Сущность финансов некоммерческих организаций
Понятие финансов некоммерческих организаций.Развитие сферы финансов приводит к обособлению в ее рамках финансов некоммерческих организаций (НКО). Финансы некоммерческих организаций как экономическая категория представляют собой систему денежных отношений, возникающих в процессе формирования, накопления и использования потоков и фондов денежных средств у субъектов, создающих общественные блага, финансирующих благотворительные акции, коллективное потребление. Следует отметить, что некоммерческие организации, взятые сами но себе, могут быть определены как финансовые, т. е. такие, которые не только не генерируют внутри себя источников доходов для осуществления своей целевой деятельности, а напротив, нуждаются в привлечении внешних экономических средств.
Характерными признаками финансов некоммерческих организаций являются: 1) однонаправленность движения денежных средств, т.е. движение мобилизуемых денег не зависит от товарных потоков; 2) перераспределительный характер отношений, обусловленный вторичным распределением уже распределенного валового национального дохода; 3) формирование централизованных и децентрализованных фондов денежных средств для создания общественных благ, благотворительности, коллективного потребления.
Таким образом, финансовые отношения некоммерческих (правительственных и неправительственных) организаций многообразны-Они возникают: а) между некоммерческими неправительственными и коммерческими организациями в процессе перераспределения товарно-материальных ценностей в благотворительных целях, поддержания деятельности собственной социальной сферы; б) между государством! органами местного самоуправления и коммерческими организациями
при формировании бюджетов и внебюджетных фондов; в) между отдельными бюджетами, внебюджетными фондами; г) между некоммерческими организациями, коммерческими организациями и домашними хозяйствами в процессе создания общественных благ; д) внутри некоммерческих организаций при формировании и использовании целевых фондов денежных средств.
Специфическая совокупность денежных средств, поступающих в распоряжение правительственных и неправительственных некоммерческих организаций, представляет собой финансовые ресурсы для создания общественных благ.
Источниками финансовых ресурсов для создания общенациональных, региональных и местных общественных благ выступают:
• на уровне неправительственных некоммерческих организаций: вступительные, членские, паевые взносы, благотворительные пожертвования, целевые субсидии, гранты и др., идущие на реализацию уставных целей;
• на уровне коммерческих организаций: налоговые платежи, часть доходов, которая может быть отвлечена от кругооборота индивидуальных капиталов в благотворительные фонды, на коллективное потребление и др.;
• на уровне домашних хозяйств: часть имущества, которая может быть израсходована на софинансирование производства общественных благ, индивидуальную благотворительность, взносы на коллективное потребление и др.;
• на уровне государства, органов местного самоуправления: основная часть денежных средств, поступающих в виде налоговых доходов, доходов от государственных и муниципальных коммерческих организаций, доходов от приватизации государственного и муниципального имущества, доходов от внешнеэкономической деятельности, от государственного и муниципального кредита, доходов от эмиссии денег и ценных бумаг, дотаций, субсидий, субвенций, которая идет на создание общественных благ и содержание публичной власти;
• на международном уровне: средства международных некоммерческих организаций в виде трансакций, пожертвований, грантов и др. на Реализацию медицинских, образовательных, благотворительных программ.
К инструментам управления финансами НКО относят: бюджетиро-Вание, финансовый анализ, организацию привлечения заемных средств, Управление размещением свободных средств, инвестиционный менеджмент, менеджмент распределения ресурсов, антикризисное управление, Фандрайзинг, использование оборудования, страхования, партнерство [Финансовое управление НКО, с. 41].
Финансово-хозяйственная деятельность некоммерческих органи-*Ций.Коммерческая организация ведет экономическую деятельность. *°Д экономической деятельностью следует понимать деятельность, на-
Раздел IV. Финансы некоммерческих организаций
19. Особенности функционирования финансов некоммерческих организаций 607
правленную на извлечение дохода и присвоение прибыли. Некоммерческая организация ведет финансово-хозяйственную деятельность. Под финансово-хозяйственной деятельностью некоммерческих организаций следует понимать деятельность, направленную на создание общественных благ, не приносящих доходов от реализации, не обеспеченную доходами от собственной деятельности и поэтому связанную с внешним финансированием, не имеющую своей целью присвоение прибыли в результате функционирования капитала.
В самом общем виде движение фондов некоммерческой организации, создающей чистые общественные блага, имеет вид:
ф-Р=»П=>ОБ,
где Ф — фонды некоммерческой организации, используемые для создания общественных благ;
Р — ресурсы для создания общественных благ;
П — процесс производства общественных благ;
ОБ — предоставление общественных благ без реализации.
На первой стадии (Ф — Р) происходит аккумулирование доходов и определяется объем ресурсов в денежной, вещественной и трудовой форме (включая волонтеров) для создания общественных благ. Отметим, что распределение ресурсов в некоммерческом секторе — проявление социальной политики государства и гражданской позиции членов общества. На второй стадии (Р => П => ОБ) осуществляется расходование, трансформация ресурсов в общественные блага без реализации, без рыночной конкуренции. Таким образом, движение фондов некоммерческой организации качественно отличается от кругооборота капитала, включает только две стадии, не имеет стадии реализации общественных благ.
Финансово-хозяйственная деятельность НКО, взятая сама по себе, по определению целевым образом не связана с самовозрастанием стоимости, получением прибыли. Она основана на функционировании имущественных фондов некоммерческих организаций, т. е. такого имущества, которое не приносит прибыли. О том, что некоммерческая организация функционирует качественно иначе, а само объяснение этого феномена требует введения иных терминов, говорят исследователи общественного сектора. Например, американские ученые вводят различие между терминами «собственный капитал» коммерческой фирмы и «фондовый капитал» некоммерческой организации [Бригхем, Гапен-ски, т. 2, с. 600]. С материально-вещественной точки зрения капитал фирмы и имущественные фонды некоммерческой могут ничем не отличаться друг от друга. Их важнейшее отличие — функциональное, определяемое целями деятельности организации.
На основе анализа кругооборота капитала и движения имущественных фондов некоммерческих организаций доходы юридических лип можно подразделить на коммерческие и некоммерческие. Расходы коммерческих организаций выступают исходным пунктом движения капй
тала в процессе кругооборота. Доходы коммерческих организаций связаны с завершающей стадией кругооборота капитала, содержанием которой выступает реализация товаров и получение прибыли в денежной форме. Доходы некоммерческих организаций открывают саму возможность создания общественных благ. Расходование ресурсов для создания общественных благ завершает движение фондов некоммерческих организаций.
Таким образом, проявления финансово-хозяйственной деятельности НКО следует определять принципиально иначе, например, понятиями «поступление средств» и «направление средств». Именно такой подход заложен в постановлении Госкомстата РФ от 27 октября 1998 г. № 105 «Об утверждении единовременной формы федерального государственного статистического наблюдения за некоммерческими организациями».
Поступление средств — это перечисление средств на счета НКО путем взносов, пожертвований, гуманитарной помощи, дарений, доходов от собственности, оказания платных услуг и др. Направление средств — это финансирование хозяйственной деятельности НКО, т. е. процесса создания общественных благ или реализации благотворительных программ, которые не генерируют поступления средств в процессе кругооборота ресурсов организации. Вместе с тем следует отметить, что в российском законодательстве применительно к коммерческим и некоммерческим организациям используются термины «доходы» и «расходы».
Из различий в определении терминологии становится понятным, что применение инструментов финансового менеджмента в некоммерческой организации производно от того, каковы источники ее финансирования, насколько масштабна и регулярна финансово-хозяйственная деятельность, объемен персонал, работающий на постоянной основе, велики размеры имущества, сколь способна она заниматься предпринимательством, что определяется целью деятельности, отношениями собственности, организационно-правовой формой и предпринимательскими навыками участников.
Производство общественных благ не может быть обосновано неким капиталом, рыночными стимулами и факторами, а именно получением Дохода, присвоением прибыли. Следовательно, понятийный аппарат, который используется при формировании теории функционирования Некоммерческого сектора в условиях рыночной экономики, должен базироваться не на разработках, относящихся к теории рыночной экономики, т. е. не на понятиях «товар», «капитал», «предпринимательство», ^Рыночный спрос и рыночное предложение», а на понятиях «социальная служба», «финансы», «бюджеты», «обеспечение», связанных с так "азываемой экономикой общественного сектора и экономикой гражданского общества.
Раздел IV. Финансы некоммерческих организаций
19. Особенности функционирования финансов некоммерческих организаций
Принципы финансово-хозяйственной деятельности некоммерче-ских организаций.Базовая терминология должна находить свое развитие в принципах деятельности коммерческих и некоммерческих организаций. Принципы финансово-хозяйственной деятельности НКО обычно определяются на основе противопоставления принципам деятельности коммерческих предприятий. Важнейшими принципами финансово-хозяйственной деятельности коммерческих предприятий являются самофинансирование, самоокупаемость и, как естественное следствие, и целевая установка, прибыльность. В отличие от коммерческих фирм некоммерческие организации не связаны с проблемами самофинансирования, самоокупаемости и прибыльности.
В коммерческих организациях первый принцип «самофинансирование» естествен. В некоммерческих организациях он не действует, поскольку основной источник обеспечения деятельности некоммерческих организаций — не внутренний (капитал, прибыль), а внешний (бюджетная система, гранты, пожертвования, членские взносы и т. п.). Вместе с тем законодательные акты допускают, что по договору между учредителем и НКО последняя может функционировать на условиях самофинансирования. Это означает лишь то, что учредитель не обязан наполнять бюджет некоммерческой организации.
В той мере, в какой НКО осуществляет производство общественных благ (оказание общественных услуг), занимается благотворительной деятельностью, издержки и цены распределяемых и перераспределяемых благ для нее и для потребителя не имеют значения: для потребителя они либо бесплатны, либо предоставляются по льготным и сниженным ценам; возмещение издержек включает дотации, субвенции, субсидии и др.1 Поэтому о самоокупаемости как покрытии производимых расходов генерируемыми ими доходами говорить не приходится.
Принцип прибыльности логически вытекает из предшествующего момента: если первичный момент — расходы (издержки производства, затраты) — не определяется или не важен, а само общественное благо не имеет цены реализации, то и вторичный, расчетный, производный от него не поддается исчислению или имеет условно-справочное значение.
Применительно к некоммерческим организациям можно сформулировать следующие общие принципы хозяйственной деятельности, формирования и использования финансов: а) самостоятельность; б) финансовая поддержка со стороны учредителей и участников; в) гласность. Мера и границы самостоятельности некоммерческой организации обу-
1 Дотация (от позднелат. dotatio — дар) — бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня или социально значимым предприятиям на безвозмездно и безвозвратной основе для покрытия текущих расходов. Субвенция — целевое денежное безвозмездное и безвозвратное пособие со стороны государства. Субсидия — долевое финансирование проекта государственными и муниципальными органами. В отли чие от дотации субвенции и субсидии предоставляются на финансирование вполне on ределенного мероприятия и подлежат возврату в случае нарушения их целево использования.
гЛовлены ее организационно-правовым статусом. Финансовая поддержка со стороны учредителей и участников — непременное условие существования НКО. Гласность вытекает не только из сути некоммерческих организаций, осуществляющих производство общественных благ, но и из необходимости сохранения самих устоев государства.
Прибыль — конечный финансовый результат предпринимательской деятельности, расходы — средство ее достижения. Конечный финансовый результат некоммерческой деятельности, связанной с производством общественных и смешанных благ, — покрытие расходов по программе деятельности, балансирование всех расходов доходами. При анализе коммерческих результатов на первый план выходят доходы, поскольку прибыль предстает как превышение доходов над расходами. Анализ и планирование некоммерческой деятельности при производстве общественных и смешанных благ должны начинаться с определения масштабов расходов, т. е. общественно полезных целей; доходы предстают средством их достижения. Размеры и структура доходов некоммерческой организации, а также сведения о размерах и составе имущества, о ее расходах, численности и составе работников, об оплате их труда, об использовании безвозмездного труда граждан в деятельности некоммерческой организации не могут быть предметом коммерческой тайны. Отсутствие в некоммерческих организациях прибыли или запрет на ее использование в частных интересах, естественно, порождает определенные финансовые привилегии, льготы, которые предоставляются на законодательной основе. Закон оговаривает то, что не допускается предоставление льгот по уплате налогов в индивидуальном порядке отдельным некоммерческим организациям, а также отдельным гражданам и юридическим лицам, оказывающим этим некоммерческим организациям материальную поддержку.
Финансовые результаты деятельности некоммерческих организаций.Финансовый результат коммерческой фирмы, занимающейся производством частных благ, слагается из прибылей (убытков) от обычных видов деятельности и прочих операций; он имеет естественное денежное выражение. Аналогичный принцип применим к некоммерческим организациям, обладающим правом на получение доходов от реализации.
В качестве конечного финансового результата деятельности отдельной НКО можно рассматривать полное покрытие целевых текущих расходов за счет целевого использования доходов, достижение своеобразной точки безубыточности. Законодательством РФ допускается тот факт, что НКО способна и может получать прибыль. Однако, как отмечалось ранее, НКО располагает не капиталом, а фондами, поэтому *стРого говоря, — совершенно справедливо отмечают Ю. Бригхем и Л. Гапенски, — некоммерческая фирма получает не «прибыль»,
«превышение доходов над расходами» [Бригхем, Гапенски, т. 2, с. 597].
сли НКО и получила такого рода прибыль, то вся ее сумма направля-
Раздел IV. Финансы некоммерческих организаций
Глава 19. Особенности функционирования финансов некоммерческих организаций
ется на обеспечение своей основной деятельности, т. е. реинвестируется, и не может распределяться между учредителями и участниками организации.
Некоммерческие организации и предпринимательская деятельность.В зависимости от основных целей организации законодательством и уставом НКО определяется структура ее возможной предпринимательской деятельности. При этом законодатель различает: а) предпринимательскую деятельность и б) платные формы деятельности некоммерческих организаций. Согласно п. 2 ст. 24 Закона № 7-Фз предпринимательской деятельностью НКО признаются приносящее прибыль производство товаров и услуг, отвечающих целям ее создания, а также приобретение и реализация ценных бумаг, имущественных и неимущественных прав, участие в хозяйственных обществах и участие в товариществах на вере в качестве вкладчика. При этом следует учитывать установленные законодательством РФ ограничения на участие некоторых форм НКО в хозяйственных обществах. Так, финансируемые собственниками учреждения могут быть участниками хозяйственных обществ только с разрешения собственника (п. 4 ст. 66 ГК РФ), а благотворительные организации не могут участвовать в хозяйственных обществах совместно с другими лицами (п. 4 ст. 12 Федерального закона от 11 августа 1995 г. № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях»). Таким образом, можно говорить о двух характерных признаках разрешенной предпринимательской деятельности НКО: 1) конкретный перечень видов деятельности применительно к каждой организационно-правовой форме НКО; 2) использование полученного дохода вне данной организации, не на ее непосредственные нужды.
Например, к предпринимательской деятельности образовательного учреждения (ст. 47 Закона РФ «Об образовании») относятся: а) реализация и сдача в аренду основных фондов и имущества образовательного учреждения; б) торговля покупными товарами, оборудованием; в) оказание посреднических услуг; г) долевое участие в деятельности других учреждений (в том числе образовательных) и организаций; д) приобретение акций, облигаций, иных ценных бумаг и получение доходов (дивидендов, процентов) по ним; е) ведение приносящих доход иных внереализационных операций, непосредственно не связанных с собственным производством предусмотренных уставом продукции, работ, услуг и с их реализацией.
Деятельность образовательного учреждения по реализации предУ" смотренных уставом этого образовательного учреждения производимой продукции, работ и услуг относится к предпринимательской лишь в той части, в которой получаемый от этой деятельности доход не реинвестируется непосредственно в данное образовательное учреждение и (или) на непосредственные нужды обеспечения, развития и совер-
щенствования образовательного процесса (в том числе на заработную плату) в данном образовательном учреждении.
В случае предпринимательской деятельности, направленной на получение прибыли, НКО приравнивается к коммерческому предприятию и подпадает под действие законодательства РФ в области предпринимательской деятельности. Чтобы начать коммерческую деятельность, НКО может взять кредит, заключить договор займа, получить аванс от заказчика и т. п. Использовать средства целевого финансирования для осуществления предпринимательской деятельности, в частности производства товаров, работ и услуг, приобретения ценных бумаг, имущественных и неимущественных прав, участия в хозяйственных обществах нельзя, поскольку тем самым, во-первых, нарушается их назначение, определенное источником целевого финансирования, и, во-вторых, средства, использованные НКО не по целевому назначению, в соответствии с п. 14 ст. 250 НК РФ признаются внереализационными доходами и облагаются налогом на прибыль на общих основаниях (по ставке 24%).
Согласно ст. 251 НК РФ некоммерческие организации, ведущие предпринимательскую деятельность и получившие целевые средства, обязаны вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевого финансирования (целевых поступлений). При отсутствии раздельного учета указанные средства облагаются налогом на прибыль с даты их получения. Что понимается под ведением раздельного учета, в нормативных документах не указано. Как правило, под организацией раздельного учета подразумевается любой метод, позволяющий: 1) достоверно определить показатели, необходимые для полноты исчисления какого-либо налога; 2) отразить на счетах бухгалтерского учета данные, характеризующие доходы и расходы по различным видам деятельности организации, либо выпуск различных видов продукции. Избранный метод налогоплательщику следует закрепить в своей учетной политике.
Некоммерческие организации, ведущие предпринимательскую деятельность, кроме прямых расходов, непосредственно связанных с ее осуществлением, практически всегда несут общие расходы, связанные как с предпринимательской, так и с основной уставной деятельностью (расходы по оплате труда административно-управленческого персонала, по содержанию зданий, автомобилей, по услугам связи и т. п.). Поэтому главная проблема при организации раздельного учета заключается именно в их распределении в целях налогообложения. При распределении общих накладных расходов НКО вправе самостоятельно выбрать Метод их учета, который следует обязательно отразить в учетной политике.
В целях минимизации налогообложения НКО необходимо стремиться к тому, чтобы часть общих расходов учесть в качестве прямых. То достигается путем максимального разделения учета расходов, свя-
Раздел IV. Финансы некоммерческих организаций
- ява19. Особенности функционирования финансов некоммерческих организаций 613
занных с осуществлением предпринимательской деятельности, и расходов по уставной деятельности. Например, НКО может иметь в наличии организационно-распорядительные документы, свидетельствующие о том, что в структуре организации сформированы два подразделения: а) по осуществлению предпринимательской деятельности; б) по осуществлению уставной (т. е. некоммерческой) деятельности. При этом каждый объект основных средств в момент принятия к учету должен быть распределен по указанным службам и использоваться исключительно для осуществления какой-то одной деятельности. Штатное расписание должно содержать перечень работников служб с наименованием должностей, должны быть утверждены должностные инструкции, четко регламентирующие круг обязанностей сотрудников обеих подразделений. При соблюдении указанных условий НКО может подтвердить наличие расходов, напрямую связанных с коммерческой деятельностью.
Общие принципы составления финансовой отчетности некоммерческими организациями.Отчетность некоммерческих организаций строится на основании и в соответствии с федеральными законами от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» и от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» и постановлением Правительства РФ от 15 апреля 2006 г. № 212 «О мерах по реализации отдельных положений федеральных законов, регулирующих деятельность некоммерческих организаций». Для отдельных организационно-правовых форм некоммерческих организаций разработаны особые, как правило, упрощенные формы отчетности.
Кроме традиционной налоговой отчетности с 2007 г. она включает дополнительные сведения: 1) отчет о деятельности НКО и сведения о персональном составе ее руководящих органов; 2) уведомление о расходовании НКО денежных средств и об использовании иного имущества, включая полученные от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства; 3) информация об объеме получаемых общественным объединением от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства денежных средств и иного имущества, целях их расходования или использования, а также об их фактическом расходовании или использовании.
Отчет о деятельности НКО и сведения о персональном составе ее руководящих органов (форма № ОН0001) ежегодно представляется в органы Росрегистрации. Уведомление о расходовании денежных средств и об использовании иного имущества, включая полученные от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства (форма № ОН0002) ежегодно представляется НКО в уполномоченный орган. Информация об объеме получаемых общественным объединением от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства денежных средств и иного имущества, целях их расходования или использования, а такЖе
^ их фактическом расходовании или использовании (форма xjb ОН0003) ежегодно представляется в органы Росрегистрации.
Международные стандарты финансовой отчетности для общественного сектора.Существующая в настоящее время система учета и финансовой отчетности некоммерческого сектора не удовлетворяет требованиям полноты, прозрачности и сопоставимости. Финансовая отчетность, представляемая НКО, не позволяет адекватно оценить ее финансовое положение. Так, в большинстве случаев информации, содержащейся в отчетности государственных и муниципальных предприятий, недостаточно для того, чтобы составить ясное представление о фактическом дефиците бюджета, затратах на предоставление отдельных бюджетных услуг, результатах предпринимательской деятельности бюджетных организаций, кредиторской и дебиторской задолженности бюджетов, объеме и структуре регионального долга и условных обязательств, масштабах общественного сектора экономики.
Российская система бухгалтерского учета ориентирована в первую очередь на выполнение фискальных функций, что входит в противоречие с требованиями рыночной экономики о необходимости отражения в учете реальной экономической ситуации. Кроме того, отчетность строится на той же самой методологии, что и отчетность коммерческих фирм. В связи с этим возникает необходимость реформирования системы учета и отчетности некоммерческого сектора во всероссийском масштабе.
Международным профессиональным сообществом разработаны международные стандарты финансовой отчетности в общественном секторе (МСФООС). Переход на МСФООС необходим для повышения прозрачности системы региональных и местных финансов, качества и достоверности бюджетного учета и отчетности, обеспечения максимально полного учета не охваченных в настоящее время финансовых операций, создания условий для анализа динамики и уровня бюджетной задолженности, налоговых льгот, оценки эффективности оказываемых бюджетных услуг. Вместе с тем, будучи калькой с международных стандартов финансовой отчетности для коммерческих фирм (МСФО), МСФООС требуют дальнейшего развития методологии учета и отчетности.
Для того чтобы понять общую логику МСФО и МСФООС, следует Разграничить два круга понятий: 1) «коммерческий» и «некоммерческий» секторы; 2) «частный» и «общественный» секторы. Подобная Классификация в общеэкономической, финансовой, бухгалтерской и правовой литературе отсутствует, часто происходит отождествление "^коммерческого и общественного секторов.
В основе выделения частного и общественного секторов лежат отношения частной и общественной (государственной и муниципальной) с°бственности. В МСФООС понятие «общественный сектор» распространено на следующие субъекты: 1) национальные правительства, ре-
Раздел IV. Финансы некоммерческих организаций
19. Особенности функционирования финансов некоммерческих организаций 615
гиональные органы государственной власти (например, власти штата провинции, территории); 2) органы местного самоуправления (например, городская администрация) и 3) соответствующие государственные и муниципальные организации (например, агентства, управления, комиссии и компании).
В основе разделения коммерческого и некоммерческого секторов лежат принципы экономической деятельности — нацеленность на получение прибыли или отсутствие данных мотивов. В зависимости от возможностей присвоения, распределения и использования прибыли в социальной системе выделяются два сектора: 1) коммерческий, непосредственно осуществляющий производство частных благ ради извлечения прибыли (основной субъект хозяйственной деятельности коммерческого сектора — коммерческая организация, а прибыль, полученная ею, может распределяться и использоваться ее учредителями и участниками); 2) весь остальной, или некоммерческий, сектор (он крайне разнороден, а основной его субъектом является некоммерческая организация).
Таким образом, в рамках общественного сектора могут действовать как государственные и муниципальные коммерческие предприятия, так и государственные и муниципальные некоммерческие предприятия (рис. 19.1).
Частный коммерческий сектор занимается производством частных благ, товаров. Общественный некоммерческий сектор осуществляет
Тип собственности | |||||
частная | общественная (государственная и муниципальная) | ||||
Типы предприятий | |||||
частные | государственные | ||||
5J О G 9 си и | о м | Я ж с X Б. р й и | «г S о я а. и 3о и | Частный коммерческий сектор: применяются МСФО | Общественный коммерческий сектор: применяются МСФО | |
и б о. О) 5 § | «я р г* | 1 о 9 у X | Частный некоммерческий сектор: стандарты не разрабатываются | Общественный некоммерческий сектор: разрабатываются к применению МСФООС |
Рис.19.1. Сферы применения МСФО
производство общественных благ. Вследствие значительных особенностей в хозяйственной деятельности для каждого из них разрабатывают ся свои специфические международные стандарты финансовой отчет-
ности. В зависимости от того, к какому сектору относится экономический субъект, к нему применяются МСФО или МСФООС. На сегодняшний день сформировано более 20 международных стандартов финансовой отчетности для общественного сектора1. В основу составления международных стандартов финансовой отчетности для общественного сектора положен принцип аналогии. Каждому стандарту для общественного сектора соответствует стандарт для частного сектора, фактически документы в виде МСФООС предстают сокращенным модифицированным вариантом МСФО.