Прибыль от реализации продукции и методы её определения

Прибыль от реализации продукции является частью выручки от реализации, однако в отличие от выручки, поступление которой фиксируется регулярно, объем полученной прибыли определяется только за определенный период (квартал, год) на основании данных бухгалтерского учета.

Логика формирования прибыли предприятия от реализации продукции представлена на рис. 2

Прибыль от реализации продукции и методы её определения - student2.ru

Отдельно следует остановиться на определении влияния себестоимости на прибыль от реализации продукции.

Себестоимость продукции (работ, услуг) – это выраженные в денежной форме текущие расходы предприятия на их производство (выполнение).

В соответствии в П(С)БУ 16 «Расходы», себестоимость реализованной продукции состоит из производственной себестоимости продукции, которая была реализована в течение отчетного периода, нераспределенных общепроизводственных затрат и сверхнормативных производственных затрат.

В производственную себестоимость продукции включают:

· прямые материальные затраты;

· прямые затраты на оплату труда;

· другие прямые затраты;

· общепроизводственные расходы.

К расходам, которые не включаются в производственную себестоимость, однако учитываются при определении прибыли, относятся:

· административные расходы;

· расходы на сбыт;

· прочие операционные расходы.

Предприятие может существенно влиять на объем прибыли, снижая себестоимость продукции. Однако здесь необходимо отметить следующее:

во-первых, состав расходов, которые относятся на себестоимость, определяется законодательством;

во-вторых, в составе затрат, относимых на себестоимость, размер некоторых из них регулируется государством путем установления нормативов отчислений. Это касается отчислений на социальные мероприятия (государственное пенсионное страхование, социальное страхование); в случае применения налоговых норм и методов начисления амортизации; другие расходы (налог на землю, коммунальный налог).

Влияние предприятия на указанные элементы затрат ограничено. Однако, предприятие может добиваться снижения себестоимости путем умелого управления показателями, по отношению к которым устанавливаются нормативы и отчисления: расходы на оплату труда (ФОТ), стоимость основных производственных фондов, их структура и срок полезного использования.

Определение суммы прибыли от реализации продукции (работ, услуг) имеет особенности в зависимости от сферы деятельности предприятия: производственная сфера, торговля, сфера услуг. Кроме того, в производственной сфере специфика определения прибыли будет отличаться у промышленных, сельскохозяйственных предприятий, строительных организаций.

Аналогично и в сфере услуг прибыль определяется по разному у коммерческих банков, страховых компаний и инвестиционных фондов.

На предприятиях производственной сферы используются три метода расчета прибыли от реализации продукции (работ, услуг):

1) метод прямого счета;

2) расчет прибыли по показателю затрат на одну гривну продукции;

3) экономический (аналитический) метод.

Метод прямого счета предусматривает расчет прибыли по каждому виду продукции:

1) Пед = Ц – С

2) П = Пед * К

Метод точный, но достаточно трудоемкий и не позволяет учесть влияние на прибыль многих факторов.

Расчет прибыли по показателю затрат на одну гривну продукции предусматривает использование данных о производственных расходах и реализации продукции за предыдущий период, а также ожидаемые изменения, которые прогнозируются в следующем периоде.

1) Стек­.-ед = Стек / ОПтек

2) Спл-ед = Стек­.-ед +/- ∆ Стек­.-ед

3) Пед = Ц - Спл-ед

4) П = Пед * К

Данный метод представляет собой укрупненный метод расчета, применяется для расчета прибыли от реализации всей продукции, позволяет учесть влияние изменения фактора себестоимости продукции.

Экономический (аналитический) метод отличается от предыдущего тем, что позволяет учесть не только влияние на прибыль изменение себестоимости продукции, но и влияние факторов объема производства, уровня цен и рентабельности продукции, ассортимента и качества продукции.

Расчет по этому методу осуществляется отдельно для сравнимой и несравнимой продукции. Сравнимая - это продукция, которая производилась в предыдущем периоде. Несравнимая продукция – это продукция, которая не производилась на предприятии в предыдущем периоде.

Алгоритм расчета прибыли по сравнимойпродукцииосуществляется в такой последовательности:

1) рассчитывается ожидаемая базовая прибыль и базовая рентабельность;

2) продукция планового периода определяется по себестоимости предыдущего периода;

3) на основе базовой рентабельности и рассчитывается прибыль в плановом периоде;

4) рассчитывается влияние отдельных факторов на изменение прибыли.

Прибыль от реализации несравнимой продукции рассчитывается методом прямого счета (если есть необходимые данные), или на основе показателя средней рентабельности продукции по предприятию:

П = С * Рср / 100%

Наши рекомендации