Финансовой помощи

Наименование фонда Цель Принцип распределения Тип финансовой помощи
Фонд финансовой поддержки муниципальных районов и городских округов, поселений Выравнивание бюджетной обеспеченности по текущим расходам Формула на основании оценки налогового потенциала и нормативных бюджетных расходов Дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности
Региональный фонд компенсаций Финансирование государственных полномочий. (как правило, пособия и льготы населению) Формула на основе численности населения Субвенции на финансирование государственных полномочий
Региональный фонд софинансирования социальных расходов Стимулирование приоритетных расходов и поддержка реформ в социальной сфере Формула на основе нормативных расходов и их частичного возмещения Субсидии на определенную функциональную статью расходов (отрасль)
Фонд муниципального развития Поддержка развития муници­пальной инфраструктуры Квоты на основе формул (с последующим конкурсным отбором инвестиционных проектов) Субсидии на финансирование инвестиционных проектов
Фонд реформирования региональных финансов Поддержка и стимулирование бюджетных реформ Конкурс (программы реформ и их выполнение) Субсидии или субвенции на определенный тип, направление расходов

муниципальными правовыми актами представительного органа муниципального района, принимаемыми в соответствии с требованиями БК РФ и соответствующими им законами субъекта Российской Федерации.

Порядок определения объемов районных фондов финансовой поддержки поселений и распределения дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений из бюджета муниципального района устанавливается законом субъекта Российской Федерации.

Объем и распределение дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений утверждаются решением представительного органа муниципального района о бюджете муниципального района на очередной финансовый год (очередной финансовый год и плановый период).

Дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений из бюджета муниципального района предоставляются поселениям, расчетная бюджетная обеспеченность которых не превышает уровень, установленный в качестве критерия выравнивания расчетной бюджетной обеспеченности поселений данного муниципального района.

Расчетная бюджетная обеспеченность поселений определяется соотношением налоговых доходов на одного жителя, которые могут быть получены бюджетом поселения исходя из налоговой базы (налогового потенциала), и аналогичного показателя в среднем по поселениям данного муниципального района с учетом различий в структуре населения, социально-экономических, климатических, географических и иных объективных факторах и условиях, влияющих на стоимость предоставления муниципальных услуг в расчете на одного жителя.

Использование при определении уровня расчетной бюджетной обеспеченности поселений показателей фактических доходов и расходов за отчетный период и показателей прогнозируемых доходов и расходов отдельных поселений не допускается.

Уровень расчетной бюджетной обеспеченности поселения с учетом дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений из бюджета муниципального района не может превышать уровень расчетной бюджетной обеспеченности с учетом дотаций из указанного фонда иного поселения, входящего в состав данного муниципального района, которое до распределения указанных дотаций имело более высокий уровень расчетной бюджетной обеспеченности.

Порядок предоставления субсидий из местных бюджетов бюджету субъекта Российской Федерации (отрицательный трансферт).В соответствии со ст. 142. 2 БК РФ и законом субъекта Российской Федерации может быть предусмотрено предоставление бюджету субъекта Российской Федерации субсидий из бюджетов поселений и муниципальных районов (городских округов), в которых в отчетном финансовом году расчетные налоговые доходы местных бюджетов (без учета налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений) превышали уровень, установленный законом субъекта Российской Федерации.

Указанный уровень не может быть установлен ниже двукратного среднего соответственно по поселениям или муниципальным районам (городским округам) данного субъекта Российской Федерации уровня в расчете на одного жителя.

Порядок расчета и предоставления субсидий бюджету субъекта Российской Федерации из местных бюджетов, устанавливается законом субъекта Российской Федерации.

Субсидии из бюджетов поселений, перечисляемые в бюджет субъекта Российской Федерации учитываются в доходах бюджета субъекта Российской Федерации и в бюджетных ассигнованиях регионального фонда финансовой поддержки поселений.

В случае наделения представительных органов муниципальных районов полномочиями органов государственной власти субъектов Российской Федерации по расчету и предоставлению дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений указанные субсидии из бюджетов поселений, входящих в состав территории муниципальных районов, учитываются в доходах бюджета субъекта Российской Федерации и в бюджетных ассигнованиях регионального фонда компенсаций для распределения между бюджетами муниципальных районов в порядке, установленном БК РФ.

Субсидии из бюджетов муниципальных районов и городских округов, перечисляемые в бюджет субъекта Российской Федерации, учитываются в доходах бюджета субъекта Российской Федерации и в бюджетных ассигнованиях регионального фонда финансовой поддержки муниципальных районов (городских округов).

Объем субсидий, подлежащих перечислению из местных бюджетов в бюджет субъекта Российской Федерации, рассчитывается пропорционально превышению расчетных налоговых доходов уровня, установленного законом субъекта Российской Федерации.

Объем указанной субсидии для отдельного муниципального образования в расчете на одного жителя не может превышать 50 процентов разницы между расчетными налоговыми доходами местного бюджета (без учета доходов по дополнительным нормативам отчислений) в расчете на одного жителя и двукратным средним уровнем расчетных налоговых доходов в расчете на одного жителя в отчетном финансовом году.

Расчетные налоговые доходы муниципального образования в расчете на одного жителя после исключения межбюджетной субсидии, подлежащей перечислению в бюджет субъекта Российской Федерации, не могут быть ниже расчетных налоговых доходов в расчете на одного жителя иного муниципального образования, которое до исключения указанной межбюджетной субсидии имело более низкий уровень расчетных налоговых доходов в расчете на одного жителя.

Объем межбюджетных субсидий, подлежащих перечислению из местных бюджетов в бюджет субъекта Российской Федерации, утверждается законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации.

Порядок предоставления субсидий из бюджетов внутригородских муниципальных образований бюджетам субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга определяется законами указанных субъектов Российской Федерации в соответствии с настоящим Кодексом.

Порядок предоставления субсидий из бюджетов поселений бюджетам муниципальных районов на решение вопросов местного значения межмуниципального характерапредусмотрено ст. 142.3. БК РФ.

Поселения, входящие в состав муниципального района, обязаны перечислять в бюджет муниципального района межбюджетные субсидии на решение вопросов местного значения межмуниципального характера.

Цели, порядок расчета, перечисления и использования межбюджетных субсидий устанавливаются уставом муниципального района или муниципальным правовым актом представительного органа муниципального района.

Размер указанных межбюджетных субсидий утверждается решением представительного органа муниципального района и решениями представительных органов поселений о местных бюджетах по единому для всех соответствующих поселений данного муниципального района нормативу в расчете на одного жителя либо потребителя муниципальных услуг.

В случае невыполнения органом местного самоуправления поселения решения представительного органа муниципального района о бюджете муниципального района в части перечисления межбюджетных субсидий в бюджет муниципального района сумма межбюджетных субсидий взыскивается за счет доходов от федеральных налогов и сборов, налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, региональных и местных налогов, подлежащих зачислению в местный бюджет, в порядке, определяемом финансовым органом муниципального района с соблюдением общих требований, установленных Министерством финансов Российской Федерации.

Итак, форма межбюджетных трансфертов, или так называемые, отрицательные трансферты, - это механизм межбюджетного регулирования, призванный более эффективно выравнивать бюджетную обеспеченность муниципальных образований за счет централизации части средств из бюджетов в наиболее обеспеченных муниципальных образований в бюджеты субъектов РФ для их последующего перераспределения между менее обеспеченными дотационными муниципальными образованиями.

Установление нормативов отчислений от налогов в местные бюджеты, приводящее к существенному увеличению бюджетной обеспеченности у отдельных муниципалитетов, может быть компенсировано перераспределением из них «излишков средств» в менее обеспеченные местные бюджеты, что позволяет уменьшить разрыв бюджетной обеспеченности между муниципальными образованиями.

Следует отметить, что принятие решения о введении механизма "отрицательных трансфертов" относится к компетенции субъектов РФ.Это означает закрепление практики "отрицательных трансфертов" и предоставление региональным органам власти права в одностороннем порядке принимать решения о взыскании части собственных доходов у отдельных муниципальных образований.

Однако в высокодотационных регионах даже при наличии существенных разрывов в бюджетной обеспеченности муниципальных образований отмечается невозможность отдельных муниципалитетов обеспечить финансовыми ресурсами расходные обязательства только за счет налоговых доходов. В этой связи, несмотря на то, что самые высокообеспеченные по налоговым доходам муниципалитеты и в большей мере финансово обеспечены налоговыми доходами, их объем недостаточен для выполнения собственных полномочий, которые не учитываются при расчете "отрицательных трансфертов". Таким образом, представляется нецелесообразным введение механизма "отрицательного трансферта" в тех случаях, когда таким муниципалитетам при выравнивании бюджетной обеспеченности необходимо будет предусматривать выделение межбюджетных трансфертов.

финансовой помощи - student2.ru

Контрольные вопросы:

1.Какие существуют методы межбюджетного выравнивания?

2.В чем сущность «вертикальной» и «горизонтальной» сбалансированности бюджетной системы?

3.В чем суть налогового регулирования бюджетной обеспеченности?

4.Перечислите применяемые в Российской Федерации основные раздельные и совместные налоги, разграниченные на постоянной основе между уровнями бюджетной системы.

5.Дайте определение понятия «межбюджетные трансферты».

6.Из каких фондов предоставляется финансовая помощь из федерального бюджета субъектам Федерации?

7.Для каких целей создан Федеральный фонд компенсаций, как он формируется и распределяется?

8.Охарактеризуйте порядок образования и использования Федерального фонда финансовой поддержки субъектов Российской Федерации?

9.Что представляет собой федеральный фонд софинансирования расходов?

10. Какие виды межбюджетных трансфертов из бюджетов субъектов Федерации предоставляются местным бюджетам?

11. В каких формах и на какие цели предоставляются межбюджетные трансферты из местных бюджетов?

финансовой помощи - student2.ru

Тесты

1. Перераспределение средств между уровнями бюджетной системы:

a) горизонтальное бюджетное выравнивание

b) вертикальное бюджетное выравнивание

c) предоставление бюджетных кредитов из федерального бюджета

d) оказание финансовой помощи

2.Цель вертикального бюджетного выравнивания - :

a) обеспечение достаточной финансовой базы для реализации бюджетных полномочий всех уровней власти

b) обеспечение единого стандартного уровня потребления государственных услуг жителями различных регионов страны посредством применения единых формализованных методов распределения федеральной финансовой помощи нижестоящим бюджетам

c) выравнивание уровня потребления государственных услуг по территориям

3.Целью горизонтального бюджетного выравнивания -:

a) обеспечение достаточной финансовой базы для реализации бюджетных полномочий всех уровней власти

b) обеспечение единого стандартного уровня потребления государственных услуг жителями различных регионов страны посредством применения единых формализованных методов распределения федеральной финансовой помощи нижестоящим бюджетам

c) финансовое выравнивание, включающее разграничение расходных полномочий (расходных обязательств - делегированных, собственных и совместного ведения)

4.Налоговое регулирование бюджетной обеспеченности осуществляется посредством:

a) закрепления налогов или отчислений на постоянной основе Бюджетным кодексом РФ и Налоговым кодексом РФ

b) закрепления налогов или отчислений на постоянной основе региональным и местным законодательством;

c) оказания финансовой помощи

d) безвозмездных перечислений от налоговых начислений

e) установления дополнительных (дифференцированных) отчислений от налогов

f) начисления штрафов и иных сумм принудительного изъятия налогов

5.Налоговые доходы, установленные для зачисления в федеральный бюджет по нормативу 100 процентов:

a) налог на добавленную стоимость

b) акцизы на спирт этиловый из всех видов сырья (за исключением пищевого)

c) акцизы на табачную продукцию

d) акцизы на автомобили легковые и мотоциклы

e) водный налог

f) транспортный налог

g) акцизы на спирт этиловый из пищевого сырья

6.Установление федеральных налогов и сборов относится к компетенции:

a) Министерства экономического развития и торговли РФ

b) Федерального Собрания РФ

c) Правительства РФ

d) Министерства финансов РФ

e) Федеральной налоговой службы

7.Налоговые доходы, установленные для зачисления в бюджеты субъектов РФ по нормативу 100 процентов:

a) налог на имущество организаций

b) налог на игорный бизнес

c) налог на доходы физических лиц

d) налог на добавленную стоимость

e) акциз на пиво

f) транспортный налог

g) акциз на алкогольную продукцию

h) единый сельскохозяйственный налог

i) сбор за пользование объектами животного мира

8.Налоговые доходы, установленные для зачисления в бюджеты муниципальных районов по нормативу 100 процентов:

a) земельный налог

b) налог на имущество физических лиц

c) налог на доходы физических лиц

d) единый сельскохозяйственный налог

e) плата за выдачу разрешения на установку рекламной продукции

f) плата за государственную регистрацию транспортных средств

g) налог на прибыль

h) налог на добавленную стоимость

9.Межбюджетные трансферты предоставляются из федерального бюджета:

a) бюджетам бюджетной системы Российской Федерации

b) бюджетам государственных внебюджетных фондов

c) негосударственным пенсионным фондам

d) коммерческим банкам

e) федеральному фонду обязательного медиц-го страхования

10.Формы межбюджетных трансфертов, предоставляемых из федерального бюджета:

a) дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов РФ

b) субсидии бюджетам субъектов РФ

c) дотации на выравнивание бюджетной сбалансированности поселений РФ

d) субвенции бюджетам субъектов РФ

e) субвенции местным бюджетам

11.Формы межбюджетных трансфертов, предоставляемых из местных бюджетов:

a) дотации из бюджетов муниципальных районов на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений

b) субсидии, перечисляемых из бюджетов поселений в бюджеты муниципальных районов на решение вопросов местного значения межмуниципального характера

c) субсидии, перечисляемых в бюджеты субъектов Российской Федерации для формирования региональных фондов финансовой поддержки поселений и региональных фондов финансовой поддержки муниципальных районов (городских округов)

d) иные межбюджетные трансферты

e) субвенции в бюджеты муниципальных районов на решение вопросов местного значения межмуниципального характера из бюджетов поселений

12.Дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности образуют:

a) Федеральный фонд финансовой поддержки субъектов РФ;

b) Федеральный фонд компенсаций

c) Федеральный фонд софинансирования расходов

d) Федеральный фонд регионального развития

e) трансферты на поддержку отраслей промышленности

13.Совокупность субсидий бюджетам субъектов РФ из федерального бюджета образует:

a) Федеральный фонд софинансирования расходов;

b) Федеральный фонд компенсаций;

c)Федеральный фонд финансовой поддержки субъектов РФ;

d) Федеральный фонд регионального развития

e)трансферты на поддержку ЗАТО

14.Совокупность субвенций бюджетам субъектов РФ из федерального бюджета образует:

a) Федеральный фонд компенсаций

b) Федеральный фонд софинансирования расходов

c)Фонд реформирования региональных и муниципальных финансов

d) трансферты на поддержку отдельных мероприятий и отраслей

e)делегированные полномочия для «ЗАТО»

15.Основные условия предоставления межбюджетных трансфертов из бюджетов субъектов РФ предусмотрены:

a) Бюджетным кодексом РФ

b) законами субъектов РФ

c)действующими приказами Минфина РФ

d) Налоговым кодексом РФ

16. Установите соответствие фонда финансовой поддержки виду финансовой помощи:

Федеральный фонд компенсаций     Федеральный фонд регионального развития - субсидия финансовым органам для стимулирования бюджетных реформ - субвенции на финансирование федеральных полномочий
  Федеральный фонд софинансирования социальных расходов - субсидия на поддержку определенной функциональной статьи расходов
  Фонд реформирования региональных и муниципальных финансов   Федеральный фонд финансовой поддержки субъектов РФ - дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности - субсидия на осуществление национальных проектов
- субсидия на финансирование инвестиционных проектов
  - субвенции на финансирование мер социальной поддержки - дотации на возмещение убытков от содержания объектов ЖКХ

17. Установите соответствие фонд финансовой помощи целям образования:

Федеральный фонд компенсаций - выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов РФ по текущим расходам
Федеральный фонд регионального развития   Фонд реформирования региональных и муниципальных финансов - стимулирования приоритетных расходов и поддержка реформ в социальной сфере - обеспечения полного объема финансирования приоритетных расходов субъектов РФ
  Федеральный фонд софинансирования социальных расходов   Федеральный фонд финансовой поддержки субъектов РФ - выделение субсидий регионам, отобранным на конкурсной основе по итогам выполнения этапов реализации программ реформирования региональных и муниципальных финансов - оказание финансовой помощи отдельным городам региона
- повышение уровня социально- экономического развития субъекта РФ (улучшения обеспеченности регионов инженерной и социальной инфраструктурой)
- финансирование федеральных полномочий, делегируемых для исполнения органами власти субъекта РФ

18. Установите соответствие видов межбюджетных трансфертов их определениям:

Наши рекомендации