Специальные налоговые режимы: понятие специального налогового режима, особенности, организационные принципы формирования, условия перехода на отдельные специальные режимы.

В Налоговом кодексе РФ специальный налоговый режим определяется очень узко, лишь как система мер налогового регулирования. Специальный налоговый режим создается в рамках специальной системы налогообложения, для ограниченных категорий налогоплательщиков и видов деятельности, обязательно включающей в себя единый налог как центральное звено, и сопутствующее ему ограниченное количество других налогов и сборов, заменить которые единым налогом либо нецелесообразно, либо просто невозможно. Хотя, как упрощенная система, специальный налоговый режим, по сравнению с общим режимом налогообложения, можно рассматривать в качестве особого механизма налогового регулирования определенных сфер деятельности.

Специальный налоговый режим следует рассматривать с двух методологических позиций: как организационно-финансовую категорию управления объективными налоговыми отношениями и как особую форму налогового регулирования.

Последствия применения специальных налоговых режимов

Позитивное влияние Негативное влияние
снижение налоговой нагрузки на приоритетные сферы (причем возможно регулирование круга налогоплательщиков); повышение собираемости налогов в сферах применения специальных налоговых режимов; сокращение теневого оборота, упрощение процедур налогового администрирования для налогоплательщиков, повышение инвестиционной активности населения и малого бизнеса и т.д. разукрупнение организаций; создание новых схем уклонения от уплаты налогов с использованием специальных налоговых режимов; снижение поступлений ЕСН и налога на прибыль в бюджеты; подмена видов деятельности более выгодными видами для предпринимателей; затруднение для налоговых органов процедур проведения налоговых проверок и т.д.

Организационные принципы формирования специальных налоговых режимов.

Принцип Характеристика
Принцип упрощения системы налогообложения. достигается сокращением общего количества налогов и может быть обеспечен путем упрощения механизма исчисления и уплаты единого налога
Принцип упрощения учета и налоговой отчетности субъекты могут освобождаться от применения плана бухгалтерских счетов и использования способа двойной записи. Кроме того, может упрощаться налоговая отчетность, но при сохранении общепринятого порядка ведения кассовых и некоторых других операций
Принцип обязательности то есть неприемлемости добровольного перехода на специальный налоговый режим. Его несоблюдение (добровольность) может привести к ослаблению налогового контроля и отступлению от таких принципов налогообложения, как всеобщность, единство, обязательность. Налоги и налоговые системы, даже специальные, не могут строиться на условиях добровольности, так как это противоречит государственно-правовой законодательной форме налоговых платежей
Принцип налогового благоприятствования то есть специальный налоговый режим должен быть для основной массы налогоплательщиков более мягким (преференциальным), по сравнению с общим режимом, с позиций своей упрощенности и оптимальности налогового бремени. Несоблюдение этого принципа лишает экономического смысла введение специального налогового режима
Принцип приоритетности и избирательности круг лиц (субъектов), которые переводятся на специальный налоговый режим, ограничен определенными видами деятельности, отраслями и категориями налогоплательщиков. В противном случае, это будет не специальный, а общий налоговый режим
Принцип замещения единым налогом в совокупности других общережимных платежей количество заменяемых единым налогом платежей в бюджет и внебюджетные фонды может корректироваться в зависимости от вида специального налогового режима
Принцип сосуществования единого и части других общеустановленных налогов и сборов конкретный перечень сопутствующих налоговых платежей зависит от особенностей специального налогового режима
Принцип максимально возможного учета особенностей условий хозяйствования максимальный учет особенностей условий хозяйствования плательщиков единого налога путем использования различного рода корректирующих коэффициентов и установления конкретного перечня других налогов

Налог на доходы физических лиц (НДФЛ): характеристика элементов налога, виды доходов физических лиц и их налогообложение, стандартные, социальные, имущественные и профессиональные налоговые вычеты по НДФЛ.

Налог на доходы физических лиц — прямой федеральный налог, являющийся одним из важнейших источников формирования доходной части бюджетной системы государства, непосредственно затрагивающий интересы всех слоев экономически активного населения. Это один из основных налогов, который позволяет в максимальной степени реализовать основные принципы налогообложения, такие как справедливость и равномерность распределения налогового бремени.

Плательщиками налога на доходы физических лиц являются физические лица, для целей налогообложения подразделяемые на две группы: 1)лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации (фактически находящиеся на территории России не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев); 2)лица, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, в случае получения дохода на территории России.

Объектом налогообложения признается доход, полученный налогоплательщиками в налоговом периоде (календарном году) как в денежной (национальной или иностранной валюте), так и в натуральной форме, в том числе в виде материальной выгодыС 2001 года действует единая, независимая от размера дохода, 13 процентная ставка налога.

Ставка 30% применяется ко всем доходам лиц, не являющихся налоговыми резидентами России, за исключением доходов, получаемых в виде дивидендов от долевого участия в деятельности российских организаций, в отношении которых налоговая ставка установлена в размере 15%.

Налоговая ставка в размере 35% установлена в отношении следующих доходов:

-стоимости любых выигрышей и призов, получаемых в конкурсах, играх и других мероприятиях, проводимых в целях рекламы товаров, работ и услуг, в части, превышающей 4000 рублей;

-материальной выгоды в виде экономии на процентах при получении заемных средств;

-процентов по банковским вкладам (с разницы между полученными процентами по вкладу и суммой, рассчитанной исходя из действующей ставки рефинансирования Банка России, увеличенной на 5 пунктов в течение периода, за который начислены проценты по рублевым вкладам, и 9% годовых по вкладам в иностранной валюте).

Налоговые вычеты

Доходы, облагаемые по ставке 13%, могут быть уменьшены на суммы налоговых вычетов. Налоговые вычеты подразделяются на: стандартные; социальные; имущественные; профессиональные.

Стандартные налоговые вычеты. К ним относятся:

-необлагаемый минимум для налогоплательщика;

-скидки на детей, иждивенцев и т. д.

Величина стандартных вычетов непосредственно не связана с фактическими расходами налогоплательщика. Они предоставляются всем налогоплательщикам и определяются в фиксированных абсолютных суммах.

Социальные налоговые вычеты (за исключением вычетов на благотворительные цели, расходов на обучение детей налогоплательщика и расходов на дорогостоящее лечение) предоставляются в размере фактически произведенных расходов, но в совокупности не могут превышать 120000 рублей в налоговом периоде. В случае наличия у налогоплательщика в одном налоговом периоде расходов на обучение, медицинское лечение, расходов по договору (договорам) негосударственного пенсионного обеспечения, по договору (договорам) добровольного пенсионного страхования и по уплате дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии налогоплательщик самостоятельно, выбирает, какие виды расходов и в каких суммах учитываются в пределах максимальной величины социального налогового вычета.

В течение налогового периода налоговая база подлежит уменьшению на имущественные налоговые вычеты если:

1. налогоплательщик в течение года:

-продавал жилые дома, квартиры, комнаты, включая приватизированные жилые помещения, дачи, садовые домики или земельные участки и доли в указанном имуществе;

-продавал иное имущество.

Наши рекомендации