Порядок организации грузовых перевозок
Схема организации международных автомобильных перевозок на рисунке 1.4.1.
Предпосылкой для организации перевозок товаров является заключение договора купли-продажи между предприятиями двух государств. В соответствии с заключенным договором от предприятия-грузоотправителя (1) поступает заказ-поручение экспедитору (2) на перевозку грузов. В поручении указывается характер груза, время и дата поставки автомобиля под погрузку, адреса грузоотправителя и грузополучателя, ставка фрахта и другая информация, необходимая для осуществления перевозки.
С заказчиком экспедитор согласовывает ставку фрахта, присваивает заказу номер отправки и вводит все данные в персональный компьютер. Выполнив необходимую обработку информации, экспедитор дает автотранспортному предприятию (3), с которым заключен договор, задание на перевозку (адрес грузоотправителя, вид груза, масса, объем, дата и время подачи автомобиля под погрузку, страна и адрес грузополучателя) и передает необходимые документы (CMR, Книжка МДП).
Рисунок 1.4.1 – Схема организации международных автомобильных перевозок:
1 – грузоотправитель РБ; 2 – экспедитор РБ, 3 – АТП (перевозчик); 4 – западноевропейский экспедитор; 5 – бюро экспедиторов на погранпереходах; 6 – западноевропейский грузополучатель; 7 – западноевропейский грузоотправитель; 8 – грузополучатель РБ.
Перевозчик, заполнив необходимую документацию (путевой лист, CMR), в установленное время подает автомобиль под погрузку. После загрузки автомобиля, заполнения грузоотправителем необходимых документов (CMR, Книжка МДП, грузовая таможенная декларация) и таможенного оформления экспедитору поступает информация от водителя о приеме груза и готовности к отправке автомобиля (автопоезда) в страну назначения, а также предполагаемое время пересечения государственной границы. Экспедитор указывает водителю место получения валюты (погранпереход или касса экспедитора) и заказывает валюту, необходимую для осуществления перевозки. Одновременно водителю может быть передана и другая оперативная информация о возникших изменениях на маршруте движения, предпочтительных пунктах заправки и т.д.
Прибыв на погранпереход, водитель информирует бюро экспедитора (5) о ходе перевозки, и вся информация поступает по компьютерной сети в вычислительный центр экспедиторов (2 и 4).
В бюро экспедитора уточняются дата и время прибытия автомобиля под разгрузку, и здесь же водитель может получить письменное задание на обратную загрузку.
Информация о дате и времени прибытия груза поступает от экспедитора грузополучателю. Прибыв к грузополучателю (6) и выполнив с ним все формальности по таможенному досмотру, водитель сдает груз и заполняет все документы о завершении перевозки (Книжка МДП, CMR, путевой лист).
Завершив перевозку, водитель информирует экспедитора (4) о том, что груз доставлен, и получает на факс грузополучателя письменное задание на обратную загрузку, если он такого задания не получал в бюро экспедитора на погранпереходе.
Прибыв к грузоотправителю (7), заполнив необходимые документы, погрузив груз и пройдя таможенное оформление, водитель информирует экспедитора (4) о готовности доставить груз по назначению. На обратном пути водитель информирует экспедитора на погранпереходе о прибытии груза на границу. Одновременно уточняются дата и время прибытия автомобиля под разгрузку, и вся информация поступает экспедиторам страны отправления и страны назначения. Доставив груз по назначению, водитель совместно с грузополучателем осуществляет таможенное оформление прибывшего груза, сдает груз на склад, оформляет документы на завершение обратного рейса и информирует экспедитора о доставке груза. От экспедитора водитель может получить указание на загрузку для очередного рейса или о возвращении на автопредприятие.
В АТП водитель сдает все документы, необходимые для расчетов за выполненную перевозку (CMR, Книжка МДП, путевой лист, отчет по командировке).
При организации перевозок конкретных грузов транспортным предприятием проводится ряд мероприятий:
1. Составляется маршрут перевозок и схема с указанием опасных участков. Допустимая протяженность автомобильных маршрутов определяется исходя из соблюдения установленных законодательством Республики Беларусь нормативов рабочего времени водителей с учетом расчетных нормативов скорости движения и технологии перевозок.
2. Выбирается тип и марка автотранспорта в зависимости от вида перевозок с учетом дорожных и погодно-климатических условий. При перевозках масса и объем груза не должны превышать предельной вместимости транспортного средства, указанной в технической характеристике автомобиля данной марки.
3. Разрабатываются графики движения – на основе определения оптимальных значений скоростей движения автотранспорта на маршруте и отдельных участках между остановочными пунктами, с учетом соблюдения режимов труда и отдыха водителей, регламентируемых действующими нормативными документами. Каждый водитель должен быть обеспечен графиком движения на маршруте с указанием перечня мест для остановок в пути на отдых, обед и ночлег, схемой маршрута с указанием опасных участков.
4. Проводится инструктаж водителей транспортных средств об особенностях маршрута, об обеспечении безопасности движения и о правилах перевозки отдельных видов грузов (опасных, крупногабаритных, тяжеловесных и др.).
5. Назначается контрольное время возвращения автотранспорта, по истечении которого будут приниматься меры к установлению места нахождения автотранспорта.
6. Организуется контроль над соблюдением графиков (расписаний) движения, норм вместимости автотранспорта, маршрутов движения.
Контроль осуществляется за выполнением всех рейсов, предусмотренных графиками и планами перевозок с целью последующего анализа причин возникающих отклонений и корректировки графиков и планов.
Техническое состояние автомобилей, выпущенных в рейс, должно отвечать Правилам дорожного движения, Правилам технической эксплуатации подвижного состава автомобильного транспорта и инструкциям заводов-изготовителей.
Не допускается выпуск в рейс автомобилей, не обеспеченных необходимым исправным противопожарным оборудованием, медицинскими аптечками, знаками аварийной остановки.
При работе автомобилей на маршрутах ЧУАП «ВИТТРАНС» должно особое внимание уделять контролю соблюдения водителями расписания движения и норм грузоподъемности автомобилей.