Порядок организации работы грузовых автомобильных станций.

Линейные производственные предприятия автомобильной линии, размещаемые по ее трассе в пунктах значительного гру­зооборота или в местах, где это вызывается требованиями про­цесса перевозок и нормальной эксплуатации подвижного со­става, предназначены для выполнения организационных, ком­мерческих и технических мероприятий и операций. Они назы­ваются грузовыми автомобильными станциями (ГАС).

Основные функции ГАС заключаются в следующем:

- систематическое изучение и организация в районах их дея­тельности грузооборота и грузовых потоков,

- непосредствен­ная связь с обслуживаемой клиентурой,

- заключение догово­ров на перевозки,

- оперативное планирование перевозок в соот­ветствии с провозными возможностями транспорта,

- выполнение транспортно-экспедиционных операций,

- организация перевозок попутных грузов, а также контейнеров, мелкопартионных и мелких отправок,

- прием нарядов на перевозки, прием и выдача грузов,

- расчеты с грузовладельцами и АТО, выполняющими по нарядам ГАС перевозки - буксировку полуприцепов по авто­линии, маневровую работу и т. п.

При организации работы автолинии по системе сквозного движения наиболее распространены ГАС, размещаемые в пунк­тах с большим грузооборотом - преимущественно в крупных промышленных центрах, вблизи транспортных узлов, железно­дорожных станций, речных и морских портов и т. п. Здесь ими выполняется весь комплекс перечисленных выше работ. Линейные же ГАС, являющиеся в большинстве случаев тран­зитными по отношению к основной массе потоков подвижного состава, обеспечивают главным образом хранение, техническое обеспечение и обслуживание проходящих автопоездов, быто­вые нужды водителей (отдых, питание). Коммерческие функции выполняются ими в меньших объемах и заключаются в приеме и отправлении местных грузов, т. е. грузов, прибывающих в район расположения ГАС и отправляемых из него. Размеще­ние по трассе и развитие таких ГАС зависят от установленного режима работы автопоездов, обслуживаю­щих перевозки транзитных грузов.

При организации движения по системе тяговых плеч, как известно, автомобильная линия делится на участки, преиму­щественно по два плеча каждый. На стыке двух тяговых плеч одного участка обычно размещают ГАС и обслуживающее ее АТО. Однако при значительных потоках подвижного состава не исключается целесообразность размещения ГАС и на одном плече.

Объем и комплекс коммерческих функций при этой системе движения определяется местным грузооборотом. При осуществлении сквозного движения ГАС выполняет работу и транспортно-экспедиционные операции грузообороту, организует на своем участке работу сборочно-развозочных автопоездов, производит перецепку автопоездов всех видов как в месте своего расположения, так прилегающих к ней тяговых плеч.

Операцию перецепки осуществляет персонал перецепного пункта в присутствии представителей двух соседних ГАС - передающей и принимающей полуприцепы. Одновременно устанавливается техническое состояние полуприцепов. Каждая ГАС и каждый перецепочный пункт должны иметь небольшой пункт технической помощи.

Пунктами приема и сдачи грузов могут быть как специально оборудованные для этого устройства автомобильной станции, так и склады грузовладельцев. Основными устройствами и сооружениями грузовой автомобильной станции являются:

- административные и оперативные помещения,

- крытые склады и помещения для хранения и сортировки мелких отправок, площадки для хранения полуприцепов,

- площадки для перецепки и стоянки автопоездов и маневровых тягачей,

- площадки для перецепки и стоянки для хранения и перегрузки контейнеров,

- отдельно расположенные площадки для перецепки и стоянки полуприцепов с огнеопасными, легковоспламеняющимися и взрывчатыми веществами, территории и устройства для технического обслуживания и обеспечения подвижного состава эксплуатационными материалами и такелажем,

- бытовые и подсобные помещения - столовые, души, санузлы, медпункты, комнаты длительного отдыха водителей и др.

Планировка территории грузовой автомобильной станции, размещение устройств и сооружений должны удовлетворять следующим требованиям:

· обеспечивать планомерность и бесперебойность выполнения процессов,

· создавать прямоточность движения подвижного состава (т. е. без встречных и пересекающихся потоков),

· гарантировать условия пожарной безопасности,

· не угрожать загрязнением окружающей среде.

Контрольные вопросы:

  1. От каких факторов зависят размеры парка ПС?
  2. Как производится расчет парка по обороту?
  3. Как производится расчет парка маневровых тягачей?
  4. Какая методика применяется для расчета количества прицепов и полуприцепов на междугородных перевозках?
  5. В чем основные функции ГАС?
  6. Где располагаются ГАС при сквозном методе организации перевозок?
  7. Каковы особенности расположения ГАС при методе тяговых плеч?
  8. Каковы основные устройства и оборудование ГАС?
  9. Каковы основные требования к планировке ГАС?

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Основная и дополнительная литература

Основная литература

1. Афанасьев Л.Л. и др. Единая транспортная система и автомобильные перевозки. - М., 1984.

2. Горев А.Э. Грузовые автомобильные перевозки.- М., 2004.

3. Организация и планирование грузовых автомобильных перевозок /под ред. Александрова Л.А..- М., 1986.

4. Савин В.И. Перевозки грузов автомобильным транспортом.- М., 2004.

5. Житков В.А., Ким К.В. Методы оперативного планирования грузовых автомобильных перевозок. – М., 1982.

Дополнительная литература

1. «Автомобильные транспортные средства» под редакцией Д.П. Великанова – Москва: Трансорт, 1977 г.– 341 стр.

2. Дегтярев Г.Н. «Организация и механизация погрузочно-разгрузочных работ на автомобильном транспорте» - Москва: Транспорт, 1980 г. – 178 стр.

3. Пыхов Н.И., Хохлов Н.Ф. «Грузовые перевозки и тарифы» - Москва: Высшая школа, 1975 г. – 224 стр.

4. Артемьев С.П., Донской В.М. «Развитие и организация международных перевозок» -М.: Транспорт 1984г.

5. Г.И. Клинковштеин, М.Б.Афанасьев «Организация дорожного движения» - М.: транспорт, 2001г.- 246 с.



Наши рекомендации