Денежная масса и ее структура. Особенности построения денежных агрегатов в России

Денежная масса – это количество всех денег, предложенных к обращению в рамках нац эк-ки. Денежная масса структурирована по агрегатам, кот делятся по степени ликвидности денег, т.е. способности их к быстрой реализации.

Стр-ра денежной массы:

m0- наличные деньги на руках у граждан и в кассах предприятий

m1=m0+вклады до востребования (депозитные счета, электронные счета)

m2=m1+срочные депозиты

m3=m2+вложения в ценных бумагах

m4=m3+срочные валютные депозиты (вся денежная масса в обороте)

MV=PQ M- масса денег, V-скорость обращения

Денежные агрегаты в России

Центральный банк Российской Федерации рассчитывает денежные агрегаты М0 и М2. Агрегат М2 представляет собой объём наличных денег в обращении (вне банков) и остатков средств в национальной валюте на счетах нефинансовых организаций, финансовых (кроме кредитных) организаций и физических лиц, являющихся резидентами Российской Федерации. В таблице, расположенной ниже, представлен денежный агрегат М2 (в млрд рублей) в разные годы, начиная с 2000 года.

Понятие и структура банковского менеджмента, его содержание и направления.

Банковский менеджмент — это практическая деятельность, связанная с непосредственным управлением процессами осуществления коммерческим банком своих функций. В этом аспекте банковский менеджмент выступает как система разработки управляющих воздействий на объект управления: активные и пассивные операции, расчетно-кассовые операции, исполнение нормативных финансово-экономических показателей, внутрибанковский аудит и контроль и т.д.

Как известно, основное назначение банка — это посредничество в процессе перемещения денежных средств от кредиторов к заемщикам и от продавцов к покупателям. Невозможность полного совпадения экономических интересов банка и клиента связана с тем, что банк по своей экономической природе — финансовый посредник, который обеспечивает обслуживание денежных потоков в экономике, не являясь собственником привлеченных денежных средств, тогда как клиент, как правило, — владелец произведенных товаров и услуг, имеющих в основном материальное наполнение. Реальному сектору экономики необходимы инвестиции и финансирование оборотных средств, а банкам увеличение объемов производительных активов. Для реализации коммерческим банком своих функций в рыночной экономике необходимо, чтобы эти две цели были увязаны.

Постоянное изменение внешних условий, в которых осуществляет деятельность кредитная организация, требует соответствующей реакции со стороны коммерческого банка — глубокого анализа финансовой и макроэкономической политики, изыскания новых способов создания прибавочного продукта (не считая простых операций и игр на обменных курсах рубля) . Банки должны постоянно отвечать изменяющимся требованиям рынка, своей клиентуры, небанковских финансовых организаций и обострению неценовой конкуренции. Постоянное формирование новых направлений банковской деятельности по разработке и реализации банковских продуктов и услуг неизбежно наталкивается на трудности, вызываемые отсутствием должного взаимодействия функциональных подразделений банка, обмена информацией между ними и координации их усилий. Именно из-за отсутствия взаимодействия подразделений банка ухудшаются его основные качественные параметры и показатели, усложняются процессы принятия стратегических решений, затрудняется оценка преимуществ и недостатков выбранных решений. Поэтому главная задача банковского менеджмента — это построение системы отношений, связанных с оптимальной организацией взаимодействия многочисленных элементов сложной динамичной системы, которую представляет собой современный коммерческий банк, а также определение оптимальных режимов его функционирования. В этой связи банковский менеджмент как система отношений представляет собой взаимосвязь финансово-экономических, структурно-функциональных и функционально-технологических параметров.

Другими словами, банковский менеджмент представляет собой взаимосвязанные и взаимозависимые системные параметры: · финансово-экономических показателей (ФЭ) ; · организационного построения, отвечающего решению стоящих перед банком задач (ОП) ; · функционально-технологического управления продуктовым рядом банка (ФТ) .

Схематично основные направления банковского менеджмента можно представить в следующем виде:

Менеджмент банка:

- Финансовый менеджмент: банковская политика, маркетинг, управление активами и пассивами, управление ликвидностью, управление доходностью, управление собственным капиталом, управление кредитным портфелем, управление банковскими рисками, создание информационной системы

- Управление персоналом: мотивация труда, организационная структура банка, расстановка кадров, система подготовки и переподготовки кадров, система оплаты труда, поощрений и стимулирования, организация контроля, система контроля, система повышения в должности

Планирование как инструмент управления деятельностью банка.

Финансовое планирование – процесс разработки системы финансовых планов и плановых показателей по обеспечению развития предприятия необходимыми финансовыми ресурсами и повышению эффективности его финансовой деятельности в предстоящем периоде. ФП включает в себя следующие этапы: 1. Анализ финансовой ситуации (Анализируются финансовые показатели деятельности предприятия за предыдущий период на основе бухгалтерского баланса, отчета о прибылях и убытках, отчета о движении денежных средств. Основное внимание уделяется таким показателям, как объем реализации, затраты, размер полученной прибыли. Проведенный анализ дает возможность оценить финансовые результаты деятельности предприятия и определить проблемы, стоящие перед ним.); 2. Разработка общей финансовой стратегии предприятия (разработка финансовой стратегии и финансовой политики по основным направлениям финансовой деятельности предприятия, на этом этапе составляются основные прогнозные документы, которые относятся к перспективным финансовым планам и включаются в структуру бизнес-плана в том случае, если он разрабатывается на предприятии); 3. Составление текущих финансовых планов (уточнение и конкретизация основных показателей прогнозных финансовых документов путем составления текущих ФП); 4. Корректировка, увязка и конкретизация финансового плана (состыковка показателей финансовых планов с производственными, коммерческими, инвестиционными, строительными и другими планами и программами, разрабатываемыми предприятием); 5. Осуществление оперативного финансового планирования. 6. Выполнение финансового плана (осуществление текущей производственной, финансовой и прочей деятельности предприятия, определяющей конечные финансовые результаты деятельности в целом); 7. Анализ и контроль выполнения плана (определение фактических конечных финансовых деятельности, сопоставление их с запланированными показателями, выявление причин и следствий отклонений от плановых показателей, разработка мер по устранению негативных явлений). Исходя из этого финансовые планы можно разделить на перспективные, текущие и оперативные. Примером сочетания перспективного и текущего планирования является бизнес–план, который принято разрабатывать в развитых капиталистических странах при создании нового предприятия или обосновании производства новых видов продукции. Долгосрочные планы должны представлять собой своего рода рамочную конструкцию, составными элементами которой являются краткосрочные планы. В основном на предприятиях используется краткосрочное планирование, и имеют дело с плановым периодом, равным одному году. Это объясняется тем, что за период такой протяженности, как можно предположить, происходят все типичные для жизни предприятия события, поскольку за этот срок выравниваются сезонные колебания конъюнктуры. По времени годовой план можно разделить на месячные или квартальные планы.

30.Инвестиционный портфель: понятие, виды, цели и принципы формирования и управления.

Инвестиционный портфель – это набор различного рода ценных бумаг с разной степенью доходности, ликвидности и срока действия, принадлежащий одному инвестору и управляемый как единое целое. В широком смысле слова, портфель может включать в себя не только ценные бумаги и паи фондов, но и прочие активы, такие как недвижимость, инвестиционные проекты, драгоценные металлы, товарно-материальные ценности и другие. В этой статье я сделать больший упор на том, как составить портфель из ценных бумаг частному инвестору.

Формирование инвестиционного портфеля

Составление качественного портфеля с высокой степенью надежности или доходности не обходится без следующих этапов:

Определение инвестиционных целей (в зависимости от них мы выбираем тип портфеля)

В зависимости от целей определяет стратегию инвестирования

Проводим анализ и отбор наиболее подходящих финансовых инструментов

Анализируем и меняем структуру в случае необходимости

Целями могут быть выступать как определенные материальные объекты (квартира, коттедж, новый автомобиль), так и уровень пассивного дохода (например, желание получать по 50 000 рублей пассивного дохода при выходе на пенсию через 20 лет). Если мы говорим о юридической организации, например, предприятии или банке, то целью может быть финансовая стабильность.

При этом необходимо учитывать такие показатели, как возраст клиента, его финансовое положение, отношение к риску и т.п.

Виды инвестиционных портфелей

В зависимости от стратегии инвестирования выделяют следующие виды портфелей:

Консервативный – нацелен на получение гарантированной доходности при высокой надежности финансовых инструментов. Включает в себя преимущественно государственные облигации и облигации крупных надежных компаний, в меньшей степени — акции этих компаний.

Умеренный – направлен на оптимальное соотношение доходности и рисков, включает ценные бумаги крупных и средних компаний с длительной историей, возможны производны финансовые инструменты (до 10%).

Агрессивный – высокодоходный портфель с большой степенью рискованности. Состоит преимущественно из акций и, в меньшей степени, производных финансовых инструментов.

Доходность портфеля активов здесь увеличивается от консервативного (около 5-7% годовых) к агрессивному (от 20% в год).

Управление инвестиционным портфелем

Возможны следующие стратегии управления:

Активное (совершение частых операций на основе анализа меняющейся конъюнктуры рынка) и пассивное (приобретение бумаг на длительный срок и сохранение его практически в неизменном виде) управление

Управление личное и доверительное

На основе различных технологий управления и правил принятия решений о продаже или покупке ценных бумаг.

Цель формирования инвестиционного портфеля – сохранить и приумножить капитал.

Наши рекомендации