МЕНЕДЖМЕНТ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ. Реклама — убеждающее и побуждающее информационное воздействие на потребителя
РЕКЛАМА
Реклама — убеждающее и побуждающее информационное воздействие на потребителя. По сути дела, это средство формирования и стимулирования спроса путем описания свойств товара на языке нужд потребителя.
Средств и форм рекламы великое множество: газеты, ТВ, радио, письма, обращения, прямая и электронная почта, стендовая реклама, афиши и т. д.
Рекламу фирма-может определять сама или через специальные агентства — выбор зависит от возможностей и целей фирмы.
Стратегическое решение должно касаться не только главного содержания, форм, но и широты охвата рынка рекламой, ее объема и интенсивности (частоты — реклама может быть непрерывной или пульсирующей), степени агрессивности.
Реклама — информационное воздействие на потребителя, побуждающее его к потреблению товара. Эффективности рекламы во многом способствуют public relations.
Помимо рекламы реализации и продвижению способствуют различные формы стимулирования продаж, т. е. организация непосредственного потребления и поощрение потребителей.
Речь идет о снижении цен, доставке товаров и услуг по месту жительства, распродажах, открытии консультационных пунктов, демонстрациях, конкурсах потребителей и т. п.
Общие цели рекламы обыкновенно совпадают с общими целями маркетинга, но также могут преследовать и специфически рекламные цели, работающие на систему маркетинга:
Ш информация о существовании товара, его характеристиках, цене и месте приобретения; Ш формирование памяти о товаре и мотивации на его
приобретение.
Выработка рекламной стратегии во многом заключается в формулировке «редакционной платформы» — основного документа (copy-platform, copy-strategy), определяющего суть рекламного обращения к потребителю. Оно включает в себя 4 пункта:
1) собственно предложение потребителю (что и с какими достоинствами ему предлагается),
МАРКЕТИНГ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ
2) доказательства — подтверждение предложения (описание, демонстрация, сравнение, свидетельство авторитетов),
3) точное описание целевой аудитории, к которой обращена реклама,
4) тон (стиль) рекламного обращения, созвучный ожиданиям, ментальности и мотивации тех, на кого рассчитана реклама.
СТИМУЛИРОВАНИЕ ПРОДАЖ
Стимулирование продаж отличается от рекламы тем, что если реклама — информационное воздействие на потребителя, побуждающее его к потреблению, то стимулирование продаж является организацией непосредственных актов потребления. Достигается это путем организационного воздействия на потребителя, КР и собственным персоналом. Формами стимулирования продаж могут быть:
HI сервис,
II личные продажи,
В распродажи,
11 бесплатные раздачи образцов и приглашения, 11 купоны,
Ш премии потребителям,
II зачетные талоны,
11 экспозиции и демонстрации,
11 выставки-продажи,
11 конкурсы,
11 игры,
II лотереи,
II профессиональные встречи и т. д.
Главная цель стимулирования продаж — закрепить образ потребляемого товара в сознании потребителя, создав практическую привычку к реальному потреблению данного товара.
В плане стратегии реализации (сбыта) и продвижения товара все большее значение приобретает так называемое «стимулирование продаж». И не только потому, что «стимулировать» означает «привести в действие», вызывая прямую смысловую ассоциацию с продвижением (promotion) товара.
388МЕНЕДЖМЕНТ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ
В мировой практике маркетинга соотношение (доли) затрат на рекламу и на стимулирование продаж быстро изменяется в пользу последнего. Так, в США в 1986 г объем затрат на рекламу возрос на 7,5%, тогда как на стимулирование продаж — на 30%, составив около 60% затрат на продвижение товаров.
Причин такого роста достаточно много. Это и чрезмерный рост стоимости рекламы, ужесточение законодательства, стремление менеджеров и предпринимателей к быстрому получению результатов, обострение конкуренции, требующей все более оригинальных способов сбыта, и т. д.
Во Франции в сфере культуры, досуга и развлечений доля затрат на стимулирование составляет 8,5% от суммы затрат на продвижение товаров (для сравнения — доля на рекламу в месте продажи — 7%). А в туризме это соотношение достигает 12% и 3,5% соответственно.
Особый интерес стимулирование продаж представляет для маркетинга в сфере культуры. Во-первых, в силу особенностей потребления в этой сфере, требующих не просто информации о возможных видах культурной деятельности, а непосредственного вовлечения в нее. И во-вторых, в силу чрезвычайно перспективного сотрудничества учреждений культуры и творческих коллективов с промышленными и коммерческими фирмами в деле promotion их товаров — причем именно в виде стимулирования продаж.
Ведь последние, особенно в виде конкурсов, праздников, ярмарок и т. п. невозможны без привлечения потенциала сферы культуры.
Да и сами акции по стимулированию продаж предъявляют к их организаторам такие требования, как творческий подход, концептуальная и практическая режиссура, импровизация — т. е. те качества, которыми профессионально обладают работники культуры.
По сравнению с рекламой СП имеет несомненное преимущество: оно позволяет быстро и интенсивно воздействовать на спрос. Поэтому представляется целесообразным подробнее остановиться на целях, возможностях и формах стимулирования продаж.
Стимулирование продаж (СП) суть совокупность приемов, применяемых на протяжении всего жизненного цикла товара в отношении потребителя и организаторов реализации с целью краткосрочного повышения объема продаж, а также увеличения числа новых потребителей (клиентов).
6. МАРКЕТИНГ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ
Если public relations создает обстановку в обществе, благоприятную для фирмы, реклама информирует о товаре и создает мотивацию на его потребление, то СП временно повышает интерес к товару и организует его интенсивное приобретение. В этом смысле PR, реклама и СП образуют ряд все более интенсивного возбуждения интереса к деятельности фирмы: от доброжелательного отношения (PR), через знание и память о товаре (реклама) до прямой организации интенсивного спроса (СП). Последнее ориентировано не на знания и информацию, а на немедленное изменение поведения потребителей, а именно — интенсивное потребление именно этого товара. В этом плане СП — наиболее «жесткий» способ продвижения, особенно по сравнению с таким «мягким», как PR.
В каких случаях целесообразно СП? Возможны три группы оснований прибегать к нему.
1. Стратегические соображения: Щ увеличить число потребителей,
Ш увеличить количество товара, потребляемого каждым клиентом,
Ш оживить интерес к товару,
Ш увеличить оборот фирмы до желаемого уровня,
ED достичь намеченного объема продаж.
2. Специфические соображения:
Ш ускорить реализацию наиболее выгодного товара,
Ш повысить оборачиваемость конкретного товара,
Щ избавиться от затоваривания (излишков запаса товара),
Ш придать регулярность реализации сезонного товара,
Ш противодействовать конкурентам,
Ш оживить сбыт товара, переживающего застой.
3. Разовые основания: Ш извлечь выгоду из ежегодных событий и праздников, 11 воспользоваться какой-либо благоприятной возможностью (событием) типа Олимпийских игр, Игр Доброй воли, годовщины фирмы,
11 поддержка рекламной кампании.
СП эффективно только если увязывается с определенным этапом жизненного цикла товара. Так, на стадии начала (выхода на рынок) ни потребители, ни службы сбыта, ни агенты, ни посредники не являются еще приверженцами нового товара, неохотно идут на риск, проявляют сдержанность. Поэтому на этой стадии помимо рекламы необ-
МЕНЕДЖМЕНТ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ
ходимо энергичное СП. В случае роста, когда товар хорошо принят рынком, СП обычно отходит на второй план. В фазе зрелости, когда круг потребителей стабилизировался, затраты на рекламу не оправданы незначительным ростом продаж, вновь увеличивается значение СП, способного привлечь новых клиентов и увеличить объем потребления каждым из потребителей. В стадии спада СП теряет смысл, будучи оправданным только в случае либо энергичного ухода товара с рынка («валы-финалы»), либо кампании его замены другим товаром.
Наиболее оптимальный эффект СП состоит в общем улучшении динамики товара на рынке (рис. 36).
Умелое СП на стадии выхода дает существенный выигрыш во времени, в том числе в плане наступления стадии роста (рис. 37).
Простое разовое СП, используемое главным образом на стадии зрелости, дает разовый эффект «наскока» на объем продаж, на общую динамику жизненного цикла товара (рис. 38).
СП не обязательно приводит к росту общего объема продаж, а в связи с явлением компенсации лишь смещает показатели во времени (рис. 39).
Такой эффект может быть важен для производителя в случае сезонного характера сбыта. Общего роста продаж не будет, но зато можно более рационально спланировать свою деятельность, как бы «уплотнив» ее на более коротких отрезках времени.
Такое «уплотнение» может быть важно на стадии затухания и ухода с рынка (рис. 40).
_. „„ Время Рис. 36
Усиление динамики
. 1 | |
1ъем продаж | СП^---------- / / / / Без |
о | / / стимулирования -£------------------.--------ь. |
_________ Время
Рис. 37 Стадия роста
Время Рис. 38 Эффект «наскока»
. \ | |
§ | СП |
а. | |
с | />^*г л |
s | |
о | л* |
ю О | ^г Компенсация -------------:------------------к. |
^^^^^^^ Время Рис. 39 Смещение показателей
СП
VI
Тенденция без СП
Время Рис. 40 Уплотнение
6. МАРКЕТИНГ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ
Иначе говоря, при уходе с рынка можно, используя СП, уйти «быстро и красиво».
Наиболее эффективно относительно непродолжительное СП (не более 1-2 месяцев), побуждающее потребителя быстро воспользоваться преходящей выгодой.
План СП как часть (раздел) маркетинговой программы включает в себя:
а) цели на планируемый период (улучшение образа товара, ускорение оборота, увеличение объема продаж и т. п. в конкретных показателях);
б) программу действий, включая средства, формы и меры СП;
в) контроль за СП;
г) бюджет (смету) каждой из операций СП;
д) график мероприятий по СП, включающий одну или несколько конкретных акций СП.
Потребитель обычно охотно и доброжелательно реагирует на СП, рассматривая его как «бесплатный подарок» или развлечение.
Какие же существуют конкретные формы СП? Ценовое СП.
Оно может быть в виде прямого снижения цен (сезонных, к событиям и т. п.), в виде скидок в процентах, в денежном выражении (10, 50, 500 и т. д. руб.), специальных цен.
Практикуется совмещенная продажа товаров, ни один из которых не является компонентом другого, но один из которых пользуется повышенным спросом (продажа «с нагрузкой»). Возможен зачет потребленного товара или приобретение нового (обычно зачет фактически соответствует 10%-й скидке).
Повышенную реакцию вызывает дополнительное количество товара бесплатно — особенно в момент освоения рынка, психологически это более мощное воздействие, чем даже соответствующая скидка. Всякое СП, связанное с прямым или косвенным, немедленным или с отсрочкой снижением цены, обычно приветствуется как потребителем, так и законодателем, так как тормозит рост стоимости жизни. Но эффективность этого метода СП падает, если им пользоваться слишком часто. Кроме того, он не ведет к созданию круга устойчивой и надежной клиентуры, так как потребитель реагирует именно на снижение цены.