IV. Расчет влияния на прибыль изменений в структуре реализации продукции
Практическое занятие № 19-20
Тема: Факторный анализ прибыли.
Цель: научиться проводить факторный анализ прибыли предприятия, уметь формулировать выводы.
Прибыль от продаж или реализации продукции характеризует абсолютную эффективность хозяйствования коммерческой организации, ее производственной, сбытовой, управленческой деятельности. Рост прибыли от реализации создает основу для расширенного воспроизводства, выполнения обязательств предприятием перед бюджетом, банками и другими кредиторами.
Изменение прибыли от реализации формируется под воздействием следующих факторов:
- изменения объема реализации;
- изменения структуры реализации;
- изменения отпускных цен на реализованную продукцию;
- изменения цен на сырье, материалы, топливо, тарифов на энергию и перевозки;
- изменения уровня затрат материальных и трудовых ресурсов.
I. Расчет общего изменения прибыли (ΔПрп) от реализации продукции:
ΔПрп = Прпо – Прпб, руб.
где Прпо – прибыль отчетного года, руб.;
Прпб – прибыль базисного года, руб.;
II. Расчет влияния на прибыль изменений отпускных цен на реализованную продукцию:
ΔПрпц = ∑ Цо * Nо - ∑Цб * Nо, руб.
где ∑ Цо * Nо – реализация в отчетном году в ценах отчетного года (Ц- цена изделия, N – количество изделий);
∑Цб * Nо– реализация в отчетном году в ценах базисного года.
III. Расчет влияния на прибыль изменений в объеме продукции (объема продукции в оценке по базовой стоимости):
ΔПрпV = Прпб (К1 – 1), руб.
где Прпб – прибыль базисного года, руб.;
К1 – коэффициент роста объема реализации.
;
где, Сф.б – фактическая стоимость реализованной продукции за отчетный год в ценах и тарифах базисного года, руб
Сб – стоимость базисного года, руб
IV. Расчет влияния на прибыль изменений в структуре реализации продукции.
ΔПрпN = Прпб (К2 – К1), руб.
где К2 – коэффициент роста объема реализации в оценке по отпускным ценам.
;
Где - реализация в отчетном периоде по ценам базисного года, руб.
- реализация в базисном году, руб.
V. Расчет влияния на прибыль экономики от снижения себестоимости продукции:
ΔПрпс.с.= Сф.б. – Со, руб;
Где Сф.б. – себестоимость реализованной продукции отчетного года в ценах и условиях базисного года, руб.
Со. – фактическая себестоимость реализованной продукции отчетного года, руб.
VI. Расчет влияния на прибыль изменений себестоимости за счет структурных сдвигов в составе продукции:
Производится отдельным расчетом по данным бухгалтерского учета определяется влияние на прибыль изменений цен на материалы и тарифов на услуги.
Сумма факторных отклонений дает общее изменение прибыли от реализации продукции за отчетный период.
ΔПрп = ΔПрпi ; руб
Задание 1.На основании данных таблицы 2 провести факторный анализ прибыли от реализации продукции, сформулировать выводы.
Таблица 2
Исходные данные для факторного анализа прибыли от реализации продукции, тыс.руб.
Показатель | Базисный период | Данные базисного периода, пересчитанные на объем продаж отчетного периода | Отчетный период |
Выручка от реализации пр-ции (В) | 83 414 | 81 032 | 97 120 |
Полная себестоимость реализованной пр-ции(З) | 67 937 | 65 534 | 78 523 |
Прибыль |
Расчеты оформить в таблицу 3.
Таблица 3
Расчет влияния факторов первого уровня на изменение суммы прибыли от реализации продукции в целом по предприятию
Показатель прибыли | Факторы | Порядок расчета | Прибыль, тыс.руб. | |||
Объем продаж | Структура продаж | Цены | Себестоимость | |||
По | to | |||||
Пусл1 | По*Iрп | |||||
Пусл2 | ||||||
Пусл3 | ||||||
П1 |
Задание 3.На основании данных таблицы 4 провести факторный анализ прибыли от реализации отдельных видов продукции. Сформулировать выводы, предложить свои мероприятия по увеличению размера прибыли на предприятии.
Таблица 4
Факторный анализ прибыли от реализации отдельных видов продукции