Понятие и сущность управления активами и пассивами коммерческого банка

Cтас

1. Банковский менеджмент, его теоретические основы и цели.
2. Современные тенденции в банковской деятельности.
3. Банковская конкуренция, ее характеристика
4. Основные функции банковского менеджмента.
5. Правовая основа банковского менеджмента.
6. Характеристика стратегического менеджмента
7. Планирование, анализ, регулирование и контроль в банковском менеджменте.
8. Основные направления и этапы банковского финансового менеджмента
9. Маркетинг в управлении банком.
10. Маркетинговые исследования: цели, этапы и основные направления.
Марина

11. Реклама в системе маркетинга банка.
12. Типовая структура банка. Причины и факторы изменения организационных структур банка.
13. Органы управления коммерческим банком.
14. Линейные модели организационных структур банка
15. Матричные модели организационных структур банка.
16. Разработка стратегий маркетинга, управления рисками.
17. Управление персоналом банка: сущность, концепция, основные принципы.
18. Кадровые резервы банка, управление кадровым резервом.
19. Подсистема оплаты труда персонала коммерческого банка.
20. Банковский персонал и проблема обеспечения банковской безопасности.
Женя

21. Бизнес-планирование как способ интеграции стратегии и тактики банка.
22. Оценка эффективности управления.
23. Мотивация сотрудников, механизм оплаты труда в банках.
24. Виды контроля за деятельностью банка.
25. Организация внутреннего контроля за банковскими рисками. Комплаенс- контроль
26. Внешний контроль, роль Банка России в осуществлении внешнего контроля за деятельностью коммерческого банка.
27. Пруденциальный банковский надзор.
28. Определение ликвидности и система централизованного управления ликвидностью коммерческого банка.
29. Управление ресурсами коммерческого банка.
30. Система управления банковскими рисками.
Антон

31. Понятие и сущность управления активами и пассивами коммерческого банка.
32. Управление инвестиционной деятельностью банка.
33. Управление кредитным портфелем коммерческого банка.
34. Страхование (хеджирование) банковских рисков.
35. Способы и методы обнаружения кредитных рисков. Работа банка с проблемными кредитами.
36. Основные направления анализа баланса банка.
37. Анализ результативности банковской деятельности.
38. Контроль и надзор в банковской практике.
39. Банковские риски, методы их регулирования.
40. Кредитные риски и методы их хеджирования.
Свободно

41. Организация кредитования, кредитный мониторинг. Разделы типового кредитного договора.
42. Процентный риск. Управление ГЭПом.
43. Управление рисками изменения процентных ставок, нестабильной ликвидностью.
44. Нормативное регулирование банковской деятельности.
45. Финансовые отчеты банка. Общие сведения по балансу о доходах, расходах и прибыли. Управление доходностью.
46. Управление депозитами.
47. Управление валютными рисками
48. Управление операциями банка на финансовом рынке.
49. Задачи банка в области управления расходами
50. Цели, требования и полномочия банковского надзора в банковском менеджменте.
51. Управление рентабельностью отдельных направлений деятельности банка и банковского продукта.
52. Рейтинговая система оценки рисков и эффективности применения надзора.
53. Рейтинговая система оценки надежности коммерческого банка.
54. Анализ финансовых результатов деятельности коммерческого банка.

Ответы:

Понятие и сущность управления активами и пассивами коммерческого банка.

Коммерческий банк должен обеспечивать способность удовлетворять требованиям вкладчиков, то есть обеспечивать ликвидность. Обязательно наличие средств, достаточных для обеспечения потребностей в кредите, так как предоставление кредита – основной вид деятельности банка. Его неспособность удовлетворять запросы клиентов в кредитах приведет к потере выгодных операций, снижению прибыли.

Конфликт между ликвидностью и прибыльностью банка можно считать центральной проблемой, которую он решает при размещении средств. С одной стороны, он ощущает давление держателей акций, заинтересованных в более высоких доходах, которые могут быть получены за счет кредитования заемщиков. Но с другой стороны, руководство банка хорошо представляет, что такие действия снижают ликвидность банка.

Для большинства коммерческих банков спрос на ликвидные средства (S) возникает по 2 причинам: из-за снятия клиентами денег со своих счетов и в связи с поступлением заявок на получение кредитов от клиентов. Еще одной из причин является погашение задолженности по займам банка, которые он мог получить от других банков. Для удовлетворения спроса банк может привлечь: поступления вкладов от клиентов, средства на новых счетах и вклады на существующих счетах. Различные источники предложения ликвидных средств (P) и спроса определяют нетто-ликвидную позицию (N) банка:

N = P - S

Когда S>P, ожидается дефицит ликвидных средств, в противном случае – их излишек.

Спрос на ликвидные средства банка редко бывает равен их предложению в какой-либо момент времени. Банк должен постоянно иметь дело либо с дефицитом ликвидных средств, либо с их излишком.

Существует дилемма между ликвидностью и прибыльностью банка. Большая часть банковских ресурсов предназначается для удовлетворения спроса на ликвидные средства, меньшая часть – для достижения желаемой прибыльности банка.

Большинство банков имеют несоответствие между сроками погашения по активам и по основным обязательствам. Другая проблема – чувствительность банков к изменениям % ставок. При их росте некоторые вкладчики изымают свои средства в поисках более высоких прибылей или, взяв ссуду, приостанавливают подачу заявок на новые кредиты. Изменение % ставок влияет и на рыночную стоимость активов, продажа которых может понадобиться. Требование ликвидности является приоритетным, его невыполнение может подорвать доверие к банку.

Общие подходы к решению проблем ликвидности банков:

1) обеспечение ликвидности за счет активов, то есть трансформация активов (управление ликвидностью через управление активами);

2) использование главным образом заемных ликвидных средств для удовлетворения спроса на денежные средства (управление пассивами);

3) сбалансированное управление ликвидностью (активами и пассивами).

1-й подход считается наиболее старым в обеспечении потребностей банка. В чистом виде эта стратегия требует накопления ликвидных средств в виде ликвидных активов и когда возникает потребность в ликвидных средствах, выборочные активы продаются до тех пор, пока, пока не будет удовлетворен спрос на наличные средства.

Под управлением активами понимают пути и порядок размещения собственных и привлеченных средств с целью получения дохода и обеспечения ликвидности коммерческого банка.

Определение банка как учреждения, которое аккумулирует свободные денежные средства и размещает их на возвратной основе, позволяет выделить в его деятельности пассивные и активные операции.

С помощью пассивных операций банки формируют свои ресурсы. Суть их состоит в привлечении различных видов вкладов, получении кредитов от других банков, эмиссии собственных ценных бумаг, а также проведении иных операций, в результате которых увеличиваются банковские ресурсы.

К пассивным операциям относят:

• прием вкладов (депозитов);

• открытие и ведение счетов клиентов, в том числе банков-корреспондентов;

• выпуск собственных ценных бумаг (облигаций, векселей, депозитных и сберегательных сертификатов);

• получение межбанковских кредитов, в том числе централи­зованных кредитных ресурсов;

• операции репо;

• евровалютные кредиты.

Особую форму банковских ресурсов представляют собствен­ные средства (капитал) банка. Собственный капитал, имея чет­ко выраженную правовую основу и функциональную опреде­ленность, является финансовой базой развития банка. Он по­зволяет осуществлять компенсационные выплаты вкладчикам и кредиторам в случае возникновения убытков и банкротства банков; поддерживать объем и виды операций в соответствии с задачами банков.

В составе собственных средств банка выделяют: уставный, резервный и другие специальные фонды, а также нераспреде­ленную в течение года прибыль.

Размещение мобилизованных ресурсов банка с целью получения дохода и обеспечения ликвидности определяет содержание его активных операций.

Активные операции банков можно разделить на четыре группы:

• учетно-ссудные, в результате которых формируется кре­дитный портфель банка;

• инвестиционные, создающие основу для формирования инвестиционного портфеля;

• кассовые и расчетные, являющиеся одним из видов услуг, оказываемых банком своим клиентам;

• прочие.

Ликвидные активы должны обладать следующими свойствами: иметь свой рынок (для их быстрого превращения в деньги), достаточно стабильные цены и быть обратимы. Стратегия трансформации активов достаточно дорогой способ, так как в первую очередь продажа активов означает, что банк теряет свои будущие доходы, которые мог получить за счет них, во вторых, это ведет к ухудшению баланса.

Стратегия управления пассивами – это заем быстрореализуемых средств в количестве, необходимом для покрытия ожидаемого спроса на ликвидные средства. Это способ считается наиболее рискованным из-за доступности кредита и изменчивости процентных ставок.

Управление пассивными операциями представляет деятельность банка, связанную с привлечением финансовых средств вкладчиков и других кредиторов и определением соответствующей комбинации источников средств, необходимой для соблюдения ликвидности.

Коммерческие банки разрабатывают и развивают новые формы и методы привлечения сбережений частных вкладчиков. Банки развивают рынок «коротких денег», на котором представлены срочные депозиты (от 14 дней до 2 месяцев). Практикуются фьючерсные вклады, по которым внесенные в рублях средства пересчитываются в свободно конвертируемую валюту.

Сбалансированный подход в управлении ликвидностью предполагает часть ожидаемого спроса на ликвидные средства накапливать в виде быстрореализуемых ценных бумаг и депозитов в других банках, а другие потребности в ликвидных средствах обеспечивать предварительными соглашениями об открытии кредитов в других банках.

Управление активами и пассивами (УАП) предлагает свод согласованных правил, применимых на всех уровнях банка, для формирования благосостояния акционеров и управления рисками.

Введение качественной системы правил по управлению активами и пассивами особенно актуально для российских банков в настоящий период активного роста и быстро меняющихся рыночных условий. Система УАП охватывает как теоретическую основу, так и практические средства и методы управления, которые могут быть использованы в целях каждого конкретного банка. На самом высоком уровне УАП предлагает способ связать создание стоимости компании для акционеров и управление рисками с определением рентабельности, трансфертным ценообразованием, законодательными ограничения, стоимостью кредита, управлением процентным риском и ликвидностью. На операционном уровне эта система гарантирует согласованную работу всех подразделений, направленную на достижение общей цели. Реализация данной системы предполагает применение новых концепций управления на всех уровнях, а также внедрение новых технологий оценки и составления отчетов по деятельности компании и рискам. С точки зрения корпоративного управления, УАП является скорее искусством управления, чем наукой, и, несмотря на то, что мы говорим об УАП как об отдельной концепции, оно является неотъемлемой частью процесса управления современными банками.

Управление активами и пассивами предлагает средства и методы управления для решения этих проблем как на уровне стратегий управления, контроля за общими банковскими операциями, так и на уровне управления различными центрами прибыли и даже на уровне отношений с клиентами.

Наши рекомендации