Методы оценки экономической эффективности проектов
Методы оценки экономической эффективности проектов делятся на три группы[12, 90]:
- статические;
- динамические.
Статические методы в свою очередь делятся на одно- и многопериодные статические методы.
Однопериодные статические методы основаны на сравнении вариантов инвестиционных проектов не за весь проектный период, а за 1 год, в качестве которого выбирается первый год работы предприятия на полную проектную мощность. Предпочтительный вариант выбирается по установленным критериям:
- объем инвестиционных затрат;
- прибыль;
- доход от проекта;
- рентабельность.
Однопериодные статические методы используются для оценки эффективности инвестиционных проектов, имеющих различные периоды осуществления. В их основе лежит метод оценки и оптимизации срока окупаемости (СО, РР), который при равномерном поступлении прибыли (Pt = const) рассчитывается следующим образом[17, 119]:
, (1.1)
где IC – объем инвестиций;
Pt – чистая прибыль;
РР – период окупаемости.
Если прибыль не равномерна по годам, то находится момент, когда сумма эффектов (прибыли) равна сумме инвестиций[17, 120]:
, (1.2)
Достоинством этого метода является простота расчетов. В качестве недостатка можно отметить невозможность учесть динамику результатов после того, как проект окупит себя.
Показатель расчетной нормы прибыли ARR (Accounting Rate of Return) является обратным по содержанию сроку окупаемости капиталь-ных вложений.
Расчетная норма прибыли отражает эффективность инвестиций в виде процентного отношения денежных поступлений к сумме первоначальных инвестиций[17, 121]:
, (1.3)
где ARR – расчетная норма прибыли инвестиций;
Pt – среднегодовые денежные поступления (прибыль) от хозяйственной деятельности;
IC – объем инвестиций.
Этому показателю присущи все недостатки, свойственные показателю срока окупаемости. Он принимает в расчет только два критических аспекта, инвестиции и денежные поступления от текущей хозяйственной деятельности и игнорирует продолжительность экономического срока жизни инвестиций.
Использование ARR в настоящее время во многих фирмах и странах мира объясняется рядом достоинств этого показателя.
Во-первых, он прост и очевиден при расчете, а также не требует использования таких изощренных приемов, как дисконтирование денежных потоков.
Во-вторых, показатель ARR удобен для встраивания его в систему стимулирования руководящего персонала фирм. Именно поэтому те фирмы, которые увязывают системы поощрения управляющих своих филиалов и подразделений с результативностью их инвестиций, обращаются к ARR. Это позволяет задать руководителям среднего звена легко понимаемую ими систему ориентиров инвестиционной деятельности.
Недостатки показателя расчетной рентабельности инвестиций являются оборотной стороной его достоинств. Во-первых, так же, как показатель периода окупаемости, ARR не учитывает разной ценности денежных средств во времени, поскольку средства, поступающие, например, на 10-й год после вложения средств, оцениваются по тому же уровню рентабельности, что и поступления в первом году. Во-вторых, этот метод игнорирует различия в продолжительности эксплуатации активов, созданных благодаря инвестированию. В-третьих, расчеты на основе ARR носят более «витринный» характер, чем расчеты на основе показателей, использующих данные о денежных потоках. Последние показывают реальное изменение ценности фирмы в результате инвестиций, тогда как ARR ориентирована преимущественно на получение оценки проектов, адекватной ожиданиям и требованиям акционеров и других лиц и фирм «со стороны».
Максимальный денежный отток (Cash Outflow), называемый в отечественных источниках потребностью финансирования (ПФ) – это максимальное значение абсолютной величины отрицательного накопленного сальдо от инвестиционной и операционной деятельности. Величина потребности финансирования показывает минимальный объем внешнего финансирования проекта, необходимый для обеспечения его финансовой реализуемости. Поэтому потребность финансирования называют еще капиталом риска.
Термин внешнее финансирование в отличие от внутреннего предполагает любые источники финансирования (собственные и привлеченные), внешние по отношению к проекту, тогда как внутреннее финансирование осуществляется в процессе реализации проекта за счет получения чистой прибыли и амортизационных отчислений.
Динамические методы основаны на изменении стоимости денег во времени и учете влияния временного фактора. При расчете эффективности фактор времени нужно учитывать из-за:
- динамичности технико-экономических показателей предприятия, проявляющейся в изменении объемов и структуры продукции, норм расхода сырья, материалов, численности персонала, длительности производственного цикла. Данные изменения особенно сильно проявляются в период освоения мощностей или технических перевооружений. Учет данных изменений производится путем формирования денежных потоков с учетом особенностей процесса производства на каждом шаге расчетного периода;
- физического износа основных фондов, что приводит к снижению их производительности и увеличению затрат на содержание, экс
- плуатацию и ремонт. Физический износ учитывается при формировании производственной программы, операционных издержек, сроков замены оборудования;
- изменение во времени цен на производимую продукцию и по-требляемые ресурсы;
- несовпадения объемов выполняемых строительно-монтажных работ с размерами оплаты этих работ;
- разновременности затрат результатов и эффектов;
- изменения во времени экономических нормативов;
- разрывов во времени, лагов между производством и реализаци-ей продукции, между оплатой и потреблением ресурсов.
Сравнение различных инвестиционных проектов (или вариантов проекта) и выбор лучшего из них рекомендуется производить с использо-вание различных показателей, к которым относятся[6, 157]:
- чистый дисконтированный доход (ЧДД) или интегральный эф-фект;
- индекс доходности (ИД);
- внутренняя норма доходности (ВНД).
Данные показатели рассмотрены согласно Методическим рекомендациям по оценке эффективности инвестиционных проектов [11, 30].
Рассмотрим характеристику данных показателей и результаты выполненных расчетов.
Рассмотрим метод чистой текущей стоимости[8, c. 178].
Этот метод основан на сопоставлении величины исходной инвестиции (IC) с общей суммой дисконтированных чистых денежных поступлений, генерируемых ею в течение прогнозируемого срока. Поскольку приток денежных средств распределен во времени, он дисконтируется с помощью коэффициента r, устанавливаемого аналитиком (инвестором) самостоятельно исходя из ежегодного процента возврата, который он хочет или может иметь на инвестируемый им капитал.
Допустим, делается прогноз, что инвестиции (IC) будут генерировать в течение n лет, годовые доходы в размере P1, P2, ..., Рn. Общая накопленная величина дисконтированных доходов (PV) и чистый приведенный эффект (NPV) соответственно рассчитываются по формулам:
, (1.4)
, (1.5)
Очевидно, что если: NPV > 0, то проект следует принять;
NPV < 0, то проект следует отвергнуть;
NPV = 0, то проект ни прибыльный, ни убыточный.
При прогнозировании доходов по годам необходимо по возможности учитывать все виды поступлений как производственного, так и непроизводственного характера, которые могут быть ассоциированы с данным проектом.
Так, если по окончании периода реализации проекта планируется поступление средств в виде ликвидационной стоимости оборудования или высвобождения части оборотных средств, они должны быть учтены как доходы соответствующих периодов.
Если проект предполагает не разовые инвестиции, а последовательное инвестирование финансовых ресурсов в течение m лет, то формула для расчета NPV модифицируется следующим образом:
, (1.6)
где i — прогнозируемый средний уровень инфляции.
Расчет с помощью приведенных формул вручную достаточно трудоемок, поэтому для удобства применения этого и других методов, основанных на дисконтированных оценках, разработаны специальные статистические таблицы, в которых табулированы значения сложных процентов, дисконтирующих множителей, дисконтированного значения денежной единицы и т. п. в зависимости от временного интервала и значения коэффициента дисконтирования.
Необходимо отметить, что показатель NPV отражает прогнозную оценку изменения экономического потенциала предприятия в случае принятия рассматриваемого проекта. Этот показатель аддитивен во временном аспекте, т. е. NPV различных проектов можно суммировать. Это очень важное свойство, выделяющее этот критерий из всех остальных и позволяющее использовать его в качестве основного при анализе оптимальности инвестиционного портфеля.
Рассмотрим метод внутренней нормы доходности
Под нормой рентабельности инвестиции (IRR) понимают значение коэффициента дисконтирования, при котором NPV проекта равен нулю:
IRR = r, при котором NPV = f(r) = 0.
Смысл расчета этого коэффициента при анализе эффективности планируемых инвестиций заключается в следующем: IRR показывает максимально допустимый относительный уровень расходов, которые могут быть ассоциированы с данным проектом. Например, если проект полностью финансируется за счет ссуды коммерческого банка, то значение IRR показывает верхнюю границу допустимого уровня банковской процентной ставки, превышение которого делает проект убыточным.
На практике любое предприятие финансирует свою деятельность, в том числе и инвестиционную, из различных источников. В качестве платы за пользование авансированными в деятельность предприятия финансовыми ресурсами оно уплачивает проценты, дивиденды, вознаграждения и т.п., т.е. несет некоторые обоснованные расходы па поддержание своего экономического потенциала.
Показатель, характеризующий относительный уровень этих расходов, можно назвать «ценой» авансированного капитала (CC). Этот показатель отражает сложившийся на предприятии минимум возврата на вложенный в его деятельность капитал, его рентабельность и рассчитывается по формуле средней арифметической взвешенной.
Экономический смысл этого показателя заключается в следующем: предприятие может принимать любые решения инвестиционного характера, уровень рентабельности которых не ниже текущего значения показателя CC (или цены источника средств для данного проекта, если он имеет целевой источник). Именно с ним сравнивается показатель IRR, рассчитанный для конкретного проекта, при этом связь между ними такова. Если:
IRR > CC, то проект следует принять;
IRR < CC, то проект следует отвергнуть;
IRR = CC, то проект ни прибыльный, ни убыточный.
Рассмотрим метод индекса прибыльности.
Этот метод по сути является следствием метода чистой текущей стоимости. Индекс прибыльности (PI) рассчитывается по формуле:
, (1.7)
Очевидно, что если:
РI > 1, то проект следует принять;
РI < 1, то проект следует отвергнуть;
РI = 1, то проект ни прибыльный, ни убыточный.
В отличие от чистой текущей стоимости индекс прибыльности является относительным показателем.
Благодаря этому он очень удобен при выборе одного проекта из ряда альтернативных, имеющих примерно одинаковые значения NPV. либо при комплектовании портфеля инвестиций с максимальным суммарным значением NPV.
Таким образом, методы оценки экономической эффективности инвестиций делятся на группы статические и динамические.
ГЛАВА 2. Бизнес планирование на предприятии ООО «Русич»
Маркетинговый и организационный план создания автомойки
Проектируемое предприятие будет являться структурным подразделением ООО «Русич».
Основным видом деятельности общества является розничная торговля моторным топливом (горюче-смазочными материалами).
Численность персонала предприятия 7 человек:
- директор – 1 человек;
- бухгалтер – 1 человек;
- операторы автоматической заправочной станции – 4 человека;
- слесарь – 1 человек.
Рассмотрим, как изменится структура предприятия.
Как было отмечено выше, ООО «Русич» - малое предприятие, численность персонала до открытия автомоечного комплекса – 7 человек.
Открытие автомойки увеличит численность персонала на 4 человека.
Организационная структура представлена на рисунке 2.1.
Рис. 2.1. Организационная структура
Директор. Организует работу и эффективное взаимодействие производственных единиц и структурных подразделений предприятия, направляет их деятельность на достижение высоких темпов развития. Принимает меры по обеспечению предприятия квалифицированными кадрами, по наилучшему использованию знаний и опыта работников, созданию безопасных и благоприятных условий для их труда.
Бухгалтер. Выполняет работу по различным участкам бухгалтерского учета (учет основных средств, товарно-материальных ценностей, затрат на производство, реализации продукции, результатов хозяйственно-финансовой деятельности, расчеты с поставщиками и заказчиками, а также за предоставленные услуги и т. п. ). Осуществляет прием и контроль первичной документации по соответствующим участкам учета и подготавливает их к счетной обработке. Подготавливает данные по соответствующим участкам учета для составления отчетности, следит за сохранностью бухгалтерских документов, оформляет их в соответствии с установленным порядком.
Слесарь осуществляет текущий ремонт и техническое обслуживание имеющегося оборудования и техники.
Администратор – контролирует деятельность рабочих автомойки, выполняет прием денежных средств от клиентов и выдает чеки за проведенное обслуживание.
С целью выявления потребностей клиентов предприятия ООО «Русич» было принято решение о проведении анкетирования.
Респондентам была предложено ответить на следующие вопросы:
1. Как часто вы посещаете нашу АЗС?
1. один раз в день;
2. один раз в три дня;
3. один раз в неделю.
2. Удовлетворены ли вы качеством предоставляемых услуг?
4. да;
5. нет;
6. не всегда.
3. Какие еще услуги вы бы хотели получать на нашей АЗС?
1. автоматическая мойка машин;
2. ремонтные работы;
3. другое (записать).
По итогам проведенного анкетирования 76 человек – клиентов АЗС, выявлено следующее.
Таблица 2.1
Результаты проведенного анализа
Вопросы | Варианты ответов | ||
Как часто вы посещаете нашу АЗС | один раз в день – 14 человек | один раз в три дня – 51 человек | один раз в неделю – 15 человек |
Удовлетворены ли вы качеством предоставляемых услуг | да – 65 человек | нет – 0 человек | не всегда – 11 человек |
Какие еще услуги вы бы хотели получать на нашей АЗС | автоматическая мойка машин – 51 человек | ремонтные работы – 11 человек | другое – 14 человек |
Таким образом, необходимо отметить что:
1. большинство опрошенных посещают ООО «Русич» один раз в три дня (67,11%);
2. большинство опрошенных в целом удовлетворены качеством предоставляемых услуг (85,53%);
3. наиболее востребованной дополнительной услугой, которую хотелось бы получить 67,11% опрошенных является автоматическая мойка машин, 14,47% - ремонтные работы, 18,42% - другое (кафе, магазин и т. д.)
Итак, по результатам проведенного анкетирования клиентов ООО «Русич» выявлено, что вновь открытый автоматическая мойка машин будет пользоваться популярностью у постоянных клиентов предприятия.
Рис. 2.1. Анализ структуры опрошенных водителей по количествам посещений, %
Рис. 2.2. Анализ удовлетворенности качеством
предоставляемых услуг, %
Рис. 2.3. Оценка потребностей постоянных клиентов
в новых услугах, %
Кроме этого открытие автоматической мойки машин позволит предприятию расширить перечень предоставляемых услуг, а, следовательно, увеличить масштабы своей деятельности.
Итак, цель вновь создаваемого предприятия – удовлетворение потребности населения в автомоечных услугах.
Автомойки - бизнес далеко не новый, но по-прежнему востребованный. Более того, многие эксперты заявляют, что этот сектор переживает в настоящее время очередной виток развития. В особенности данное утверждение касается региональных рынков, например, Норильской области.
Как в любом бизнесе, автомоечное дело прошло свои стадии развития. Сначала каждый мыл свою машину где-нибудь во дворе. Потом на улицах появились мальчишки с брызгалками и тряпками. Затем настал черед аппаратов высокого давления, моек портального типа.
В Европе сегодня широко распространены туннельные мойки, но в России до этого пока далеко.
В целом, если сравнивать с той же Европой, то региональный автомоечный бизнес находится еще на заре своего существования.
По словам местных предпринимателей и продавцов моечного оборудования, «автопрачечные» как отдельный вид бизнеса начали массово появляться в Норильске относительно недавно - в 1996-1997 годах. До тех пор мойка служила довеском к станциям техобслуживания (СТО) и различным автотранспортным предприятиям (АТП).
Позже их стали строить при автозаправочных станциях (АЗС). Не считая этих автомоек, продолжающих успешно функционировать и сейчас, в столице на сегодняшний день работает около 20 «помывочных» точек. Согласно расчетам зарубежных экспертов, на каждые 50 тысяч населения должна приходиться одна портальная мойка.
Конечно, у нас не Запад, и далеко не у каждого второго городского жителя есть машина. Тем не менее, даже с учетом этой оговорки, получается, что автомоечный рынок находится, в лучшем случае, в зачаточном состоянии. Первоначальный бум на открытие автомоек прошел, но рынок этих услуг до конца еще не освоен. Предпринимательский интерес к данному виду бизнеса, достаточно велик, и сейчас, и в ближайшей перспективе на региональном рынке будут появляться новые участники.
Основными услугами, оказываемыми автомоечным комплексом являются:
1. мойка кузова - это базовая услуга. Мойка ковриков может включается в нее по умолчанию;
2. мойка двигателя - несмотря на исключительную важность двигателя как составной части автомобиля, сама операция предельно проста. Сначала из АВД с двигателя сбивается основная масса загрязнения. Затем двигатель покрывается специальной химией. Спустя две-три минуты средство, впитавшее грязь, смывается водой из аппарата высокого давления. За десять минут получаем безупречно чистый двигатель;
3. уборка салона - пылесос салона; протирка стекол; чистка пластиковых и кожаных поверхностей. Заказать комплекс услуг стоит немного дешевле, чем заказывать каждую услугу по отдельности;
4. ополаскивание – быстрый смыв грязи с кузова машины из АВД;
5. полировка кузова - придает поверхностям авто приятный лоск. Пользуется особенным спросом у автовладельцев в весенне-летний период;
6. химчистка салона - требует дополнительного оборудования — моющий пылесос;
7. чистка колесных дисков;
Для привлечения дополнительных клиентов в первое время можно оказывать дополнительные услуги: снятие с корпуса автомобиля антикоррозийной смазки; удаление с кузова машины битумных пятен, оставленных дорожным покрытием; и т.д. , а также подкачка шин, продувка замков сжатым воздухом, чтобы попавшую в них влагу не прихватило на морозе. Для того, чтобы замки и впредь были в порядке, вам могут обработать их затем специальным средством, предотвращающим замерзание. Обе процедуры весьма актуальны в нашем непростом климате.
Потенциальными клиентами предприятия в первое время будут в основном клиенты АЗС ООО «Русич» - это жители микрорайона по ул. Томская и близлежащих улиц, а в последствии планируется привлечение клиентов именно на автомоечный комплекс.
К конкурентным преимуществам предприятия следует отнести:
- отсутствие в непосредственной близости конкурентов;
- нахождение в непосредственной близости платных автостоянок, гаражного кооператива;
- удобный подъезд;
- густонаселенный район.
Рассмотрим план маркетинга, основная цель которого быстрое увеличение количества посетителей и продаж.
Прямая почтовая рассылка (рекламное сообщение на бумажном бланке в конверте, разосланное по всем адресам из клиентской базы) - это великолепный способ быстрого продвижения автомойки на целевой рынок. Стратегически необходимо спланировать, когда рассылка появится у дверей потенциальных клиентов. Лучше, чтобы это был конец рабочей недели, для увеличения потока клиентов в выходные, или подстегивания активности клиентов в выходные дни.
Умело составленный текст рассылки с четким призывом к действию вызовет быстрый отклик у целевой аудитории. Одна из возможных идей - предложение обслуживания двух машин по цене одной. Если клиент приводит с собой друга, супругу или сослуживца, их обслуживают обоих по цене одного. Это способ привлечь новых посетителей за счет уже имеющихся.
Дверные подвески (разновидность рекламных листовок из картона или пластика с круглым отверстием, наподобие ярлыка: их обычно вешают на дверные ручки или крючки)
Этот метод подразумевает проведение конкурса между сотрудниками автомойки, которым будет предложено распространять «дверные подвески» рядом с автомойкой и в окрестностях их собственных домов. Подвеска может быть оформлена в виде персонального приглашения от сотрудника и содержать специальные дисконтные предложения, побуждающие людей посетить именно эту автомойку. Сотрудник, привлекший наибольшее число посетителей, выигрывает приз.
Кроме того, между посетителями будет разыгрываться по лотерейному принципу бесплатная мойка, или годовое поощрение в виде двух бесплатных моек в месяц.
Самоклеющиеся купоны. Идея идентична акции с дверными подвесками. Каждому из нас знакомы самоклейки «Post it!», или проще «стикеры».
Самоклеющиеся листики, оформленные в виде долларов, должны содержать специальное предложение, представляющее выгоду для посетителей. Возможно предложить сотрудникам мойки обклеивать ими грязные машины на стоянках, парковках и перед домами и назначить вознаграждение тому, чьи «доллары» принесут фирме наибольший доход.
«Купи одну, получи одну».Можно предложить посетителям «оплатить сегодня одну комплексную мойку и получить бесплатную наружную мойку в следующее посещение».Когда клиент вернется за своей бесплатной мойкой, сотрудники мойки будут готовы предложить ему дополнительные услуги, а также попытаться продать ему карточку предоплаты.
Быстрому внедрению этой программы и привлечению в нее клиентов может способствовать реклама на вывесках, дверных подвесках, в газетах, с использованием прямой почтовой рассылки или радио.
«Выиграй серию бесплатных моек на год»
Награждение каждой 25-ой машины, посещающей мойку, специальным пропуском, содержащим годовой запас бесплатных моек. Этот пропуск содержит 12 отрывных купонов на бесплатную мойку, каждый из которых можно использовать раз в месяц. Возможна организация акции, в которой работники мойки устраивают шумное приветствие каждой 20-ой машины, въезжающей в автомойку, чтобы привлечь внимание прохожих и других клиентов. Достаточная продолжительность акции - 1-2 недели. По ее окончании можно предложить журналистов, например, радиостанции «Интерволна» для освещения этого события.
«И еще в придачу»
Быстрый отклик аудитории и хорошая отдача от затрат на маркетинг - основная цель каждого владельца и управляющего автомойкой, рекламирующего свои услуги. Однако, привлечение новых клиентов в автомойку - только часть задачи. Не менее важно их удержать.
Один из принципов маркетинга, помогающий поддерживать в клиентах желание возвращаться вновь и вновь - это принцип «и еще в придачу». Важно, чтобы этот принцип укоренится в сознании персонала, и чтобы они всегда неуклонно следовали ему.
Принцип этот прост: что бы ни делали работники автомойки, они должны проявлять максимум старания... и еще немного в придачу. Они должны работать усердно... и еще сверх того. Они моют машины добросовестно...проявляя при еще немного старания в придачу. Они чистят дверные косяки... и еще что-то в придачу. Резина и диски колес без единого пятнышка и сияют на солнце... и еще сверх того.
Если работа превысит ожидания клиентов, они не только будут толпиться у автомойки, но и своим друзьям и родственникам ее посоветуют. Удержание клиентов - вот название и основная цель.
Ценовая политика - это механизм или модель принятия решений о поведении предприятия на основных типах рынков для достижения поставленных целей хозяйственной деятельности. Минимально возможная цена зависит от себестоимости продукции, максимально возможная цена определяется наличием каких-то уникальных достоинств в продукции предприятия. Цены товаров конкурентов, и товаров-субститутов (заменителей) определяют средний уровень, на который предприятие должно ориентироваться при установлении цены. Таким образом, средняя цена на услуги составляет 200 руб.
Бюджет плана маркетинга составляет руб. 26500 руб. на первый год работы и распределяется следующим образом:
- прямая почтовая рассылка - 8000 руб.;
- дверные подвески – 8000 руб.;
- самоклеющиеся купоны – 5000 руб.;
- прочие рекламные материалы – 5500 руб.
По итогам проведенного анкетирования 76 человек – клиентов АЗС, выявлено следующее:
- географическое разделение
57 человек (75% клиентов) – проживающие в микрорайоне;
18 человек (25% клиентов) – не проживание в микрорайоне (проездом);
- посещение клиентами автомоек района и города
20 человек (26,31% клиентов) – еженедельно;
30 человек (39,47% клиентов) – два раза в месяц;
18 человек (23,68% клиентов – ежемесячно, либо моют самостоятельно.
- затраты, которые респондент готов потратить на мойку (ежемесячно):
- 3 человека (3,94% клиентов) – 200 руб.;
- 53 человека (67,95% клиентов) - 200-400 руб.;
- 20 человека (26,32% клиентов) – 400-1000 руб.
Наиболее привлекателен для предприятия сегменты:
- клиенты, проживающие в микрорайоне (75% от общего числа клиентов);
- клиенты, посещающие автомойку еженедельно или два раза в месяц 65,78% от общего количества клиентов;
- клиенты, готовые потратить на мойку 200-400 руб. - 71,89% от общего количества клиентов.
Планируемое среднее количество машин, которое будет ежедневно обслуживать автоматическая мойка машин – 10-15 в первом квартале, а далее планируется рост до 30 машин, но, разумеется, данные показатели могут корректироваться. Средняя продолжительность мойки одной машины составляет 15-20 мин.
Конкуренты предприятия на рынке – автомоечные комплексы, расположенные в г. Норильске. Отметим сильные стороны конкурентов:
- наличие высокотехнологичного оборудования;
- наличие постоянных клиентов;
- опыт работы от 2 лет;
- наличие дополнительного сервиса.
Отметим слабые стороны конкурентов:
- отсутствие заинтересованности персонала в результатах своей деятельности;
- отсутствие маркетинговых кампаний, проводимых автомойками.
Производственный и финансовый план
Для реализации инвестиционного предложения предприятию необходимо произвести следующие затраты:
- закупить необходимое оборудование;
- провести пусконаладочные работы;
- закупить необходимые дополнительные материалы и комплектующие.
Среднее количество машин, которое будет ежедневно обслуживать автоматическая мойка машин – 15 в первом квартале, а далее планируется рост до 25 машин. Средняя стоимость мойки машин составляет 200 рублей.
Средняя продолжительность мойки одной машины составляет 20-30 мин.
Данные по материальным затратам представим в таблице 2.2.
Таблица 2.2
Материальные затраты инвестиционного предложения, тыс. руб.
Наименование издержек по группам материальных затрат | I кв. 2015 г. | II кв. 2015 г. | III кв. 2015 г. | IV кв. 2015 г. |
Материалы | ||||
Комплектующие | 8,8 | |||
Энергия | 1,65 | 0,9 | 0,78 | 1,68 |
Тепло | 3,28 | 1,62 | 0,6 | 2,38 |
Итого: | 18,33 | 2,52 | 6,38 | 4,06 |
Данные по заработной плате представим в таблице 2.3.
Таблица 2.3
Расходы на оплату труда и отчисления на социальные нужды, тыс. руб.
Основные выплаты по категориям работников | I кв. 2015 г. | II кв. 2015 г. | III кв. 2015 г. | IV кв. 2015 г. |
Расходы на оплату труда -рабочих (3 человека) -администратор | ||||
Всего: | ||||
Отчисления от ФОТ | 68,35 | 68,35 | 68,35 | 68,35 |
Итого: | 260,35 | 260,35 | 260,35 | 260,35 |
Представим данные по издержкам, связанным со сбытом продукции в таблице 2.4.
Таблица 2.4
Издержки по сбыту продукции, тыс. руб.
Основные виды затрат | I кв. 2015 г. | II кв. 2015 г. | III кв. 2015 г. | IV кв. 2015 г. |
Расходы на рекламу | 11,5 |
Представим ожидаемые результаты от внедрения данного инвестиционного проекта представим в таблице 2.5.
Таблица 2.5
Поток реальных денег от инвестиционной деятельности, тыс. руб.
Наименование показателя | I кв. 2015 г. | II кв. 2015 г. | III кв. 2015 г. | IV кв. 2015 г. |
Здания, сооружения | ||||
Машины, оборудование, передаточные устройства | ||||
Итого вложения в основной капитал, тыс. руб. | ||||
Всего инвестиций |
Далее рассмотрим, каким будем поток реальных денег от операционной деятельности, возникающий на предприятии в связи с осуществлением инвестиционного предложения, что представлено в таблице 2.6-2.7.
Таблица 2.6
Поток реальных денег от операционной деятельности, тыс. руб.
Наименование показателя, | I кв. 2015 г. | II кв. 2015 г. | III кв. 2015 г. | IV кв. 2015 г. |
Выручка | ||||
Текущие расходы | 290,18 | 267,87 | 271,73 | 269,41 |
Амортизация | 1,36 | 1,36 | 1,36 | 40,56 |
Прибыль до вычета налогов | 13,82 | 340,13 | 336,27 | 338,59 |
Налог на прибыль | 3,32 | 81,63 | 80,70 | 81,26 |
Проектируемая чистая прибыль | 10,50 | 258,50 | 255,56 | 257,33 |
Чистый доход от операционной деятельности | 11,86 | 259,85 | 256,92 | 297,88 |
Таблица 2.7
Сводная таблица инвестиционной и операционной деятельности, тыс. руб.
Наименование показателя | I кв. 2015 г. | II кв. 2015 г. | III кв. 2015 г. | IV кв. 2015 г. |
Инвестиционная деятельность, Рi | ||||
Операционная деятельность, Дi | 11,86 | 259,85 | 256,92 | 297,88 |
Сальдо двух видов деятельности, Сi | -184,14 | 259,85 | 256,92 | 297,88 |
Накопленное сальдо реальной деятельности, НСРД=Дi-Р | -184,14 | 75,71 | 332,64 | 630,52 |
Таким образом, очевидно, что инвестиционный проект будет весьма эффективен, т. к. уже к началу следующего года даст 630,52 тыс. руб. Однако отметим, что первый квартал требует привлечения дополнительных средств.
Данные по финансовой деятельности представлены в таблице 2.8.
Таблица 2. 8
Финансовая деятельность предприятия, тыс. руб.
Наименование показателя | I кв. 2015 г. | II кв. 2015 г. | III кв. 2015 г. | IV кв. 2015 г. |
Финансирование из чистой прибыли | ||||
Сальдо финансовой деятельности |
Для того чтобы осуществить проект предприятию необходимо спроектировать финансовую деятельность, найти источники финансирования, рассчитать плату за них, составить график возврата кредита и все это должно быть сделано так, чтобы на каждом шаге имелись наличные средства.