Прогнозирование грузовых перевозок.

Прогнозирование грузовых перевозок является многоэтапным. Оно начинается с определения общего объема перевозок грузов. Исходным является определение потребностей предприятий и отраслей в перевозках, выявление направлений грузопотоков. Потребность в перевозках складывается под воздействием объема и структуры продукции, прежде всего макроэкономических показателей, размещения производства по регионам, характера межрегиональных связей, специализации и кооперации производства, организации снабжения и сбыта продукции, размещения и развития путей сообщения.

Объем перевозок рассчитывается по важнейшим видам продукции. Общее количество видов грузов, по которым планируется грузооборот – 20-30 видов (каменный уголь, кокс, нефть и нефтепродукты, газ, руда, черные металлы, лесные грузы, минерально-строительные материалы, минеральные удобрения, зерно, крупа и по группе остальных грузов). Остальные грузы поименно не ПиП. Их объем устанавливается расчетным методом. Из общего объема перевозок выделяются грузы, перевозимые в контейнерах.

Существует много методов определения объема перевозок. Используются интуитивные (метод экспертных оценок) и формализованные (транспортная задача) методы. Часто применяются комбинированные методы ПиП, позволяющие получить высокую точность расчетов. Наиболее часто применяются методы расчета по укрупненным нормативам и балансовый метод.

Метод укрупненных нормативов используется на первоначальной стадии ПиП при определении тех грузов, по которым нет возможностей сделать прямые расчеты. Сущность метода состоит в том, что объем перевозок устанавливается по соотношению между размерами производства и перевозки продукции за прошлые периоды с учетом действия различных факторов, влияющих на эти соотношения.

Для характеристики соотношений между размерами производства и перевозки продукции рассчитывают показатели а)коэффициент перевозимости продукции и б)норматив перевозок грузов на 1 млн рублей товарной продукции или товарооборота.

Коэффициент перевозимости продукции = объем перевозок грузов/объем производства.

Норматив перевозок грузов на 1 млн рублей товарной продукции или товарооборота = стоимость перевезенных грузов/стоимость объема производства.

Эти коэффициенты на начальном этапе рассчитываются за предыдущие годы. Затем исследуется их динамика и выявляется закономерность изменения. Учитывают факторы, влияющие на динамику перевозок. К ним относят: развитие производства в отдельных регионах, углубление специализации и кооперации производства, приближение производства к источникам сырья, районам потребления продукции, увеличение доли продукции, потребляемой на мечте, сокращение норм расходов сырья. материалов, топлива, развитие комбинирования производства и т.д.

Учитывая тенденции развития данных факторов, рассчитывают коэффициенты перевозок на прогнозируемый период. Исходя из прогнозного значения коэффициента перевозимости и прогнозируемого объема производства продукции можно рассчитать объем перевозок данной продукции. Заключительным этапом является распределение перевозок продукции по видам транспорта с учетом их возможностей.

Балансовый метод находит свое выражение в разработке районных балансов производства и потребления важнейших видов продукции, транспортно-экономических балансов (балансов ввоза и вывоза), балансов межрайонного обмена.

Районные балансы производства и потребления важнейших видов продукции составляются по республике, областям и важнейшим видам продукции, на долю которых приходится свыше 90% объема перевозок грузов. Разрабатываются в натуральных единицах. Сводные балансы – в условных единицах.

Таблица 1 - Районный баланс производства и потребления

Наименование продукции Ресурсы Распределение Перевезено видами транспорта
Остатки на начало года Произ водство Импорт Итого Местное потребление Подлежит перевозке Остатки на конец года Итого железнодорожный автомобильный Трубопроводный
Калийные удобрения Нефть       -               -   -

Балансовые расчеты потребности перевозок основываются на учете возможных ресурсов данной продукции в местах ее отправки и исключения из этих ресурсов продукции, потребляемой на месте производства, переходящих остатков на конец года, перевозок внутрипроизводственным транспортом.

На основе этих расчетов определяются размеры вывоза продукции из данного региона. Одновременно делается расчет прибытия продукции в данный регион по схеме:

- Определяются остатки продукции на предприятиях региона;

- определяется потребление продукции в течение года на предприятиях региона;

- проектируются остатки продукции на конец года на основе нормативного метода;

- определяется объем продукции, подлежащей ввозу;

- определяются виды транспорта и объем перевозок по каждому из них.

Транспортно-экономические балансы (балансы ввоза и вывоза) разрабатываются по республике в целом, по регионам и отдельным видам продукции и транспорта. Транспортный баланс республики позволяет определить роль каждого вида транспорта, уровень развития отдельных видов продукции в стране. Разрабатываются в стоимостных показателях.

Таблица 2 – Транспортный баланс Республики Беларусь

Вид транспорта Отправлено грузов Получено грузов Внутриреспубликанские перевозки Отправлено в страны СНГ Получено из стран СНГ Сальдо ввоза и вывоза со странами СНГ
             

На базе транспортных балансов выявляются наиболее рациональные направления прикрепления районов потребления продукции к районам ее производства и составляются балансы межрайонного обмена важнейших видов продукции.

Таблица 3 – Баланс межрайонного обмена

  Минская Витебская Гомельская Брестская Гродненская Могилевская
Минская            
Витебская            
Гомельская            
Брестская            
Гродненская            
Могилевская            

Определение объемов перевозок грузов по видам транспорта осуществляется с учетом объема перевозок в базисном году, ожидаемых изменений в будущем, технико-экономических и эксплуатационных особенностей каждого вида транспорта, вида груза, дальности и скорости перевозки, издержек и тарифов, грузоподъемности транспортной единицы, непрерывности перевозок и маневренности транспорта. Производятся расчеты технико-экономических возможностей, т.е. производственной мощности транспортной инфрастуктуры и подвижных транспортных средств. На этой основе находят предельный объем перевозок ( по пропускной или провозной способности). Одновременно определяется и прогнозируемая величина перевозок, которая может быть предложена заказчиком на данном виде транспорта.

Общий объем отправлений грузов железнодорожным транспортом определяется как сумма объемов отправления грузов со станций железной дороги широкой и узкой колеи.

По магистральному трубопроводному транспорту объем перекачки нефти формируется в соответствии с планом поставки нефти на нефтеперерабатывающие заводы и на экспорт. Объем перекачки нефтепродуктов рассчитывается исходя из мощности продуктопроводов и потребности в нефтепродуктах по экономическим регионам.

По воздушному транспорту в общий объем отправлений грузов включаются перевозки платного багажа. Грузооборот рассчитывается суммарно по грузам и почте.

3. Прогнозирование и планирование пассажирооборота

Составление прогноза пассажирских перевозок представляет очень сложную задачу, так как потребности населения в перевозках разнообразны. Основным показателем является пассажирооброт, величина которого зависит от количества пассажиров и дальности поездки. При определении этих величин анализируются данные за предшествующие периоды и учитываются факторы, влияющие на изменение пассажирооборота:

- рост численности населения, особенно городского, что делается на основе демографических балансов и метода экстраполяции;

- рост доходов населения, что имеет важное значение. Анализируется изменение реальных доходов населения.

- тарифы;

- степень развития транспортной системы;

- социально-экономическое развитие различных регионов;

- проведение различных мероприятий (ярмарок, выставок, фестивалей и т.д.);

- развитие туризма, поездки в дома отдыха, санатории и т.д.;

- количество командировок и др.

Можно рассчитать объем пассажирооборота и с помощью показателя подвижность населения. Подвижность населения выражается показателем «количество пассажиро-километров на 1 жителя в год». В этом случае на первом этапе данный показатель умножается на коэффициент, характеризующий его в прогнозном периоде. Коэффициент рассчитывается с помощью интуитивных методов прогнозирования, так как многие факторы носят вероятностный характер. Затем на численность населения в прогнозируемом периоде.

Могут использоваться другие методы. Наиболее распространенными являются методы, построенные на корреляционной связи между пассажирооборотом и ВВП, а также на основе изучения степени воздействия НТП на изменение объема перевозок, состояния спроса на перевозки и возможности его более полного удовлетворения.

Прогнозируются и такие показатели, как отправки, дальность поездки, назначение поездок. Обычно выделяют по укрупненным группам: деловые, туристические, поездки к месту отдыха, групповые перевозки рабочей силы на территориально удаленные от места проживания промышленные объекты, массовые перевозки военнослужащих т т.д. Знание структуры перевозок позволяет более качественно прогнозировать объем пассажирских перевозок и тем самым принимать упреждающие меры для их наиболее полного обеспечения.

При расчете пассажирооборота следует учитывать целесообразность применения каждого вида транспорта, наличие перевозочных средств, их пропускную и провозную способность, технико-экономическую эффективность.

В зоне коротких перевозок (до 100 км) для массовых перевозок используется железнодорожный транспорт, при рассредоточенных перевозках – автобус.

В зоне средних расстояний (101-500 км) используется железнодорожный транспорт. Автобусы могут применяться при перевозках между небольшими городами, а также для связи с населенными пунктами, удаленными от железнодорожных станций.

В зоне дальних перевозок (свыше 500 км) применяется железнодорожный и воздушный транспорт.

Объем внутригородских перевозок определяется исходя из ожидаемой численности городского населения и его транспортной подвижности (среднего числа поездок в год всеми видами транспорта). Транспортная подвижность определяется с учетом фактического числа поездок за предыдущие годы, намечаемых изменений в количестве и социальном составе населения, в размерах территорий и прогнозируемой структуре городов, развития зон отдыха и культурно-бытовых центров, изменения благосостояния городского населения и уровня его транспортного обслуживания. Средняя дальность поездок на внутригородских сообщениях находится по результатам периодически проводимых обследованиях пассажиропотоков.

При расчете потребности в пассажирских перевозках на внутригородских сообщениях отдельно выделяют потребность в автобусных и таксомоторных перевозках. В последнем случае учитывается зависимость спроса населения на платные услуги такси от уровня реальных доходов в расчете на 1 жителя города. При определении потребного развития пассажироперевозочных мощностей общественного пассажирского транспорта городов учитываются также пассажироперевозочные возможности автотранспортных средств, находящихся в личном пользовании населения, средств служебного и ведомственного автотранспорта.

4. Прогнозирование и планирование материально-технической базы транспорта

Прогнозирование развития транспорта предполагает выявление возможностей транспорта по осуществлению перевозок. С этой целью прогнозируют развитие материально-технической базы транспорта, степень использования транспортных средств, развитие пропускной и провозной способности транспортных коммуникаций, снабжение транспорта подвижным составом, материалами, топливом, определяют мероприятия по модернизации и технической реконструкции станций, вокзалов и других элементов транспортного комплекса.

Количество требуемого подвижного состава зависит от прогнозируемых объемов перевозок грузов и пассажиров, технико-экономических показателей используемых транспортных средств и степени неравномерности перевозок в течение года.

По железнодорожному транспорту рассчитывают потребность в тепловозах, грузовых и пассажирских вагонах.

Потребность в тепловозах рассчитывается по формуле: ,

где Nt – количество тепловозов,

Q – объем грузооборота, ткм,

g – среднесуточная производительность тепловоза ткм/сутки

К – коэффициент резерва тепловозов.

Потребность в грузовых вагонах рассчитывается: ,

где Q – объем отправления грузов в год, тонн

t – среднее время оборота вагона, сутки

Нс – статическая нагрузка на 1 вагон,

Кв – коэффициент резерва вагона.

Коэффициент резерва учитывает сезонную неравномерность перевозок грузов, необходимость выполнения капитального ремонта, технического обслуживания и другие непредвиденные обстоятельства. Средняя статическая нагрузка на вагон зависит от структуры груза, распределения погрузки по типам вагонов и их погрузочных параметров. Среднее время оборота вагона определяется временем нахождения в процессе перемещения, на технических и грузовых станциях.

Потребность в пассажирских вагонах рассчитывается: ,

где Q – объем пассажирооборота за год

S – среднесуточный пробег вагона

H – cредняя заполняемость вагона

К – коэффициент резерва.

По автомобильному транспорту вначале уточняется возможная годовая производительность одной автомобиле-тонны (g) по формуле: ,

где - коэффициент выпуска автомобиля на линию,

ТН – среднее время нахрождения автомобиля в наряде за сутки, час

V – средняя эксплуатационная скорость автомобиля, км/час

- коэффициент использования пробега,

- коэффициент использования грузоподъемности

Исходными данными для обоснования данных показателей являются отчетные данные за предшествующий период, результаты прогнозных расчетов и намечаемые к выполнению мероприятия по более эффективному использованию автомобильного парка.

Делением общего прогнозируемого объема грузооборота на уточненное значение возможной годовой производительности одной автомобиле-тонны находится необходимое количество автомобиле-тонн, которое затем распределяется на автомобили различных назначений.

Если автомобили используются на условиях почасовой оплаты, то потребность в них рассчитывается исходя из общей прогнозируемой наработки в Машино-часах и норм использования одной машины за год в часах.

Потребность в топливе и других материалах обосновывается путем умножения нормы расхода на объем транспортных работ.

Мероприятия по усилению и развитию транспортной сети предусматривают реконструкцию действующих и строительство новых путей, станций, вокзалов, других объектов и сооружений. Исходными данными служат ожидаемые пассажирские и грузовые потоки на прогнозируемый период по направлениям и районам как внутри страны, так и за ее пределы, а также наличие к началу данного периода пропускных и провозных способностей каждого вида транспорта.

Рассчитанные потребности в необходимых ресурсах увязываются с финансовыми и другими возможностями их удовлетворения. При отсутствии такого соответствия принимаются меры к достижению необходимого баланса (получение дополнительных средств, ограничение поступлений новой техники за счет более эффективного использования имеющейся и т.д.).

9. Прогнозирование и планирование трудового потенциала

Наши рекомендации