Тема 7. Специальные налоговые режимы
Сегодня в России действуют два режима налогообложения хозяйствующих субъектов:
1. Общепринятая система (общий режим) налогообложения, при которой налогоплательщики обязаны уплачивать все налоги и сборы, установленные Налоговым кодексом и иными нормами налогового законодательства, по которым у налогоплательщика возникает объект налогообложения.
2. Система специальных налоговых режимов, которая представлена четырьмя режимами: упрощенная система налогообложения, непосредственно предусмотренная для субъектов малого предпринимательства (уплачивают единый налог с совокупного дохода или с валовой выручки); система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности; система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог); система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции.
С 1 января 2003 г. введен в действие специальный налоговый режим, предусмотренный гл. 26.2 НК РФ – «Упрощенная система налогообложения» (УСН). За ее основу был взят Федеральный закон от 29.12.95 № 222-ФЗ «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства»,
поэтому этот специальный налоговый режим уже давно известен налогоплательщикам и опробован на практике.
Во-первых, переход на упрощенную систему (возврат к общему режиму) носит добровольный характер, во-вторых, не все могут перейти на упрощенную систему, существует ряд условий. Это еще более повышает значимость налоговой оптимизации в рамках налогового менеджмента.
Законодательно установлен перечень организаций и предпринимателей, которые ни при каких обстоятельствах не вправе перейти на упрощенную систему. Например, организации и предприниматели, производящие и (или) реализующие подакцизную продукцию, занимающиеся игорным бизнесом, организации, имеющие филиалы и (или) представительства, банки, страховщики и др.
Все остальные организации и предприниматели должны соблюдать требования (ст.
НК РФ):
– сумма дохода от реализации (без учета НДС) за 9 предшествующих месяцев не должна превышать 15 млн руб. (20 млн руб. за налоговый период);
– средняя численность работников за налоговый (отчетный) период не должна превышать 100 человек;
– остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов по данным бухгалтерского учета не должна превышать 100 млн руб. Остаточная стоимость при этом определяется по состоянию на 1-е число месяца, в котором подано заявление о переходе на «упрощенку».
Если эти требования будут нарушены, налогоплательщик считается перешедшим на общий режим налогообложения с начала того квартала, в котором было допущено превышение. Следовательно, необходимо будет восстановить все налоги и представить отчетность по общеустановленной системе, а также восстановить налоговую и бухгалтерскую отчетность («задним числом» это сделать практически невозможно).
В целом, суть и главное преимущество упрощенной системы налогообложения является единый налог, уплачиваемый взамен целого ряда налогов: для организаций – налога на прибыль, налога на имущество организаций, единого социального налога и НДС (за исключением НДС, уплачиваемого при ввозе товаров на таможенную территорию РФ); для предпринимателей – налога на доходы физических лиц (по доходам, полученным от предпринимательской деятельности), налога на имущество (по имуществу, используемому в предпринимательской деятельности), единого социального налога, НДС (кроме НДС, уплачиваемого при ввозе товаров на таможенную территорию).
Первый этап налоговой оптимизации для налогоплательщиков, имеющих право перейти на упрощенную систему, выбрать более выгодный режим: общий или упрощенный.
Второй этап оптимизации для налогоплательщиков, имеющих право перейти на упрощенную систему, выбрать один из двух вариантов уплаты налога:
– по ставке 15 % c доходов, уменьшенных на величину расходов (объект «доходы минус расходы»);
– по ставке 6 % c доходов (объект «доходы»).
По первому объекту налогообложения установлен минимальный размер единого налога, исчисляемый по ставке 1 % к доходам. Причем изменить объект налогообложения в период применения УСН нельзя (п. 2 ст. 346.14 НК РФ).
Определить, какой из вариантов уплаты единого налога выгоднее в каждом конкретном случае, можно по-разному. Один из возможных способов – для каждого из вариантов рассчитать долю единого налога в доходах. Вариант, при котором она окажется меньше (т. е. меньшая часть дохода изымается в виде налога), и будет предпочтительнее.
Доля единого налога для объекта «доходы минус расходы» определяется исходя из предполагаемого уровня рентабельности. Доля единого налога для объекта «доходы» по определению – 6 %. Однако нужно иметь в виду, что предприятия, выбравшие объект
«доходы», уменьшают единый налог на величину взносов на обязательное пенсионное страхование. Максимальный размер подобных вычетов составляет 50 % от суммы налога (п. 3 ст. 346.21 НК РФ). В результате, фактическая доля единого налога в доходах будет меньше 6 %. Таким образом, на выгодность применения того или иного варианта влияет еще и предполагаемый фонд оплаты труда (ФОТ), ведь от него зависит величина страховых взносов в Пенсионный фонд РФ.
Кроме того, налогоплательщики, выбравшие объект «доходы», вправе уменьшить единый налог на сумму пособий по временной нетрудоспособности, выплачиваемых за счет предприятия (а не за счет средств ФСС РФ). Такое право им предоставлено Федеральным законом от 31.12.2002 № 190-ФЗ. Поэтому на выгодность применения того или иного варианта влияет также предполагаемая сумма выплат по больничным листам.
Таким образом, выбор того или иного объекта налогообложения подразумевает три этапа расчетов:
1) определение влияния на величину единого налога предполагаемого уровня рентабельности;
2) определение влияния предполагаемого фонда оплаты труда (ФОТ);
3) определение влияния предполагаемой суммы выплат пособий по временной нетрудоспособности, производимых за счет предприятия.
Несмотря на то, что упрощенная система направлена именно на снижение налогового бремени, в некоторых случаях налоговые обязательства налогоплательщиков могут возрасти:
– хозяйственная деятельность убыточна либо рентабельность очень низкая (в этом случае возможна ситуация, когда сумма минимального налога превысит общую сумму налогов, уплачиваемых при использовании общего режима налогообложения);
– в составе затрат значительную долю составляют расходы, не учитываемые при исчислении единого налога (консультационные и информационные услуги, расходы на НИОКР, судебные и арбитражные расходы и др.), при этом рентабельность невысока;
– налогоплательщик осуществляет операции с ценными бумагами (в частности, расчеты по векселю), сделки по договорам цессии, уступки права требования и другие аналогичные операции.[65]
Существенным преимуществом упрощенной системы является значительное упрощение налогового и бухгалтерского учета. Однако, несмотря на явные преимущества данной системы налогообложения, она вызывает ряд проблем и сложностей в применении, что необходимо учитывать в налоговом менеджменте при выборе данной системыО.дна из причин, которая удерживает организации и предпринимателей от перехода на упрощенную систему налогообложения, – это НДС. Плательщики единого налога не признаются плательщиками по налогу на добавленную стоимость, поэтому они не включают НДС в цену, и, следовательно, покупатель не может принять соответствующую сумму налога к вычету. Из-за того, что они не выставляют сумму НДС, некоторым покупателям становится невыгодно с ними работать. Покупателям – плательщикам НДС выгоднее работать с теми продавцами, которые применяют общий режим налогообложения, либо договариваться с продавцами, применяющими «упрощенку», о продаже товара по более низкой цене. Кроме того, организации и предприниматели, работающие «на упрощенке», входной НДС к вычету не принимают, т. к. последние предоставляются только плательщикам НДС. Это еще одна причина, по которой названный спецналоговый режим теряет свою привлекательность.
Другая причина, по которой не все предприятия могут использовать упрощенную систему налогообложения в целях налоговой оптимизации, – это необходимость доплаты сумм единого налога и пени при реализации объектов основных средств. В частности, это касается организаций, применяющих в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов. По объектам основных средств, приобретенным в период применения упрощенной системы, их стоимость сразу (на дату ввода в
эксплуатацию) и полностью включается в состав расходов. Однако в случае реализации (передачи) таких основных средств до истечения трех лет с момента их приобретения (в отношении основных средств со сроком полезного использования свыше 15 лет – до истечения 10 лет с момента их приобретения) налоговая база за весь период эксплуатации основного средства подлежит пересчету с учетом положений гл.25 НК РФ с уплатой пени. При налоговой оптимизации с использованием упрощенной системы налогообложения следует помнить еще об одной трудности – включение в налоговую базу авансов, полученных от покупателей и заказчиков. Авансы полученные включаются в состав доходов, а авансы выданные в состав расходов не включаются, т. к. расходами налогоплательщиков признаются затраты после их фактической оплаты. Вместе с тем, при применении упрощенной системы с полученного аванса в бюджет уплачивается 15 или 6 % (в зависимости от выбранного объекта налогообложения), в то время как при общем режиме налогообложения авансы облагаются НДС по расчетной ставке (18/180 или
10/110), что превышает сумму единого налога по ставке 6 %.
Учитывая перечисленные выше преимущества и недостатки, можно сделать вывод, что переход на упрощенную систему выгоден организациям торговли, общественного питания и организациям, оказывающим различные услуги населению, т. к. покупателями в основном являются физические лица, не являющиеся плательщиками НДС, и момент реализации, как правило, совпадает с моментом оплаты. Однако названные категории налогоплательщиков, как правило, попадают в обязательном порядке под действие другого специального налогового режима – единого налога на вмененный доход для видов деятельности, оказывающих платные услуги за наличный расчет.
Кроме того, использование упрощенной системы как одного из способов налогового менеджмента целесообразен в том случае, когда основную массу покупателей составляют организации и индивидуальные предприниматели также применяющие упрощенную систему либо применяющие общий режим налогообложения, но освобожденные от уплаты НДС.
Таким образом, при планировании единого налога при упрощенной системе налогообложения организации должны анализировать целесообразность перехода на него, выбирать объект налогообложения и осуществлять планирование налогов, уплачиваемых при данном специальном налоговом режиме
Особенностью специального налогового режима в форме единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (ЕНВД), является объект налогообложения, в качестве которого выступает вмененный доход с учетом базовой доходности единицы натурального базового показателя (1 кв.м. производственной площади, численность работников, количество производственных единиц и т. д.). Поэтому оптимизация налогов возможна по двум основным направлениям:
– увеличение выпуска продукции (товаров, работ, услуг) и повышение ее фактической доходности;
– минимизация прочих (дополнительных к единому) налогов за счет увеличения объектов обложения, связанных с основной деятельностью, и сокращения объектов налогообложения по другим, не связанным со специальным режимом, видам деятельЕнНоВстДи. в первую очередь удобен индивидуальным предпринимателям, которым сложно скрывать размер выручки и официально проводить все расходы. Хотя НК РФ не предоставляет налогоплательщикам возможности выбирать, переходить на уплату единого налога на вмененный доход или не переходить, возможность оптимизировать налога на вмененный доход имеется.
Сумма налога на вмененный доход не зависит ни от размера выручки, ни от величины прибыли, а только от так называемых физических показателей – площади занимаемых помещений, количества работников и пр. Поэтому способы оптимизации ЕНВД основываются именно на этих показателях.
Например, при уплате ЕНВД в зависимости от торговой площади магазина можно разделить помещение, назвав большую часть магазина демонстрационным залом, поскольку налогом облагается только площадь, используемая для торговли (ст. 346.27 НК РФ). С учетом того, что в демонстрационном зале товар не отпускается, а с выставочной площади ЕНВД не взимается, возможно существенно снизить его размеры (постановление ФАС СКО от 14 мая 2002 г. № Ф08-1543/2002-5720А). В целях четкого разграничения помещений важно отделить демонстрационное помещение от того, где продается товар, например, поставив у условной границы табличку соответствующего содержания, а также письменным распоряжением руководителя (директора) зафиксировать факт разделения магазина на два помещения: для торговли и для демонстрации, а также хранения товаров. Кроме того, к такому распоряжению следует приложить план с указанием конкретных площадей, а его копию в увеличенном масштабе вывесить в самом магазине. Таким образом, по существу и в конкретной форме будет создан «правоустанавливающий документ», обусловливающий определение торговой площади (ст. 346.27 НК РФ). В документах должно указываться, что демонстрационный зал одновременно используется и для хранения товаров – следовательно, его нельзя считать торговым.
Аналогичный способ снижения ЕНВД применим также к предприятиям общественного питания, поскольку они платят ЕНВД с площади зала для обслуживания посетителей. Таким образом, часть общего помещения, например с бильярдными столами, можно выделить и не начислять с нее ЕНВД. Кроме того, поскольку услуги по организации досуга отнесены к общепиту, что соответствует Классификатору услуг населению ОК 002-93, утвержденному постановлением Госстандарта РФ от 28 июня 1993 г. № 163, то, если часть помещения, занятую бильярдом, передать в аренду, ею станет распоряжаться арендатор, не оказывающий услуги общественного питания. Деятельность арендатора не имеет ничего общего с общественным питанием, и он не должен платить ЕНВД. Это означает, что прежде, чем делить площади, необходимо рассчитать, в каком случае платежей меньше – при ЕНВД или при начислении обычных налогов в общем порядке. Причем, одновременно необходимо учитывать налоговые платежи, которые арендатор обязан начислить с арендной платы, даже если она будет очень нУесбтоалньошволйе.нные применительно к ЕНВД ограничения по площади торгового зала нужно соблюдать и в том случае, если налогоплательщик арендует ее, например, в крупном торговом центре или в магазине. Если все условия соблюдаются, то установленное ограничение для площади торгового зала действует, т. е. если она больше 150 кв. метров, арендатор не должен платить ЕНВД.
Поскольку немало налогоплательщиков осуществляют свою деятельность и нескольких регионах, следует иметь в виду, что, установленные ограничения должны соблюдаться по каждому объекту, даже если они расположены в разных регионах. Это означает, что, если хотя бы по одному объекту ограничение превышено, ЕНВД не платится в целом по организации (по всем объектам индивидуального предпринимателя). Организации общественного питания, не переводятся на уплату ЕНВД, если площадь зала обслуживания посетителей превышает 150 кв. метров. Причем это правило (как и в случае с торговыми организациями) должно соблюдаться в отношении каждого из имеющихся объектов. Таким образом, если у налогоплательщика имеется несколько точек общественного питания, то достаточно, чтобы хотя бы в одной из них был зал с площадью свыше 150 кв. метров, и в этом случае будет стоять выбор между общей и упрощенной системами налогообложения.
Если ЕНВД зависит от численности персонала, лица, оказывающие бытовые или ветеринарные услуги, ремонтирующие и моющие автотранспорт, организующие разносную торговлю, могут сократить штат работников, уменьшив тем самым налог. Коллектив работников можно разделить на две части, и одну часть оставить работать, как и прежде на основании трудовых договоров, а вторую часть превратить в индивидуальных предпринимателей, осуществляющих свою деятельность без образования юридического
лица (ПБОЮЛ). Последние продолжают исполнять свои прежние обязанности, но с ними заключены договоры на оказание различных услуг – например, по ведению бухучета, обеспечению безопасности предприятия и т. д., поскольку такая деятельность ЕНВД не облагается. Таким способом при формальном сокращении численности работников можно увеличить реальный персонал, не взирая на какие-либо установленные ограничения. Кроме того, можно с частью работников организации заключить гражданско-правовые договоры на оказание услуг по своей специальности.