Описание структуры предприятия
Общий раздел
Введение
Рыночная экономика предполагает становление и развитие предприятий различных организационно - правовых форм, основанных на разных видах частной собственности, появление новых собственников - как отдельных граждан, так и трудовых коллективов. Появился такой вид экономической деятельности, как предпринимательство - это хозяйственная деятельность, связанная с производством и реализацией продукции, выполнением работ, оказанием услуг или же продажей товаров, необходимых потребителю. Она имеет регулярный характер и отличается, во-первых, свободой в выборе направлений и методов деятельности, самостоятельностью в принятии решений (разумеется, в рамках законов и нравственных норм), во-вторых, ответственностью за принимаемые решения и их последствия. В-третьих, этот вид деятельности не исключает риска, убытков и банкротств. Наконец, коммерческая деятельность четко ориентирована на получение прибыли, чем в условиях развитой конкуренции достигается и удовлетворение общественных потребностей. Это важнейшая предпосылка и причина заинтересованности в результатах коммерческой деятельности. Реализация этого принципа на деле зависит не только от предоставленной предприятиям самостоятельности и необходимости финансировать свои расходы без государственной поддержки, но и от той доли прибыли, которая остается в распоряжении предприятия после уплаты налогов. Кроме того, необходимо создать такую экономическую среду, в условиях которой выгодно производить товары, получать прибыль, снижать издержки.
Предприятие как хозяйственный субъект, занимающийся тем или иным видом деятельности, должно иметь определенную систему организации коллектива работников, свою структуру, технологию и порядок управления.
Сегодня предприятия осуществляют свою деятельность в разных сферах и отраслях хозяйства (промышленности, сельском хозяйстве, торговле и др.). Они могут заниматься как одним видом деятельности, так и несколькими. Именно предприятия производят, реализуют товары, осуществляют работы и услуги или иные виды коммерческой деятельности. Все это говорит о том, что предприятие является первичным, основным звеном общественного производства.
При обсуждении вопросов, связанных с успехом или неудачей предприятия на рынке, необходимо помнить, что покупатель - хозяин положения. Такое отношение к покупателю характерно для Запада. К сожалению, у нас покупатель пока полностью не пользуется своими правами и не считает себя хозяином положения. Это является следствием неполного отражения новых рыночных отношений в системе экономических отношений в России.
Продавец находится в конкуренции не только со своими прямыми “коллегами”, изготовителями идентичного товара, но и с производителями разнообразных его заменителей. Помимо этого, предприятие должно быть в состоянии поставлять товары лучшего качества по более низкой цене или предоставлять услуги лучшие, чем у конкурентов.
Грамотная организация коммерческой деятельности позволяет предприятию быть нечто большим, чем суммой его отдельных компонентов - капитала и сотрудников
Организация коммерческой деятельности предприятия «ГК Связной»
Закрытое акционерное общество «Группа компаний «Связной» (далее Общество, Компания), зарегистрировано 29 ноября 2004 года Межрайонной инспекцией МНС России №46 по г. Москве, Свидетельство о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц за ОГРН № 1047796913735 от 29 ноября 2004 года.
1. Наименование Общества
Полное фирменное наименование Общества на русском языке – Закрытое акционерное общество «Группа компаний «Связной».
Сокращенное фирменное наименование Общества на русском языке – ЗАО «Группа компаний «Связной».
Полное фирменное наименование Общества на английском языке – Closed Joint-Stock Company «Svyaznoy Group».
2. Место нахождения и почтовый адрес Общества
Место нахождения и почтовый адрес Общества – 115280, г. Москва, ул. Ленинская Слобода, д. 19.
3. Обособленные подразделения Общества
ЗАО «Группа компаний «Связной» не имеет обособленных подразделений. .
4. Количество лиц, зарегистрированных в реестре акционеров Общества
По состоянию на 31 декабря 2010 г. – 3.
Топ-менеджмент компании «Связной»
История
«Связной» – крупнейшая независимая федеральная розничная сеть, занимающаяся дистрибуцией мобильных устройств, а также предоставляющая операторские и финансовые услуги. Осуществляет свою деятельность с 1995 года. На сегодняшний день открыто 2692 магазина «Связной» на территориях России и Беларуси, которые ежедневно посещают около 1,5 миллионов покупателей.
В магазинах «Связной» покупатели могут приобрести мобильные телефоны, аудио- и видео- устройства, компьютеры, контракты операторов сотовой связи и множество других товаров и аксессуаров от ведущих производителей.
В розничной сети «Связной» представлен также широкий спектр товаров и услуг, включая оплату Интернета, цифрового ТВ, коммунальных платежей и пр. Мы предлагаем финансовые услуги, а в частности денежные переводы, кредиты и страхование.
Более чем 20 000 сотрудников компании обеспечивают высочайший уровень обслуживания, что отражается в неизменном росте показателей уровня лояльности покупателей. Бонусная программа лояльности под названием «Связной-Клуб» является крупнейшей коалиционной программой лояльности в стране и насчитывает более 15 млн участников.
«Связной» входит в топ-20 лучших брендов России по оценке консалтингового агентства Interbrand, а также в топ-10 крупнейших розничных сетей России по версии газеты «Коммерсант». Стоимость бренда «Связной» оценена в 141 млн $
Открытое акционерное общество « ГК Связной» именуемое в дальнейшем «Общество», создано в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
Правовое положение Общества определяется Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом «Об акционерных обществах», иными нормативно-правовыми актами Российской Федерации, а также Уставом.
Целью деятельности является получение прибыли от осуществления предпринимательской деятельности.
Основными видами деятельности Общества являются:
Торгово-закупочная деятельность, в том числе:
· оптовая и розничная торговля промышленными товарами, включая продукцию производственно-технического назначения;
· организация сети торговых предприятий;
· коммерческое посредничество и представительство;
· выполнение экспедиционных и транспортных работ, необходимых для реализации продукции;
· оказание снабженческих, сбытовых услуг;
· реализация товаров народного потребления и продукции производственно – технического назначения;
Внешнеэкономическая деятельность, в том числе:
· осуществление операций по импорту и экспорту товаров, работ, услуг.
Уставный капитал Общества составляет 2 000 000 (Два миллиона) рублей. Уставный капитал Общества состоит из обыкновенных именных акций в количестве 15 000 (Пятнадцать тысяч) штук номинальной стоимостью 100 (Сто) рублей каждая и привилегированных именных
бездокументарных акций в количестве 10 000 (Десять тысяч) штук номинальной стоимость 50 (Пятьдесят) рублей.
Бизнес, который положил начало группе компаний «Связной», был основан в октябре 1995 года. С момента создания основным видом деятельности группы являлась оптовая торговля телефонами стандарта DECT и персональной аудиотехникой, до 23 апреля 2002 года деятельность компании осуществлялась под брендом «Максус».
Датой основания компании считается 9 октября 1995 года. Торговая точка на Горбушке, офис площадью 20 квадратных метров, в штате фирмы было, всего пять сотрудников. Начав с минимального капитала, компания за короткий срок превратилось в крупное и стремительно развивающееся коммерческое предприятие.
К 2000 году компания «Максус» подписала прямые контракты с ведущими производителями персональной аудиотехники, такими как: Siemens, Motorola, Philips, Ericsson и другими. К началу 2002 года компания «Максус» удалось занять весомые позиции: доля рынка по оптовым продажам аудиотехники и телефонии достигла 10%.
Правильно оценивая перспективы развития рынка продаж сотовых телефонов, в 2001 году было принято стратегическое решение в концентрации усилий в области развития розничных продаж. 23 апреля 2002 года состоялся официальный запуск розницы под новым брендом – сеть центров мобильной связи «Связной». К этому моменту новая сеть насчитывала 81 торговую точку.
После запуска бренда «Связной» розничная сеть компании «Максус» продолжает стремительно развиваться, причем не только в Москве и Московской области. Осенью 2002 года открываются первые центры мобильной связи Связной в Санкт-Петербурге. «Максус» присутствовал в северной столице только как оптовый продавец. К середине 2003 года здесь уже 25 торговых точек. Следующим этапом экстенсивного развития «Связного» становится открытие магазинов в Нижнем Новгороде.
По итогам 2008 года, Группа компаний «Связной» насчитывает 1823 Магазина 2‐х форматов, центры мобильной связи «Связной» и галереи цифровых технологий «Связной 3» ‐ 1754 магазина в 465 городах РФ и 69 магазинов в Республике Беларусь. Оборот компании за 2008 год составил порядка $3 млрд. Рыночная доля компании на 1 кв 2009 года – 22,4%. Выручка компании за 2007 год составила $2,34 млрд ($1,83 млрд в 2006 году)
В настоящее время партнерами компании являются: Nokia, Samsung, Siemens, Sony Ericsson, Voxtel, Philips, Motorola, Alcatel, Explay, Sony, BBK, Rover, Nec, Prolife и т.д.
Сегодня группа «Связной» состоит: ЗАО «Группа компаний «Связной» – владелец акций одиннадцати операционных компаний группы, в том числе: ЗАО «Связной» – распределительный и финансовый центр; розничные торговые компании (ЗАО «Связной МС», «Связной ЦР», ОАО «Связной НН», ОАО «Связной СПБ», ЗАО «Связной Кзн», ОАО «Связной Юг», ОАО «Связной Урал», «Сибирь»);
ЗАО «Связной Загрузка» – производитель контента.
Такая структура позволяет группе «Связной» успешно сотрудничать с ведущими финансовыми институтами России.
«Связной» – это торговая сеть европейского уровня с отличным качеством обслуживания. Собственный Учебный центр позволяет персоналу компании постоянно повышать свою квалификацию и развивать мотивацию.
Реальное преимущество «Связного» – качество коммуникации с потребителем. Под качеством коммуникации подразумевается комплекс маркетинговой активности – от прямой рекламы до оформления мест продаж. При этом по таким факторам, как ассортимент, удобство мест продаж сеть «связной» входит в число лучших.
«Связной» во многом является новатором на рынке мобильного ритейла: «Связной» первым с марта 2004 года стал принимать у населения за междугороднюю и международную связь по счетам «Ростелеком». «Связной» первым начал выпускать ежемесячный каталог мобильных телефонов под названием «Взрослые игрушки». Замена старого телефона на новую модель с доплатой, прием платежей без комиссии, оформление полисов автострахования, подключение к НТВ+, возможность покупки товаров в кредит- и это далеко не все услуги.
Постоянное стремление центров мобильной связи «Связной» к инновациям и самосовершенствованию привело в итоге к созданию галереи цифровых технологий «Связной 3». Этот магазин стал отправной точкой в создании новой розничной сети, нет им аналогов в России. Проект «Связной 3» выводит на новый уровень товарный ассортимент в сфере потребительских цифровых технологий. В нем впервые в практике российских сетей сотовой розницы воплощен проект магазина с открытым доступом потребителей к витринам и размещенным на них товаром.
Сейчас в регионе «Связной ЦР» работает 662 точки во многих городах: Москве, Воронеже, Смоленске, Брянске, Туле, Тамбове, Липецке, Рязани и др.
Стратегия развития группы «Связной» направлена на увеличение рыночной доли, диверсификацию поставщиков, расширенность продуктового ряда, рост стоимости бренда и экспансию в новые сегменты рынка телекоммуникаций.
Описание структуры предприятия
Группа компаний «Связной» насчитывает 15 региональных филиалов с развитой инфраструктурой местного управления. Сегодня ни одна компания не имеет таких темпов регионального развития, как группа компаний «Связной».
Штат компании насчитывает около 14531 сотрудников, из которых:
· 4025 чел. – в Москве.
· 4226 чел. – Сотрудники центрального офиса и вспомогательных служб (из них 2337 чел. в регионах).
· 10305 чел. – Торговый персонал (из них 8169 чел. в регионах).
Большую часть компании составляют работники розницы. Они одновременно являются как её лицом, так и основной движущей силой, потому что именно эффективные продажи и коммуникации с клиентами определяют залог успеха данной организации.
Интересы и видение сотрудников розницы, учитывается или даже лучше сказать слушается лишь на полугодовых собраниях и в личных обращениях к руководителям секторов.
В розничном подразделении «Связного» (сами салоны) действует следующая структура управления:
· Управляющий магазином – руководитель одного магазина, в подчинение у которого находятся менеджеры по продажам и менеджеры по продажам финансовых продуктов. Задачи и суть работы весьма разносторонние, начиная от контроля качества работы магазина и повышения эффективности экономики, заканчивая решением мелких проблем с покупателями;
· Оперативный менеджер (ОМ) – курирует от 5 до 30 торговых точек, непосредственный руководитель управляющих магазинами;
· Управляющий менеджерами (УМ) – контролирует 5-10 оперативных менеджеров в одном субъекте (Москва, Московская область и т.д.);
· Директор по торговым операциям (ДТО) – контролирует работу УМ в 1 из 9 «регионов» (ЮГ, Поволжье, Санкт-Петербург, Москва, Московская область, дальний Восток, Урал, Сибирь)
Рис.1 Организационная структура сети Розница в компании ЗАО «Связной Логистика»
ГК «Связной» можно разделить на несколько отделов, выполняющих отдельно поставленные цели, разделение происходит функционально и имеет матричную систему управления. Можно выделить основные подразделения:
Организационная структура офиса компании представлена на рис. 2
служба безопасности (обеспечение безопасной работы на торговых точках, проверка сотрудников на осуществление ими махинаций с товарно-материальными ценностями, взаимодействие с МВД, в случаях возбуждения уголовных дел по факту хищения)
отдел снабжения (поставка товаров на торговые точки как для продажи, так и для обеспечения полной работоспособности ТТ)
отдел рекламации (работа с претензиями, выдает разрешение на обмен товара или на возврат денежных средств)
IT-отдел (поддержка работы цифровой техники, настройка оргтехники, консультация по работе с программным обеспечением, установленным на рабочем месте).
транспортный отдел (доставка, вывоз товаров или оборудования)
отдел трейд-маркетинга (разработка и внедрение инструкций по оформлению салонов)
отдел кадров (взаимодействие с сотрудниками, оформление, увольнение, предоставление отпусков, выдача справок различных форм и т.п.)
отдел качества (разработка и внедрение СМК)
Интернет-магазин (оформление заказов под гарантированную продажу через официальный сайт в интернете)
сервисный отдел (ремонт и диагностика продукции)
§
розница (занимается непосредственными продажами и обслуживанием клиентов.)
Перечень производственных процессов, протекающих на предприятии:
Оформление торговых операций на каждой торговой точке влияет на работу всех финансовых служб компании, так как именно торговая точка предоставляет первичную документацию по учету товара и денежных средств. На основании отчетов каждой торговой точки бухгалтерские и экономические структуры компании разрабатывают коммерческую политику. Поэтому даже небольшая ошибка или небрежность в оформлении документов и проведении торговых операций влечет за собой крупные последствия не только для сотрудника, допустившего ошибку, но и для всей компании в целом.
Для ведения учета и оформления торговых операций на торговых точках в компании ЗАО «Связной Логистика» используется программа 1С-Рарус.
Все торговые операции подразделяется на следующие виды:
1. Поступления товара на торговую точку;
2. Перемещение товара с торговой точки;
3. Оформление продаж;
4. Возврат и обмен товара;
5. Прием товара в ремонт;
6. Инкассация в банк;
7. Инвентаризация;
8. Формирование ежедневных отчетов;
Сдача документов в вышестоящие подразделения
Анализ основных экономических показателей «Связной»
К одной из важнейших характеристик любого предприятия следует отнести технико-экономические показатели, которые включают в себя показатели товарооборота, валовой доход, издержки обращения, внереализационные доходы и расходы и др. Технико-экономические показатели «Связной» показаны в таблице 1.
Таблица 1 – Технико-экономические показатели компании «Связной»
№ | Показатель | Ед. изм. | 2009 г. | 2010 г. | Отчетный год к пред. | |
Отклонение | Темпы изменения | |||||
Товарооборот | тыс. руб. | 32% | ||||
Валовый доход | тыс. руб. | 28% | ||||
Издержки обращения | тыс. руб. | 33% | ||||
Внереализационные доходы | тыс. руб. | -245 | -42% | |||
Внереализационные расходы | тыс. руб. | 10% | ||||
Балансовая прибыль | тыс. руб. | 12% | ||||
Чистая прибыль | тыс. руб. | 55% | ||||
ФОТ | тыс. руб. | 48% |
Как видно из таблицы, валовый доход за исследуемый период увеличивается на 28%, балансовая прибыль – 12%, чистая прибыль увеличилась на 55%.
В общем, можно сделать вывод о достаточно устойчивом развитии ГК «Связной».
Далее проведем анализ товарооборота компании.
Товарооборот – это объем продаж товаров торговой организацией в денежном выражении за определенный период времени (стандарт «торговля (термины и определения)», утвержден Постановлением Госстандарта РФ от 11.08.99г.№ 242-ст).
Анализ товарооборота позволяет оценивать соответствие имеющихся товаров спросу населения для принятия мер по оптимизации структуры товарооборота, увеличению объема продаж, ускорению товар оборачиваемости, ритмичности и равномерности продаж. Товарооборот подразделяется на оптовый, розничный и оборот общественного питания[8].
Розничным товарооборотом называется выраженный в денежной форме объем продаж товаров населению для удовлетворения его личных потребностей, а также реализация товаров различным учреждениям, организациям, предприятиям (дома отдыха и санатории и т. д.) для обслуживаемых ими контингентов.
Экономическая сущность розничного товарооборота выражается отношениями, связанными с обменом денежных средств на товары. Розничный товарооборот передает товары конечным потребителям и характеризует завершение процесса обращения. Товары из сферы обращения поступают в сферу потребления, становятся собственностью потребителя.
Стоимость товаров меняет свою форму через розничный товарооборот. В итоге создаются условия для дальнейшего развития производства.
Товарооборот можно охарактеризовать с точки зрения количества и качества.
Качественная характеристика товарооборота связана со структурой товарооборота, т. е. ассортиментным составом, количественная характеристика зависит от объемов реализации компании в денежном выражении.
К показателям, характеризующим товарооборот торгового предприятия, относят: объем товарооборота в стоимостном выражении в текущих и сопоставимых ценах, ассортиментную структуру по отдельным товарным группам (в рублях и процентах), однодневный товарооборот, товарооборот в расчете на одного работника, в том числе на работника прилавка (торговой группы), время обращения товаров в днях и скорость товарооборота (число оборотов).
Анализ показателей товарооборота позволяет установить основные качественные и количественные показатели работы торговой организации в текущем периоде. От анализа, правильности сделанных выводов по результатам анализа зависит экономическая обоснованность расчетов на предстоящий период[9].
По результатам анализа можно судить, в какой степени выполнен прогноз продаж и удовлетворен покупательский спрос, чем были вызваны изменения в товарообороте за отчетный период, оценить степень соответствия фактических результатов деятельности предприятия намеченной стратегии.
Данные бухгалтерской, статистической и оперативной отчетности являются основными источниками информации для анализа товарооборота. Его начинают с определения объема товарооборота в денежном выражении или в натуральных показателях за определенный период (декада, месяц, квартал, полугодие, год). Полученные отчетные данные сравнивают с прогнозируемыми показателями за эти периоды.
Анализируя товарооборот, выявляют закономерности в его развитии. С этой целью рассчитывается динамика товарооборота в текущих и сопоставимых ценах.
Объем производства и реализованной продукции – это основные показатели, характеризующие деятельность предприятия. Объем реализации крайне важен для установления нормированных статей затрат – расходов на рекламу, представительских расходов, а также для исчисления налогов.
По экономическому содержанию объем реализованной продукции характеризует конечный финансовый результат работы предприятия, выполнения своих обязательств перед потребителями, степень участия в удовлетворении потребностей рынка. Темпы роста объема производства и реализации продукции, повышения ее качества влияют на величину издержек, прибыль и рентабельность предприятия. Поэтому анализ данных показателей имеет важное значение.
Информационной базой для анализа объемов реализации продукции служат:
- Форма №2 бухгалтерской отчетности «Отчет о прибылях и убытках»;
- Различные виды сопроводительной документации;
Таким образом, полный и достоверный учёт и глубокий анализ движения товаров даёт возможность торговой организации влиять на скорость оборота торгового капитала, не допускать затоваривания, осуществлять контроль сохранности товаров, предупреждать образование недостач и, в конечном счёте, получить максимальную прибыль.
Поскольку объем реализации - это конечный результат деятельности предприятия как производственного комплекса, анализ выручки проводят как по предприятию в целом, так и в разрезе его структурных подразделений или видов продукции, а также по его обособленным хозяйственным единицам, ведущим самостоятельную производственную деятельность (цехам, филиалам). Такой анализ имеет смысл только в том случае, когда в финансовых потоках всего предприятия можно вычленить выручку конкретного подразделения, а также если величина этой выручки существенна для предприятия в целом. Как и при анализе производства продукции, анализ выручки потребует существенных затрат времени сотрудников как аналитических служб, так и линейных подразделений. Поэтому его можно считать оправданным лишь в той мере, в какой он дает полезную информацию для определения перспектив предприятия и его отдельных подразделений.
Показателем доли товарной продукции в объеме валовой продукции является коэффициент товарности:
К тов = ТП/ВП (2.1)
К тов 2009 = 82006/88446=0,92*100=92%
К тов 2010 = 108391/113245=0,9*100=95%
Динамика роста товарооборота в текущих ценах (ДТО) рассчитывается по формуле:
ДТО = Фактический товарооборот отчетного года в текущих ценах* 100 /Фактический товарооборот прошлого года (2.2)
ДТО 2009 = 108391*100/82006 = 132,17%
Абсолютный прирост составил=108391-82006=26385 тыс. руб.
Также одним из показателей использования оборотных средств, служит показатель оборачиваемости материальных запасов в днях. Оборачиваемость материальных запасов в днях – это отношение суммы материальных запасов к однодневному обороту по реализации:
О мз = Материальные запасы/объем продаж/360 дней (2.3)
О мз = 15348/88446/360=4,82
По данному показателю устанавливается число дней, приходящихся на один оборот материальных запасов. Низкое значение показателя свидетельствует об устойчивом спросе на продукцию предприятия.
Вывод:
В завершении анализа, по результатам проведенных расчетов следует сделать выводы о причинах изменения показателей. К примеру, следствием выполнения плана послужила качественная работа менеджеров по продажам, которые увеличили количество заключаемых договоров в отчетном периоде. В целом же показатели товарооборота свидетельствуют о достаточно эффективной работе компании.
Аналитический раздел