Прогнозирование грузовых перевозок

Курсовая работа

по дисциплине: Социально-экономическое прогнозирование

на тему:

Прогнозирование грузовых перевозок

Санкт-Петербург

Содержание

1.Тенденции развития рынка грузовых ж\д перевозок: ОАО РЖД и частные операторы подвижного состава. 3

1.1 История появления частных операторов и их основные характеристики. 3

1.2. Тенденции развития: ОАО РЖД и частные операторы.. 7

Статус операторов, модель коммерческого взаимодействия и ценообразования 9

1.3. Частные операторы в сфере локомотивной тяги. 11

2. Определение прогнозного объема перевозок грузов. 15

2.1. Прогнозирование объема грузовых перевозок на основе среднего темпа роста 15

2.2. Прогнозирование объема перевозок на основе экстраполяции тренда. 18

2.2.1. Аналитическое выравнивание временного ряда. 18

2.2.2. Расчет статистических критериев. 24

2.2.3. Построение доверительного интервала прогноза. 25

Заключение. 27

Список литературы.. 29

1.Тенденции развития рынка грузовых ж\д перевозок: ОАО РЖД и частные операторы подвижного состава.

Определение прогнозного объема перевозок грузов

Прогнозирование объема грузовых перевозок на основе среднего темпа роста

Цепной темп роста характеризует отношение какого-либо уровня временного ряда к предыдущему уровню и выражается в процентах или долях единицы:

Прогнозирование грузовых перевозок - student2.ru или Прогнозирование грузовых перевозок - student2.ru

где Тц – цепной темп роста;

yi – уровень i-го года;

yi-1 – уровень года i-1.

Базисный темп роста характеризует отношение какого-либо уровня временного ряда к исходному уровню, принятому за базу сравнения:

Прогнозирование грузовых перевозок - student2.ru или Прогнозирование грузовых перевозок - student2.ru

где Тб – базисный темп роста;

yi – уровень i-го года;

yб – уровень года, принятого за базу сравнения.

Обычно за базу сравнения принимают первый уровень временного ряда, в курсовой работе за базу сравнения взят объем перевозок грузов в 1991 году.

Если тенденцию развития в известном временном интевале охарактеризовать с помощью некоторго постоянного темпа роста, то в качестве последнего принимается средний темп роста за соответствующий период.

Средний темп роста определяется по формулесредней геометрической:

Прогнозирование грузовых перевозок - student2.ru

где Прогнозирование грузовых перевозок - student2.ru -средний темп роста;

y1 – первый уровень временного ряда;

yn – последний уровень временного ряда;

n – количество лет в отчетном периоде (n=15). Результаты расчетов сведены в таблице 1.

Таблица 1

Определение темпов роста перевозок грузов

Порядковый номер года, i Прогнозирование грузовых перевозок - student2.ru
Годы,  
 
Прогнозирование грузовых перевозок - student2.ru Объем перевозок, млн. т Темпы роста, % Прогнозирование грузовых перевозок - student2.ru
Средний темп роста,  
 


Прогнозирование грузовых перевозок - student2.ru
цепные,
Прогнозирование грузовых перевозок - student2.ru
базисные,
- - 1,140
145,45 145,45
131,25 190,91
133,33 254,55
92,86 236,36
150,00 354,55
107,69 381,82
109,52 418,18
104,35 436,36
110,42 481,82
92,45 445,45
116,33 518,18
107,02 554,55
111,48 618,18
101,47 627,27
     
     
     
     
     

Объем перевозок определяется по одной из следующих формул:

Прогнозирование грузовых перевозок - student2.ru или Прогнозирование грузовых перевозок - student2.ru

где ym – прогнозируемый объем перевозок;

yn – фактический объем перевозок в последнем году отчетного периода;

y1 – фактический объем перевозок в первом году отчетного периода;

Прогнозирование грузовых перевозок - student2.ru – средний темп роста за отчетный период;

m – порядковый номер года, для которого составляется прогноз. Горизонт прогнозирования -5 лет.

Рис.1

Прогнозирование грузовых перевозок - student2.ru

Прогнозирование объема перевозок на основе экстраполяции тренда

Заключение

Теоретическая часть курсовой работы посвящена тенденциям развития грузовых ж\д перевозок в сфере деятельности частных операторов. Проводя анализ современной ситуации на рынке операторских услуг, в целом можно выделить следующие негативные тенденции.

1. Наблюдается постоянное увеличение среднего возраста грузовых вагонов. При этом, как показывает статистика, средний возраст подвижного состава частных операторов составляет около 8 лет. Если говорить о состоянии активной части фондов РЖД, то здесь ситуация гораздо тяжелее. Коэффициент износа грузовых вагонов достиг 85,9%, средний возраст грузовых вагонов – 21 год.

2. Дефицит подвижного состава. Это происходит вследствие ежегодного выбытия подвижного состава, отслужившего срок службы, при этом обновление парка вагонов идет медленными темпами. В 2008 г. частные операторы начали активно обновлять подвижной состав по лизинговым схемам, однако в начале 2009 г. ухудшение экономической ситуации оказало негативное влияние на объёмы перевозок, в результате наблюдалось увеличение показателя простоя вагонов. Положительная динамика грузоперевозок за 9 месяцев 2010 г. позволяет предположить возникновение в будущем дефицита вагонов. При этом неравномерность спроса на определённые виды вагонов (хоппердозато ры, полувагоны) определяется сезонностью. Таким образом, при росте общего количества вагонов на сети

железных дорог наблюдается их нехватка под погрузку в требуемых пунктах.

3. Это отсутствие реально действующего механизма взаимодействия ОАО «РЖД» с операторами подвижного состава по эффективному регулированию рабочего парка. Для решения возникшей проблемы, а также для упорядочения управления частным парком предложена модель взаимодействия между железными дорогами, грузоотправителями и операторами с участием координирующей структуры, представляющей интересы участников рынка. При этом основными задачами такого координационного органа является недопущение неразрешимых сценариев развития; прогнозирование, формирование и оценка сценариев развития рынка транспортных услуг; предоставление консалтинговых услуг.

Реформирование российского железнодорожного транспорта проходит в полном соответствии с утвержденной правительством Российской Федерации программой структурной реформы. На сегодняшний день ОАО "РЖД" завершило передачу грузовых вагонов в собственность компаний-операторов. Процесс передачи парка проходил планово. Идеология структурной реформы железнодорожной отрасли предполагает разделение функций: сохранение государственного регулирования движения транспорта и создание конкурентной среды в таких видах деятельности, как грузовые, пригородные, пассажирские перевозки. Сегодня в России работает уже более 1800 частных операторов подвижного состава.

В практической части курсового проекта сделан прогноз перевозок грузов на пять лет двумя методами: на основе среднего темпа роста и экстраполяции тренда.

Первый метод рекомендуется использовать при постоянно растущем объеме перевозок. В связи с этим, снижение объема перевозок в 1995, и 2001гг. позволяет сделать вывод о неточности сделанного нами прогноза.

Основной задачей при использовании второго метода является определение наилучшей формы тренда. В качестве уравнений тренда мы использовали уравнение прямой, параболы и показательной функции. Для выбора функциональной зависимости мы рассчитывали статистические критерии: среднее линейное отклонение, среднее квадратическое отклонение, теоретическое корреляционное отношение. На основе полученных значений критериев, можно сделать вывод, что для прогнозирования целесообразно использовать уравнение параболы.(т.к σ =2,95 = min; η =0,989=max). Прогноз, полученный вторым методом, является более точным.

Список литературы

1. Концепция реформирования железнодорожного транспорта в сфере оперирования грузовым подвижным составом на среднесрочную пер-

спективу (2010–2015 гг.) Утв. 16.10.2009.

2. Хусаинов Ф.И. Демонополизация железнодорожного транспорта и развитие системы операторских компаний. 2009.

3. Информационный портал РЖД-Партнер

4. Коммерсантъ.ru

5. http://rzd.ru/

6. http://ntcorp.ru/rzd_vishlo_s_modelju.html

7. http://www.transsfera.ru

Курсовая работа

по дисциплине: Социально-экономическое прогнозирование

на тему:

Прогнозирование грузовых перевозок

Санкт-Петербург

Содержание

1.Тенденции развития рынка грузовых ж\д перевозок: ОАО РЖД и частные операторы подвижного состава. 3

1.1 История появления частных операторов и их основные характеристики. 3

1.2. Тенденции развития: ОАО РЖД и частные операторы.. 7

Статус операторов, модель коммерческого взаимодействия и ценообразования 9

1.3. Частные операторы в сфере локомотивной тяги. 11

2. Определение прогнозного объема перевозок грузов. 15

2.1. Прогнозирование объема грузовых перевозок на основе среднего темпа роста 15

2.2. Прогнозирование объема перевозок на основе экстраполяции тренда. 18

2.2.1. Аналитическое выравнивание временного ряда. 18

2.2.2. Расчет статистических критериев. 24

2.2.3. Построение доверительного интервала прогноза. 25

Заключение. 27

Список литературы.. 29

1.Тенденции развития рынка грузовых ж\д перевозок: ОАО РЖД и частные операторы подвижного состава.

Наши рекомендации