Предмет и метод бухгалтерского учета. Сфера действия бухгалтерского учета
Сфера действия бухгалтерского учета
Производственная и хозяйственная деятельность хозяйствующего субъекта состоит из четырех взаимных процессов.
1. Производство – процесс создания материальных благ необходимых обществу. В ходе процесса производства происходит соединение рабочей силы со средствами труда, создается готовая продукция для производственного и личного потребления. В бухгалтерском учете отражаются все затраты по ее изготовлению и целевому использованию. На стадии производства закладывается будущая прибыль предприятия.
2. Распределение – связующее звено между производством и потреблением. При распределении готового продукта устанавливается его доля, направляемая на возмещение потребляемых средств производства, выплату зарплаты, уплаты налога на прибыль и расширение производства.
3. Обмен (обращение) – процесс, в результате которого готовые продукты и услуги передаются от производителей потребителю. Производимые продукты и услуги служат для удовлетворения как производственного так и непроизводственного потребления.
4. Потребление – процесс, который состоит в использовании продукта и услуг по назначению. Различают производственное потребление – потребление средств производства для создания материальных благ, и непроизводственное - потребление продуктов в непроизводственной сфере и потребление для личных нужд населения.
Хозяйственные операции
Характеризуют отдельные хозяйственные действия (факты), вызывающие изменение в составе размещения имущества и источников его образования. При этом хозяйственные операции могут затрагивать только имущество предприятия (активов) или только источники его образования (пассив баланса). Хозяйственные операции заключаются в приобретении и использовании основных фондов, материальных ценностей, в определении затрат на производство продукции и т.д. Следовательно хозяйственные операции – это процесс, результатом которого является изменения в составе имущества и их источников.
Хозяйственные средства и их классификация
Осуществляя хозяйственную деятельность предприятия располагают такими средствами, как здание, сооружение, машина и оборудование, инструменты, материалы и денежные средства. Для правильной постановки бухгалтерского учета средства предприятия классифицируются по следующим признакам:
1. по виду и размещению
2. по источнику образования и назначения
По видам и размещению
- средства производства
- средства в сфере обращения
- вне производственной сферы
Средства производствасостоят из средств труда (здания и сооружения, машины и оборудование, транспорт, инвентарь) и предметов труда, сырья и основных материалов, вспомогательных материалов, топлива, полуфабрикатов незавершенного производства. С помощью средств труда рабочий воздействует на предметы труда, предает им новые свойства и превращает в готовые продукты. Общие характерные особенности для всех средств труда состоят в том, что они служат длительное время и участвуют многократно в процессе труда (производства), переносят свою стоимость на выпускаемую продукцию по мере их износа и до конца срока службы сохраняют свою натуральную форму.
Классификация средств предприятий по видам и размещению
Классификация средств предприятия по источникам образования и назначению
К методам бухгалтерского учета относится: документация, инвентаризация, бухгалтерский баланс, система счетов и двойная запись, оценка, калькуляция, отчетность предприятия.
Счета и двойная запись
Счет– это экономическая группировка (в виде таблицы), в которой систематизируется, накапливается текущая информация о состоянии имущества, источников его образования, хозяйственных операциях.
Являясь элементом метода бухгалтерского учета, счета имеют важное значение для систематизации и группировки хозяйственных операций по однородным экономическим признакам.
Счета, отражающие состав и размещение средств называются активными, счета, отражающие источники формирования и целевого назначения средств называют пассивными.
В активных счетах все суммы вызывающие увеличение счета принято записывать в левой стороне таблицы, а уменьшающие в правой. В пассивных счетах нааборот.
Активно – пассивные счета например счет прибыли и убытки можно разделить на 2 части: активный счет убытков и пассивный счет прибыли. Этот счет имеет сальдо по дебету и кредиту, такое сальдо называют развернутым.
Двойная запись– способ регистрации хозяйственных операций на счетах бухгалтерского учета. Этот способ заключается в том, что каждая хозяйственная операция записывается в двух счетах бухгалтерского учета в равных суммах
Балансовое обобщение
Для управления предприятием надо располагать информацией о находящихся в его распоряжении хозяйственных средствах, их составе и размещении, источников средств и их целевом назначении, необходима их экономическая группировка. Эти сведения находят отражение в бухгалтерском балансе.
Бухгалтерский балансявляется способом обобщенного отражения и экономической группировки хозяйственных средств в денежной оценки по их составу и источникам образования на определенную дату. Он имеет форму таблицы, состоящий из двух частей актива и пассива. Та часть баланса, в которой группируются хозяйственные средства по составу и размещению носит название актива. Другая часть где группируются хозяйственные средства по источникам их образования и целевому назначению называется пассив.
В таблице баланса как в активе, так и в пассиве предусматриваются графы для указания статей баланса и сумм. Баланс выражает одну и ту же совокупность средств предприятия, но в разных разделах, поэтому итоги сумм актива и пассива должны быть равны. Это обязательное требование, предъявляемое к балансу. Равенство основано на том, что каждая величина в активе баланса должна иметь равный по сумме источник баланса в пассиве.
Отдельные показатели по видам средств и их источников называются балансовыми статьями. В активе баланса приводятся статьи, характеризующие отдельные виды средств, которыми располагает предприятие и их размещение сложившееся в процессе снабжения, производства и реализации продукции. В пассиве баланса приводятся статьи, отражающие различные источники поступления хозяйственных средств, характеризуя состав и размещение хозяйственных средств, а также источники их образования и целевое назначение на ту или иную дату. Баланс показывает состояние хозяйственных средств, которое сложилось в результате деятельности предприятия за предшествующий период. Баланс является важным отчетным документом, характеризующим в денежном выражении результаты деятельности предприятия, его финансовое положение на отчетную дату. Баланс имеет большое значение для руководства предприятия. Он отражает состояние средств в обобщенной их совокупности на тот или иной момент времени, раскрывая структуру средств и их источников в разрезе видов и групп. Данные баланса служат для выявления важнейших показателей, характеризующих деятельность предприятия и его финансовое положение. По данным баланса определяется обеспеченность средствами, правильность их использования, соблюдение финансовой дисциплины и т.д. По данным баланса выявляются недостатки в работе и финансовом состоянии, а также их причины. Данные баланса дают возможность контролировать правильность использования средств целевого назначения. Благодаря сжатой и компактной форме баланс является весьма удобным документом. Он дает законченное и цельное представление не только об имущественном состоянии предприятия, но и о тех изменениях, которые произошли за тот или иной момент времени.