Денежная масса и денежная база. Структура денежной массы.

Единство денег безналичного оборота и наличных денег обусло­вило возможность рассмотрения их как совокупности в виде денежной массы, под которой понимается совокупный объем наличных денег и денег безналичного оборота.

В структуре денежной массы выделяют совокупные компоненты, которые называются денежными агрегатами. Не существует, однако, какой–либо единой, принятой всеми номенклатуры агрегатов денеж­ной массы. Ее состав и структура различны в разных странах и опре­деляются, прежде всего, уровнем развития и характером денежного рынка, а также особенностями политики, проводимой ЦБ. Центральный банк Российской Федерации выделяет четыре агрегата денежной массы – М0, М1, М2, М3.

М0 – наличные денежные средства;

М1 = М0 + остатки средств на текущих счетах (до востребова­ния), физических и юридических лиц;

М2= М1 + остатки на счетах физических и юридических лиц срочных (любой срок) в рублях. М2 – денежная масса в национальном определении;

М3 = М2 + вложения в государственные ценные бумаги ГКО (государственные краткосрочные обязательства), ОФЗ (облигации федерального займа);

М2 X = М2 + X (остатки средств на счетах до востребования и срочных физических и юридических лиц в иностранной валюте). В X не входит наличная иностранная валюта (только безналичная).

Совокупный объем денежной массы, в том числе и ее прирост во многом определяется увеличением абсолютных размеров кредита банков. С этой стороны величина денежной массы в обращении пред­ставляет собой результат денежно–кредитной политики.

Денежная база представляет собой:

1. суммы наличных денег в обращении и в кассах коммерческих бан­ков;

2. средств в фонде обязательных резервов банков;

3. остатков на корреспондентских счетах коммерческих банков в ЦБ РФ.

Наибольший удельный вес в денежной базе занимают наличные деньги. Регулирование объемов денежной массы и денежной базы осу­ществляются с помощью мер денежно–кредитной политики, проводи­мых ЦБ РФ. В их составе можно отметить изменение учетной ставки при предоставлении ресурсов ЦБ в порядке рефинансирования ком­мерческих банков, установление норм образования Фонда обязатель­ных резервов коммерческих банков, ограничение операций коммерче­ских банков в ЦБ и т.д. Эти меры служат предотвращению чрезмер­ного роста денежной массы и денежной базы

75 Цели, задачи, методы и содержание финансового и управленческого анализа.

В современной рыночной экономике анализ хозяйственной деятельности разделяется на финансовый и управленческий.

Фин. анализ изучает фин. результаты и фин. состояние предприятия, как на текущую дату, так и прогнозирование их на перспективу.

Управленческий анализ направлен на выработку управленческих решений в интересах руководства.

Содержание фин анализа 1. Анализ прибыли и взаимосвязи с объемом продаж и себестоимостью продукции. 2. Анализ имущества и его источников. 3. Анализ финансовой устойчивости п\п и ликвидности баланса. 4. Анализ рентабельности и деловой активности п\п. 5 Оценка потенциального банкротства. 6. Оценка Эффективности инвестиций и др.

Цель фин. анализа – анализ хозяйственной деятельности, получение небольшого числа ключевых (наиболее информативных) параметров, дающих объективную и точную картину финансового состояния предприятия, его прибылей и убытков, изменений в структуре активов и пассивов, в расчетах с дебиторами и кредиторами.

Методы фин анализа

1. горизонтальный анализ, позволяет оценить динамику показателей за 2 смежных периода, рассчитывается изменение, темп роста, темп прироста.

2. вертикальный анализ, позволяет изучить структуру обобщающих показателей, удельный вес,

3. трендовый метод, тот же горизонтальный метод, но проводится он за число периодов более 2х

4. метод относительных коэффициентов- это метод позволяющий оценить изменение фин положения п\п с помощью относительных показателей(ликвидность, рентабельности, деловой активности и др.)

5. методы факторного анализа – это методы с помощью кот. Дается количественная оценка влияния отдельных факторов на изменение обобщающего показателя (метод цепных подстановок. Метод разниц)

Основные функции фин. Анализа:

1. Оценка фин. состояния, фин результата и эффективности объекта анализа.2. выявл. факторов и причин достигнутого состояния. 3. обоснованность принимаемых управленческих решений в области финансов. 4. выявл. Рервов улучшения фин состояния

Информ обеспечение.1. отчет о прибыли и убытках Ф№2, 2. Аналитика счета 99, 90,91,84, 3. Ф№3 отчет об изменении капитала, бух баланс ф№1, 4. Отчет о движении денежных средств Ф№4 , 5. Приложения к бух балансу и отчету о прибыли и убытках, 6. отчёт о расходовании полученных ср-в Ф№6, 7 Учётная политика и пояснительная записка к бух. Отчётности. Для внутреннего фин. Анализа целесообразно привлекать данные управленческого учёта и отчётности.

Особенности внутреннего фин. анализа -1. используется вся информация имеющаяся на п\п, 2. ориентация цели анализа на повышение эффективности деятельности п\п. 3. закрытость результатов анализа

Особенности внешнего ФА -1. использование открытой публичной информ. 2. ориентация на множество субъектов анализа. 3. множество целей анализа 4. открытость результатов анализа

Особенности управленческого анализа: 1. Ориентация результатов анализа на руководство. 2 использование всех источников информации. 3. Отсутствие регламентов анализа со стороны гос-ва. 4. Комплексный анализ. 5. Максимальная закрытость результатов анализа в целях сохранения коммерческой тайны.

6.Методы проведения анализа устанавливаются самим предприятием.

Бизнес план – док-т, где описывные все основные аспекты деят-ти будущего для предприятия и анализируются проблемы, с которыми может столкнуться фирма, а также возможность пути их преодоления.

Цель управленческого анализа – это повышение эффективности деятельности хозяйствующего субъекта.

Состав управленческого анализа : 1. Анализ объема производства и реализации продукции,2. анализ использования ресурсов предприятия (основных, материальных ,трудовых) 3. Анализ себестоимости продукции и пути её снижения. 4 Анализ риска.

Информ обеспечение.1. форма 1П-сведения о продукции промышленного предприятия. 2 Форма 11ИТ-сведения о техническом уровне и качестве продукции 3. Данные бухгалтерии об остатках готовой продукции на складе, продукции отгруженной но не оплаченной. 4 прочие вне учетные источники.

Задачи управленческого анализа: 1. Оценка динамики и выполнения плана по показателям объема, структуры и качества продукции 2. Выявление и оценка влияния основных факторов влияющих на показатели объема и реализации продукции. 3. Выявление резервов роста объёма продукции и повышение её качества.

Методика управленческого анализа: 1Общая оценка выпуска и реализации продукции. 2 Факторный анализ Реализ. Прод., товарной продукции. 3. Оценка выполнения договорных обязательств.

76. Финансовые результаты коммерческой организации и методика их анализа.

Финансовый результат деятельности предприятий в конечном итоге характеризуется показателями прибы­ли (убытка).

Основными задачами анализа финансовых результультатов являются: 1. Контроль за выполненением планов реализации продукции и получением прибыли.2. Определение влияния различных факторов на финансовые показатели. 3. Выявление резервов увеличения прибыли и рентабельности. 4. Разработка мероприятий по использованию выявлений резервов.

Основными источниками информации анализа финансовых результатов являются данные бухгалтерского учета и бухгалтерской (финансовой) отчетности. Из форм бухгалтерской отчетности используют: бухгалтерский баланс, форма № 1, где отражаются нераспределенная прибыль или непокрытый убыток отчетного и прошлого периодов; отчет о прибылях и убытках, форма № 2, составляется за год и по внутригодовым периодам. Он является главным источником информации о формировании и использовании прибыли.

Теоретической базой анализа финансовых результов является принятая для всех предприятий единая модель механизма, основанная на формировании прибыли. Она отражает ед-инство целей деятельности, единство показателей фин. результ, ед-во процессов формиров. и распредел. П., единство налогообл.

1. Анализ валового дохода. Основные денежные потоки организации формируются в виде валового дохода от продаж. Валовой доход торговли – показатель, характери­зую­щий финансовый результат торговой деятельности и определяемый как превышение выручки от продажи товаров и услуг над затратами по их приобретению. Размер валового дохода является главным источником финансирования торговой деятельности. От него зависит размер прибыли и рентабельность организации. Основным показателем, определяющим размер валового дохода, является торговая надбавка к себестоимости товаров. Уровень надбавки устанавливается в зависимости от покупательского спроса, выраженного рыночными ценами на данный товар, себестоимости и издержек обращения этого товара.

Анализ формирования использования прибыли. Важнейшим источником формирования прибыли является валовой доход от продаж. В промышленности он равен выручке за минусом материальных затрат на производство.

Факторный анализ прибыли. Основными факторами, влияющими на прибыль, являются товарооборот, средний уровень валового дохода и средний уровень издержек обращения, а также другие доходы и расходы. На величину дохода, а, следовательно, и прибыли влияет и структура товарооборота. Это связано с тем, что каждая товарная группа имеет свой уровень валового дохода и требует различных затрат. Поэтому с изменением состава товаров меняется и финансовый результат.

Анализ оптимизации расходов по налогам. От размеров налоговых ставок и сумм уплаченных налогов, как известно, зависит размер чистой прибыли организации. В процессе анализа расходов по налогам и влияния на них учетной политики следует исходить из функций налоговой системы, являющихся инструментом государственной финансово–экономической политики.

Наши рекомендации