Анализ финансовых результатов коммерческой организации

Цель внутреннего анализафинансовых результатов — выявить резервы роста прибыли и рентабельности деятельности организа­ции для повышения уровня его конкурентоспособности и финан­совой устойчивости.

Задачи анализа:

• проанализировать динамику показателей прибыли и рента­бельности;

• оценить состав и структуру нераспределенной прибыли;

• дать оценку изменениям прочих доходов и расходов;

• провести факторный анализ прибыли от продажи продукции, работ, услуг;

• проанализировать распределение прибыли на предприятии;

• оценить показатели рентабельности;

• рассчитать резервы роста доходности организации и разрабо­тать мероприятия по их реализации.

Анализ нераспределенной прибыли целесообразно начать с изуче­ния ее состава и динамики изменения отдельных статей. В состав нераспределенной прибыли должны быть включены следующие статьи формы № 2 «Отчет о прибылях и убытках»: валовая при­быль, прибыль от продажи продукции (работ, услуг), прочие дохо­ды (расходы), прибыль до налогообложения. По каждой перечисленной статье определяют ее удельный вес в прибыли до налого­обложения. Расчетные значения позволят установить факторы, формирующие финансовый результат, выявить тенденцию изме­нений и их причины, которым необходимо дать экономическое обоснование. Например, увеличение коммерческих расходов оправдано мри условии роста товарооборота и активным продвиже­нием товаров на рынки сбыта.

Особое внимание следует уделить расходам, которые занимают значительный удельный вес и ежегодно возрастают. Например, при анализе убытков от выплаты штрафов при нарушении договорных обязательств устанавливают причины невыполнения обязательств по каждому договору, а при списании просроченной дебиторской задолженности на убытки необходимо установить причины невы­полнения расчетно-платежной дисциплины по каждому дебитору. В договорах-контрактациях необходимо изучить: условия доставки и транспортировки товара, сроки поставок, качество товара, ответ­ственность сторон при невыполнении договорных обязательств. Нарушение договорных обязательств приводит к потере рынков сбыта продукции и — как следствие — к сокращению производ­ства. Недопоставка продукции отрицательно влияет не только на итоги деятельности исследуемого предприятия, но и на работу тор­говых организаций, предприятий-смежников, транспортных ор­ганизаций и т.д.

В этом случае определяют количественное влияние данных фак­торов на изменение прибыли до налогообложения.

Например, величину экономических потерь за счет списания дебиторской задолженности можно рассчитать последующей фор­муле:

ΔПдз = 360 * 3 * ПДЗ * Рдз

ПОдз * 100%

где ΔПдз— изменение прибыли за счет изменения просроченной дебиторской задолженности; 360 — период финансовой от­четности, из расчета 30 дн. в месяце (30 * 12); 3 — срок ис­ковой давности просроченной задолженности; ПДЗ — сумма просроченной дебиторской задолженности, тыс. руб.; РДЗ — рентабельность использования дебиторской задолженности;

РДЗ = Прибыль до налогообложения * 100

Среднегодовая сумма дебиторской

Задолженности

ПОдз – фактический период оборачиваемости дебиторской задолженности, дн.;

ПОдз = 360 дн. * Сумма дебиторской задолженности

Стоимость товарной продукции

Пример расчета. Просроченная дебиторская задолженность на предприятии составила 10 тыс. руб., рентабельность ее использо­вания — 20%, период оборачиваемости — 180 дн. Таким образом, недополучено прибыли на сумму 12 тыс. руб. (360 * 3 * 10 * 20): (180 * 100%).

Нераспределенная прибыль формируется преимущественно за счет доходов от обычного пила деятельности, поэтому необходимо провести детальный анализ прибыли от продажи продукции (ра­бот, услуг) как в целом по предприятию, так и по отдельным видам товаров.

На прибыль от продажи товаравлияют объем продаж, цена ре­ализации и полная себестоимость.

Объем проданных товаров может положительно и отрицательно влиять на сумму прибыли. Увеличение объема продаж рентабель­ной продукции приводит к пропорциональному увеличению при­были. Если же продукция является убыточной, то при увеличении объема реализации уменьшается величины прибыли.

Себестоимость продукции и прибыль находятся в обратной за­висимости: снижение себестоимости приводит к соответству­ющему росту суммы прибыли и наоборот.

Повышение цены при неизменных других факторах всегда при­водит к увеличению финансового результата. Цена реализации является интенсивным фактором роста прибыли, однако темпы се увеличения не должны приводить к опережающему темпу сокра­щения объемов продаж.

Факторная модель прибыли от продажи продукции (П):

П = К х (Ц-С),

где К — количество проданной продукции, ц; Ц — цена реализа­ции, руб.; С — себестоимость единицы продукции, руб.

Алгоритм расчета количественного влияния факторов методом абсолютных разниц

ΔПобщ = Пф – Ппл,

втом числе изменение прибыли за счет:

• объема продаж ΔПк = (Кф — Кпл) х (Цпл — Спл);

• пены реализации ΔПц = Кф х (Цф - Цпл);

• себестоимости продукции ΔПс = Кф х (Спл — Сф).

Наибольшую актуальность приобретает анализ прибыли по ме­тодике директ-костинг (маржинальная методика). Ее преимуще­ства заключаются в более достоверном определении степени вли­яния факторов с учетом взаимосвязи объема продаж и переменных затрат.

Факторная модель прибыли от продажи продукции (П) по сис­теме директ-костинг:

П = К х (Ц - В) -А,

где К — количество проданной продукции, ц; Ц — цена реали­зации, руб.; В — удельные переменные затраты (в расчете на единицу продукции), руб.; А — сумма условно-постоянных затрат, руб.

Факторный анализ проводят методом цепных подстановок

ΔПобщ =Пф – Ппл;

Пусл1 = Кф х (Цпл - Впл) - Апл;

Пусл2 = Кф х (Цф - Впл) - Апл;

Пусл3 = Кф х (Цф - Вф) - Апл.

Изменение прибыли за счет факторов:

• объема продаж ΔПк = Пусл 1 — Ппл;

• цены реализации ΔПц = Пусл2 - Пусл1;

• удельных переменных затрат ΔПВ = Пусл3 - Пусл2;

• суммы постоянных затрат ΔПА = Пф — Пусл3.

Пример факторного анализа прибыли от продажи товара С по отечественной и зарубежной методикам отражен в табл. 46.

Расчет количественного влияния факторов на изменение при­были по методике директ-костинг:

Пусл1 = 19823 • (75,15 - 173,45) - 380,79 =-2329,39 тыс. руб.

Пусл2 = 19823 (191,34 - 173,45) - 380,79 = -26,16 тыс. руб.

Пусл3 = 19823 - (191,34 — 92,91) - 380,79 = 1570,39 тыс. руб.

Изменение прибыли за счет:

• изменения количества проданной продукции:

ΔПк = Пусл1 - Ппл = -2329,39 - (-1244) = -1085,39 тыс. руб.;

• изменения цены единицы продукции:

ΔПц = Пусл2 – Пусл1 = -26,16 - (-2329,39) = 2303,23 тыс. руб.;

• изменения удельных переменных затрат:

ΔПуперз= Пусл3 - Пусл2= 1570,39 - (-26,16) = 1596,55тыс. руб.;

• изменения суммы постоянных затрат:

ΔПпз = Пф- Пусл3= 1235 - 1570,39 = -335,39 тыс. руб.

Суммарное изменение прибыли:

ΔП = ΔПк + ΔПц + ΔПуперз + ΔПпз = 2479 тыс. руб.

Таблица 46

Исходные и расчетные данные факторного анализа прибыли от реализации продукции (по отечественной методике)

Показатель Базисный год Отчетный год
А Б В
1. Объем реализации, ц
2. Цена реализации, руб. 75.15 191.34
3. Себестоимость 1 ц руб. 216.81 129.04
4. в том числе удельные переменные затраты, руб. 173.45 92.91
5. Сумма постоянных затрат, тыс. руб. 380.79 716.20
6. Прибыль (убыток), тыс. руб. -1244 1235.0
7 Изменение прибыли (убытка), всего, тыс. руб. (6В - 6Б) Х
в том числе за счет: объема продаж (1В - 1Б) (2Б-ЗБ) X -1564
цены реализации 1В (2В - 2Б) X
себестоимости продукции 1В (ЗБ - ЗВ) X

Вывод. Расчетные данные позволяют констатировать, что в от­четном году, по сравнению с прошлым годом, прибыль от продажи продукции увеличилась на 2479 тыс. руб. На ее увеличение суще­ственно повлияли рост иены реализации и снижение себестоимо­сти единицы продукции. Эти факторы увеличили прибыль на 2303 тыс. руб. и 1740 тыс. руб. соответственно. За счет количества про­данной продукции прибыль снизилась на 1564 тыс. руб. Так как при продаже анализируемой продукции в базисном году был по­лучен убыток, то увеличение объема продаж в расчетных данных способствует не росту, а сокращению дохода.

Если проводить анализ расчетных значений показателей по зарубежной методике, то прослеживается, что увеличение суммы постоянных затрат отрицательно влияет, а сокращение перемен­ных издержек приводит к росту прибыли на 1596,55 тыс. руб.

В продолжение вывода необходимо указать причины изменения объема продаж, цены и себестоимости (постоянных и переменных расходов). По результатам анализа разрабатывают мероприятия по устранению отрицательно воздействующих причин.

Приведем пример использования маржинального анализа (СVР) в стратегическом анализе финансовых результатов, когда требует­ся обосновать управленческие решения по увеличению объемов продаж отдельных видов товаров в зависимости от величины мар­жинального дохода и размера получаемой прибыли. Предполагае­мая компания планирует увеличить объемы реализации товаров A и В, однако при этом произойдут изменения в структуре товарной продукции и соответственно в структуре затрат. Эффективна ли данная стратегия фирмы?

Исходные и расчетные данные отражены в табл. 47.

Вывод: Стратегия компании по преимущественному увеличению объемов реализации товара В в 2,5 раза относительно товара A — на 25% следует признать правомерной, поскольку обеспечивает наи­больший финансовый результат вследствие роста продаж более рентабельного товара. В целом за счет этих двух товаров прибыль возрастет в 2,6 раза, а рентабельность продаж — на 4,8%. Если в дальнейшем фирма будет придерживаться такой ассортиментной стратегии (повышение объемов производства товаров с наиболь­шей долей маржинального дохода), то будет наращивание при­были.

При факторном анализе прибыли от продажи продукции (работ, услуг) в целом по предприятию В расчет включают структуру реа­лизованной продукции, которая может как положительно, так и отрицательно влиять на сумму прибыли. Если увеличится доля бо­лее рентабельных видов товаров в общем объеме ее продажи, то прибыль возрастет и, наоборот, при увеличении удельного веса низкорентабельных или убыточных товаров общая прибыль умень­шится.

Факторная модель прибыли от продажи продукции (работ, услуг) в целом по предприятиюпо зарубежной методике:

Таблица 47

Наши рекомендации