Виды рисков и меры снижения потерь
Риск невостребованности произведенной продукциисвязан с ошибками в прогнозе спроса на производимую продукцию, выборе каналов сбыта, низким качеством товара, неритмичностью производства, неэффективностью рекламы. Меры предупреждения потерь: контроль на всех стадиях производства - реализации; своевременное выявление причин; дополнительные маркетинговые исследования рынка, корректировка.
Риски по хозяйственным договорамсвязаны с изменением предварительных условий контрактов, недобросовестностью партнёров, неплатежеспособностью потребителей, нарушением графиков и объёмов поставок. Меры предупреждения потерь: строгое соблюдение требований ГК РФ и других законодательных и нормативных актов при заключении и исполнении хозяйственных договоров; определение размера и порядка возмещения контрагентом нанесенного ущерба.
Риски усиления конкуренциисвязаны с утечкой конфиденциальной информации предприятия, неполной информацией о конкурентах, замедлением инновационной деятельности по сравнению с конкурентами, недобросовестностью конкурентов, резким ростом аналогичных импортных товаров на рынок предприятия. Меры предупреждения потерь: предельное сокращение времени на создание новинок, тщательная охрана коммерческой тайны, снижение цены за счёт уменьшения себестоимости производства продукции, завоевание новых сегментов рынка сбыта, разнообразие ассортимента товара и услуг, улучшение потребительских свойств товара.
Инфляционный рисксвязан с обесцениваем денег. Меры снижения потерь: слежение за уровнем инфляции, изменениями банковских процентных ставок, курсом валюты, корректировка цен на продукцию и услуги, совершенствование работы с контрагентами...
Непредвиденные затратысвязаны с ошибками в прогнозировании цен на рынке ресурсов, потерей поставщиков, возникновением непредусмотренной материальной ответственности за нарушение сроков выполнения обязательств, уплатой штрафов и возмещением ущерба потребителям. Меры снижения потерь: мониторинг за поведением затрат, выявление отклонений фактических издержек от запланированных затрат, прогнозирование результатов производственной деятельности с учётом изменившихся условий затрат; резервирование средств на покрытие непредвиденных расходов, например, на компенсацию непредвиденных изменений трудозатрат, материалоёмкости.
Изменения в налогообложении.Этот вид рисков связан с нестабильностью налогового законодательства ( постоянными поправками и дополнениями к порядку выплат, изменениями ставок налогов). Меры снижения потерь: минимизация налоговых платежей.
Форс-мажорные риски -внешние экстремальные обстоятельства, не зависящие от предприятия: риски, связанные с резкими изменениями экономической ситуации (гиперинфляцией), стихийными бедствиями. Меры снижения ущерба: страхование, возмещение ущерба за счёт страхового фонда предприятия.
Оценка риска.Риск - это вероятность наступления случая потерь, а также размер возможного ущерба от него. Необходимо перечислить виды рисков и на основе предположений спрогнозировать возможный объём ущерба по каждому риску. Соответственно продумать меры по предупреждению или снижению возможных убытков.
План 12 «Гарантии инвесторам, партнёрам»
Виды гарантий: обязательства федеральных, региональных и местных органов власти; банковские гарантии; страхование; залог недвижимости и ценных бумаг; передача прав; гарантии готовой продукцией. Юридическое оформление гарантий: гарантийное письмо, договор.
13.Заключение:
Детальные финансовые проработки позволяют утверждать, что предлагаемый бизнес-план реален. Бизнес-планом предусмотрены необходимые производственные мощности для производства планируемого перечня товара и услуг. Выполненные маркетинговые исследования подтверждают правильность выбора производства данного вида продукции, выбора данного сегмента рынка. Продукция конкурентоспособна. Вложение средств окупается в приемлемые сроки. Возвратность кредитов обеспечивается.
14.Приложения
В приложения включаются документы, подтверждающие базовые данные: сведения о компетентности руководителей предприятия; результаты маркетинговых исследований; описание образцов продукции; заключения экспертов-консультантов; гарантийные письма или контракты с поставщиками и потребителями продукции; договоры аренды, найма, лицензии, сертификаты соответствия; отзывы потребителей о качестве и свойствах продукции.
Продвижение проекта:
Презентация (официальное предъявление) бизнес-плана: 1) направить бизнес-предложение и бизнес-план потенциальным инвесторам и партнёрам; 2) подготовить сценарий предъявления бизнес-плана, в котором предусмотреть до 5 минут изложение сути проекта, бизнес-плана и до 15 минут - время для диалога и подготовленных ответов на неизбежные вопросы; 3) изложение бизнес-плана, демонстрация образцов продукции и услуг предприятия; 4) выражение надежды на сотрудничество.
Переговоры с инвестором: 1) изложение бизнес-идеи; 2) выявление партнёрских интересов; 3) в случает заинтересованности - обстоятельное аргументированное доказательство эффективности проекта, гарантий возврата инвестиций в приемлемые для инвестора сроки.
Примерная схема изложения:
¨ описание продукта деятельности;
¨ условия предоставления капитала;
¨ финансовые показатели на начальный и перспективный период;
¨ показатели эффективности вложений материальных и финансовых средств;
¨ информацию об учредителях;
¨ выделение отличительных преимуществ данного проекта и бизнес-плана от других;
¨ сроки реализации основных позиций бизнес-плана.
Необходимо продемонстрировать обязательность и компетентность, знание проблем и некоторые альтернативные способы их решения.
Письмо к кредитору: заготовить проект письма к инвестору, партнёру на хорошей бумаге с мотивированной просьбой о ссуде, вложении средств в дело на взаимовыгодной основе, с обещанием предоставить при необходимости дополнительную информацию.
Библиографический список
1.Белов Г.В. Информационные технологии в предпринимательстве. Учеб. пособие для вузов. М.: Академкнига, 2005.
2.Бринк И.Ю., Савельева Н.А. Бизнес-план предприятия. Теория и практика/Серия «Учебники, учебные пособия». Ростов н/Д: Феникс,2002.
3.Водянников В.Т. Бизнес-планирование на предприятиях АПК: Учебное пособие. М.: МГАУ им. В.П.Горячкина,1998.
4.В.Я. Горфинкеля, Г.Б.Поляка. Предпринимательство: учебник для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям, специальности «Коммерция (торговое дело)» / под ред. В.Я.Горфинкеля, Г.Б.Поляка. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009.
5.С.И.Грядов, П.Е.Подгорбунских, В.А. Удалов и др.Организация предпринимательской деятельности. Под ред. С.И.Грядова – М.: КолосС, 2003.