Анализ организационных характеристик организации по критерию «соответствие концепции менеджмента в инновационной сфере»

Общие положения. Цель анализа. Исходная информация для анализа

Структура организации зависит от ее функций и дея­тельности. Организации создают структуры, чтобы обеспечить ко­ординацию и контроль деятельности своих подразделений и ра­ботников. Структуры организаций различаются по сложности (т.е. по степени разделения деятельности на различные функции), формализации (т.е. по степени использования заранее установ­ленных правил и процедур), соотношению централизации и де­централизации (т.е. по уровням, на которых принимаются управ­ленческие решения). Структурные взаимосвязи находятся в центре внимания многих исследователей и руководителей. Для эффек­тивного достижения цели необходимо понимание структуры ра­бот, подразделений и других функциональных единиц. Структурные и поведенческие взаимосвязи в свою очередь помогают устано­вить цели организации.

Структура организации — это фиксированные взаимосвязи между подразделениями и работниками организации, т.е. уста­новленная схема взаимодействия и координации технологических и человеческих элементов.

Схема любой организации включает в себя состав отделов, секторов и других линейных и функциональных единиц.

Свою деятельность организация осуществляет в соответствии с основными целями и задачами, т.е. движется по определенному пути в сторону достижения заданных положений, используя при этом совокупность всех средств, доступных исполнительным органам.

Цель анализа организационных характеристик — рассмотре­ние организационных характеристик на предмет их соответствия концепции менеджмента в инновационной сфере и их приведе­ние в соответствие заданному критерию. Исходная информация для анализа включает в себя:

• описание существующей схемы организационной структуры;

• юридический статус организации;

• функции руководства;

• функции подразделений.

Анализ организационно-правовой формы организации

Цель анализа организационно-правовой формы организации — установить, кто и в каком размере несет ответ­ственность по обязательствам организации, кому предоставлены полномочия заключать договоры от имени организации, в чьем ведении находится решение тех или иных вопросов хозяйствен­ной деятельности организации, кто заинтересован в реализации политики перемен. Размеры имущественной ответственности определяются правовым положением юридического лица, заре­гистрированного как организация с установленным наименова­нием. Наиболее часто организации создаются в форме открытого или закрытого акционерного общества, общества с ограниченной ответственностью.

Анализ проводится в три этапа:

1)изучение учредительного договора, который регулирует права и обязанности учредителей общества;

2) изучение устава организации, в котором должны быть опре­делены:

—фирменное наименование,

—предмет и цели деятельности,

—местонахождение,

—состав участников, представительство,

—размер уставного (акционерного или оплаченного) капитала,

—размер долей участников (состав вклада),

—виды акций, их номинальная цена и количество,

—порядок формирования уставного капитала (внесение вклада каждым участником),

—число акционеров,

—структура, состав и компетенция органов управления,

—порядок принятия решений и круг вопросов, решение которых требует единогласия,

—способ публикации информации об организации,

—порядок ликвидации организации,

—права и обязанности участников,

—правоспособность и имущественный режим организации,

—компетенция некоторых органов организации,

—общая и исключительная компетенция высшего органа, периодичность и порядок его созыва,

—состав и компетенция исполнительного органа,

—срок полномочий и состав контрольного органа,

—порядок отчетности организации,

—порядок формирования и расходования финансовых ресурсов организации,

—основные принципы финансирования деятельности организации,

—направления использования финансового фонда,

—порядок распределения прибыли;

3) проведение анализа соответствия положений учредительных документов и устава организации законодательству Российской Федерации.

Вывод

Для реализации принципов управления в инновационной сфере и политики инновационной восприимчивости важно выде­лить заинтересованные группы — лидеров перемен, способных осуществлять руководство политикой инновационной восприим­чивости.

Наши рекомендации