, что обусловливает нестабильность цен и доходов производителей зерна со всеми вытекающими отсюда последствиями.



Рис. 13.1. Конъюнктура на рынке зерна и ее государственное регулирование в урожайный (а) и неурожайный (б) годы:

D – спрос населения и предприятий; D1– спрос населения, предприятий и государства (государственные закупки); S – предложение в среднеурожайный год; S1– предложение в урожайный год; S2– предложение в неурожайный год; P0– рыночная равновесная цена в среднеурожайный год; P1– рыночная равновесная цена в урожайный год; P2– рыночная равновесная цена в неурожайный год; A, O, B – точки рыночного равновесия;

Q – количество зерна

2. Рыночный механизм (механизм взаимодействия спроса, предложения, цен в конкурентной среде) не в состоянии стабилизировать предложение на рынке зерна на уровне спроса при цене конкурентного эффективного равновесия, а значит, не в состоянии обеспечить и устойчивость цен и доходов производителей по годам.

3. Из первых двух пунктов следует, что для стабилизации цен и доходов производителей зерна объективно необходимо вмешательство государства в процессы формирования и функционирования рынка зерна.

Государство должно и может использовать рычаги, регулирующие спрос и предложение. Направления и методы такого регулирования можно выявить и обосновать, используя схему действия рыночного механизма на зерновом рынке (рис.13.1). В урожайный год (рис.13.1а) при среднегодовой равновесной цене (P0) спрос со стороны населения и предприятий на зерно меньше его предложения на величину Q1-Q0. Вследствие избытка зерна рыночные цены падают с P0до P1. Государство в этой ситуации для сохранения цен на среднегодовом уровне (P0) может предпринять следующие меры:

1. Сокращение предложения зерна на внутреннем рынке с Q1до Q0за счет увеличения расходов государства на субсидирование экспорта зерна, строительство портовых терминалов и т.д. Этот путь не всегда возможен, так как зависит от конъюнктуры мирового рынка зерна и множества других факторов.

2. Увеличение спроса на зерно с Q0до Q1за счет закупочных интервенций государства на рынке зерна. При оперативном осуществлении этой меры, при достаточном выделении бюджетных средств на закупку зерна кривая спроса D сместится с точки А в точку О, рыночные цены поднимутся с P1до P0. В 2001-2002 годах Правительство РФ впервые попыталось использовать политику закупочных интервенций для стабилизации зернового рынка. Однако объемы государственных закупок были явно недостаточны: в 2001 году Правительство выделило для зерновых интервенций только 2, в 2002 году – 6 млрд руб., да и те не были полностью израсходованы на закупку зерна. В последующие годы, несмотря на некоторый рост масштабов интервенций, политика стабилизации оказалась недостаточно гибкой и действенной.

В неурожайный год (рис. 13.1б) при среднегодовой равновесной цене на зерно (P0) предложение (S2) будет меньше спроса (D) на величину Q0-Q1. Вследствие нехватки зерна рыночные цены повысятся с P0до P2, спрос упадет с Q0до уровня предложения Q1. В такой ситуации государству необходимо принять меры по увеличению предложения зерна на рынке с S2(Q1) до S (Q0) путем товарных интервенций из «буферных запасов», сделанных в высокоурожайные годы. Вследствие этого смещение кривой предложения из положения S2в S приведет к смещению рыночного равновесия из точки B в точку O, рыночные цены понизятся с P2до P0.

Таким образом, можно сформулировать преимущества политики стабилизации:

1. Позволяет погасить амплитуду колебаний цен и доходов производителей зерна и стабилизировать их по годам. Это имеет особо важное значение, так как на рынке зерна отклонение цен от среднегодового равновесного уровня намного значительнее, чем на рынках многих других товаров, что обусловлено действием закона Кинга. Суть этого механизма: цены на товары, спрос на которые неэластичен по цене, изменяются в значительно большей степени, чем изменяется предложение этих товаров. Как видно из рис. 13.1, небольшое изменение предложения зерна (между Q0и Q1) вызывает намного большее изменение цены (с P0до P1или с P0до P2).

2. Дает возможность устранить негативные последствия действия рыночного механизма в зернопродуктовом подкомплексе экономическими методами вмешательства государства в сферу зернового рынка.

3. Соответствует экономическим интересам не только производителей зерна, но и потребителей (как населения, так и предприятий переработки). Обеспечивается стабильность и предсказуемость динамики цен покупки зерна, что важно для устойчивого развития предприятий, производительно потребляющих зерно, а также для стабилизации социальной обстановки в обществе, обеспечения продовольственной безопасности.

Очень важно для реализации гибкой антициклической политики на рынке разработать долгосрочную стратегию развития агропродовольственного сектора.

Следует иметь в виду, что ко времени насыщения потребностей населения страны в продовольствии может существенно обостриться, в соответствии с прогнозом ряда исследователей, мировая продовольственная проблема. Прогнозируется увеличение численности жителей Земли с 6 млрд человек в начале XXI века до 9 млрд к 2050 г. Это может существенно изменить конъюнктуру на мировых рынках продовольствия. К этому периоду времени спрос на сельскохозяйственную продукцию вырастит на 70%, на мясо - в два раза при увеличении численности населения в мире на треть. Россия, располагающая мощным ресурсным потенциалом производства продовольствия, при условии подъема сельскохозяйственного производства и повышения его эффективности может стать крупнейшим экспортером продукции агропродовольственного сектора экономики. В настоящее время доля России составляет: в численности населения Земли – 2%, в сельскохозяйственных угодьях – 10, в мировых запасах пресной воды – 20%.


Термины и понятия

1. Ненасыщенный рынок продовольствия.

2. Этап государственно-рыночного регулирования.

3. Антициклическое регулирование агропродовольственного рынка.

4. Фазы среднесрочного конъюнктурного цикла.

5. Абсолютные цены.

6. Относительные цены.

7. Политики стабилизации конъюнктуры рынка зерна.

Вопросы для самостоятельного контроля

1. Чем в отличие от стран Западной Европы и США харак-теризуется конъюнктура агропродовольственного рынка России?

2. На втором этапе эволюции агропродовольственного рынка западные государства применяли политику государственно-рыночного регулирования, на третьем этапе – политику рыночного либерализма. Какую политику и почему целесообразно использовать на агропродовольственном рынке России?

3. В чем заключается уникальность предстоящей конъюнктуры на рынке продовольствия России в отличие от рынков индустриально-развитых государств?

4. Почему рыночный механизм в аграрном секторе экономики не в состоянии, как в других сферах, быстро и гибко уравновесить спрос и предложение на уровне цены конкурентного эффективного равновесия?

5. Какие группы интересов необходимо учитывать и согла-совывать для обеспечения продовольственной безопасности страны?

6. Чем обусловлена необходимость применения государственной политики стабилизации на рынке зерна?

7. В каком случае в фазе насыщения Россия может превратиться в крупного экспортера продовольствия?

Наши рекомендации