Зарубежные концепции менеджмента в сфере культуры
Среди теоретических концепций, посвященных особенностям менеджмента некоммерческих организаций в целом, можно выделить теории «производства общественных благ» (public goods production theory), «невыполненного контракта» (the contract failure theory), «контроля стейкхолдеров» l (the stakeholder control theory)2.
1 Стейкхолдеры — физические и юридические лица, оказывающие влияние на деятельность организации (партнеры, поставщики, посредники, спонсоры, благотворители и др.).
2 В данных зарубежных концепциях к некоммерческим относятся негосударственные организации. Несмотря на различия трактовок понятия некоммерческих организаций в России и за рубежом, иностранный опыт управления некоммерческими организациями культуры приобретает большое значение в период становления рыночной экономики в России как для негосударственных, так и государственных некоммерческих организаций культуры.
36 МЕНЕДЖМЕНТ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ
Теория «производства общественных благ». Согласно теории «производства общественных благ» американских ученых Д. Шифа и Б. Вайсброда [Schiff J., Weisbrod В., 1993], специфика менеджмента некоммерческих организаций следует из самих причин их появления — они возникают вследствие неэффективности коммерческих структур в производстве общественных благ.
Общей отличительной особенностью общественных благ является наличие двух свойств — неконкурентности и неисключаемости, т. е. отсутствие соперничества в потреблении" и невозможность воспрепятствовать к потреблению данного блага. Архитектурные памятники или музыкальные произведения остаются достоянием всех членов общества и последующих поколений, и потому возможно их совместное и неоднократное использование.
Если получение выгод от потребления частных благ, к которым относится большинство товаров и услуг, одним покупателем делает невозможным получение таких же выгод другим покупателем, то использование общественного блага одним потребителем содержит в себе возможность получения от подобного блага таких же выгод всеми другими потребителями. Это ограничивает возможности введения рыночной платы за пользование общественными благами.
Производство общественных благ сопровождается внешними эффектами, которые заключаются в появлении издержек или выгод, не учтенных в ценах и выпадающих на долю третьих лиц. Сфера культуры предоставляет населению различные общественные блага, потребление которых приводит к таким положительным макроэкономическим результатам, как повышение культурного, интеллектуального, нравственного потенциала общества; рост уровня производительности в отраслях экономики и т. д.
Вайсброд отмечает, чтг в отношении общественных благ потребители часто обладают неодинаковой информацией — «покупатели, в силу различных предпочтений и уровней дохода, придают информации различное значение, а также видят разную эффективность потребления общественных благ» [Schiff D., Weisbrod В., 1993. Р. 64]. В результате, производители испытывают сложности в получении достоверной информации о спросе на общественные блага. В условиях неопределенности коммерческое
'• СФЕРА КУЛЬТУРЫ И ТЕХНОЛОГИЯ МЕНЕДЖМЕНТА
производство общественных благ затруднено и приводит к снижению или отсутствию предложения со стороны пред-j принимателей. Таким образом, отрицательные последстви информационной асимметрии препятствуют ведению пред-f принимательства в этой сфере.
Социальный маркетинг. Необходимым условием вы-j пуска общественных благ, согласно Вайсброду, является использование социального (некоммерческого) маркетинг га (вида маркетинга, направленного на формирование об-' щественных ценностей). Применение некоммерческого/ маркетинга дает возможность производителям стимулировать потребление общественных благ у различных группу населения.
Для некоммерческих организаций культуры как разновидности некоммерческих организаций вполне справедливы положения данной теории. В силу наличия инфор-j мационной асимметрии на рынке культурных услуг некоммерческие организации культуры активно используют социальный маркетинг. Значение последнего, по мнению К. М. Гасратян, особенно важно для сферы культуры, где «категория информации приобретает более широкий кон-!, текст, включающий не только данные о товарах и услу-i гах, но и возможность приобщить к искусству, развить вкус к нему, благодаря чему спрос на продукцию сферы; культуры быстро возрастает» [Гасратян, 2000. С. 12].СоД циальный маркетинг в сфере культуры, таким образом,! нацелен не только на стимулирование потребления, но щ на подготовку самого потребителя.
Фандрейзинг. Доступ к общественным благам всех; групп населения, независимо от уровня доходов, не пон зволяет в большинстве случаев производителям устанав-^ ливать на общественные блага такие цены, которые обес-i печивали бы прибыль. В результате доходы от выпускай общественных благ могут не покрывать всех расходов^ связанных с их производством. В таких условиях крайне! важным становится применение фандрейзинга3 — направления менеджмента по привлечению и аккумулированию] внешних источников финансирования, таких как благо-т творительные и спонсорские взносы, гранты, государствен^ ные субсидии и т. д.
3 Фандрейзинг — рост фондов, (англ.)