Сущность финансов некоммерческих организаций

Понятие финансов некоммерческих организаций.Развитие сферы финансов приводит к обособлению в ее рамках финансов некоммерче­ских организаций (НКО). Финансы некоммерческих организаций как экономическая категория представляют собой систему денежных отно­шений, возникающих в процессе формирования, накопления и исполь­зования потоков и фондов денежных средств у субъектов, создающих общественные блага, финансирующих благотворительные акции, кол­лективное потребление. Следует отметить, что некоммерческие органи­зации, взятые сами но себе, могут быть определены как финансовые, т. е. такие, которые не только не генерируют внутри себя источников дохо­дов для осуществления своей целевой деятельности, а напротив, нужда­ются в привлечении внешних экономических средств.

Характерными признаками финансов некоммерческих организаций являются: 1) однонаправленность движения денежных средств, т.е. движение мобилизуемых денег не зависит от товарных потоков; 2) пе­рераспределительный характер отношений, обусловленный вторичным распределением уже распределенного валового национального дохода; 3) формирование централизованных и децентрализованных фондов де­нежных средств для создания общественных благ, благотворительно­сти, коллективного потребления.

Таким образом, финансовые отношения некоммерческих (прави­тельственных и неправительственных) организаций многообразны-Они возникают: а) между некоммерческими неправительственными и коммерческими организациями в процессе перераспределения товар­но-материальных ценностей в благотворительных целях, поддержания деятельности собственной социальной сферы; б) между государством! органами местного самоуправления и коммерческими организациями

при формировании бюджетов и внебюджетных фондов; в) между от­дельными бюджетами, внебюджетными фондами; г) между некоммер­ческими организациями, коммерческими организациями и домашними хозяйствами в процессе создания общественных благ; д) внутри неком­мерческих организаций при формировании и использовании целевых фондов денежных средств.

Специфическая совокупность денежных средств, поступающих в распоряжение правительственных и неправительственных некоммер­ческих организаций, представляет собой финансовые ресурсы для соз­дания общественных благ.

Источниками финансовых ресурсов для создания общенациональ­ных, региональных и местных общественных благ выступают:

• на уровне неправительственных некоммерческих организаций: вступительные, членские, паевые взносы, благотворительные пожерт­вования, целевые субсидии, гранты и др., идущие на реализацию устав­ных целей;

• на уровне коммерческих организаций: налоговые платежи, часть доходов, которая может быть отвлечена от кругооборота индивидуаль­ных капиталов в благотворительные фонды, на коллективное потребле­ние и др.;

• на уровне домашних хозяйств: часть имущества, которая может быть израсходована на софинансирование производства общественных благ, индивидуальную благотворительность, взносы на коллективное потребление и др.;

• на уровне государства, органов местного самоуправления: основ­ная часть денежных средств, поступающих в виде налоговых доходов, доходов от государственных и муниципальных коммерческих организа­ций, доходов от приватизации государственного и муниципального имущества, доходов от внешнеэкономической деятельности, от государ­ственного и муниципального кредита, доходов от эмиссии денег и цен­ных бумаг, дотаций, субсидий, субвенций, которая идет на создание об­щественных благ и содержание публичной власти;

• на международном уровне: средства международных некоммер­ческих организаций в виде трансакций, пожертвований, грантов и др. на Реализацию медицинских, образовательных, благотворительных про­грамм.

К инструментам управления финансами НКО относят: бюджетиро-Вание, финансовый анализ, организацию привлечения заемных средств, Управление размещением свободных средств, инвестиционный менедж­мент, менеджмент распределения ресурсов, антикризисное управление, Фандрайзинг, использование оборудования, страхования, партнерство [Финансовое управление НКО, с. 41].

Финансово-хозяйственная деятельность некоммерческих органи-*Ций.Коммерческая организация ведет экономическую деятельность. *°Д экономической деятельностью следует понимать деятельность, на-



Раздел IV. Финансы некоммерческих организаций

19. Особенности функционирования финансов некоммерческих организаций 607



Сущность финансов некоммерческих организаций - student2.ru Сущность финансов некоммерческих организаций - student2.ru Сущность финансов некоммерческих организаций - student2.ru правленную на извлечение дохода и присвоение прибыли. Некоммерче­ская организация ведет финансово-хозяйственную деятельность. Под финансово-хозяйственной деятельностью некоммерческих организа­ций следует понимать деятельность, направленную на создание общест­венных благ, не приносящих доходов от реализации, не обеспеченную доходами от собственной деятельности и поэтому связанную с внешним финансированием, не имеющую своей целью присвоение прибыли в ре­зультате функционирования капитала.

В самом общем виде движение фондов некоммерческой организа­ции, создающей чистые общественные блага, имеет вид:

ф-Р=»П=>ОБ,

где Ф — фонды некоммерческой организации, используемые для созда­ния общественных благ;

Р — ресурсы для создания общественных благ;

П — процесс производства общественных благ;

ОБ — предоставление общественных благ без реализации.

На первой стадии (Ф — Р) происходит аккумулирование доходов и определяется объем ресурсов в денежной, вещественной и трудовой форме (включая волонтеров) для создания общественных благ. Отме­тим, что распределение ресурсов в некоммерческом секторе — проявле­ние социальной политики государства и гражданской позиции членов общества. На второй стадии (Р => П => ОБ) осуществляется расходова­ние, трансформация ресурсов в общественные блага без реализации, без рыночной конкуренции. Таким образом, движение фондов некоммерче­ской организации качественно отличается от кругооборота капитала, включает только две стадии, не имеет стадии реализации общественных благ.

Финансово-хозяйственная деятельность НКО, взятая сама по себе, по определению целевым образом не связана с самовозрастанием стои­мости, получением прибыли. Она основана на функционировании иму­щественных фондов некоммерческих организаций, т. е. такого имущест­ва, которое не приносит прибыли. О том, что некоммерческая организа­ция функционирует качественно иначе, а само объяснение этого фено­мена требует введения иных терминов, говорят исследователи общественного сектора. Например, американские ученые вводят разли­чие между терминами «собственный капитал» коммерческой фирмы и «фондовый капитал» некоммерческой организации [Бригхем, Гапен-ски, т. 2, с. 600]. С материально-вещественной точки зрения капитал фирмы и имущественные фонды некоммерческой могут ничем не отли­чаться друг от друга. Их важнейшее отличие — функциональное, опре­деляемое целями деятельности организации.

На основе анализа кругооборота капитала и движения имуществен­ных фондов некоммерческих организаций доходы юридических лип можно подразделить на коммерческие и некоммерческие. Расходы ком­мерческих организаций выступают исходным пунктом движения капй

тала в процессе кругооборота. Доходы коммерческих организаций свя­заны с завершающей стадией кругооборота капитала, содержанием ко­торой выступает реализация товаров и получение прибыли в денежной форме. Доходы некоммерческих организаций открывают саму возмож­ность создания общественных благ. Расходование ресурсов для созда­ния общественных благ завершает движение фондов некоммерческих организаций.

Таким образом, проявления финансово-хозяйственной деятельно­сти НКО следует определять принципиально иначе, например, поня­тиями «поступление средств» и «направление средств». Именно такой подход заложен в постановлении Госкомстата РФ от 27 октября 1998 г. № 105 «Об утверждении единовременной формы федерального госу­дарственного статистического наблюдения за некоммерческими орга­низациями».

Поступление средств — это перечисление средств на счета НКО пу­тем взносов, пожертвований, гуманитарной помощи, дарений, доходов от собственности, оказания платных услуг и др. Направление средств — это финансирование хозяйственной деятельности НКО, т. е. процесса создания общественных благ или реализации благотворительных про­грамм, которые не генерируют поступления средств в процессе круго­оборота ресурсов организации. Вместе с тем следует отметить, что в российском законодательстве применительно к коммерческим и не­коммерческим организациям используются термины «доходы» и «рас­ходы».

Из различий в определении терминологии становится понятным, что применение инструментов финансового менеджмента в некоммер­ческой организации производно от того, каковы источники ее финанси­рования, насколько масштабна и регулярна финансово-хозяйственная деятельность, объемен персонал, работающий на постоянной основе, ве­лики размеры имущества, сколь способна она заниматься предпринима­тельством, что определяется целью деятельности, отношениями собст­венности, организационно-правовой формой и предпринимательскими навыками участников.

Производство общественных благ не может быть обосновано неким капиталом, рыночными стимулами и факторами, а именно получением Дохода, присвоением прибыли. Следовательно, понятийный аппарат, который используется при формировании теории функционирования Некоммерческого сектора в условиях рыночной экономики, должен ба­зироваться не на разработках, относящихся к теории рыночной эконо­мики, т. е. не на понятиях «товар», «капитал», «предпринимательство», ^Рыночный спрос и рыночное предложение», а на понятиях «социаль­ная служба», «финансы», «бюджеты», «обеспечение», связанных с так "азываемой экономикой общественного сектора и экономикой граж­данского общества.



Раздел IV. Финансы некоммерческих организаций

19. Особенности функционирования финансов некоммерческих организаций




Сущность финансов некоммерческих организаций - student2.ru Сущность финансов некоммерческих организаций - student2.ru Сущность финансов некоммерческих организаций - student2.ru Сущность финансов некоммерческих организаций - student2.ru Сущность финансов некоммерческих организаций - student2.ru Сущность финансов некоммерческих организаций - student2.ru Сущность финансов некоммерческих организаций - student2.ru Сущность финансов некоммерческих организаций - student2.ru Сущность финансов некоммерческих организаций - student2.ru Принципы финансово-хозяйственной деятельности некоммерче-ских организаций.Базовая терминология должна находить свое разви­тие в принципах деятельности коммерческих и некоммерческих орга­низаций. Принципы финансово-хозяйственной деятельности НКО обычно определяются на основе противопоставления принципам дея­тельности коммерческих предприятий. Важнейшими принципами фи­нансово-хозяйственной деятельности коммерческих предприятий яв­ляются самофинансирование, самоокупаемость и, как естественное следствие, и целевая установка, прибыльность. В отличие от коммерче­ских фирм некоммерческие организации не связаны с проблемами са­мофинансирования, самоокупаемости и прибыльности.

В коммерческих организациях первый принцип «самофинансирова­ние» естествен. В некоммерческих организациях он не действует, по­скольку основной источник обеспечения деятельности некоммерческих организаций — не внутренний (капитал, прибыль), а внешний (бюджет­ная система, гранты, пожертвования, членские взносы и т. п.). Вместе с тем законодательные акты допускают, что по договору между учреди­телем и НКО последняя может функционировать на условиях самофи­нансирования. Это означает лишь то, что учредитель не обязан напол­нять бюджет некоммерческой организации.

В той мере, в какой НКО осуществляет производство общественных благ (оказание общественных услуг), занимается благотворительной деятельностью, издержки и цены распределяемых и перераспределяе­мых благ для нее и для потребителя не имеют значения: для потребите­ля они либо бесплатны, либо предоставляются по льготным и снижен­ным ценам; возмещение издержек включает дотации, субвенции, субси­дии и др.1 Поэтому о самоокупаемости как покрытии производимых расходов генерируемыми ими доходами говорить не приходится.

Принцип прибыльности логически вытекает из предшествующего момента: если первичный момент — расходы (издержки производства, затраты) — не определяется или не важен, а само общественное благо не имеет цены реализации, то и вторичный, расчетный, производный от него не поддается исчислению или имеет условно-справочное значение.

Применительно к некоммерческим организациям можно сформули­ровать следующие общие принципы хозяйственной деятельности, фор­мирования и использования финансов: а) самостоятельность; б) финан­совая поддержка со стороны учредителей и участников; в) гласность. Мера и границы самостоятельности некоммерческой организации обу-

1 Дотация (от позднелат. dotatio — дар) — бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня или социально значимым предприятиям на безвозмездно и безвозвратной основе для покрытия текущих расходов. Субвенция — целевое денеж­ное безвозмездное и безвозвратное пособие со стороны государства. Субсидия — доле­вое финансирование проекта государственными и муниципальными органами. В отли чие от дотации субвенции и субсидии предоставляются на финансирование вполне on ределенного мероприятия и подлежат возврату в случае нарушения их целево использования.

гЛовлены ее организационно-правовым статусом. Финансовая под­держка со стороны учредителей и участников — непременное условие существования НКО. Гласность вытекает не только из сути некоммер­ческих организаций, осуществляющих производство общественных благ, но и из необходимости сохранения самих устоев государства.

Прибыль — конечный финансовый результат предпринимательской деятельности, расходы — средство ее достижения. Конечный финансо­вый результат некоммерческой деятельности, связанной с производст­вом общественных и смешанных благ, — покрытие расходов по про­грамме деятельности, балансирование всех расходов доходами. При анализе коммерческих результатов на первый план выходят доходы, по­скольку прибыль предстает как превышение доходов над расходами. Анализ и планирование некоммерческой деятельности при производст­ве общественных и смешанных благ должны начинаться с определения масштабов расходов, т. е. общественно полезных целей; доходы предста­ют средством их достижения. Размеры и структура доходов некоммер­ческой организации, а также сведения о размерах и составе имущества, о ее расходах, численности и составе работников, об оплате их труда, об использовании безвозмездного труда граждан в деятельности неком­мерческой организации не могут быть предметом коммерческой тайны. Отсутствие в некоммерческих организациях прибыли или запрет на ее использование в частных интересах, естественно, порождает определен­ные финансовые привилегии, льготы, которые предоставляются на за­конодательной основе. Закон оговаривает то, что не допускается пре­доставление льгот по уплате налогов в индивидуальном порядке от­дельным некоммерческим организациям, а также отдельным гражданам и юридическим лицам, оказывающим этим некоммерческим организа­циям материальную поддержку.

Финансовые результаты деятельности некоммерческих организа­ций.Финансовый результат коммерческой фирмы, занимающейся про­изводством частных благ, слагается из прибылей (убытков) от обычных видов деятельности и прочих операций; он имеет естественное денеж­ное выражение. Аналогичный принцип применим к некоммерческим организациям, обладающим правом на получение доходов от реализа­ции.

В качестве конечного финансового результата деятельности отдель­ной НКО можно рассматривать полное покрытие целевых текущих рас­ходов за счет целевого использования доходов, достижение своеобраз­ной точки безубыточности. Законодательством РФ допускается тот факт, что НКО способна и может получать прибыль. Однако, как отме­чалось ранее, НКО располагает не капиталом, а фондами, поэтому *стРого говоря, — совершенно справедливо отмечают Ю. Бригхем и Л. Гапенски, — некоммерческая фирма получает не «прибыль»,

«превышение доходов над расходами» [Бригхем, Гапенски, т. 2, с. 597].

сли НКО и получила такого рода прибыль, то вся ее сумма направля-



Раздел IV. Финансы некоммерческих организаций

Глава 19. Особенности функционирования финансов некоммерческих организаций




Сущность финансов некоммерческих организаций - student2.ru Сущность финансов некоммерческих организаций - student2.ru Сущность финансов некоммерческих организаций - student2.ru Сущность финансов некоммерческих организаций - student2.ru Сущность финансов некоммерческих организаций - student2.ru Сущность финансов некоммерческих организаций - student2.ru Сущность финансов некоммерческих организаций - student2.ru Сущность финансов некоммерческих организаций - student2.ru Сущность финансов некоммерческих организаций - student2.ru Сущность финансов некоммерческих организаций - student2.ru Сущность финансов некоммерческих организаций - student2.ru ется на обеспечение своей основной деятельности, т. е. реинвестирует­ся, и не может распределяться между учредителями и участниками ор­ганизации.

Некоммерческие организации и предпринимательская деятель­ность.В зависимости от основных целей организации законодательст­вом и уставом НКО определяется структура ее возможной предприни­мательской деятельности. При этом законодатель различает: а) пред­принимательскую деятельность и б) платные формы деятельности не­коммерческих организаций. Согласно п. 2 ст. 24 Закона № 7-Фз предпринимательской деятельностью НКО признаются приносящее прибыль производство товаров и услуг, отвечающих целям ее создания, а также приобретение и реализация ценных бумаг, имущественных и неимущественных прав, участие в хозяйственных обществах и уча­стие в товариществах на вере в качестве вкладчика. При этом следует учитывать установленные законодательством РФ ограничения на уча­стие некоторых форм НКО в хозяйственных обществах. Так, финанси­руемые собственниками учреждения могут быть участниками хозяйст­венных обществ только с разрешения собственника (п. 4 ст. 66 ГК РФ), а благотворительные организации не могут участвовать в хозяйствен­ных обществах совместно с другими лицами (п. 4 ст. 12 Федерального закона от 11 августа 1995 г. № 135-ФЗ «О благотворительной деятель­ности и благотворительных организациях»). Таким образом, можно го­ворить о двух характерных признаках разрешенной предприниматель­ской деятельности НКО: 1) конкретный перечень видов деятельности применительно к каждой организационно-правовой форме НКО; 2) ис­пользование полученного дохода вне данной организации, не на ее не­посредственные нужды.

Например, к предпринимательской деятельности образовательного учреждения (ст. 47 Закона РФ «Об образовании») относятся: а) реали­зация и сдача в аренду основных фондов и имущества образовательного учреждения; б) торговля покупными товарами, оборудованием; в) ока­зание посреднических услуг; г) долевое участие в деятельности других учреждений (в том числе образовательных) и организаций; д) приобре­тение акций, облигаций, иных ценных бумаг и получение доходов (ди­видендов, процентов) по ним; е) ведение приносящих доход иных вне­реализационных операций, непосредственно не связанных с собствен­ным производством предусмотренных уставом продукции, работ, услуг и с их реализацией.

Деятельность образовательного учреждения по реализации предУ" смотренных уставом этого образовательного учреждения производи­мой продукции, работ и услуг относится к предпринимательской лишь в той части, в которой получаемый от этой деятельности доход не реин­вестируется непосредственно в данное образовательное учреждение и (или) на непосредственные нужды обеспечения, развития и совер-

щенствования образовательного процесса (в том числе на заработную плату) в данном образовательном учреждении.

В случае предпринимательской деятельности, направленной на по­лучение прибыли, НКО приравнивается к коммерческому предпри­ятию и подпадает под действие законодательства РФ в области пред­принимательской деятельности. Чтобы начать коммерческую деятель­ность, НКО может взять кредит, заключить договор займа, получить аванс от заказчика и т. п. Использовать средства целевого финансиро­вания для осуществления предпринимательской деятельности, в част­ности производства товаров, работ и услуг, приобретения ценных бу­маг, имущественных и неимущественных прав, участия в хозяйствен­ных обществах нельзя, поскольку тем самым, во-первых, нарушается их назначение, определенное источником целевого финансирования, и, во-вторых, средства, использованные НКО не по целевому назначению, в соответствии с п. 14 ст. 250 НК РФ признаются внереализационными доходами и облагаются налогом на прибыль на общих основаниях (по ставке 24%).

Согласно ст. 251 НК РФ некоммерческие организации, ведущие предпринимательскую деятельность и получившие целевые средства, обязаны вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (про­изведенных) в рамках целевого финансирования (целевых поступле­ний). При отсутствии раздельного учета указанные средства облагают­ся налогом на прибыль с даты их получения. Что понимается под веде­нием раздельного учета, в нормативных документах не указано. Как правило, под организацией раздельного учета подразумевается любой метод, позволяющий: 1) достоверно определить показатели, необходи­мые для полноты исчисления какого-либо налога; 2) отразить на счетах бухгалтерского учета данные, характеризующие доходы и расходы по различным видам деятельности организации, либо выпуск различных видов продукции. Избранный метод налогоплательщику следует закре­пить в своей учетной политике.

Некоммерческие организации, ведущие предпринимательскую дея­тельность, кроме прямых расходов, непосредственно связанных с ее осуществлением, практически всегда несут общие расходы, связанные как с предпринимательской, так и с основной уставной деятельностью (расходы по оплате труда административно-управленческого персона­ла, по содержанию зданий, автомобилей, по услугам связи и т. п.). По­этому главная проблема при организации раздельного учета заключает­ся именно в их распределении в целях налогообложения. При распреде­лении общих накладных расходов НКО вправе самостоятельно выбрать Метод их учета, который следует обязательно отразить в учетной поли­тике.

В целях минимизации налогообложения НКО необходимо стре­миться к тому, чтобы часть общих расходов учесть в качестве прямых. То достигается путем максимального разделения учета расходов, свя-



Раздел IV. Финансы некоммерческих организаций

- ява19. Особенности функционирования финансов некоммерческих организаций 613



Сущность финансов некоммерческих организаций - student2.ru Сущность финансов некоммерческих организаций - student2.ru Сущность финансов некоммерческих организаций - student2.ru Сущность финансов некоммерческих организаций - student2.ru Сущность финансов некоммерческих организаций - student2.ru Сущность финансов некоммерческих организаций - student2.ru занных с осуществлением предпринимательской деятельности, и расхо­дов по уставной деятельности. Например, НКО может иметь в наличии организационно-распорядительные документы, свидетельствующие о том, что в структуре организации сформированы два подразделения: а) по осуществлению предпринимательской деятельности; б) по осуще­ствлению уставной (т. е. некоммерческой) деятельности. При этом каж­дый объект основных средств в момент принятия к учету должен быть распределен по указанным службам и использоваться исключительно для осуществления какой-то одной деятельности. Штатное расписание должно содержать перечень работников служб с наименованием долж­ностей, должны быть утверждены должностные инструкции, четко рег­ламентирующие круг обязанностей сотрудников обеих подразделений. При соблюдении указанных условий НКО может подтвердить наличие расходов, напрямую связанных с коммерческой деятельностью.

Общие принципы составления финансовой отчетности некоммер­ческими организациями.Отчетность некоммерческих организаций строится на основании и в соответствии с федеральными законами от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» и от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» и постановлени­ем Правительства РФ от 15 апреля 2006 г. № 212 «О мерах по реализа­ции отдельных положений федеральных законов, регулирующих дея­тельность некоммерческих организаций». Для отдельных организаци­онно-правовых форм некоммерческих организаций разработаны осо­бые, как правило, упрощенные формы отчетности.

Кроме традиционной налоговой отчетности с 2007 г. она включает дополнительные сведения: 1) отчет о деятельности НКО и сведения о персональном составе ее руководящих органов; 2) уведомление о рас­ходовании НКО денежных средств и об использовании иного имущест­ва, включая полученные от международных и иностранных организа­ций, иностранных граждан и лиц без гражданства; 3) информация об объеме получаемых общественным объединением от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без граждан­ства денежных средств и иного имущества, целях их расходования или использования, а также об их фактическом расходовании или использо­вании.

Отчет о деятельности НКО и сведения о персональном составе ее руководящих органов (форма № ОН0001) ежегодно представляется в органы Росрегистрации. Уведомление о расходовании денежных средств и об использовании иного имущества, включая полученные от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства (форма № ОН0002) ежегодно представляется НКО в уполномоченный орган. Информация об объеме получаемых об­щественным объединением от международных и иностранных органи­заций, иностранных граждан и лиц без гражданства денежных средств и иного имущества, целях их расходования или использования, а такЖе

^ их фактическом расходовании или использовании (форма xjb ОН0003) ежегодно представляется в органы Росрегистрации.

Международные стандарты финансовой отчетности для общест­венного сектора.Существующая в настоящее время система учета и финансовой отчетности некоммерческого сектора не удовлетворяет требованиям полноты, прозрачности и сопоставимости. Финансовая отчетность, представляемая НКО, не позволяет адекватно оценить ее финансовое положение. Так, в большинстве случаев информации, со­держащейся в отчетности государственных и муниципальных предпри­ятий, недостаточно для того, чтобы составить ясное представление о фактическом дефиците бюджета, затратах на предоставление отдель­ных бюджетных услуг, результатах предпринимательской деятельности бюджетных организаций, кредиторской и дебиторской задолженности бюджетов, объеме и структуре регионального долга и условных обяза­тельств, масштабах общественного сектора экономики.

Российская система бухгалтерского учета ориентирована в первую очередь на выполнение фискальных функций, что входит в противоре­чие с требованиями рыночной экономики о необходимости отражения в учете реальной экономической ситуации. Кроме того, отчетность строится на той же самой методологии, что и отчетность коммерческих фирм. В связи с этим возникает необходимость реформирования систе­мы учета и отчетности некоммерческого сектора во всероссийском мас­штабе.

Международным профессиональным сообществом разработаны меж­дународные стандарты финансовой отчетности в общественном секторе (МСФООС). Переход на МСФООС необходим для повышения про­зрачности системы региональных и местных финансов, качества и дос­товерности бюджетного учета и отчетности, обеспечения максимально полного учета не охваченных в настоящее время финансовых операций, создания условий для анализа динамики и уровня бюджетной задол­женности, налоговых льгот, оценки эффективности оказываемых бюд­жетных услуг. Вместе с тем, будучи калькой с международных стандар­тов финансовой отчетности для коммерческих фирм (МСФО), МСФООС требуют дальнейшего развития методологии учета и отчет­ности.

Для того чтобы понять общую логику МСФО и МСФООС, следует Разграничить два круга понятий: 1) «коммерческий» и «некоммерче­ский» секторы; 2) «частный» и «общественный» секторы. Подобная Классификация в общеэкономической, финансовой, бухгалтерской и правовой литературе отсутствует, часто происходит отождествление "^коммерческого и общественного секторов.

В основе выделения частного и общественного секторов лежат отно­шения частной и общественной (государственной и муниципальной) с°бственности. В МСФООС понятие «общественный сектор» распро­странено на следующие субъекты: 1) национальные правительства, ре-



Раздел IV. Финансы некоммерческих организаций

19. Особенности функционирования финансов некоммерческих организаций 615



Сущность финансов некоммерческих организаций - student2.ru Сущность финансов некоммерческих организаций - student2.ru Сущность финансов некоммерческих организаций - student2.ru Сущность финансов некоммерческих организаций - student2.ru Сущность финансов некоммерческих организаций - student2.ru Сущность финансов некоммерческих организаций - student2.ru Сущность финансов некоммерческих организаций - student2.ru Сущность финансов некоммерческих организаций - student2.ru Сущность финансов некоммерческих организаций - student2.ru гиональные органы государственной власти (например, власти штата провинции, территории); 2) органы местного самоуправления (напри­мер, городская администрация) и 3) соответствующие государственные и муниципальные организации (например, агентства, управления, ко­миссии и компании).

В основе разделения коммерческого и некоммерческого секторов лежат принципы экономической деятельности — нацеленность на полу­чение прибыли или отсутствие данных мотивов. В зависимости от воз­можностей присвоения, распределения и использования прибыли в со­циальной системе выделяются два сектора: 1) коммерческий, непосред­ственно осуществляющий производство частных благ ради извлечения прибыли (основной субъект хозяйственной деятельности коммерческо­го сектора — коммерческая организация, а прибыль, полученная ею, мо­жет распределяться и использоваться ее учредителями и участниками); 2) весь остальной, или некоммерческий, сектор (он крайне разнороден, а основной его субъектом является некоммерческая организация).

Таким образом, в рамках общественного сектора могут действовать как государственные и муниципальные коммерческие предприятия, так и государственные и муниципальные некоммерческие предприятия (рис. 19.1).

Частный коммерческий сектор занимается производством частных благ, товаров. Общественный некоммерческий сектор осуществляет

  Тип собственности
  частная общественная (государственная и муниципальная)
  Типы предприятий
  частные государственные
5J О G 9 си и | о м Я ж с X Б. р й и «г S о я а. и 3о и Частный коммерческий сектор: применяются МСФО Общественный коммерческий сектор: применяются МСФО
и б о. О) 5 § «я р г* | 1 о 9 у X Частный некоммерческий сектор: стандарты не разрабатываются Общественный некоммерческий сектор: разрабатываются к применению МСФООС

Рис.19.1. Сферы применения МСФО

производство общественных благ. Вследствие значительных особенно­стей в хозяйственной деятельности для каждого из них разрабатывают ся свои специфические международные стандарты финансовой отчет-

ности. В зависимости от того, к какому сектору относится экономиче­ский субъект, к нему применяются МСФО или МСФООС. На сего­дняшний день сформировано более 20 международных стандартов финансовой отчетности для общественного сектора1. В основу состав­ления международных стандартов финансовой отчетности для общест­венного сектора положен принцип аналогии. Каждому стандарту для общественного сектора соответствует стандарт для частного сектора, фактически документы в виде МСФООС предстают сокращенным мо­дифицированным вариантом МСФО.

Наши рекомендации