Эффективность менеджмента в сфере культуры


  Основные характеристики музеев в 1999 г.
Музей Размер коллек­ций Экспозиционные площади, кв. м. Численность персонала  
гэ 2 997 185 205 553 L738  
ГРМ 404 413 238 526 2000.  
гтг 168 679 184 617  
гмии 669 885 33 929  
гим 4 501 289 45 634  
БМ 4 978 669 179 348 ——
Мет 5 007 854 198 311 -
ТГ 1 866 512 89 301 -----
ВиА 2 634 119 79 521  
ЛНГ 1 985 034 65 887 -----
СФМОМА 1 970 322 74 622 -----
МИ И в Бостоне 3 954 097 88 631 '

Как видно из рис. 57, российские музеи отличаются низкими значениями этого показателя. Наименьшие значе­ния коэффициента принадлежат Русскому музею и Музею изобразительных искусств им. А. С. Пушкина (0,02 долл. США на 1 чел.). Действительно, в бюджете этих музеев величина доходов от торговой деятельности составляет со­ответственно 20,5 тыс. долларов США и 41,6 тыс. долла­ров США, что существенно ниже аналогичных показате­лей других российских музеев (табл. 28). Так, доходы от торговой деятельности Русского музея в 391 раз меньше подобных поступлений Эрмитажа (8 млн долларов США). Сложившуюся ситуацию в Русском музее можно объяс­нить низкой рентабельностью сувенирных магазинов, от­сутствием постоянного кафе на территории музея и т. д. Среди российских музеев наибольший уровень торго­вых доходов на одного посетителя принадлежит Третья­ковской галерее и Государственному Эрмитажу (1,5 и 1,6 долларов США на 1 чел.), что связано со значительны­ми объемами торговых поступлений в их бюджетах — 2,2 млн и 8 млн долларов США. Однако несмотря на до­статочно высокую абсолютную величину доходов от торго­вой деятельности в некоторых российских музеях, их от-

МЕНЕДЖМЕНТ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ

Лсточник: Годовые и оперативные отчеты Та 6 л ица 28 музеев за 1999 г.
  Количество посетителей Число вре­менных и выездных выставок в год Размер годо­вого бюдже­та, млн. долл. США Торговые площади, кв. м. Доходы от торговой деятельно­сти, тыс. долл. США
  5 010 456 37,8 8016,7
-— 1 026 650 29,4 20,5
1 495 211 28,3 2242,8
2 079 908 31,6 41,6
  1 284 734 29,1 1156,3
  6 068 001 128,9 28398,2
  7 004 109 214,9 36281,3
  2 482 551 87,5
  1 538 453 88,3 6538,4
  5 020 769 89,4 8987,2
  1 012 231 186,8 7915,6
  5 321 980 198,8 нет данных нет данных

носительные показатели выручки отстают от зарубежного уровня в 2-4 раза. Так, Метрополитен-музей имеет дохо­ды от торговой деятельности в 5,18 долларов США на 1 чел., тогда как Эрмитаж — 1,6 долларов США на 1 чел.

Общие доходы от торговой деятельности в российских музеях также в несколько раз ниже аналогичных показате­лей зарубежных музеев. Доходы от торговой деятельности Метрополитен-музея в 1999 г. составили 36,3 млн долларов США, что в 4,5 раз выше подобных поступлений Эрмита­жа, достигших в 1999 г. 8 млн долларов США (см. табл. 28). Низкий уровень доходов от торговой деятельности в россий­ских музеях связан с тем, что в большинстве случаев поку­пателями сувенирной, печатной и прочей продукции в рос­сийских музеях выступают иностранные посетители. Поку­пательная способность российских граждан, составляющих большую часть посетителей, остается крайне низкой.

Используя два ранее рассмотренных показателя, мож­но обосновать сложившийся уровень торговых доходов музеев. Так, высокий уровень доходов от торговой дея­тельности в Метрополитен-музее обусловлен экстенсив­ным фактором — большим объемом торговых площадей, а не интенсивным фактором — процессом превращения

9. ЭФФЕКТИВНОСТЬ МЕНЕДЖМЕНТА В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ 493

посетителей в покупателей, что свидетельствует об относи­тельно низкой эффективности организации торговой дея­тельности музея. Напротив, Музей современного искусст­ва, обладая максимальным уровнем торговых доходов на одного посетителя среди исследуемых музеев, при торго­вой площади в 7,5 раза меньше, чем в Метрополитен-музее, выигрывает за счет высокой эффективности процесса пре­вращения посетителей в покупателей. Коэффициент торго­вых доходов на одного посетителя следует применять со­вместно с показателями соотношения покупателей и посе­тителей и относительной численности посетителей.

В целом, полная оценка торговой деятельности в му­зее требует использования системного подхода, базирую­щегося на трех показателях — коэффициентах соотноше­ния покупателей и посетителей, численности посетителей на единицу торговой площади и показателе торговых до­ходов на одного посетителя.

Наши рекомендации