Тема №3. Специальные (отраслевые) принципы международного экологического права

В настоящее время наблюдается усиление национальной политики государств, и в тоже время международным сообществом признается необходимость приложения совместных усилий и расширения сотрудничества для решения проблем, связанных с вопросами международного мира, безопасности и устойчивого развития. В результате этого, вопрос увеличения роли и значения принципов международного права, который является одним из первостепенных, приводит к столкновению национальных и международных интересов государств.

В силу своей универсальности основные принципы международного права простирают свое действие на все существующие и поддающиеся правовому регулированию, а также могущие возникнуть соответствующие международные отношения. Утверждение, что все основные принципы международного права являются обязательными для всех государств, как и отраслевые принципы. Имплементация международных норм в систему национального права обязательное условие для четкой и эффективной их реализации в любом государстве.

Учитывая, что принципы права – это исходные начала, идеи, взгляды, которые лежат в основе конкретных отношений и дают возможность конкретизировать и привести их к единству, а также служат гарантом стабильного и устойчивого развития отрасли, нельзя не согласиться с С.А.Гуреевым. В своих работах он отмечает, что одним из условий, при котором большую группу (совокупность) юридически обязательных норм можно считать отраслью международного права, является наличие специальных (отраслевых) принципов. М.И.Лазарев также подчеркивает, что наличие специальных принципов выступает одним из критериев признания системы правовых норм в качестве отрасли международного права. Аналогичного мнения придерживаются многие специалисты, в частности, Н.А.Ушаков, Е.Т.Усенко, Ю.М.Колосов, Э.С.Кривчикова. Таким образом, чтобы определить специфику отдельной отрасли права, выделение отраслевых принципов просто необходимо.

Выделение системы специальных принципов отдельной отрасли, создает базу, на которую опираются остальные нормы и институты, формирующиеся в рамках конкретной отрасли права. Они позволят индивидуализировать и установить границы распространения отрасли. Кроме того, отраслевые принципы дают возможность конкретизировать и выработать тенденцию устойчивого развития определенной отрасли права. Фактически, система отраслевых принципов является основой, «каркасом» на которой строятся и развиваются все основные положения, институты и механизмы определенной отрасли.

Специальные (отраслевые) принципы формируются постепенно, как правило, в результате применения и внедрения в практику обычных и договорных норм в области международного права. Взаимосвязь объектов международного экологического права обуславливает тот факт, что ряд отраслей международного права выделяя собственные отраслевые принципы, затрагивают природоохранные вопросы. Так, из положений Дополнительного протокола к Женевским конвенциям от 12 августа 1949 года, касающегося защиты жертв международных вооруженных конфликтов (протокол I) от 8 июня 1977 года, в ст. 35, которого прямо указано, что «запрещается применять методы или средства ведения военных действий, которые имеют своей целью причинить или, как можно ожидать, причинят обширный, долговременный и серьезный ущерб природной среде». Кроме того, ст. 55 этого же документа прямо посвящена защите природной среды – в п.2 данной статьи закрепляется, что «причинение ущерба природной среде в качестве репрессалий запрещается». В преамбуле Конвенции о запрещении или ограничении применения конкретных видов обычного оружия, которые могут считаться наносящими чрезмерные повреждения или имеющими неизбирательное действие 1980г года, обращается внимание, что «запрещается применять методы или средства ведения войны, которые имеют своей целью причинить или, как можно ожидать, причинят обширный долговременный и серьезный ущерб природной среде». И, кроме того, с вышеуказанным принципом связаны нормы закрепленные Конвенцией о запрещении военного или любого иного враждебного использования средств воздействия на природную среду 1976 года.

Подобная взаимосвязь прослеживается также между международным экологическим правом и международным экономическим правом. В.М.Шумилов в рамках отрасли международного экономического права выделяет принцип неотъемлемого суверенитета государства над своими природными ресурсами и всей экономической деятельностью. Что касается международного морского права, то принцип рационального использования морских ресурсов, принцип защиты морской среды также направлены на охрану природной среды. Таким образом, можно отметить, что тесная связь между различными областями деятельности государств в условиях реализации концепции устойчивого развития приводит к тому, что некоторые отраслевые принципы могут быть общими для двух и более самостоятельных отраслей международного права.

Основные международно-правовые принципы закреплены в универсальных международно-правовых актах, в то время как специальные принципы международного экологического права в едином акте до настоящего времени еще не закреплены. Это приводит, прежде всего, к тому, что нет единого подхода к формулировке, объему и содержанию отраслевых принципов МЭП. Ведущие специалисты в области международного экологического права по-разному подходят к вопросу выделения, а также определения содержания специальных принципов в области охраны окружающей природной среды.

Конкретизация отраслевых принципов, их признание и закрепление в едином кодифицирующем акте – это одно их приоритетных направлений, требующего особого внимания со стороны мирового сообщества. Это будет способствовать устойчивому развитию международного экологического права.

Идея создания четкой системы принципов не нова. Впервые попытка закрепления принципов международного экологического права была предпринята в рамках Конференции ООН по проблемам окружающей человека среды, состоявшейся в Стокгольме в 1972 г., а затем и на Конференции в Рио–де–Жанейро в 1992г., где были подтверждены и конкретизированы принципы, предложенные Стокгольмской конференцией. Основными международно-правовыми актам, в которых были заложены основы формирования отраслевых принципов международного экологического права, таким образом, являются Стокгольмская декларация по окружающей среде 1972 года и Декларация по окружающей среде и развитию, подписанная на международной конференции в Рио-де-Жанейро в 1992 году, которая была призвана подвести итоги двадцатилетнего периода развития международных отношений в области охраны окружающей среды и выработать единую концепцию дальнейшего развития данной сферы деятельности государств.

Фактически, вышеуказанные Декларации в области окружающей среды заложили основы развития природоохранной деятельности, провозгласили принципы, на которых должны базироваться все основные институты и механизмы регулирования, необходимые для устойчивого развития данной отрасли права. Несмотря на двадцатилетний отрезок времени, который разделяет данные Декларации основные ценности заложенные в них сохраняются и не теряют своей актуальности, поэтому не удивительно, что в этих документах обозначены одни и те же направления деятельности, которые государства считают наиболее целесообразными и перспективными для более эффективного и устойчивого развития.

Но, в тоже время, документы, принятые на вышеуказанных конференциях носят лишь рекомендательный характер. Хотя необходимо отметить, что некоторые из них стали обычными нормами и в последствии нашли отражение в некоторых Конвенциях.

Анализ Стокгольмской декларации (1972г.) и Декларации Рио-де-Жанейро (1992г.) дает возможность все предложенные в них принципы распределить по тематическим группами, тем самым определить основные приоритетные направления деятельности государств в природоохранной области. В частности, на наш взгляд, есть основание подразделить на следующие группы:

1.Первая группа включает принципы, определяющие права человека в области окружающей природной среды. К этой группе можно отнести принцип 1 Стокгольмской Декларации по окружающей среде от 1972 года и принципы 1, 3 Декларации Рио-де-Жанейро по окружающей среде и развитию от 1992 год. В данных принципах прямо обозначено право на «благоприятные условия жизни в окружающей среде» (Стокгольмская декларация принцип 1), а также отмечено право человека жить и «трудиться в гармонии с природой». Таким образом, в соответствии с данными принципами забота о человеке ставится на первое место в деятельности мирового сообщества «по обеспечению устойчивого развития» (Декларации Рио-де-Жанейро принцип 1). Кроме того, принцип 3 Декларации Рио-де-Жанейро закрепляет, что право на развитие должно быть реализовано таким образом, чтобы «адекватно удовлетворялись потребности нынешнего и будущих поколений». Учитывая, что в современных международных отношениях правозащитный аспект имеет приоритетное значение в политики практически всех государств, данная группа принципов выделяется первой.

2.Вторая группа принципов соответственно включает в себя нормы устанавливающие обязательства субъектов международного права в отношении охраны, защиты окружающей среды и устойчивого развития в данной сфере. В Стокгольмской Декларации обязательства такого характера закреплены, например, в принципах со 2 по 6. Они конкретизируют обязательства человека в области охраны природных ресурсов Земли для будущих поколений. Надо отметить, что исходя из вышеуказанных принципов, сохранение природных ресурсов будет возможно только при условии тщательного управления и планирования. В принципе 4 Стокгольмской Декларации обращается внимание на «разумное управление», т.е., таким образом, в действиях, направленных на охрану природной среды подразумевается наличие рационализма при разработке природных ресурсов (особенно это касается невосполнимых ресурсов Земли), а также различных видах деятельности человека, побочным эффектом которых может быть «введение в окружающую среду токсических веществ или других веществ» или «выброс тепла в таких количествах или концентрациях, которые превышают способность окружающей среды обезвреживать их» (принцип 6). Рационализм и планирование может помочь избежать многих негативных последствий, таких, например, как истощение природных ресурсов, особенно невосполнимых или причинение серьезного и непоправимого ущерба экосистемам. Декларация Рио-де-Жанейро также не оставляет без внимания обязательства в отношении охраны и устойчивого развития окружающей среды. Принципы 8, 11, 13, в частности, предусматривают ряд обязательств для государств, исполнение которых данными субъектами могут обеспечить устойчивое развитие и наиболее эффективное решение экологических проблем. Среди таких обязательств указываются такие как сокращение масштабов «нерациональной практики производства и потребления» (принцип 8), принятие эффективных законодательных актов в области окружающей среды, причем это касается и обязанности «разрабатывать национальные законы, касающиеся ответственности за ущерб, наносимый жертвам загрязнения и других видов экологически вредной деятельности и компенсации такого ущерба» (принцип 13).

3.К третей группе можно отнести принципы направленные на применение превентивных средств и способов защиты окружающей среды от негативного влияния на нее. Очень многих нежелательных последствий от деятельности человека можно было бы избежать, если бы проводились различные мероприятия направленные именно на то, чтобы не допустить наступления последствий, которые негативно скажутся на окружающей природной среде. В Стокгольмской Декларации принцип 7 рекомендует государствам принимать «все возможные меры для предотвращения загрязнения морей веществами, которые могут поставить под угрозу здоровье человека», а также нанести вред живым ресурсам и морским видам. О необходимости «принятия мер предосторожности» (принцип 15) в целях защиты окружающей среды государства указывается и в Декларации Рио-де-Жанейро.

4.В четвертую группу было бы целесообразным объединить группу принципов, которые направлены на рациональное и экономичное потребление природных ресурсов. Стоит не забывать о том, что многие природные ресурсы являются невосполнимыми, т.е. восстановлению не подлежат. Таким образом, бесконтрольное использование и, как правило, неоправданная никакими политическими, экономическим или другими целями трата существующих запасов природных ресурсов может привести к непоправимым последствиям, которые могут выразиться в полном истощении или уничтожение конкретных природных объектов, восстановление которых уже не будет представляться возможным. По нашему мнению, при разработке, добыче и использовании природных ресурсов, прежде всего, должна присутствовать умеренность, рационализм, экономичность и соразмерность, т.е. в перспективе достигнутый результат должен оправдывать затраты и причиненный вред.

Что касается Стокгольмской декларации, то в ней прямо закреплено, что рациональное планирование представляет собой одно из средств урегулирования любого несоответствия между потребностями развития и потребностями охраны и улучшения окружающей среды (принцип 14). Кроме этого в Декларации обращается внимание, что для обеспечения более рационального управления ресурсами и в связи с этим улучшения окружающей среды необходимо, чтобы государства выработали единый и скоординированный подход к планированию своего развития (принцип 15). Стоит отметить, что Стокгольмская декларация подразделяет ресурсы на восполняемые и невосполняемые. В принципе 3 закрепляется, что «способность Земли производить жизненно важные восполняемые ресурсы должна поддерживаться, а та. Где это практически желательно и осуществимо, восстанавливаться или улучшаться». Что касается невосполняемых ресурсов, то их разработка должна вестись таким образом, «чтобы обеспечивалась защита от истощения этих ресурсов в будущем и чтобы выгоды от их разработки получало все человечество» (принцип 5).

В декларации Рио-де-Жанейро подтверждается, что достигнуть более высокого качества жизни и устойчивого развития будет возможным только в случае, если государства сократят «масштабы нерациональной практики производства и потребления». Кроме того, в этом международно-правовом документе отдельно оговаривается и конкретизируется степень влияния и роль, которую призваны играть некоторые категории населения государств, в частности, таких как женщины, молодежь, а также коренное население и его общины:

· женщины играют жизненно важную роль в рациональном использовании окружающей среды и развитии. Поэтому их всестороннее участие необходимо для достижения устойчивого развития;

· следует мобилизовать творческие силы, идеалы и мужество молодежи мира в целях формирования глобального партнерства, с тем, чтобы достичь устойчивого развития и обеспечить лучшее будущее для всех;

· коренное население и его общины, а также другие местные общины призваны играть жизненно важную роль в рациональном использовании и улучшении окружающей среды в силу их знаний и традиционной практики. Государства должны признавать и должным образом поддерживать их самобытность, культуру и интересы и обеспечивать их эффективное участие в достижении устойчивого развития;

· окружающая среда и природные ресурсы народов, живущих в условиях угнетения, господства и оккупации, должны быть защищены (принципы 20-23).

5.Пятая группа классификации принципов может условно включать принципы, которые своей целью имеют защиту суверенного права государств на разработку и добычу природных ресурсов. Ссылаясь на Устав ООН и принципы международного права Стокгольмская декларация закрепляет, что «государства обладают суверенным правом на разработку своих собственных ресурсов», а также они обязаны обеспечить, «чтобы деятельность, ведущаяся под их юрисдикцией или контролем, не причиняла ущерба окружающей среде других государств или районов, находящихся за пределами национальной юрисдикции» (принцип 21). Учитывая важность данного установления Декларация Рио-де-Жанейро практически без изменения формулировки повторяет данный принцип.

6.Шестая группа принципов предполагает включение в себя принципов, направленных на решение вопроса ответственности государств за причинение вреда. Что касается Декларации Рио-де-Жанейро, то в ее принципах закреплена «ответственность за сохранение и разумное управление продуктами живой природы» (принцип 4). В то время как в Стокгольмской декларации отмечалось, что загрязнитель должен нести материальную ответственность, т.е. в принципе он должен нести расходы, связанные с загрязнением (принцип 16). Таким образом, был подтвержден принцип «загрязнитель платит», который в дальнейшем был закреплен во многих международных конвенциях.

7.В седьмую группу можно объединить принципы, предусматривающие право свободного доступа к информации в отношении природной среды. В настоящее время, когда информация играет огромную роль во всех сферах деятельности государств, эти принципы имеют особое значение. Стокгольмская декларация подтвердила, что экологические вопросы рассматриваются наиболее эффективным образом при участии всех заинтересованных субъектов, в связи с этим должен быть обеспечен соответствующий доступ к информации касающейся окружающей среды (принцип 10). Декларация Рио-де-Жанейро дополняет, что в деле охраны и улучшения окружающей среды во всех ее аспектах, связанных с человеком, ознакомление с проблемами окружающей среды является крайне важным (принцип 19). Кроме этого особое внимание уделяется необходимости поддержки и содействию свободному потоку современной научной информации и передаче опыта (принцип 20). В настоящее время, когда информация играет огромную роль во всех сферах деятельности государств, эти принципы имеют особое значение. В связи с этим данные принципы дополняются и находят отражение в международных конвенциях, например, в Конвенции о доступе к информации, участии общественности в процессе принятия решений и доступе к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды подписанной на Конференции министров «Окружающая среда для Европы» (Орхус, Дания, 23-25 июня 1998 г.).

8.Принципы, включенные в восьмую группу призваны обеспечить сотрудничество государств в области охраны окружающей природной среды. По мнению разработчиков Стокгольмской декларации «сотрудничество … крайне важно для организации эффективного контроля, предотвращения, уменьшения и устранения отрицательного воздействия на окружающую среду» (принцип 24), кроме того, такое сотрудничество следует организовывать с учетом суверенных интересов всех государств. Декларация Рио-де-Жанейро призывает государства сотрудничать «в духе глобального партнерства в целях сохранения, защиты и восстановления чистоты и целостности экоситемы Земли» (принцип 7). Кроме этого, в данной Декларации определяются основные направления сотрудничества. В частности, в целях укрепления деятельности по наращиванию национального потенциала для обеспечения устойчивого развития (принцип 9), для создания благоприятной и открытой международной экономической системы, которая должна привести к более эффективному решению проблем ухудшения состояния окружающей среды (принцип 12), в целях разработки дополнительных международно-правовых норм, касающихся ответственности и компенсации за негативные последствия экологического ущерба (принцип 13), с целью противодействия или воспрепятствования перемещению и передаче в другие государства деятельности и веществ, которые наносят серьезный ущерб экологической среде (принцип 14). Стоит также отметить, что сотрудничество должно осуществляться на основе доброй воли и партнерства, также все меры в области охраны окружающей среды, направленные на решение трансграничных или глобальных экологических проблем, должны основываться на международном консенсусе (принципы 27, 12).

9.Девятая группа принципов включает принципы, направленные на запрет военного или иного враждебного воздействия на природную среду. Нельзя не согласиться, что война неизбежно оказывает разрушительное воздействие на природу. В связи с этим, в Декларации Рио-де-Жанейро подчеркивается, что государства должны обеспечивать в рамках международного права «защиту окружающей среды при возникновении вооруженных конфликтов»(принцип 24). Ранее в Стокгольмской декларации обращалось отмечалось, что «человек и окружающая среда должны быть избавлены от последствий применения ядерного и других видов оружия массового уничтожения»(принцип 26).

Некоторые специальные принципы уже неоднократно выделялись многими учеными и также есть закрепление ряда из них в международных актах. Однако пока они не имеют императивного характера и не все признаются мировым сообществом безоговорочно.

В современной отечественной практике нет единого мнения среди ученых в отношении не только количества специальных принципов международного экологического права, но и их формулировок и содержания. В трактовке одних ученых принципы имеют более широкое содержание, чем по мнению других ученых. Например, такие принципы МЭП, выделенные К.А.Бекяшевым, как «принцип ответственности государств», принцип «загрязнитель платит», «принцип всеобщей, но дифференцированной ответственности», можно было бы включить, на наш взгляд, в единый принцип ответственности государств за вред, причиненный окружающей природной среде другого государства.

По нашему мнению при проведении кодификации было бы целесообразным закрепить в едином кодификационном акте следующие отраслевые принципы международного экологического права:

1. принцип суверенитета государств на природные объекты;

2. принцип обеспечения экологической безопасности;

3. принципа воздержания от нанесения трансграничного ущерба;

4. принцип ответственности государств за причиненный вред;

5. принцип предупреждения негативного воздействия на окружающую природную среду;

6. принцип рационального и экологически обоснованного использования природных ресурсов;

7. принцип мониторинга и свободного доступа к информации в отношении природной среды;

8. принцип предотвращения радиоактивного заражения окружающей природы;

9. принцип запрета военного или иного враждебного воздействия на природную среду.

Принцип суверенитета государств на природные объекты является конкретизацией основного принципа международного права суверенного равенства государств. Суверенитет является высшей ценностью любого государства и его нарушение в любой форме противоречит основным принципам международного права.

Распоряжаться природными богатствами, по своему усмотрению которые находятся на его территории, в целях проведения своей политики, а также повышения социально-экономического уровня жизни граждан имеет любое государство. Они имеют право вести разработку, добычу природных ресурсов, а также свободно распоряжаться ими. Однако данная свобода не может быть абсолютной и получает ограничение в тот момент, когда начинается нарушение суверенных прав другого государства. Кроме того, разработкой природных ресурсов одного государства могут заниматься и другие государства, но только в данном случае разрешение оформляется исключительно в договорном порядке.

Суверенитет в отношении использования и охраны окружающей среды имеет закрепление в ряде международно-правовых договорах. В Резолюции Генеральной Ассамблеи 1515 (XV) от 15 декабря 1960 года давались рекомендации уважать суверенное право каждого государства распоряжаться своими богатствами и естественными ресурсами. Несколько позже в 1963 году в Преамбуле Резолюции Генеральной Ассамблеи 1803(XVII) признается неотъемлемое право «всех государств свободно распоряжаться своими естественными богатствами и ресурсами в соответствии со своими национальными интересами».

На Стокгольмской конференции 1972 года вопросы суверенного права государств также не были проигнорированы и это нашло отражение в Стокгольмской декларации 1972г, где было закреплено, что «государства имеют суверенное право разрабатывать свои собственные ресурсы согласно своей политике в области окружающей среды».

Принцип суверенитета государств на природные ресурсы на определенной территории был обозначен в Конвенции ООН по морскому праву 1982 года, в п.1 ст.56 которой прямо указывается, что прибрежные государства в исключительной экономической зоне имеют «суверенные права в целях разведки, разработки и сохранения природных ресурсов как живых, так и неживых, в водах, покрывающих морское дно, на морском дне и в его недрах, а также в целях управления этими ресурсами, и в отношении других видов деятельности по экономической разведке и разработке указанной зоны, таких как производство энергии путем использования воды, течений и ветра». О суверенном праве государств разрабатывать свои природные ресурсы в соответствии со своей политикой в области окружающей среды и в соответствии с их обязанностью защищать и сохранять морскую среду говорится и в ст.193 Конвенции.

Наши рекомендации